Баирма Лудуповна Бабуева
Проект «Легенды и сказки бурятского народа»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Могойтуйский детский сад «Дюймовочка»
ПРОЕКТ
«Легенды и сказки
бурятского народа»
Преподаватель дополнительного образования:
Бабуева Баирма Лудуповна
Стаж работы – 27 лет
Категория – первая квалификационная
пгт. Могойтуй, 2020
Проект «Легенды и сказки бурятского народа»
Аннотация
Публикация «Проект „Легенды и сказки бурятского народа“» размещена в разделах
Современное общество является многонациональным и мультикультурным. В системе работы дошкольного учреждения вопрос формирования толерантного отношения у детей к представителям других национальностей является приоритетным. Для формирующейся личности разнообразие этнических сообществ и культур в перспективе должно превратиться из фактора, препятствующего диалогу между представителями различных культур, в средство взаимного понимания и обогащения. В системе работы ДОУ необходима целенаправленная работа по реализации следующих задач:
- ознакомление детей с многообразием вариантов жизненного уклада разных народов;
-воспитание толерантности, любознательности;
- использование различных форм сотрудничества, коммуникации;
- приобщение к культурным ценностям.
Проект «Легенды и сказки бурятского народа» знакомит с историей и культурой бурятского народа, прививает толерантное, уважительное отношение к коренным жителям нашего региона, любовь к природе родного края.
Актуальность
Этническое воспитание на современном этапе является весьма актуальным и вызвано необходимостью развития национальных культур, формированием национального самосознания, освоением детьми родной, русской и мировой культуры.
Культура бурятского народа, как наиболее древняя, неотделима от культур всех национальностей, живущих здесь. Идеи добра и торжества справедливости, свойственные бурятскому фольклору, как и фольклорам всех народов мира, перешли в легенды и сказки.
Они привлекают ясностью идеи и одновременно своей глубиной, остротой сюжета, образностью языка и подлинным гуманизмом.
Сказки – это «душа народа», в них нашла выражение существенная черта его мировосприятия: вера и торжество добра и справедливости.
Чтобы ребенок вырос носителем культурного наследия и традиций своего народа важно воспитать в нем ценностное отношение к художественной литературе через ознакомление с устным народным творчеством.
Участники проекта : дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители, педагоги - специалисты.
Продолжительность проекта : 1 год.
Цель проекта : Приобщение детей старшего дошкольного возраста к бурятскому фольклору.
Задачи проекта :
образовательные:
формировать у детей старшего дошкольного возраста целостную картину мира, ценностное отношение к художественной литературе как виду искусства, обогащать словарь детей понятиями и терминами бурятского народа;
развивающие - развивать самостоятельность и творчество в разных видах художественно-творческой деятельности на основе бурятского фольклора; формировать познавательную активность в постижении замысла произведения, в развитии психических процессов, эмоциональной отзывчивости по отношению к содержанию сказок и легенд бурятского народа;
воспитательные - воспитывать интерес к устному народному творчеству бурятского народа, художественной литературе, уважение к культурно-историческим ценностям региона, его жителям. А также воспитывать эстетическую чувствительность к красоте литературной речи, образности художественного языка, в результате чего формируется эмоциональная и мотивационная сфера дошкольника.
Работа по ознакомлению детей с бурятским фольклором предполагает ожидать следующие результаты:
- при ознакомлении с произведениями бурятского народа дети усваивают нравственные правила и нормы поведения в обществе: гуманность человеческих взаимоотношений, толерантное, уважительное отношение к коренным жителям нашего региона, к природе родного края, к тому, что окружает ребенка и близко ему со дня рождения, учатся сохранять и преумножать богатство родной земли.
Принципы реализации проекта
1. Принцип энциклопедичности.
2. Краеведческий (региональный) принцип.
3. Принцип интеграции
4. Культурологический принцип – приобщение детей к истокам культуры.
5. Тематический принцип – деление материала на основные темы.
6. Принцип наглядности.
Этапы реализации:
1 этап. Организационно – подготовительный
- обоснование актуальности темы, мотивация её выбора;
- определение цели и задач проекта;
- подбор литературы;
- сбор информации из различных источников по теме;
- создание развивающей среды в группе.
Работа строится по трем направлениям:
- работа с детьми;
- взаимодействие с родителями;
- взаимодействие с воспитателями.
Планирование и содержание работы
Работа с детьми
Содержание
Задачи
- Чтение сказок и легенд («Девочка-луна», «Снег и заяц», «Сказки про Будамшуу»);
- Прослушивание записей сказок и легенд, просмотр мультфильмов («Волшебный клад» 1950г, Охотник Федор» 1938 г, «У старости – мудрость» 1991.)
