Получи документы

Проект «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской культуры»

Галина Зубкова
Проект «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской культуры»
▼ Скачать + Заказать документы

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской культуры

Автор-составитель:

Зубкова Галина Васильевна

воспитатель МДОУ «Детский сад №41

«Золотой ключик» г Георгиевск

высшей квалификационной категории

Публикация «Проект „Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской культуры“» размещена в разделах

Актуальность выбранной мною темы очевидна: в настоящее время можно с радостью отметить рост интереса к истинной истории нашего государства и общества в целом. Воспитывая детей на национальных традициях, можно развить у них национальное самосознание, дать ребенку почувствовать себя частью великого целого - своего народа, своей страны, научиться уважать их, ценить прошлое и настоящее, заботиться и волноваться о будущем, вырастить настоящих патриотов своей Родины.

Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа.

С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению, очень поверхностно знакомо, например, с народной культурой. Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Какие они соблюдали обычаи? Чем украшали свой быт? О чем мечтали? Ответить на эти и подобные вопросы — значит восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности.

Отработав по теме: «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» более пяти лет, систематизировав накопленный материал, мне захотелось разнообразить чем-то новым и интересным педагогический процесс. Удачной находкой и открытием для меня стал интегрированный подход в построении занятий.

Поэтому я стала включать сведения об истории и культуре России во все виды детской деятельности: познавательную, продуктивную, игровую. Именно в этом я вижу новизну и значимость опыта работы.

Цель работы: Воспитание творчески развитой личности через актива-цию познавательной деятельности дошкольников при приобщении детей к русской национальной культуре.

Исходя их данной цели, определились с задачами:

1. Пробудить интерес к истории и культуре России.

2. Способствовать развитию познавательной активности, любознательности.

3. Способствовать развитию у детей лучших черт русского характера.

4. Показать детям красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, колядках, обрядам.

5. Знакомить детей с народными традициями и включать их в детскую жизнь, т. к. в них отражена глубокая мудрость и творческий потенциал русского народа.

6. Сформировать чувство национального достоинства.

7. Оказать помощь родителям в возрождении и творческом развитии лучших традиций векового опыта воспитания детей и привлечь их к сотрудничеству по созданию в детских садах уютной домашней обстановки с предметно – развивающей средой.

Ожидаемые результаты:

1. Пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины, любви к родному краю.

2. Формирование чувств национального достоинства.

3. Расширение кругозора детей через музей быта, созданного силами педагогов и родителей.

4. Широкое использование всех видов фольклора.

5. Объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по приобщению к русской национальной культуре.

Направления работы по приобщению детей к русской национальной культуре :

1. Создание атмосферы национального быта.

2. Широкое использование фольклора (сказок, песен, частушек, посло-виц, поговорок и т. п.)

3. Знакомство с традиционными и обрядовыми праздниками.

4. Знакомство с народным искусством.

5. Знакомство с русскими народными играми.

6. Знакомство с историей Руси, Москвы, родного края.

Образовательная деятельность, реализуемая в рамках проекта, построена с соблюдением следующих принципов:

Механизм реализации проекта

Реализация проекта включает ряд последовательных и взаимообусловленных этапов, которые представляют собой единую систему, направленную на решение задач и достижения целей проекта. Внутри каждого из этих этапов, в свою очередь, выделяются определенные процедуры, составляющие содержательную, структурную, технологическую, организационную основу проектных действий.

I этап – организационный (октябрь 2024г. – апрель 2025г.)

Проведение детальной и комплексной оценки сложившейся ситуации, выделение и анализ проблем, актуализацию проблемы, четкое определение стратегических целей и задач, разработка концепции, позволяющей придать правильное направление проекту и заложить базу для реализации всех этапов, прогнозирование положительных результатов, расчет ресурсного обеспечения, определение критериев оценки и способов мониторинга проекта.

II этап - практический (октябрь 2024.- апрель 2025г.)

на данном этапе осуществляется образовательная работа в непосредственной образовательной деятельности, направленная на ознакомление дошкольников с культурой русского народа :

оформлению книжных уголков (в соответствии с требованиями реализуемой программы "Радуга", которые имеют следующее содержание:

наличие специально оборудованного места для чтения;

разнообразие литературы по жанру (стихи, рассказы, пословицы и поговорки; потешки, прибаутки, загадки, небылицы, сказки, познавательные и развивающие книги);

созданию мини-музея в ДОУ;

оформление полочки красоты;

создание картотеки народных игр;

создание уголка «Россия – Родина моя».

III этап – заключительный (май 2025г.)

1. Мониторинг выявлению знаний о русской народной культуре

Цель:

- выявить динамику развития детей за 4 года

- оценить эффективность выработанной технологии.

2. Презентация обобщённых результатов реализации педагогического опыта.

Цель: обобщение и трансляция

План реализации проекта

1 этап - Организационный (октябрь 2024г. – апрель 2025 г.).

