Анна Волкова
Проект психологически комфортной и безопасной образовательной среды ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Яйский детский сад «Чайка» пгт Яя
МЕТОДИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«Создание психологически комфортной образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении
с учетом Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования (ФГОС ДО)»
Автор проекта : Евсюкова А. Д - Воспитатель
Пгт Яя, 2019
Содержание
1) Пояснительная записка
2) Нормативно-правовая база
3) Тематический план
Публикация «Проект психологически комфортной и безопасной образовательной среды ДОУ» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Безопасность, ОБЖ. Проекты
- Оформление детских садов
- Проекты
- Работа психолога в ДОУ
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2019
4) Методологические основы реализации проекта
5) Методики оценки результатов реализации проекта
6) Комплекс мероприятий для реализации проекта
7) Список литературы
1. Пояснительная записка
Современный этап развития общества характеризуется значительными изменениями в сфере дошкольного образования в связи с внедрением Федеральных Государственных Образовательных Стандартов. Исходя из требований ФГОС ДО перед участниками образовательного процесса стоит главная задача – охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Поэтому цель работы всех педагогов ДОУ - создать такие условия в ДОУ, которые способствовали бы укреплению здоровья детей как физического, так и психического.
Для ее решения важно обеспечить специально организованное воздействие на дошкольников, создание соответствующих условий и психологическое просвещение педагогов и родителей.
В образовательных учреждениях, где дети проводят большую часть времени, остро стоит вопрос о необходимости создания специальных условий для оказания психолого-педагогической помощи. И в первую очередь это – создание психологически комфортной образовательной среды в группах и на участке дошкольного образовательного учреждения, которая является частью развивающей предметной среды в дошкольном образовательном учреждении.
В связи с этим, возникает необходимость создания современной РППС в каждой возрастной группе и на участках детского сада.
При анализе ситуации в МКДОУ выявлены противоречия:
1. Неполное соответствие развивающей предметно - пространственной среды ДОУ требованиям ФГОС ДО и принципам, предъявляемым к РППС ДОУ.
2. Недостаточность профессиональных знаний педагогами по оформлению и грамотному использованию материалов уголков для полноценного психофизического развития дошкольников.
3. Отсутствие свободного пространства в группах ДОУ для создания зоны психологической разгрузки.
4. Недостаточно активное проявление интереса к образовательному процессу со стороны родителей (законных представителей) обучающихся МКДОУ.
Данные противоречия определяют особую актуальность разработки и внедрения проекта «Создание психологически комфортной образовательной среды в группах и на участках ДОУ с учетом ФГОС ДО». Проект по созданию психологически комфортной образовательной среды является частью модернизации развивающей предметно-пространственной среды (РППС) дошкольного образовательного учреждения, предусматривающей не только оснащение помещений детского сада, но и методическую работу с педагогами по повышению их психолого-педагогических знаний.
Информационная карта проекта
Название проекта : «Создание психологически комфортной образовательной среды в группах и на участках с учетом МКДОУ с учетом Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования»
Тип проекта : Долгосрочный, практико-ориентированный
Название учреждения МКДОУ «Яйский детский сад «Чайка»
Пгт. Яя
Адрес учреждения 652100, пгт. Яя, Кемеровской области, ул. Пионерская, 5.
Телефон учреждения, факс (384-53) 6-45-40
(384-53) 6-13-22
Электронный адрес ОУ https://anedu.ru/uo/
ФИО руководителя ОУ Ольга Борисовна Иванова, заведующий
Руководитель проекта Анна Дмитриевна Евсюкова, Воспитатель
Сроки осуществления проекта (август 2019 – май 2020)
2. Нормативно-правовая база реализации проекта
1) Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
2) Приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»;
3) Приказ Минобнауки России от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
4) «Концепция дошкольного воспитания» от 16.06ю1989 № 7/1;
5) Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
6) Приказ Минобнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
7) Устав Яйского детского сада «Чайка»;
8) Примерная программа дошкольного образования «Детство» И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева.
