Ольга Миногина
Мастер-класс «Способы выхода из конфликтных ситуаций педагога в работе с семьей»
▼ Скачать + Заказать документы
Слово «конфликт» в переводе с латинского означает «столкновение». Как правило, о негативных последствиях конфликта говорят много : это и большие эмоциональные затраты, и ухудшение здоровья, и снижение работоспособности. Однако конфликт может выполнять и позитивные функции: он способствует получению новой информации, разрядке напряженности, стимулирует позитивные изменения, помогает прояснить отношения.
Причины конфликта :
несоответствие целей,
Публикация «Мастер-класс „Способы выхода из конфликтных ситуаций педагога в работе с семьей“» размещена в разделах
- Конфликт. Предупреждение и разрешение конфликтов
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2015
недостаточная информированность сторон о событии,
некомпетентность одной из сторон,
низкая культура поведения и др.
Четыре стадии прохождения конфликта :
возникновение конфликта (появление противоречия);
осознание данной ситуации как конфликтной хотя бы одной из сторон;
конфликтное поведение;
исход конфликта.
Управление конфликтной ситуацией.
При этом работа осуществляется в такой последовательности:
изучение причин возникновения конфликта;
ограничение числа участников конфликта;
анализ конфликта;
разрешение конфликта.
Типы конфликтной личности :
Демонстративный конфликтный тип – резко выражена демонстративная акцентуация, хочет быть постоянно в центре внимания, стремится хорошо выглядеть в глазах других.
Неуправляемый тип – импульсивный, плохо контролируемый, с трудно предсказуемым поведением, часто ведет себя вызывающе, агрессивно, игнорирует общепризнанные нормы поведения, страдает завышенной неадекватной самооценкой.
Целенаправленный конфликтный тип – использует конфликт как средство достижения своих целей, выступает в нем активной стороной.
К. Томас выделил пять основных способов поведения в конфликтной ситуации :
I Соревнование (конкуренция);II Приспособление (улаживание);III Избегание (уклонение); IV Компромисс;V Сотрудничество.
I Соревнование
Соревнование – такой вид поведения в конфликте, в котором человек стремится добиться удовлетворения своих интересов в ущерб интересам другого.
Плюсы и минусы данной стратегии:
- упорное отстаивание своих интересов в ущерб интересов другого человека.
Сюда можно отнести поведение Тактические действия «Акулы» :- жестко контролирует действия противника и его источники информации;- постоянно и преднамеренно давит на противника всеми доступными средствами;- использует обман, хитрость, пытаясь завладеть положением;- провоцирует противника на непродуманные шаги и ошибки;- выражает нежелание вступать в диалог, так как уверен в своей правоте, и эта уверенность переходит в самоуверенность.
Качества личности:- властность, авторитарность;- нетерпение к разногласиям и инакомыслию;- ориентировка на сохранение того, что есть;- боязнь нововведений, неоднозначных решений;- боязнь критики своего стиля поведения;- использование своего положения с цепью достижения власти;- игнорирование коллективных мнений и оценок в принятии решений в критических ситуациях.
II Приспособление
Приспособление – это такой способ поведения участника конфликта, при котором он готов поступиться своими интересами и уступить другому человеку ради того, чтобы избежать противостояния.
Плюсы и минусы данной стратегии:
- сохранение хороших взаимоотношений с другим человеком, путем уступчивости,
- отрицательные эмоции уступившей стороны (злость, обида, разочарование и др., а в долгосрочной перспективе потеря доверия, уважения и взаимопонимания между участниками.
Сюда можно отнести поведение плюшевого мишки.
Основной принцип поведения: «Все, что Вы хотите – только давайте жить дружно».
Тактические действия «Плюшевого Мишки» :- постоянное соглашательство с требованиями противника, т. е. делает максимальные уступки;- постоянная демонстрация не признания на победу или серьезное сопротивление;- потакает противнику, льстит.
