Любовь Иванова
Проект программы по работе с семьей
▼ Скачать + Заказать документы
Семья – это первый воспитатель ребенка. Именно в семье он получает первые представления об отношениях между людьми, здесь формируется его мировоззрение, навыки и привычки культурного поведения. В семье закладываются основы характера, жизненные установки.
Уважаемые папы и мамы, дедушки и бабушки!
Вы – первые и самые важные учителя своего ребенка. Первая его школа – ваш дом. Он окажет огромное влияние на то, что он будет считать важным в жизни, на формирование его системы ценностей.
Публикация «Проект программы по работе с семьей» размещена в разделах
Роль педагога в жизни ребенка, порой выше влияния родителей. Недаром многие родители, пытаясь чего – то добиться от ребенка, просят именно педагога оказать им помощь. Успех взаимодействия в психолого – педагогической системе «педагог – ребенок – родитель» зависит от системы взаимодействия участников этого процесса.
Работая с семьей необходимо придерживаться следующих принципов:
•Дифференцированный подход в работе с родителями с учетом многоаспектной специфики каждой семьи. Семьи бывают разные :
- по структуре и составу: полная и неполная семья; сложная или простая; однодетная, многодетная; а также материнские и отцовские семьи.
- по нравственному потенциалу: благополучные (материальная обеспеченность, благоприятный нравственный и моральный климат, высокая педагогическая культура, полная); неблагополучные семьи (семьи с дефицитом воспитательного ресурса отсутствует один из родителей, или ребенка воспитывают родственники); конфликтная семья стиль отношения между родителями и детьми конфликтный. Царит атмосфера недовольства, драк и т. п. Источником может быть невоспитанность, невроз, плохие взаимоотношения между родителями. Ребенок может быть драчливым, капризным; асоциальная семья (родители ведут аморальный образ жизни); нравственно – неблагополучная семья (внешне благополучная, а внутри царят конфликты, невоспитанность).
•Доброжелательность и открытость.
•Работа с родителями в зависимости от возраста ребенка.
У родителей, в зависимости от возраста ребенка, разные вопросы и проблемы.
Ясли:
- укрепление здоровья ребенка;
- безопасность;
- создание условий для правильного физического развития;
- вопросы адаптации детей к условиям д/сада.
Младшая группа:
- формирование культурно – гигиенических навыков и самообслуживания;
- о развитии речи детей.
Средняя группа:
- развитие трудолюбия у детей;
- формирование познавательного интереса;
- формирование нравственно – волевых качеств.
Старшая группа:
- обучение детей;
- воспитание чувства ответственности.
Подготовительная к школе группа:
- формирование навыков учебной деятельности.
•Принцип систематичности, последовательности, плановости.
2. Содержание проблемы и необходимость ее решения программным методом.
Содержание проблемы сегодняшнего взаимодействия детского сада с семьей включает в себя взаимодействие с общественными организациями и интеграцию общественного и семейного воспитания. Современное дошкольной учреждение не может успешно реализовывать свою деятельность и развиваться без широкого взаимодействия с семьей. ДОУ предполагает тесное взаимодействие всех участников воспитательного процесса: детей, педагогов, родителей. В последние годы наметились новые подходы к педагогическому взаимодействию детского сада и семьи и необходимо решать проблемы взаимодействия программным методом.
Целью работы с семьей является педагогическое просвещение родителей и повышение их педагогической культуры.
Решаемые задачи:
1. Психолого – педагогическое просвещение родителей.
2. Вовлечение родителей в образовательную работу детского сада.
3. Изучение условий жизни и воспитания детей в семье (соблюдение прав детей).
4. Ознакомление родителей с жизнью и работой детского сада.
5. Продолжать поиск оптимальных форм взаимодействия детского сада с семьей.
6. Оказывать консультативную помощь семьям, нуждающимся в ней.
Работа с родителями дифференцируется по следующим направлениям:
•Здоровье и физическое развитие;
•Познавательно – речевое развитие;
•Социально – личностное развитие;
•Художественно – эстетическое развитие.
1. Работа с родителями по формированию здоровья детей.
В настоящее время вопросы охраны здоровья детей формирование культуры здоровья и мотивации здорового образа жизни стали одним из важнейших направлений деятельности дошкольных образовательных учреждений.
Направление деятельности
Организовать консультативный пункт для родителей по физкультурно – оздоровительной работе с детьми.
Определить приоритетные направления по оздоровлению детей, в которых заинтересованы родители.
Провести спортивные праздники. Особое внимание уделять пропаганде среди родителей здорового образа жизни. Формирование у детей и родителей интереса к физической культуре и спорту. Привлечение внимания к здоровому образу жизни, как наиболее эффективному средству профилактики заболеваний, сохранения и укрепления здоровья детей.
Обучить родителей приемам и методам оздоровления детей: ЛФК, массаж, витаминно-, водо- терапия, дыхательная гимнастика, разнообразные виды закаливания. Познакомить родителей с лечебно – профилактическими мероприятиями, которые проводятся в детском саду, и обучить их нетрадиционным методам оздоровления детей (фитотерапии, ароматерапии и т. п.).
