Папки-передвижки

Проект «Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры»

Галина Комзалова
Проект «Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры»

«Приобщение детей младшего дошкольного возраста

к истокам русской народной культуры»

Очень часто за событиями и за сутолокою дней

Старины своей не помним, забываем мы о ней.

Стали более привычны нам полёты на Луну.

Вспомним старые обычаи!

Вспомним нашу старину!

Публикация «Проект „Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры“» размещена в разделах

Обоснование: сформированность нравственных ценностей является важнейшим показателем целостной личности. Мы все чаще задумываемся о будущем наших детей. Что ждет их впереди? Какое духовное наследие мы им оставим? Какие обычаи и традиции?

Наше время – это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные

принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Ведь только такие личности внесут свою лепту в развитие науки, культуры, промышленности и тем самым поднимут престиж страны на должный уровень.

Поэтому в условиях эмоциональной ущербности, нравственной и духовной

бедности современного общества в целом и человека в частности развитие с раннего детства культурных потребностей личности становится одной из важнейших задач воспитания и образования.

Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Ребенок является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие этноса через включение в культуру и социальную активность.

Вышеизложенное, а также особенности развития детей дошкольного возраста, проявляющиеся, прежде всего в интенсивном развитии мышления и других интеллектуальных процессов, существенном изменении мотивационной сферы, ориентации на социальные отношения в мире взрослых дают основание предположить следующее:

дошкольный возраст является наиболее оптимальным для начала

целенаправленного воспитания средствами этнографической культуры.

Формирование основ народной культуры должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольников,осуществляться в повседневной жизни и в организованной образовательной деятельности, на мероприятиях, организованных в детском саду и дома.

Для приобщения дошкольников к традиционной народной культуре,

быту, традициям в ДОУ созданы определенные условия:

- Многофункциональные центры в группах ДОУ «Центр ряженья», «Центр

уединения», «Центр книги», «Центр Изодеятельности».

- «Центр театра», где размещены различные виды театров.

- Аудиотека с записями народных песен и мелодий, сказок.

Традиции народа – это то, что полнее всего отражает его духовный облик и

внутренний мир, живая национальная память народа, воплощение пройденного им пути и неповторимого духовного опыта. То, что в конечном итоге хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времен и поколений. Богатейшее культурное наследие наших предков уходит корнями вглубь веков, в повседневный опыт созидательного труда и мудрого, почтительного освоения окружающей природы.

Формировался особый уклад народной жизни, тесно связанный с годовыми циклами обновления и угасания природы, по–своему отразившийся в загадках, пословицах и поговорках, задушевных песнях и озорных частушках, легендах и волшебных сказках.

Другое, живое свидетельство богатства бытовой культуры русского народа – его обычаи и праздники, а также церковные обряды и таинства. Сохранение этого наследия – благородная задача, выпавшая на долю терпеливых тружеников, собирателей и исследователей отечественного духовного достояния, таких, как В. И. Даль, И. С. Сахаров, М. Забылин, А. Н. Афанасьев. В этом же ряду по праву заслуживает упоминание

имя А. В. Терещенко, выдающегося знатока русских обрядов и обычаев, автора многочисленных трудов о светлом и гармоничном мире народной культуры наших предков.

Основополагающая роль в развитии духовности ребенка, формировании

гражданской позиции, усвоении социокультурных норм и национальных культурных традиций принадлежит дошкольному детству.

Тип проекта : творческий, познавательный.

Вид проекта : семейный, групповой.

Актуальность:

Без памяти – нет традиций, без традиций – нет культуры. Без культуры

– нет воспитания, без воспитания – нет духовности. Без духовности – нет

личности, без личности – нет народа как исторической личности.

В наше время научного прогресса остро стоит вопрос о нравственном,

эстетическом воспитании детей. Тенденции современного мира таковы, что

первое место в жизни человека занимают не духовные, а материальные

ценности. В постоянном беге человек забывает заповеди, данные ему свыше.

Человек перестал задумываться о том, что без знаний своих корней, истории

прошлого, нет, и не может быть благодатного и плодотворного будущего.

Поскольку мышление и сознание начинают формироваться с раннего

возраста, ребенок нуждается в грамотной и заботливой помощи взрослых

наставников – педагогов, воспитателей, родителей.

