Елена Ванина
Проект «Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о духовной культуре народов среднего Поволжья»
▼ Скачать + Заказать документы
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА
Конституция Российской Федерации гласит:
«Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ».
Публикация «Проект „Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о духовной культуре народов среднего Поволжья“» размещена в разделах
- Поволжье. Народы Поволжья, родной край
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
Ссылаясь на «Концепцию духовно-нравственного развития и воспитания личности и гражданина России», а также на государственную программу «Патриотическое воспитание граждан РФ», можно сказать, что современный период в российской истории и образовании время смены ценностных ориентиров. В 90-е г г. прошлого столетия в России произошли как важные, позитивные перемены, так и негативные явления, неизбежные в период крупных социально-политических изменений. Эти явления оказали негативное влияние на общественную нравственность, гражданское самосознание, на отношения людей к обществу, государству, закону и труду, на отношения человека к человеку.
Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью. При этом особое значение имеют следующие друг за другом возрастные переходы от детства к подростковому возрасту, а затем к юности. «Перестройка потребностей и побуждений, переоценка ценностей, — утверждал Л. С. Выготский, есть основной момент при переходе от возраста к возрасту». В связи с этим,
общеобразовательные учреждения должны воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. При этом образовательные учреждения должны постоянно взаимодействовать и сотрудничать с семьями обучающихся, другими субъектами социализации, опираясь на национальные традиции. В связи с этим сформировался социальный заказ, который отразился в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности и гражданина России».Социальный заказ образованию устанавливается в следующей системе фундаментальных социальных и педагогических понятий, а также отношений между ними:
нация государственно-территориальная и политико-правовая общность, существующая на основе общих политических, историко-культурных и духовно-ценностных характеристик и общего самосознания. Такой общностью является многонациональный народ Российской Федерации, который представляет собой многоэтничную гражданскую нацию, включающую этнические общности, которыми в России могут называться «нации» (в этнокультурном и социально-политическом смыслах, национальности и народы.
национальное государство – государство с общей, контролируемой центральной властью, хозяйственно-экономической основой, с общей территорией, с общими историко-культурными ценностями жителей страны. Российская Федерация - национальное государство, имеющее разнообразный этнический и религиозный состав населения и отличающееся большой региональной спецификой;
национальное самосознание (идентичность) – разделяемое всеми гражданами представление о своей стране, ее народе, чувство принадлежности к своей стране и народу. Основу национальной идентичности
составляют базовые национальные ценности и общая историческая судьба.
В соответствии с Государственной программой "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 - 1010 годы" в целях совершенствования системы патриотического воспитания Правительство Самарской области разработало «Концепцию патриотического воспитания граждан Самарской области», основными положениями которой являются:
-военно-патриотическое
- духовно-нравственное
- Гражданское становление личности
-историко-краеведческое воспитание.
На основании этого, мы видим, какое серьезное внимание уделяет государство духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения, развитию поликультурного образования.
А так как Самарская область является многонациональным субъектом РФ, то возникает острая потребность в организации целенаправленной работы по формированию поликультурной личности, сочетающей в себе системные знания в области различных культур, стремление и готовность к межкультурному диалогу. И дошкольное воспитание является первым звеном в этой работе.
ЦЕЛЕВОЙ КОМПОНЕНТ
Цель: сформировать у детей 6-7 лет представления о духовной культуре народов Среднего Поволжья посредством праздников.
Задачи:
1.1. Вызвать у детей 6-7 лет интерес к изучению духовной культуры народов Среднего Поволжья.
1.2. Сформировать у детей 6-7 лет представление о духовной культуры народов Среднего Поволжья посредством праздников.
1.3. Сформировать у детей 6-7 лет умение применять представления о духовной культуре народов Среднего Поволжья в практической деятельности.
1.4. Воспитывать этнотолерантное отношение к людям других национальностей.
2.1. Способствовать формированию осознанного отношения родителей к проблеме патриотического воспитания.
2.2. Привлечь родителей к пошиву национальных костюмов к праздникам.
2.3. Привлечь родителей к организации праздников и участию в них.
3.1. Обогатить уголок ряжения предметами, элементами народного костюма
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ
Диагностические методы:
беседы, диагностические задания, решение проблемных ситуаций, анализ продуктов детской деятельности, анкетирование родителей и педагогов.
Критерии и показатели сформированности представлений
детей 6-7 лет о духовной культуре народов Среднего Поволжья.
