Галина Комзалова
Проект «Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры»
«Приобщение детей младшего дошкольного возраста
к истокам русской народной культуры»
Очень часто за событиями и за сутолокою дней
Старины своей не помним, забываем мы о ней.
Стали более привычны нам полёты на Луну.
Вспомним старые обычаи!
Вспомним нашу старину!
Публикация «Проект „Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры“» размещена в разделах
Обоснование: сформированность нравственных ценностей является важнейшим показателем целостной личности. Мы все чаще задумываемся о будущем наших детей. Что ждет их впереди? Какое духовное наследие мы им оставим? Какие обычаи и традиции?
Наше время – это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные
принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Ведь только такие личности внесут свою лепту в развитие науки, культуры, промышленности и тем самым поднимут престиж страны на должный уровень.
Поэтому в условиях эмоциональной ущербности, нравственной и духовной
бедности современного общества в целом и человека в частности развитие с раннего детства культурных потребностей личности становится одной из важнейших задач воспитания и образования.
Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Ребенок является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие этноса через включение в культуру и социальную активность.
Вышеизложенное, а также особенности развития детей дошкольного возраста, проявляющиеся, прежде всего в интенсивном развитии мышления и других интеллектуальных процессов, существенном изменении мотивационной сферы, ориентации на социальные отношения в мире взрослых дают основание предположить следующее:
дошкольный возраст является наиболее оптимальным для начала
целенаправленного воспитания средствами этнографической культуры.
Формирование основ народной культуры должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольников,осуществляться в повседневной жизни и в организованной образовательной деятельности, на мероприятиях, организованных в детском саду и дома.
Для приобщения дошкольников к традиционной народной культуре,
быту, традициям в ДОУ созданы определенные условия:
- Многофункциональные центры в группах ДОУ «Центр ряженья», «Центр
уединения», «Центр книги», «Центр Изодеятельности».
- «Центр театра», где размещены различные виды театров.
- Аудиотека с записями народных песен и мелодий, сказок.
Традиции народа – это то, что полнее всего отражает его духовный облик и
внутренний мир, живая национальная память народа, воплощение пройденного им пути и неповторимого духовного опыта. То, что в конечном итоге хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времен и поколений. Богатейшее культурное наследие наших предков уходит корнями вглубь веков, в повседневный опыт созидательного труда и мудрого, почтительного освоения окружающей природы.
Формировался особый уклад народной жизни, тесно связанный с годовыми циклами обновления и угасания природы, по–своему отразившийся в загадках, пословицах и поговорках, задушевных песнях и озорных частушках, легендах и волшебных сказках.
Другое, живое свидетельство богатства бытовой культуры русского народа – его обычаи и праздники, а также церковные обряды и таинства. Сохранение этого наследия – благородная задача, выпавшая на долю терпеливых тружеников, собирателей и исследователей отечественного духовного достояния, таких, как В. И. Даль, И. С. Сахаров, М. Забылин, А. Н. Афанасьев. В этом же ряду по праву заслуживает упоминание
имя А. В. Терещенко, выдающегося знатока русских обрядов и обычаев, автора многочисленных трудов о светлом и гармоничном мире народной культуры наших предков.
Основополагающая роль в развитии духовности ребенка, формировании
гражданской позиции, усвоении социокультурных норм и национальных культурных традиций принадлежит дошкольному детству.
Тип проекта : творческий, познавательный.
Вид проекта : семейный, групповой.
Актуальность:
Без памяти – нет традиций, без традиций – нет культуры. Без культуры
– нет воспитания, без воспитания – нет духовности. Без духовности – нет
личности, без личности – нет народа как исторической личности.
В наше время научного прогресса остро стоит вопрос о нравственном,
эстетическом воспитании детей. Тенденции современного мира таковы, что
первое место в жизни человека занимают не духовные, а материальные
ценности. В постоянном беге человек забывает заповеди, данные ему свыше.
Человек перестал задумываться о том, что без знаний своих корней, истории
прошлого, нет, и не может быть благодатного и плодотворного будущего.