Задачи:

- изучить методико-педагогическую литературу по данной теме;

- разработать перспективное планирование по работе с детьми в НОД и режимных моментах;

- провести опрос, родительское собрание с родителями по данной про-блеме, выяснить проблемы воспитания по данной теме;

- разработать перспективное планирование по взаимодействию с родителями;

- создать познавательно – развивающую среду группы с помощью художественно – познавательной литературы в соответствии с возрастом детей;

- проанализировать познавательный интерес дошкольников.

По данной теме была собрана и изучена методико-педагогическая литература;

разработано перспективное планирование по работе с детьми в НОД и режимных моментах;

- обновлена развивающая среда, внедрение инновационных подходов по развития познавательной деятельности дошкольников.

Была изучена и подобрана художественно – познавательная литература для формирования знаний о культуре русского народа. При отборе литературы ориентировалась:

научить самостоятельно, находить ответы на свои вопросы (осуществлять поиск).

В результате педагогами была организована:

• мини – библиотека;

собран дидактический материал:

1. - картотека предметных картинок;

2. - музыкально – дидактические игры;

- наглядно – дидактический материал;

3. - тематический словарь;

4. - картотека сюжетных картинок;

5. - развивающие игры конструкторы по карточкам;

6. - музыкально - тематические плакаты;

7. - игровые задания по дидактическим карточкам и др.

• создан мини-музей;

• создана полочка красоты;

• собрана картотека народных игр;

• создан уголок «Россия – Родина моя».

2 этап - практический (2024г. – апрель 2025г.)

Задачи:

- внедрить перспективное планирование по работе с детьми в НОД и режимных моментах;

-внедрить новые формы работы с детьми;

-внедрить перспективный план взаимодействия с родителями;

-провести семинары-практикумы, консультации для родителей.

Работа проводилась по принципу систематичности и последовательности: постепенная подача материала от простого к сложному; повторение усвоенных знаний, правил и норм.

Формы работы:

1. Кружковая работа «Русская изба».

2. Занятия: тематические, интегрированные, игровые, театрализованные, индивидуальные.

3. Развлечения. Досуги. Русские народные праздники.

4. Театрализованная деятельность: «В гостях у сказки» и др.

5. Игровая деятельность.

Методы и приемы, направленные на развитие мышления, речевой и познавательной деятельности:

1. Проблемно – поисковые вопросы.

2. Разбор пословиц и поговорок.

3. Придумывание новых названий.

4. Введение нового персонажа.

5. Творческие задачи

6. Объяснение происхождения слов.

7. Метод аналогии.

Работа с моделями, схемами, чертежами

Непосредственно-образовательная деятельность:

1. Беседы, рассматривание картин, иллюстраций, наглядно – дидак-тического материала по темам:

«Знакомство с родным краем».

«Знакомство с декоративно – прикладным искусством».

«Рыба ищет, где глубже, а человек — где лучше» (места проживания, строительство жилища)

«В гостях хорошо, а дома лучше» (быт и основные занятия русских лю-дей)

«Какова пряха — такова на ней и рубаха» (история русского народного костюма)

«Беда, коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги – тачать пирожник» (история мужской и женской обуви)

«Не по Сеньке шапка» (история головных уборов)

«Не до шутки, когда пусто в желудке» (история русской кухни) и др.

2. Художественное творчество детей :

Рисование на темы:

- «Русская матрёшка»

- «Городецкая роспись»

- «Это чудо – Гжель»

- «Роспись дымковских игрушек» и пр.

Лепка на темы:

- «В гостях у сказки»

- «Дымковские игрушки» и т. д.

Аппликация на темы:

- «Орнаменты для сарафанов и кокошников»

- «Украшение дымковских игрушек» и т. д.

II. Проведение праздников и развлечений:

«Осенняя ярмарка»

«Покров»

«Рождественские посиделки»

«Русская ярмарка»

«Фольклорный праздник».

«Широкая масленица»

«Готовимся к Пасхе»

III. Игровая деятельность:

Дидактические игры:

- «Чей костюм», «Укрась кокошник», «Составь узор» и т. д.

Подвижные народные игры:

- «Гуси-лебеди», «Горелки», «Заря-заряница», «Пятнашки», «Краски», «Колокольцы» и т. д.

Игры-драматизации:

- по русским народным сказкам : «Колобок», «Репка», «Теремок» и т. д.

IV. Знакомство с художественной литературой:

- знакомство с малыми фольклорными формами (потешками, песенками, пословицами, поговорками, прибаутками, закличками);

- чтение русских народных сказок : «По щучьему велению», «Лисичка со скалочкой» и т. д., стихов.

V. Конкурс детских рисунков по мотивам народных росписей:

- «Синие цветы Гжели»

- «Золотая Хохлома»

VI : Выставки:

- «Умелые руки не знают скуки»

- «Зимний вернисаж»

- «Пасхальные композиции»

VII : Экскурсии:

- в краеведческий музей;

- в выставочный зал.

Система работы с родителями:

Анкетирование родителей на тему: «Приобщение детей к истокам русской культуры».

Беседа за круглым столом: «Роль семьи в приобщении детей к русской национальной культуре».