3. Календарный план
№ п/п Мероприятия Срок Ответственные
1. Подготовительный этап
1.1. Изучение нормативных документов, регламентирующих выбор оборудования, учебно-методических и игровых материалов; современных научных разработок в области развивающей среды для детей дошкольного возраста, материала по истории и стилям дизайна сентябрь 2019г. Воспитатель
Евсюкова А. Д
1.2. Анализ условий, которые должны быть созданы в соответствии с современными стандартами, предъявляемыми нормативными документами сентябрь 2019г. Воспитатель
Евсюкова А. Д
1.3. Разработка проекта «Создание развивающей предметно-пространственной среды как пространства социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста». Составление рабочего плана реализации проекта сентябрь 2019г. Воспитатель
Евсюкова А. Д
1.4. Изучение особенностей групповых помещений, выявление особенностей зонирования в соответствии с возрастом воспитанников и составление перечня необходимого оборудования в игровых центрах сентябрь 2019г. Воспитатель
Евсюкова А. Д
1.5. Разработка рекомендаций по созданию развивающей предметно-пространственной среды в ДОО согласно возрастным особенностям сентябрь 2019г. Воспитатель
Евсюкова А. Д
2. Основной этап
2.1. Консультации на темы:
• «Возрастные особенности детей и стиль оформления группового помещения»;
• «Эстетические требования, предъявляемые к оформлению группы». Октябрь 2019г. Воспитатель
Евсюкова А. Д
2.2. Подбор и приобретение необходимых игрушек, дидактических пособий, детской и игровой мебели и игровых уголков Октябрь 2019г. Воспитатель
Евсюкова А. Д
администрация ДОУ
2.3. Зонирование групповых помещений согласно рекомендациям и принципам
построения развивающей среды Октябрь 2019г. Воспитатель
Евсюкова А. Д
2.4. Работа по созданию развивающей среды в групповых комнатах Октябрь 2019г. - апрель 2020г. Воспитатель
.Евсюкова А. Д
2.5. Создание развивающей среды в групповых комнатах в соответствии с требованиями пожарной безопасности, санитарно-гигиеническими Октябрь 2019г. - апрель 2020г. Воспитатель
Евсюкова А. Д
3. Завершающий этап
3.1. Итоговая презентация «Организация развивающей предметно-пространственной среды как пространство социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста» : на сайтах, в средствах массовой информации. Участие в конкурсах май 2019г. Воспитатель
Евсюкова А. Д
3.2. Обобщение положительного опыта. Представление результатов работы в ДОУ и на районом семинаре для воспитателей г. Ноябрьск май 2019г. Воспитатель
Евсюкова А. Д
4. Методологические основы реализации программы
Вид проекта : педагогический.
Тип проекта : долгосрочный.
Руководитель проекта : воспитатель Евсюкова А. Д
Участники: педагоги, администрация ДОУ, родители (законные представители) детей.
Сроки реализации проекта : 1 учебный год (сентябрь 2019 – май 2020 года).
С учётом требований ФГОС, развивающая образовательная среда должна быть :
• Содержательно-насыщенной, которая в себя включает:
- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в т. ч. с песком и водой);
- двигательную активность, в т. ч. Развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
- возможность самовыражения детей.
• Полифункциональной, предполагает:
- возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д.
-наличие в Организации или группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в т. ч. природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности, в т. ч. в качестве предметов-заместителей в детской игре.
• Трансформируемой, что предполагает:
-возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в т. ч. от меняющихся интересов и возможностей детей.
• Вариативной, предполагает:
-наличие в Организации или группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр., а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
-периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
• Доступной, предполагает:
-доступность для воспитанников, в т. ч. детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
-свободный доступ детей, в т. ч. детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
-исправность и сохранность материалов и оборудования.
• Безопасной, включает в себя:
- соответствие всех её элементов требованиям СанПиНа ;
- обеспечение надёжности и безопасности использования элементов среды
5. Методики оценки результатов реализации проекта
Система работы по обеспечению безопасной и психологически комфортной образовательной среды, выстроенная в условиях реализации ФГОС ДОО, дает положительные результаты:
• соответствие предметно-развивающей среды требованиям психологической безопасности;
• направленность деятельности педагогов на личностно ориентированное взаимодействие с детьми;
• сокращение количества факторов, негативно влияющих на эмоциональное состояние и вызывающих эмоциональный дискомфорт за счет построения гибкого и варьированного режима дня; включения в образовательный процесс значимых и интересных видов детской деятельности; проведения образовательной деятельности с детьми в увлекательной и эмоциональной форме; введения релаксационных пауз в режимные моменты; создания пакета методик снятия психоэмоционального напряжения;
• создание условий для естественного всестороннего развития творческого потенциала и индивидуальных способностей воспитанников;
• уменьшение количества детей с эмоциональными нарушениями;
• успешная адаптация детей раннего возраста к условиям ДОО;
• сокращение количества детей, психологически не готовых к поступлению в школу.
Ресурсное обеспечение проекта :
Кадровые: педагог-психолог, старший воспитатель, воспитатели всех групп, родители (законные представители).
Информационные: наличие современной методической литературы, компьютер с доступом к сети Интернет, принтер, мультимедийное оборудование, бумага.