Качества личности:- бесхребетность – отсутствие собственного мнения в сложных ситуациях;- желание всем угодить, никого не обидеть, чтобы не было раздоров и столкновений;- идет на поводу у лидеров неформальных групп, его поведением часто манипулируют;- преобладает тенденция отвлекаться при участии в беседе.
III Избегание
Часто люди стараются избежать обсуждения конфликтных вопросов и отложить принятие сложного решения «на потом». В этом случае человек не отстаивает собственные интересы, но при этом не учитывает и интересы других. Плюсы и минусы данной стратегии:
- приводит только к накоплению неудовлетворенности и напряжения.
Сюда можно отнести поведение "Черепахи"
Тактический девиз «Черепахи» – «Оставьте мне немножко и не трогайте меня».
Тактические действия «Черепахи» :- отказывается вступать в диалог, применяя тактику демонстративного ухода;- избегает применения силовых приемов;- игнорирует всю информацию от противника, не доверяет фактам и не собирает их;- отрицает серьезность и остроту конфликта;- систематически медлит в принятии решений, всегда опаздывает, так как боится делать ответный ход. Это ситуация упущенных возможностей. Качества личности:- застенчивость в общении с людьми;- нетерпение к критике - принятие ее как атаки на себя лично;- нерешительность в критических ситуациях, действует по принципу: «Авось обойдется»;- неумение предотвратить хаос и беспредметность в беседе.
IV Компромисс
Компромисс - это частичное удовлетворение интересов обеих сторон конфликта. Плюсы и минусы данной стратегии:
- учитываются интересы всех конфликтующих сторон.
Сюда можно отнести поведение "Лисы" «Лиса» действует по принципу: «Я уступлю немного, если вы тоже готовы уступить». Тактические действия «Лисы» :- торгуется, любит людей, которые умеют торговаться;- использует обман, лесть для подчеркивания не очень выраженных качеств у противника;- ориентирована на равенство в дележе, действует по принципу: «Всем сестрам – по серьгам». Качества личности:- предельная осторожность в оценке, критике, обвинениях в сочетании с открытостью. Такие качества являются, несомненно, элементом высокой культуры личности;- настороженное отношение к критическим оценкам других людей;- ожидание мягких формулировок, красивых слов;- желание убедить людей не выражать свои мысли слишком резко и открыто.
V Сотрудничество
При выборе этой стратегии участник стремиться разрешить конфликт таким образом, чтобы в выигрыше оказались все. Он не просто учитывает позицию другого участника, но и стремится добиться, чтобы другая сторона тоже была бы удовлетворена. Плюсы и минусы данной стратегии:
- стремление выслушать другого человека, понять его точку зрения, учесть его интересы и найти в спорной ситуации решение, устраивающее все стороны – необходимо в любых долгосрочных отношениях.
Сюда можно отнести поведение "Совы" Основной принцип данной стратегии: «Давайте оставим взаимные обиды, я предпочитаю. А Вы?». Стратегия сотрудничества направлена на конструктивное разрешение конфликта.
Тактические действия «Совы» :- собирает информацию о конфликте, о сути проблемы, о противнике;- ведет подсчет своих ресурсов и ресурсов противника для выработки альтернативных предложений;- обсуждает конфликт открыто, не боится разногласий, старается опредметить конфликт;- если противник предлагает что-то здравое, разумное, то это принимается.
Качества личности:- в любом конфликте направлен на решение проблемы, а не на обвинение личности;- положительно относится к новациям, переменам;- умеет критиковать, не оскорбляя личности, как говорят, «по делу», опираясь на факты;- использует свои способности для достижения влияния на людей.
Примерный кодекс общения:
Всегда стремиться быть в хорошем настроении и быть приятным в общении.
Стараться почувствовать эмоциональное состояние родителей.
Находить возможность каждый раз говорить родителям что-нибудь положительное о ребенке — это лучший способ расположить родителей к себе.
Давать родителям возможность высказаться, не перебивая их.
Быть эмоционально уравновешенным при общении с родителями, подавать пример воспитанности и такта.
В сложной ситуации стараться подавать пример уступчивости — этим своего достоинства уронить нельзя, но укрепить его можно.