Дементьева Татьяна Владимировна
Проект «Профессии наших родителей» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Информационно-творческий групповой интегративный среднесрочный проект «Профессии наших родителей» для детей старшего дошкольного возраста
Подготовила: воспитатель Дементьева Татьяна Владимировна,
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 154» г. Нижний Новгород
Актуальность проекта
Публикация «Проект „Профессии наших родителей“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Проекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» декабрь 2023
В старшем дошкольном возрасте особое значение для полноценного развития личности приобретает приобщение к миру взрослых людей и созданных их трудом предметов. Ознакомление с профессиями родителей обеспечивает дальнейшее вхождение ребёнка в современный мир, приобщение к его ценностям трудового воспитания, обеспечивает удовлетворение и развитие гендерных познавательных интересов мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста. Углубленное изучение мира профессий через профессии своих родителей способствует развитию представлений об их значимости, ценности каждого труда и в дальнейшем способствует самоопределению в будущем при выборе собственного трудового пути. Правильный выбор профессии определяет жизненный успех.
Проблемное поле: По результатам предварительной педагогической диагностики, проводимой в виде опроса среди детей старшей группы на тему «Что ты знаешь о профессиях» было выявлено следующее: большинство детей имеют недостаточно знаний и представлений о профессиях своих родителей; низкий словарный запас у детей по данной теме.
По результатам предварительной педагогической диагностики, мы пришли к выводу о том, что дети пятилетнего возраста мало знают о профессиях окружающих взрослых и недостаточно о профессиях своих родителей в частности: их названии, предметах - помощниках, содержании трудовой деятельности; что приводит к поверхностным знаниям в области трудовой деятельности взрослых. В связи с этим детям трудно осознать свои желания о выборе в профессии в будущем.
Проект: среднесрочный, групповой, информационно-творческий, интегративный.
Объект проекта: воспитанники старшей группы (возраст 5-6 лет) МБДОУ «Детский сад №154» Ленинский район, город Нижний Новгород.
Предмет проекта: знания и представления детей о профессиях взрослых и о профессии своих родителей и ближайшего окружения, в частности.
Участники проекта: воспитатель - Т. В. Дементьева, дети старшей группы; семьи воспитанников.
Цель: Расширять и обобщать представление детей о профессиях, орудиях труда, трудовых действиях. Развитие интереса к различным профессиям, в частности к профессиям родителей и ближайшего окружения.
Задачи проекта:
• Расширять знания детей о родных людях, их профессиях, значимости их труда в семье и обществе;
• Воспитывать в детях чувство уважения к труду взрослых.
• Расширять у детей представления о разнообразии профессий на основе характерных трудовых процессов и результатов труда, представлении о структуре труда (цель, мотив, материал, трудовые действия, результат);
• Сформировать отчетливые представления о роли современной техники в трудовой деятельности человека; познакомить с историей создания механизмов, облегчающих труд человека; расширить представления об эволюции предметов, изменении профессии в связи с этим;
• Учить отображать представления о трудовых процессах взрослых в сюжетно-ролевых играх, передавая в игре отношение взрослых к работе. Развивать чувство гордости за своих родителей, чувство собственного достоинства.
• Расширение кругозора, уточнение представлений об окружающем мире, создание положительной основы для воспитания социально-личностных чувств.
Ожидаемые результаты:
повышение интереса детей к окружающему миру;
расширение у детей знаний и представлений о профессиях, в частности о профессиях своих родителей (место работы родителей, предметах-помощниках, значимость их труда; гордость и уважение к труду своих родителей);
понимание значения слова «профессия» и осознание важности человеческого труда, понимание смысла выражения «все профессии важны»;
обогащение словарного запаса детей, развитие речевой активности;
появление у детей стремления к оказанию посильной помощи взрослым.