Временные: 12 месяцев.
Материально-технические: зал,кабинет педагога-психолога, компьютерное и мультимедийное оборудование, наглядные и дидактические пособия.
Структура управления проектом :
Руководитель проекта :
• Осуществляет общее руководство, отслеживает выполнение плана реализации проекта;
• Оформляет нормативно-правовой и методический материал к проекту;
• Организует работу воспитателей; координирует взаимосвязь между участниками проекта;
• Формирует банк методических материалов;
• Проводит групповые встречи с педагогами, консультации с целью повышения уровня психолого-педагогических знаний для эффективной социализации и индивидуализации личности.
• Анализирует результаты выполнения проекта.
Продукт проекта – наличие действующих психологических уголков в группах детского сада.
Результаты проекта :
1. Разработана и реализована программа работы методической работы с педагогами по повышению их психолого-педагогических знаний.
2. Создана единая психологически комфортная образовательная среда в группах ДОУ с целью сохранения психологического здоровья детей.
Оценка эффективности проекта :
1. Востребованность пользования детьми психологическим уголком в группе, его материалами и оборудование.
2. Увеличение интереса со стороны родителей (законных представителей) в вопросах оказания психологической поддержки семьям.
3. Интерес к опыту учреждения педагогами других ДОУ, желание апробации в своих детских садах данного проекта.
Перспективы развития проекта :
В случае успешной реализации проекта можно использовать его как одну из вариативных моделей организации РППС.
Опыт реализации проекта может быть использован специалистами других учреждений, так как в ходе его реализации будут разработаны нормативные и содержательные аспекты.
Возможности дальнейшего распространения проекта :
1. Публикация опыта работы, распространение его в городе, в СМИ.
2. Выступление на семинарах, конференциях различного уровня.
3. Презентация опыта на ГМО педагогов-психологов.
6. Комплекс мероприятий для реализации проекта
Все групповое пространство распределено на ЦЕНТРЫ, которые доступны детям: игрушки, дидактический материал, игры. Все игровые центры расположены так, что дети имеют возможность свободно заниматься разными видами деятельности, не мешая друг другу. Дети знают, где взять бумагу, краски, карандаши, природный материал, костюмы и атрибуты для игр-инсценировок. Но это не означает, что среда остаётся неизменной. Центры периодически объединяются и дополняются (патриотический центр, центр экспериментирования). Я меняю элементы интерьера, приношу в группу что-то новые, выставляю в центры новые игрушки, предметы. Всё это стимулирует познавательную и двигательную активность, развивает игровую деятельность, творческое воображение.
В группе мебель и оборудование установлены так, что каждый ребенок может найти удобное и комфортное место для занятий с точки зрения его эмоционального состояния: достаточно удаленное от детей и взрослых или, наоборот, позволяющее ощущать тесный контакт с ними, или же предусматривающее в равной мере контакт и свободу.
Игровые и развивающие центры в рамках группового пространства:
• сюжетно-ролевых игр «Дом. Семья», «Больница», «Магазин», «Парикмахерская», «Гараж»;
• развития мелкой моторики;
• психологической разгрузки;
• безопасности;
• конструирования;
• физического развития;
• театрализованный;
• экспериментирования;
• рисования;
• музыкальный;
• книжный;
• патриотический;
• математический;
• ряжения;
• природы;
• огород на окне;
• мини-музей.
6. Список литературы
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
2. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»;
3. Приказ Минобнауки России от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
4. «Концепция дошкольного воспитания» от 16.06ю1989 № 7/1;
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
6. Приказ Минобнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
7. Устав Яйского детского сада «Чайка»;
8. Примерная программа дошкольного образования «Детство» И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева.
9. Киреева Л. Г. Организация предметно-развивающей среды : из опыта работы / Л. Г. Киреева // Учитель. – 2009. – С. 143.
10. Кирьянова Р. А. Принципы построения предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении / Р. А. Кирьянова// Детство- Пресс. – 2010. – С. 5-12.
11. Марецкая Н. И. Предметно-пространственная среда в ДОУ как стимул интеллектуального. Художественного и творческого развития дошкольника / Н. И. Марецкая// Детство-Пресс. – 2010. – С. 13-40.
12. Нищева Н. В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации /Н. В. Нищева // Детство-Пресс. – 2010. – С. 128.
13. Сборник методических материалов в помощь педагогам-психологам образовательных учреждений. -/ Сост. Башинова С. Н. ,Захарова О. К. -Казань:РИЦ «Школа»,2005.-264 с.
14. Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов в помощь педагогам – психологам образовательных учреждений. - Казань: РИЦ «Школа»,2003.-188 с.