Совместные посиделки с родителями и детьми:

- «Я – семья – род – народ»

- «Русская народная песня» (колыбельная, частушки)

- «Русский самовар и чаепитие на Руси»

— «Без примет ходу нет (народные приметы)

- «Пасхальные яйца»

IV. Совместное посещение родителями, детьми и педагогами

выставок, художественного и фото творчества.

V. Проведение совместной выставки «Народные игрушки своими руками».

VI. Проведение родительских собраний на тему:

— «Приобщение детей к русской культуре и декоративно - прикладное творчество»;

— «Особенности нравственного воспитания в дошкольном возрасте»

VII : Консультации для родителей:

- «Народные игры»

— «Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом»

«Русские народные праздники»

- «Из истории русского народного костюма»

- «Русская народная игрушка»

3 этап - заключительный

Свою работу начала с изучения литературы по данной теме, что привело к созданию программы деятельности. Было организовано обследование детей старшей группы и их родителей с целью выявления у них умений и знаний об истории и культуре нашего народа. На данном этапе используются такие педагогические средства, как беседа с детьми и родителями, наблюдение за детьми в процессе игр, занятий, совместной деятельности, анализ продуктов детской творческой деятельности.

Результаты показали отсутствие системы, недостаточность материально - технической и методической базы. Это отрицательно повлияло и на качество знаний детей. Дети имели низкий уровень сформированности знаний о предметах народного быта, праздниках, традициях, разных видах народно-прикладного творчества, а имеющиеся представления были отрывочны и поверхностны. Исходя из данных анкетирования родителей, можно отметить крайне низкий уровень духовно-нравственной культуры большинства современных семей, утрата семейной функции передачи детям значимых культурных и жизненных ценностей. Опрос родителей показал, что 92% считают важным приобщать детей к национальной культуре, но многие не знают, как это сделать.

Беседа с детьми. Цель: выявить уровень знаний о русской культуре.

1. Какие русские народные сказки ты знаешь? Из каких источников? (Чтение взрослыми; просмотр видеокассет, телепередач.)

2. Назови любимого героя.

3. С какими русскими народными играми ты знаком?

4. Какая перед тобой роспись: хохломская или дымковская?

5. Какие пословицы, поговорки ты знаешь?

6. Что ты знаешь о Масленице?

7. Отмечаете ли вы в семье календарные праздники?

Наблюдение за ребенком во время занятий и игр. Цель: выявить уровень умений общения детей с окружающими.

1. Общительный ли с детьми и взрослыми?

2. Умеет ли организовать детей в игре?

3. Умеет ли дружно, без конфликтов играть с детьми?

4. Сочувствует ли другому?

5. Всегда ли старается быть вежливым?

6. Радуется ли успеху других детей?

7. Эмоциональное отношение к народному творчеству.

8. Во время игр, занятий приходит ли на помощь другим детям?

9. Всегда ли охотно и старательно выполняет поручения взрослого?

10. Доводит ли начатое дело до конца?

Беседа с родителями. Цель: выявить уровень знаний о русской культуре.

1. Что Вы знаете о русском народном творчестве?

2. Знакомы ли Вы с его историей?.

3. Хотите ли Вы, чтобы дети занимались этим в детском саду?

4. Есть ли дома, у бабушки предметы старинной утвари?

5. Что больше всего по данной теме интересует ребенка дома? В дет-ском саду?

6. Как Вы думаете, какими видами народно-прикладного искусства ребенок овладел успешнее всего в детском саду?

Беседа с родителями. Цель: выявить уровень знаний о русской культуре.

1. Что Вы знаете о русском народном творчестве?

2. Знакомы ли Вы с его историей?

3. Есть ли дома, у бабушки предметы старинной утвари?

4. Что вы знаете о русском народном костюме, о русских народных играх и праздниках?

5. Как Вы думаете, какими видами народно-прикладного искусства ребенок овладел успешнее всего в детском саду?

6. Что больше всего по данной теме интересует ребенка дома? В дет-ском саду?

Вывод

Вся работа, выстроенная в определенную систему, позволяет сформировать у дошкольников элементарные, необходимые и доступные для дошкольного возраста представления о родном крае, о русской народной культуре в целом.

Публикации по теме:

Приобщение детей к истокам русской культуры в разных видах деятельности Русская национальная культура - это наследие, которое принадлежит народу. Веками создаваемая, она сохранила свою самобытность и индивидуальность.

Настольная развивающая игра «Делу — время, а потехе — час» к проекту «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»Настольная развивающая игра «Делу — время, а потехе — час» к проекту «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Представляю вашему вниманию еще одну игру, сделанную к проекту. Я немножко отошла от традиционного лото, но все-таки принцип игры тот же.

Настольная развивающая игра «Наши любимые сказки» к проекту «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»Настольная развивающая игра «Наши любимые сказки» к проекту «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Когда-то, работая над проектом по краеведению, я сделала несколько настольных игр, для лучшего запоминания детьми объектов родного города.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской культуры»
Опубликовано: 3 декабря 2024 в 13:53
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской культуры»» (включая файлы) размещена пользователем Галина Зубкова (УИ 2983903) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД