Галина Зубкова
Проект «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской культуры»
▼ Скачать + Заказать документы
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской культуры
Автор-составитель:
Зубкова Галина Васильевна
воспитатель МДОУ «Детский сад №41
«Золотой ключик» г Георгиевск
высшей квалификационной категории
Публикация «Проект „Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской культуры“» размещена в разделах
Актуальность выбранной мною темы очевидна: в настоящее время можно с радостью отметить рост интереса к истинной истории нашего государства и общества в целом. Воспитывая детей на национальных традициях, можно развить у них национальное самосознание, дать ребенку почувствовать себя частью великого целого - своего народа, своей страны, научиться уважать их, ценить прошлое и настоящее, заботиться и волноваться о будущем, вырастить настоящих патриотов своей Родины.
Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа.
С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению, очень поверхностно знакомо, например, с народной культурой. Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Какие они соблюдали обычаи? Чем украшали свой быт? О чем мечтали? Ответить на эти и подобные вопросы — значит восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности.
Отработав по теме: «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» более пяти лет, систематизировав накопленный материал, мне захотелось разнообразить чем-то новым и интересным педагогический процесс. Удачной находкой и открытием для меня стал интегрированный подход в построении занятий.
Поэтому я стала включать сведения об истории и культуре России во все виды детской деятельности: познавательную, продуктивную, игровую. Именно в этом я вижу новизну и значимость опыта работы.
Цель работы: Воспитание творчески развитой личности через актива-цию познавательной деятельности дошкольников при приобщении детей к русской национальной культуре.
Исходя их данной цели, определились с задачами:
1. Пробудить интерес к истории и культуре России.
2. Способствовать развитию познавательной активности, любознательности.
3. Способствовать развитию у детей лучших черт русского характера.
4. Показать детям красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, колядках, обрядам.
5. Знакомить детей с народными традициями и включать их в детскую жизнь, т. к. в них отражена глубокая мудрость и творческий потенциал русского народа.
6. Сформировать чувство национального достоинства.
7. Оказать помощь родителям в возрождении и творческом развитии лучших традиций векового опыта воспитания детей и привлечь их к сотрудничеству по созданию в детских садах уютной домашней обстановки с предметно – развивающей средой.
Ожидаемые результаты:
1. Пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины, любви к родному краю.
2. Формирование чувств национального достоинства.
3. Расширение кругозора детей через музей быта, созданного силами педагогов и родителей.
4. Широкое использование всех видов фольклора.
5. Объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по приобщению к русской национальной культуре.
Направления работы по приобщению детей к русской национальной культуре :
1. Создание атмосферы национального быта.
2. Широкое использование фольклора (сказок, песен, частушек, посло-виц, поговорок и т. п.)
3. Знакомство с традиционными и обрядовыми праздниками.
4. Знакомство с народным искусством.
5. Знакомство с русскими народными играми.
6. Знакомство с историей Руси, Москвы, родного края.
Образовательная деятельность, реализуемая в рамках проекта, построена с соблюдением следующих принципов:
Механизм реализации проекта
Реализация проекта включает ряд последовательных и взаимообусловленных этапов, которые представляют собой единую систему, направленную на решение задач и достижения целей проекта. Внутри каждого из этих этапов, в свою очередь, выделяются определенные процедуры, составляющие содержательную, структурную, технологическую, организационную основу проектных действий.
I этап – организационный (октябрь 2024г. – апрель 2025г.)
Проведение детальной и комплексной оценки сложившейся ситуации, выделение и анализ проблем, актуализацию проблемы, четкое определение стратегических целей и задач, разработка концепции, позволяющей придать правильное направление проекту и заложить базу для реализации всех этапов, прогнозирование положительных результатов, расчет ресурсного обеспечения, определение критериев оценки и способов мониторинга проекта.
II этап - практический (октябрь 2024.- апрель 2025г.)
на данном этапе осуществляется образовательная работа в непосредственной образовательной деятельности, направленная на ознакомление дошкольников с культурой русского народа :
оформлению книжных уголков (в соответствии с требованиями реализуемой программы "Радуга", которые имеют следующее содержание:
наличие специально оборудованного места для чтения;
разнообразие литературы по жанру (стихи, рассказы, пословицы и поговорки; потешки, прибаутки, загадки, небылицы, сказки, познавательные и развивающие книги);
созданию мини-музея в ДОУ;
оформление полочки красоты;
создание картотеки народных игр;
создание уголка «Россия – Родина моя».
III этап – заключительный (май 2025г.)
1. Мониторинг выявлению знаний о русской народной культуре
Цель:
- выявить динамику развития детей за 4 года
- оценить эффективность выработанной технологии.
2. Презентация обобщённых результатов реализации педагогического опыта.
Цель: обобщение и трансляция
План реализации проекта
1 этап - Организационный (октябрь 2024г. – апрель 2025 г.).
Задачи:
- изучить методико-педагогическую литературу по данной теме;
- разработать перспективное планирование по работе с детьми в НОД и режимных моментах;
- провести опрос, родительское собрание с родителями по данной про-блеме, выяснить проблемы воспитания по данной теме;
- разработать перспективное планирование по взаимодействию с родителями;
- создать познавательно – развивающую среду группы с помощью художественно – познавательной литературы в соответствии с возрастом детей;
- проанализировать познавательный интерес дошкольников.
По данной теме была собрана и изучена методико-педагогическая литература;
разработано перспективное планирование по работе с детьми в НОД и режимных моментах;
- обновлена развивающая среда, внедрение инновационных подходов по развития познавательной деятельности дошкольников.
Была изучена и подобрана художественно – познавательная литература для формирования знаний о культуре русского народа. При отборе литературы ориентировалась:
научить самостоятельно, находить ответы на свои вопросы (осуществлять поиск).
В результате педагогами была организована:
• мини – библиотека;
• собран дидактический материал:
1. - картотека предметных картинок;
2. - музыкально – дидактические игры;
- наглядно – дидактический материал;
3. - тематический словарь;
4. - картотека сюжетных картинок;
5. - развивающие игры конструкторы по карточкам;
6. - музыкально - тематические плакаты;
7. - игровые задания по дидактическим карточкам и др.
• создан мини-музей;
• создана полочка красоты;
• собрана картотека народных игр;
• создан уголок «Россия – Родина моя».
2 этап - практический (2024г. – апрель 2025г.)
Задачи:
- внедрить перспективное планирование по работе с детьми в НОД и режимных моментах;
-внедрить новые формы работы с детьми;
-внедрить перспективный план взаимодействия с родителями;
-провести семинары-практикумы, консультации для родителей.
Работа проводилась по принципу систематичности и последовательности: постепенная подача материала от простого к сложному; повторение усвоенных знаний, правил и норм.
Формы работы:
1. Кружковая работа «Русская изба».
2. Занятия: тематические, интегрированные, игровые, театрализованные, индивидуальные.
3. Развлечения. Досуги. Русские народные праздники.
4. Театрализованная деятельность: «В гостях у сказки» и др.
5. Игровая деятельность.
Методы и приемы, направленные на развитие мышления, речевой и познавательной деятельности:
1. Проблемно – поисковые вопросы.
2. Разбор пословиц и поговорок.
3. Придумывание новых названий.
4. Введение нового персонажа.
5. Творческие задачи
6. Объяснение происхождения слов.
7. Метод аналогии.
Работа с моделями, схемами, чертежами
Непосредственно-образовательная деятельность:
1. Беседы, рассматривание картин, иллюстраций, наглядно – дидак-тического материала по темам:
— «Знакомство с родным краем».
— «Знакомство с декоративно – прикладным искусством».
— «Рыба ищет, где глубже, а человек — где лучше» (места проживания, строительство жилища)
— «В гостях хорошо, а дома лучше» (быт и основные занятия русских лю-дей)
— «Какова пряха — такова на ней и рубаха» (история русского народного костюма)
— «Беда, коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги – тачать пирожник» (история мужской и женской обуви)
— «Не по Сеньке шапка» (история головных уборов)
— «Не до шутки, когда пусто в желудке» (история русской кухни) и др.
2. Художественное творчество детей :
Рисование на темы:
- «Русская матрёшка»
- «Городецкая роспись»
- «Это чудо – Гжель»
- «Роспись дымковских игрушек» и пр.
Лепка на темы:
- «В гостях у сказки»
- «Дымковские игрушки» и т. д.
Аппликация на темы:
- «Орнаменты для сарафанов и кокошников»
- «Украшение дымковских игрушек» и т. д.
II. Проведение праздников и развлечений:
— «Осенняя ярмарка»
— «Покров»
— «Рождественские посиделки»
— «Русская ярмарка»
— «Фольклорный праздник».
— «Широкая масленица»
— «Готовимся к Пасхе»
III. Игровая деятельность:
Дидактические игры:
- «Чей костюм», «Укрась кокошник», «Составь узор» и т. д.
Подвижные народные игры:
- «Гуси-лебеди», «Горелки», «Заря-заряница», «Пятнашки», «Краски», «Колокольцы» и т. д.
Игры-драматизации:
- по русским народным сказкам : «Колобок», «Репка», «Теремок» и т. д.
IV. Знакомство с художественной литературой:
- знакомство с малыми фольклорными формами (потешками, песенками, пословицами, поговорками, прибаутками, закличками);
- чтение русских народных сказок : «По щучьему велению», «Лисичка со скалочкой» и т. д., стихов.
V. Конкурс детских рисунков по мотивам народных росписей:
- «Синие цветы Гжели»
- «Золотая Хохлома»
VI : Выставки:
- «Умелые руки не знают скуки»
- «Зимний вернисаж»
- «Пасхальные композиции»
VII : Экскурсии:
- в краеведческий музей;
- в выставочный зал.
Система работы с родителями:
Анкетирование родителей на тему: «Приобщение детей к истокам русской культуры».
Беседа за круглым столом: «Роль семьи в приобщении детей к русской национальной культуре».
Совместные посиделки с родителями и детьми:
- «Я – семья – род – народ»
- «Русская народная песня» (колыбельная, частушки)
- «Русский самовар и чаепитие на Руси»
— «Без примет ходу нет (народные приметы)
- «Пасхальные яйца»
IV. Совместное посещение родителями, детьми и педагогами
выставок, художественного и фото творчества.
V. Проведение совместной выставки «Народные игрушки своими руками».
VI. Проведение родительских собраний на тему:
— «Приобщение детей к русской культуре и декоративно - прикладное творчество»;
— «Особенности нравственного воспитания в дошкольном возрасте»
VII : Консультации для родителей:
- «Народные игры»
— «Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом»
— «Русские народные праздники»
- «Из истории русского народного костюма»
- «Русская народная игрушка»
3 этап - заключительный
Свою работу начала с изучения литературы по данной теме, что привело к созданию программы деятельности. Было организовано обследование детей старшей группы и их родителей с целью выявления у них умений и знаний об истории и культуре нашего народа. На данном этапе используются такие педагогические средства, как беседа с детьми и родителями, наблюдение за детьми в процессе игр, занятий, совместной деятельности, анализ продуктов детской творческой деятельности.
Результаты показали отсутствие системы, недостаточность материально - технической и методической базы. Это отрицательно повлияло и на качество знаний детей. Дети имели низкий уровень сформированности знаний о предметах народного быта, праздниках, традициях, разных видах народно-прикладного творчества, а имеющиеся представления были отрывочны и поверхностны. Исходя из данных анкетирования родителей, можно отметить крайне низкий уровень духовно-нравственной культуры большинства современных семей, утрата семейной функции передачи детям значимых культурных и жизненных ценностей. Опрос родителей показал, что 92% считают важным приобщать детей к национальной культуре, но многие не знают, как это сделать.
Беседа с детьми. Цель: выявить уровень знаний о русской культуре.
1. Какие русские народные сказки ты знаешь? Из каких источников? (Чтение взрослыми; просмотр видеокассет, телепередач.)
2. Назови любимого героя.
3. С какими русскими народными играми ты знаком?
4. Какая перед тобой роспись: хохломская или дымковская?
5. Какие пословицы, поговорки ты знаешь?
6. Что ты знаешь о Масленице?
7. Отмечаете ли вы в семье календарные праздники?
Наблюдение за ребенком во время занятий и игр. Цель: выявить уровень умений общения детей с окружающими.
1. Общительный ли с детьми и взрослыми?
2. Умеет ли организовать детей в игре?
3. Умеет ли дружно, без конфликтов играть с детьми?
4. Сочувствует ли другому?
5. Всегда ли старается быть вежливым?
6. Радуется ли успеху других детей?
7. Эмоциональное отношение к народному творчеству.
8. Во время игр, занятий приходит ли на помощь другим детям?
9. Всегда ли охотно и старательно выполняет поручения взрослого?
10. Доводит ли начатое дело до конца?
Беседа с родителями. Цель: выявить уровень знаний о русской культуре.
1. Что Вы знаете о русском народном творчестве?
2. Знакомы ли Вы с его историей?.
3. Хотите ли Вы, чтобы дети занимались этим в детском саду?
4. Есть ли дома, у бабушки предметы старинной утвари?
5. Что больше всего по данной теме интересует ребенка дома? В дет-ском саду?
6. Как Вы думаете, какими видами народно-прикладного искусства ребенок овладел успешнее всего в детском саду?
Беседа с родителями. Цель: выявить уровень знаний о русской культуре.
1. Что Вы знаете о русском народном творчестве?
2. Знакомы ли Вы с его историей?
3. Есть ли дома, у бабушки предметы старинной утвари?
4. Что вы знаете о русском народном костюме, о русских народных играх и праздниках?
5. Как Вы думаете, какими видами народно-прикладного искусства ребенок овладел успешнее всего в детском саду?
6. Что больше всего по данной теме интересует ребенка дома? В дет-ском саду?
Вывод
Вся работа, выстроенная в определенную систему, позволяет сформировать у дошкольников элементарные, необходимые и доступные для дошкольного возраста представления о родном крае, о русской народной культуре в целом.