Методическое обеспечение:
Формы работы с детьми: Целевые экскурсии, беседы, тематические занятия, дидактические, сюжетно-ролевые, настольные игры, использование средств ТСО (показ презентаций, видеороликов о профессиях, создание собственных презентаций, чтение художественной литературы (чтение и обсуждение, отгадывание загадок по теме «Профессии».) Продуктивные виды деятельности (рисование, конструирование из различных материалов, создание лэп-буков, дидактических игр и пособий своими руками).
Необходимые материалы:
1) Детская литература для чтения;
2) Иллюстрации по теме;
3) Наглядно-дидактические пособия, настольно-печатные игры (лото, пазлы, викторины);
4) Атрибуты к сюжетно – ролевым, режиссерским, дидактическим играм.
Календарное планирование:
январь 1.
Изучение литературы по данной тематике;
2. Опрос детей «Что ты знаешь о профессиях?»;
3. Анкета для родителей «Профессии мамы и папы» и результаты анкетирования;
4. Подготовка сценариев мероприятий, посвященных «Дню защитника Отечества» и «Международному женскому дню», на которых дети будут рассказывать о профессиях своих пап и мам;
5. Беседа с детьми на тему «Профессии»;
6. Тематическое занятие «Все профессии важны»;
февраль
1) Информация в родительский уголок на тему «Как появились профессии»;
2) Консультация для родителей: «Как рассказать детям о своей профессии»;
3) Создание альбома со стихотворениями, загадками, пословицами «Кем быть?»;
4) Изготовление леп-бука «Профессии»;
5) Выставка «Военные профессии»;
6) Подготовка и показ презентации «Кем работает мой папа»;
7) Выставка рисунков «Портрет моего папы»;
8) Праздничное мероприятие с участием пап, посвященное «Дню защитника Отечества»;
март
• Беседа о профессиях в детском саду, целевая экскурсия по детскому садику: на кухню, на прачку, в кабинет заведующей, в мастерскую плотника, к медсестре и т. д.
• Подготовка и показ презентации «Мамины заботы»;
• Выставка рисунков «Моя мама на работе»;
• Праздничное мероприятие с участием мам, посвященное «Международному женскому дню»;
апрель • Оформление страничек портфолио «Мои родители»;
• Выставка детских рисунков «Кем я буду работать, когда вырасту?»;
• Опрос детей «Что нового ты узнал о профессиях?»
Формы и методы реализации проекта:
Познавательное развитие
- Показ презентаций на тему «Профессии»;
- Рассматривание иллюстрации кем быть;
- Экскурсия по детскому саду, наблюдение за работой взрослых.
- Беседа о том, как появились профессии
- Беседа с детьми о профессиях;
- Беседа «Все профессии важны».
Речевое развитие
- Составление рассказов по теме профессия моих родителей;
- Разучивание стихов по теме «Профессии»;
- Подбор загадок, пословиц, поговорок, стихи, словесная игра;
- Составление рассказа детьми на тему «Кем я стану, когда я выросту».
Продуктивная деятельность
- Рисование: «Портрет папы», «Портрет моей мамы», «Кем я буду работать, когда вырасту?», раскраски о профессиях.
- Аппликация: создание альбома и лэп-бука о профессиях;
- Лепка: военные профессии «Солдат на службе», профессия «Кондитер».
Чтение художественной литературы: «Незнайка в солнечном городе» Н. Носов; «А что у вас?» С. Михалков; «Город добрых дел» Р. Скарри; «Строители» Б. Заходер; «Дядя Стёпа - милиционер» С. Михалков; «Чем пахнут ремесла?» Д. Родари
Конструктивная деятельность: Юные изобретатели; Строители; Постройка папиного завода, маминой фабрики и т. д.
Сюжетно- ролевые игры: «Магазин», «Больница», «Парикмахерская», «Строители», «Автомастерская» и т. д.