Поскольку мышление и сознание начинают формироваться с раннего
возраста, ребенок нуждается в грамотной и заботливой помощи взрослых
наставников – педагогов, воспитателей, родителей.
Знакомство ребенка с художественной литературой начинается с
произведений устного народного творчества – потешек, прибауток, песен,
народных сказок. Особую значимость фольклор приобретает в период
привыкания к новой обстановке детского сада, когда он скучает по дому,
маме, еще не может общаться с взрослыми. Хорошо подобранная, с
выразительностью рассказанная потешка, порой помогает установить
контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к пока
еще малознакомому человеку – воспитателю. Ведь многие народные
произведения позволяют вставить любое имя, не изменяя содержания.
Язык произведений фольклора отличается образностью,
выразительностью, он воздействует не только на мысли, но и на чувства
ребенка. Именно ценность фольклора заключается в том, что с его помощью
взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт. Ласковый
говорок прибауток, потешек вызывает радость не только у малыша, но и у
взрослого, использующего образный язык народного поэтического
творчества для выражения своей заботы, нежности, веры в ребенка.
Если знакомить детей, начиная с раннего возраста, с родной культурой,
родной речью, произведениями устного народного творчества, то это будет
способствовать развитию духовного, нравственного, эстетического
воспитания и в будущем они сумеют сохранить все культурные ценности
нашего народа.
Проблема:
В настоящее время, народная культура, традиции русского народа
стираются. Понимая это нельзя быть равнодушным к истокам –
национальной культуры. Именно сейчас, возникает необходимость
знакомить детей с лучшими традициями нашего народа.
Ранний период жизни реб нка во многом зависит от взрослых,
воспитывающих малышей. Прекрасно, если родители способны обогатить
среду, в которой он раст т. А народное поэтическое слово, как раз и сможет
обогатить эту духовную среду.
Цель:
-Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему.
-формировать духовно – нравственное отношение и чувство сопричастности к культурному наследию.
-Воспитывать уважение к своей нации, понимание своих национальных особенностей.
-Воспитывать чувство собственного достоинства, как представителя своего народа и уважительное отношение к людям других национальностей.
Задачи:
Познакомить детей с устным народным творчеством, русским
народным бытом и костюмом, с русской народной игрушкой, с
музыкальными инструментами, с народными играми.
Воспитывать интерес и любовь к родной культуре и к народному
творчеству, вызвать желание активно использовать его в повседневной
жизни;
-Воспитывать патриотическое чувство, чувство гордости за свою
страну — Россию через малые фольклорные формы, художественную
литературу.
Развивать познавательную активность детей, любознательность,
эстетические способности и духовный потенциал.
Продукт проекта : Альбом «Фольклор для самых маленьких» (потешки,
колыбельные песни, загадки, считалки, пальчиковые игры, прибаутки).
Создание фотоальбома.
Презентация проекта.
Папка-раскладка для родителей «Роль сказки в воспитании детей», Консультация «Приобщение к истории, традициям и культуре России»;
Творческие работы детей.
Формы реализации проекта : чтение русских народных сказок, разучивание
потешек, беседы, хороводные игры, прослушивание народных напевов и
наигрышей, колыбельных, игра на шумовых народных инструментах.
Прогнозируемый результат: дети называют любимые сказки,
рассматривают иллюстрации к ним, драматизируют сказки и отрывки,
рассказывают потешки, считалки, отгадывают загадки, поют русские
народные песни, исполняют хороводы и народные танцы, эмоционально
отзывчивы, играют в народные подвижные игры.
Работа с родителями:
- Подбор методических рекомендаций для родительского уголка по
использованию фольклора и народных игр в домашних условиях.
- Привлечение родителей к изготовлению разных видов театра (на палочках,
пальчиковый).
- Участие родителей в пополнении экспонатов для уголка "Русское народное
творчество"
- Оформление альбома по устному народному творчеству «Фольклор для
самых маленьких»
I этап. Подготовительный
Задачи:
1. Анализ состояние воспитательно-образовательного процесса детского сада
по использованию фольклора.