Тематическая выставка в книжных уголках в группах, приобщение к социально-нравственным ценностям через произведения, обогащение читательского опыта, развитие творчества и средств языковой выразительности;
Выставка детских работ в разных видах продуктивной деятельности:
- Рисование «Священное озеро Байкал»;
- Лепка из пластилина «Ангара - дочь Байкала»;
- Лепка животных по сказкам
Закрепление навыков самостоятельного воплощения своего замысла в работах, навыков передачи своих эмоций и чувств с помощью художественных средств;
Развитие творческих способностей
- Разучивание песен и танцев бурятского народа
Обогащение представлений о фольклоре бурят через музыкальные произведения
Беседы по сказкам : Обсуждение прослушанных текстов;
Обогащение содержания общения взрослого с ребенком;
Обогащение содержания общения детей со сверстниками;
Развитие образности детской речи;
Развитие коммуникативных навыков, способностей развития речи;
Углубление интереса к рассказыванию;
Формирование личностных качеств: доброты, справедливости, честности, трудолюбия и смелости
Экскурсия с детьми в краеведческий музей, отдел «Бурятская культура» Знакомство с бытом бурят;
Формирование целостной картины мира, развитие интеллектуальных качеств, расширение кругозора, развитие умения мыслить, сопоставлять
Выставка рисунков детей с родителями «Как я отдыхал на Байкале»
Личностное развитие ребенка как представителя социума
Беседа «Тайга - наша кормилица» Формирование у детей экологически правильного поведения на природе
Работа с родителями
Популяризация педагогических знаний по направлениям: -домашние чтения и обсуждения по содержанию сказок и легенд бурят;
- знакомство с устным народным творчеством, с бытом и культурой бурят в путешествиях и экскурсиях;
- посещение театральных постановок по бурятскому эпосу;
- посещение национальных праздников и участие в них.
Взаимодействие с воспитателями
Правильно построенное взаимодействие воспитателей детского сада с детьми и их семьями способно повысить эффективность воспитательного процесса многократно. Поэтому взаимодействие с родителями предполагает популяризацию педагогических знаний по направлениям.
2 этап. Основной
Продукт проектной деятельности :
Выставка рисунков детей с родителями на тему «Сказки и легенды бурят».
Организация выставки книг, сказок и легенд.
Форма презентации:
Оформление выставки - стенда «Сказки и легенды бурятского народа».
Викторина «Добро, справедливость и дружба в бурятском эпосе».
3 этап. Заключительный
Отзывы родителей и детей по результатам внедрения проекта.
Приложение 1
Список мультфильмов для просмотра детьми старшего дошкольного возраста в рамках реализации проекта :
- «Сказки и легенды бурятского народа».
- «У старости – мудрость» (по мотивам бурятских народных сказок). 1991 г. Продолжительность 10 минут.
- «Охотник Федор». 1938. Продолжительность 12 минут.
- «Волшебный клад». 1950 г. Продолжительность 20 минут.
Приложение 2
Анкета для родителей.
Уважаемые родители!
В рамках реализации проекта «Легенды и сказки бурятского народа» просим Вас ответить на следующие вопросы:
Знаете ли Вы бурятские легенды и сказки?
Рассказывал ли ваш ребенок сказки, которые услышал в детском саду?
Что вынесли Вы и Ваш ребенок из просмотра мультфильмов и чтения сказок бурятского народа?
Как Вы думаете - нужно ли знакомить детей с культурой и бытом народов Сибири?
Для чего, по - вашему мнению, это необходимо?
Приложение 3
Развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста в рамках проекта «Легенды и сказки бурятского народа»
Занятие 1.
Тема: Сказка «Снег и заяц».
Цели Необходимое оборудование: План Заключительное слово.
1. Приобщение детей старшего дошкольного возраста к бурятскому фольклору.
2. Развитие психических процессов (внимания, воображения, памяти, слухового восприятия и т. д.).
3. Развитие мелкой моторики.
4. Воспитание чувства эмпатии. Сказка «Снег и заяц».
Краски, кисти, бумага.
Выставка книг: «Сказки и легенды бурятского народа».
1. Рассказ о легендах и сказках бурятского народа.
2. Чтение сказки «Снег и заяц».
3. Беседа-обсуждение.
- о чем эта сказка, все ли понятно?
- какие эмоции вызывает сказка?
- кто из персонажей понравился и почему? и т. д.
4. Рисование понравившегося героя.