Игровая деятельность
Дидактические игры: «Профессии», «Пазлы», «Назови профессию», «Кто что делает?»,
Конкурсы: «Кто назовет больше профессий», «Кто лучше расскажет о своей профессии», «Кто больше запомнит в стихотворении профессий и действий», «Угадай профессию по движениям», «Кому что надо для работы?»
Подвижные игры: - «Космонавты», - «Где мы были – вам не скажем, а что делали – покажем», - «Почтальон»
Физминутки: «Повар», «Кузнец», Военные», «Парикмахер», «Водитель», «Пилоты»
Взаимодействие с родителями
Родители участвуют в анкетировании, подготовке презентаций о профессиях; в подготовке к мероприятиям. С помощью родителей организуются тематические выставки. Консультация для родителей: «Как рассказать детям о своей профессии». Родители приглашались в группу для встречи с детьми, на которых рассказывали показывали о своей работе и профессии.
Итоговое мероприятие – тематический праздник с родителями «Путешествие по стране Профессий». Создание совместно с родителями лэп-бука. В качестве примера творческого сотрудничества педагогов с родителями можно привести в качестве примера тот факт, что для альбома профессий каждая семья вместе с воспитателем подготовили стихотворения собственного сочинения к профессиям папы и мамы.
Результаты проекта
Продукт проекта:
1. Выставка рисунков «Портрет папы», «Портрет моей мамы»
2. Создание лэп-бука «Профессии».
3. Выставка детских рисунков «Кем я хочу стать».
4. Совместное сотворчество с родителями – создание стихотворений к каждой профессии мамы и папы.
5. Создание презентации «Профессии моих родителей».
6. Пополнение уголка художественной литературы: изготовление книги загадок о профессиях.
7. Оформление страничек портфолио «Профессии наших родителей».
8. Проведение итогового мероприятия с участием родителей – праздника «Путешествие по стране профессий».
В ходе проведения проекта «Профессии наших родителей» было отмечено повышение познавательного интереса к миру профессий, изменение отношения детей к труду взрослых. Дети проявляли чувство гордости за своих родителей, осознавали важность труда взрослых. Было отмечено повышение уважительного отношения к труду сотрудников детского сада, стремление оказать посильную помощь взрослым. Дети охотно составляли описательные рассказы о профессиях своих родителей, отметим, что дети проявляли понимание значения слова «профессия» и значение выражения «все профессии важны». Воспитателем по результатам работы над проектом было отмечено повышений разнообразия проведения сюжетно-ролевых игр, в рисунках на тему «Кем я хочу стать, когда вырасту» появился больший выбор детей по профессиям, обогатился словарный запас. Каждый ребенок, узнав кем работают его мама и папа, стал интересоваться кем работали его ближайшие родственники (бабушки, дедушки, дяди, тети).
При взаимодействии с родителями в ходе реализации проекта было отмечено повышение интереса к событиям, происходящим в дошкольном учреждении. Все 100 % родителей приняли участие в анкетировании, при этом было отмечено, что многие с юмором вспоминали о своем выборе профессионального пути. Большинство родителей проявляли заинтересованность в участии в проекте и неоднократно консультировались с воспитателями на тему «Как рассказать детям о своей профессии», поскольку некоторые профессии или место работы вызывали трудности передачи информации для детей, воспитатели совместно с родителями адаптировали рассказ в понятный для ребенка формат. Например, мама одной из девочек работает на конвейерной линии, выпускающей крепкие алкогольные напитки, поэтому воспитателем и мамой было решено заменить в рассказе детям продукцию на лимонад. Некоторые родители согласились прийти в детский сад и рассказать о своей профессии. Мамы и папы, хотя и говорили, что не поэты, но участвовали вместе с воспитателем в подготовке стихотворений о своей профессии, а некоторые даже сочинили собственные стихотворения о своей работе. После проведения итогового мероприятия – праздника профессий, родители выражали свою благодарность педагогам за то, что они затронули такую важную и значимую тему.