2. Подбор литературы по фольклору:сказок, потешек, колыбельных песен,
загадок, считалок, пальчиковых игр, прибауток в соответствии с возрастом
детей.
3. Изучение программно-методического обеспечения.
4. Обмен опытом работы с воспитателями по расширению знаний в
использовании фольклора.
5. Организация предметно-развивающей среды в группе:
1)Оформление альбома по теме «Фольклор для самых маленьких»;
2) Оформление уголка в русском народном стиле "Русское народное творчество";
3. Родительское собрание «Это русская сторонка…».
II этап. Основной этап реализации проекта.
Перспективный план.
Дата Организованная
образовательная
деятельность
Совместная образовательная деятельность Взаимодействие с родителями
ноябрь 1. Познавательное развитие. «Знакомство с русской народной игрушкой «Матрешкой»»
2. Лепка
«Медвежонок»
3. ФЭМП
«В гости к Матрешкам»
4. Речевое развитие
«Заучивание потешки «Солнышко- ведрышко»
5. Рисование
«Красивый полосатый коврик» 1. Чтение потешки «Петушок»
2. Разучивание прибаутки «Кошка в лукошке»
3. Закличка «Медведь могучий»
4. Упражнение для профилактики плоскостопия «Мишка Косолапый»
5. Дидактические игры: «Чудо - мешок», «Волшебный сундучок», «Один – много», «Кто где живет»
6. Дидактическое упражнение «Назови ласково»
7. Рассматривание иллюстраций Е. Рачева, Ю. Васнецова к сказкам. Консультация
«Духовно- нравственное воспитание младших дошкольников»
декабрь 1. Познавательное развитие «Овощи»
2. Аппликация «Овощи в баночке»
3. Речевое развитие
Заучивание потешки «Овощи»
4. Рисование «Морковка для зайчика»
1. Драматизация сказок «Репка», «Колобок»
2. Пальчиковая игра «Пальчик, пальчик – где ты был…»
3. Подвижные игры «Еду- еду», «Карусели».
4. Дидактические игры «Вершки – корешки», «Чего не хватает»
5. Беседа по сказкам. Папка – раскладушка «Роль сказки в воспитании детей»
Январь-февраль 1. Познавательное
«Знакомство с русским бытом»
2. Лепка
«Поможем Федоре»
(украсим горшочек)
3. ФЭМП
«Маша в гости к нам пришла»
4. Рисование
«Ложки деревянные» 1. Игра «Собери картинку»
2. Подвижные игры
3. «Гуси – гуси»
«Кот и мыши»
4. Шнуровка «Лисичка Сестричка»
5. Разгадывание загадок.
6. Драматизация сказки «Колобок»
7. Разучивание пестушки «Потягушки – потягушки» Памятки «Роль родителей в возрождении русских традиций»
Март-
апрель 1. Познавательное
«В гости к бабушке»
2. Аппликация
«Украсим платочек»
3. ФЭМП
«В гости к трем медведям»
4. Рисование
«Сарафан матрешки»
1. Слушание «Во саду ли в огороде»
2. Драматизация сказки
«Курочка Ряба»
3. Чтение и разучивание потешек и колыбельных.
4. Подвижные хороводные игры «Каравай», «Лохматый пес», «Пирог», «Волшебный платок»
5. Дидактическая игра «Четвертый лишний»
6. Разучивание колыбельной «Котик серый, хвостик белый»
Консультация
«Приобщение к истории. Традициям и культуре России»
II. Заключительный этап:
1. Подведение итогов проекта.
- Выставка детских работ «Мы мастера своего дела»;
- Папка передвижка «Роль сказки в воспитании детей»;
- Консультации для родителей «Приобщение к истории, традициям и
культуре России», «Духовно-нравственное воспитание младших
дошкольников»;
- Памятка для родителей «Роль родителей в возрождении русских
традиций»;
- Создание альбома «Фольклор для самых маленьких»