Название критерия Показатели
Когнитивный - представления о традициях
- представления об обычаях
- представления о языке
- представления о фольклоре
- представления об играх
Эмоционально-мотивационный
- наличие интереса к духовной культуре народов Среднего Поволжья
- наличие эмоционально-положительного отношения к духовной культуре народам Поволжья
- наличие желания изучать духовную культуру народов Поволжья
Деятельностный - умение применять сформированные представления о традициях народов Среднего Поволжья
- умение правильно называть и различать национальные костюмы, обычаи, обряды и фольклор
- умение играть в народные игры.
ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ
I этап
Эмоционально-мотивационный
Цель: вызвать у детей 6-7 лет интерес к духовной культуре народов Среднего Поволжья.
Задачи:
- сформировать положительный интерес к духовной культуре народов Среднего Поволжья;
- вызвать желание изучать духовную культуру народов Среднего Поволжья;
- воспитывать стремление к познанию традиций, обычаев, духовных ценностей народов Среднего Поволжья
.
Способы и формы работы
Деятельность педагогов и детей Результат
Педагог Дети Результат-продукт Результат-эффект
-чтение художественной литературы о традициях, обычаях, праздников, играх народов Среднего Поволжья;
- рассматривание иллюстраций, рассказывающих о жизни народов Среднего Поволжья
- рассматривание коллекции национальных костюмов, в уголок ряжения
- прослушивание музыки
- экскурсия в краеведческий музей - организует прослушивание произведений художественной литературы и музыкальных произведений народов Среднего Поволжья
- разрабатывает наглядный материал народов Среднего Поволжья
- организует народные игры.
- разрабатывает и организует экскурсию в краеведческий музей
- слушают произведения художественной литературы и музыкальных произведений народов Среднего Поволжья
-рассматривают наглядный материал народов Среднего Поволжья
- играют в народные игры.
-посещают краеведческий музей
- конспект экскурсии;
- оформленный уголок ряжения;
- аудиотека музыкальных произведений;
- библиотека произведений авторов Среднего Поволжья - наличие интереса к духовной культуре народов Среднего Поволжья
- наличие эмоционально-положительного отношения к духовной культуре народам Поволжья
- наличие желания изучать духовную культуру народов Поволжья
II этап Когнитивный
Цель: Сформировать у детей 6-7 лет представление о духовной культуры народов Среднего Поволжья посредством праздников
Задачи:
- сформировать уважение к традициям народов Среднего Поволжья
- развивать речевую память детей и словарный запас
- знакомить с подвижными играми народов Среднего Поволжья и находить сходства
- сформировать у детей желание изучать обычаи, традиции и фольклоре народов Среднего Поволжья.
Способы и формы работы
Деятельность педагогов и детей Результат
Педагог Дети Результат-продукт Результат-эффект
Организация народных праздников : Сабантуй, масленница, балтай, акатуй - разрабатывает конспекты
- организует праздники
- привлекает родителей к организации народных праздников
- изготовление атрибутов к празднику
- участвуют в праздниках
Конспект праздников
- представления о традициях
- представления об обычаях
- представления о языке
- представления о фольклоре
- представления об играх
III этап Деятельностный
Цель: Сформировать у детей 6-7 лет умение применять представления о духовной культуре народов Среднего Поволжья в практической деятельности
Задачи:
- сформировать умение применять сформированные представления о традициях народов Среднего Поволжья
- сформировать умение правильно называть и различать национальные костюмы, обычаи, обряды и фольклор
- сформировать умение играть в народные игры.
Способы и формы работы
Деятельность педагогов и детей Результат
Педагог Дети Результат-продукт Результат-эффект
- Создание фото альбома «Национальные костюмы народов Поволжья».
- выставка детских рисунков национальный орнамент
- Досуговое мероприятие «Игры народов Поволжья».
- показ национальных танцев в народных костюмах - Подбирает фотографии, составляет фото альбом
- организует выставку детских рисунков
- конспект досугового мероприятия
- проведение досугового мероприятия
- подготовка костюмов к народным танцам - рассматривают фотографии в фотоальбоме
- участвуют в выставке
- участвуют в досуговом мероприятии Конспекты, альбом, - умение применять сформированные представления о традициях народов Среднего Поволжья
- умение правильно называть и различать национальные костюмы, обычаи, обряды и фольклор
- умение играть в народные игры.