5. Обсуждение рисунков. Расскажите об этом герое, какой он?
Расскажите эту сказку родителям. Спросите - знают ли они бурятские сказки и легенды?
Занятие 2.
Тема: «У старости - мудрость».
Цели Необходимое оборудование: План Заключительное слово.
1. Приобщение детей старшего дошкольного возраста к бурятскому фольклору.
2. Развитие психических процессов (внимания, воображения, памяти, слухового восприятия и т. д.).
3. Развитие мелкой моторики.
4. Воспитание чувства эмпатии.
1. Мультфильм «У старости-мудрость».
2. Пластилин - для лепки животных по мультфильму.
3. Выставка книг «Сказки и легенды бурятского народа».
4. Мультимедийное оборудование.
1. Вступительное слово. Рассказ о легендах и сказках бурятского народа.
2. Просмотр мультфильма «У старости - мудрость».
3. Беседа - обсуждение.
- о чем этот мультфильм, всели понятно?
- какие эмоции он вызывает?
- кто из персонажей понравился и почему? и т. д.
4. Лепка из пластилина понравившегося героя (или на выбор какое- либо животное).
5. Обсуждение результатов труда. Объясните свой выбор. Расскажите об этом герое, какой он?
Расскажите об этом мультфильме родителям. Спросите - видели ли они бурятские мультфильмы?
Занятие 3.
Тема: Сказка «Девочка и луна».
Цели Необходимое оборудование: План Заключительное слово.
1. Приобщение детей старшего дошкольного возраста к бурятскому фольклору.
2. Развитие психических процессов (внимания, воображения, памяти, слухового восприятия и т. д.)
.
3. Развитие мелкой моторики.
4. Воспитание чувства эмпатии.
1. Сказка «Девочка и луна».
2. Краски, кисти, карандаши, бумага.
3. Выставка книг «Сказки и легенды бурятского народа».
1. Вступительное слово. Беседа о сказках, впечатлениях о предыдущем мероприятии.
2. Чтение сказки «Девочка и луна».
3. Беседа – обсуждение:
- о чем эта сказка, все ли понятно?
- какие эмоции вызывает сказка?
- кто из персонажей понравился и почему? и т. д.
4. Рисование понравившегося героя
.
5. Обсуждение рисунков. Расскажите об этом герое, какой он?
Расскажите эту сказку родителям. Спросите - знают ли они бурятские сказки и легенды?
Занятие 4.
Тема: «Охотник Федор».
Цели Необходимое оборудование: План Заключительное слово.
1. Приобщение детей старшего дошкольного возраста к бурятскому фольклору.
2. Развитие психических процессов (внимания, воображения, памяти, слухового восприятия и т. д.)
3. Развитие мелкой моторики.
4. Воспитание чувства эмпатии.
1. Мультфильм «Охотник Федор».
2. Карандаши, краски, краски, бумага.
3. Выставка книг «Сказки и легенды бурятского народа».
4. Мультимедийное оборудование.
1. Вступительное слово. Впечатления о предыдущем мероприятии.
2. Просмотр мультфильма «Охотник Федор». Беседа - обсуждение.
- о чем этот мультфильм, все ли понятно?
- какие эмоции он вызывает?
- кто из персонажей понравился и почему? и т. д.
3. Рисование понравившегося героя (или на выбор какое - либо животное)
.
4. Обсуждение результатов труда. Объясните свой выбор. Расскажите об этом герое, какой он?
Расскажите об этом мультфильме родителям. Спросите - видели ли они бурятские мультфильмы?
Занятие 5.
Тема: Сказки про Будамшуу.
Цели Необходимое оборудование: План Заключительное слово.
1. Приобщение детей старшего дошкольного возраста к бурятскому фольклору.
2. Развитие психических процессов (внимания, воображения, памяти, слухового восприятия и т. д.).
3. Развитие мелкой моторики.
4. Воспитание чувства эмпатии.
Сказки про Будамшуу.
Краски, кисти, карандаши, бумага.
Выставка книг «Сказки и легенды бурятского народа».
1. Вступительное слово. Впечатления о предыдущем занятии. Понравились ли сказки родителям и т. д
2. Чтение сказок про Будамшуу.
3. Беседа-обсуждение:
- о чем эта сказка, все ли понятно?
- какие эмоции вызывает сказка?
- кто из персонажей понравился и почему? и т. д.
4. Рисование понравившегося героя.
5. Обсуждение рисунков. Расскажите об этом герое, какой он?
Расскажите эту сказку родителям. Попросите почитать другие бурятские сказки. Нарисуйте понравившегося героя.