Разработать рекомендации для родителей по оздоровлению детей в семье в период их подготовки к поступлению в школу и на начальном этапе обучения.
Разработать комплекс мероприятий по профилактике детского травматизма в дошкольном учреждении и семье. Обеспечит профилактику детского травматизма, сохранение здоровья детей.
Таким образом, алгоритм совместной физкультурно – оздоровительной работы ДОУ с семьей может быть представлен следующим образом:
•Анкетирование родителей с целью выявления знаний и умений в области здорового образа жизни, организации питания и двигательной активности детей, выполнения режимных моментов в семье;
•Создание в ДОУ и семье медико – социальных условий для укрепления здоровья и снижения заболеваемости у детей (создание зон различных видов физической активности, использование закаливающих процедур, разнообразных массажей и т. п.).
•Проведение целенаправленной работы среди родителей по пропаганде здорового образа жизни, необходимости выполнения общегигиенических требований, рационального режима дня, полноценного сбалансированного питания, закаливания, воздушного и температурного режима и т. д.
•Ознакомление родителей с содержанием физкультурно – оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении.
•Обучение родителей конкретным приемам и методам оздоровления (дыхательная гимнастика, массаж, разнообразные виды закаливания).
•Ознакомление родителей с лечебно – профилактическими мероприятиями, проводимыми в ДОУ.
•Организация мероприятий по обмену опытом среди родителей (проведение фото конкурсов, интересных спортивных и подвижных игр с участием детей и взрослых членов семьи, конкурсов, викторин).
•Создание газет для родителей и т. п.
2. Работа с родителями по вопросам
познавательно – речевого развития.
В процессе общения с родителями педагоги должны объяснить им, что для развития детей очень важно постоянно общаться с ними, рассказывать им об увиденном; делиться воспоминаниями из своего детства.
В работе с родителями особое значение принадлежит их приобщению к работе по эстетическому развитию детей в процессе восприятия природы. Для этого необходимо научить родителей рассматривать и наблюдать с ребенком различные явления и объекты природы в разное время года. Результатом этой работы может стать выставка фотографий, обучение родителей различным развивающим детей развлечениям.
Педагоги могут обучить родителей изготовлению различных развивающих игр. В домашних условиях вместе с родителями дети создают пособия по развитию мелкой моторики.
3. Работа с родителями по вопросам
социально – личностного развития детей.
•Анкетирование родителей, выпуск газеты, подбор специальной литературы с целью обеспечения обратной связи с семьей.
•Привлечение родителей к участию в детском празднике (подготовка атрибутов, ролевое участие).
• Проведение тренингов с родителями: способы решения нестандартных ситуаций с целью повышения компетентности в вопросах воспитания.
•Помощь родителям в расширении семейной библиотеки.
• Совместные с родителями мероприятия по благоустройству групповых комнат и участков: создание цветников, конструирование снежных скульптур, горок).
•Организация совместных с родителями прогулок и экскурсий, создание тематических фотоальбомов.
•Разработка индивидуальных программ взаимодействия с родителями по созданию предметной среды для развития ребенка.
•Беседы с детьми с целью формирования уверенности в том, что их любят и о них заботятся.
•Оказание помощи в расширении семейной библиотеки за счет юридической литературы с целью повышения правовой культуры родителей.
• Консультирование родителей: предупреждение использования методов, унижающих достоинство ребенка.
4. Работа с родителями по вопросам
художественно – эстетического развития детей.
•Для воспитания грамотного читателя родителям необходимо ежедневно читать детям художественные произведения, рассматривать с ними книги, иллюстрации к ним, вести беседы о прочитанном.
•Для полноценного музыкального развития детей взаимодействие ДОУ с семьей осуществляется по нескольким направлениям. В семье родители поддерживают интерес детей к прослушиванию музыкальных произведений. Необходимо формировать восприятие музыки во взаимосвязи с литературными произведениями, живописью.
•Велика роль семьи и в развитии детей в театральной деятельности. Важным является участие родителей и детей в театрализованной деятельности: совместная постановка спектаклей, подготовка декораций.
•Не менее важным и содержательным является взаимодействие с родителями в изобразительной деятельности. Учить различать жанры: пейзаж, портрет, натюрморт. Воспитывать у детей отзывчивость к красоте природы, побуждать воспринимать природу как первооснову красоты в искусстве.
Формы работы и средства реализации программы :
1. Анкетирование.
2. Социалогическое исследование.
3. Опросы родителей.
4. Консультирование.
5. Родительские клубы, диспуты.
6. Лектории для родителей с привлечением специалистов.
7. Родительские практикумы.
8. Дни открытых дверей.
9. Совместные мероприятия.
10. Дискуссионные клубы.
11. Тренинги.
12. Литературно – музыкальные гостиные.
13. Концертные программы.
14. Фотомонтажи.
15. Совместные спортивные мероприятия.
Ожидаемый социальный эффект.
Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития и воспитания ребенка. Семья и ДОУ общими усилиями должны помочь ребенку, помнить о том, что ребенок – уникальная личность и мы должны ценить его индивидуальность, поддерживать и развивать ее.