Знакомство ребенка с художественной литературой начинается с

произведений устного народного творчества – потешек, прибауток, песен,

народных сказок. Особую значимость фольклор приобретает в период

привыкания к новой обстановке детского сада, когда он скучает по дому,

маме, еще не может общаться с взрослыми. Хорошо подобранная, с

выразительностью рассказанная потешка, порой помогает установить

контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к пока

еще малознакомому человеку – воспитателю. Ведь многие народные

произведения позволяют вставить любое имя, не изменяя содержания.

Язык произведений фольклора отличается образностью,

выразительностью, он воздействует не только на мысли, но и на чувства

ребенка. Именно ценность фольклора заключается в том, что с его помощью

взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт. Ласковый

говорок прибауток, потешек вызывает радость не только у малыша, но и у

взрослого, использующего образный язык народного поэтического

творчества для выражения своей заботы, нежности, веры в ребенка.

Если знакомить детей, начиная с раннего возраста, с родной культурой,

родной речью, произведениями устного народного творчества, то это будет

способствовать развитию духовного, нравственного, эстетического

воспитания и в будущем они сумеют сохранить все культурные ценности

нашего народа.

Проблема:

В настоящее время, народная культура, традиции русского народа

стираются. Понимая это нельзя быть равнодушным к истокам –

национальной культуры. Именно сейчас, возникает необходимость

знакомить детей с лучшими традициями нашего народа.

Ранний период жизни реб нка во многом зависит от взрослых,

воспитывающих малышей. Прекрасно, если родители способны обогатить

среду, в которой он раст т. А народное поэтическое слово, как раз и сможет

обогатить эту духовную среду.

Цель:

-Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему.

-формировать духовно – нравственное отношение и чувство сопричастности к культурному наследию.

-Воспитывать уважение к своей нации, понимание своих национальных особенностей.

-Воспитывать чувство собственного достоинства, как представителя своего народа и уважительное отношение к людям других национальностей.

Задачи:

Познакомить детей с устным народным творчеством, русским

народным бытом и костюмом, с русской народной игрушкой, с

музыкальными инструментами, с народными играми.

Воспитывать интерес и любовь к родной культуре и к народному

творчеству, вызвать желание активно использовать его в повседневной

жизни;

-Воспитывать патриотическое чувство, чувство гордости за свою

страну — Россию через малые фольклорные формы, художественную

литературу.

Развивать познавательную активность детей, любознательность,

эстетические способности и духовный потенциал.

Продукт проекта : Альбом «Фольклор для самых маленьких» (потешки,

колыбельные песни, загадки, считалки, пальчиковые игры, прибаутки).

Создание фотоальбома.

Презентация проекта.

Папка-раскладка для родителей «Роль сказки в воспитании детей», Консультация «Приобщение к истории, традициям и культуре России»;

Творческие работы детей.

Формы реализации проекта : чтение русских народных сказок, разучивание

потешек, беседы, хороводные игры, прослушивание народных напевов и

наигрышей, колыбельных, игра на шумовых народных инструментах.

Прогнозируемый результат: дети называют любимые сказки,

рассматривают иллюстрации к ним, драматизируют сказки и отрывки,

рассказывают потешки, считалки, отгадывают загадки, поют русские

народные песни, исполняют хороводы и народные танцы, эмоционально

отзывчивы, играют в народные подвижные игры.

Работа с родителями:

- Подбор методических рекомендаций для родительского уголка по

использованию фольклора и народных игр в домашних условиях.

- Привлечение родителей к изготовлению разных видов театра (на палочках,

пальчиковый).

- Участие родителей в пополнении экспонатов для уголка "Русское народное

творчество"

- Оформление альбома по устному народному творчеству «Фольклор для

самых маленьких»

I этап. Подготовительный

Задачи:

1. Анализ состояние воспитательно-образовательного процесса детского сада

по использованию фольклора.

2. Подбор литературы по фольклору:сказок, потешек, колыбельных песен,

загадок, считалок, пальчиковых игр, прибауток в соответствии с возрастом

детей.

3. Изучение программно-методического обеспечения.

4. Обмен опытом работы с воспитателями по расширению знаний в

использовании фольклора.

5. Организация предметно-развивающей среды в группе:

1)Оформление альбома по теме «Фольклор для самых маленьких»;

2) Оформление уголка в русском народном стиле "Русское народное творчество";

3. Родительское собрание «Это русская сторонка…».

II этап. Основной этап реализации проекта.

Перспективный план.

Дата Организованная

образовательная

деятельность

Совместная образовательная деятельность Взаимодействие с родителями

ноябрь 1. Познавательное развитие. «Знакомство с русской народной игрушкой «Матрешкой»»

2. Лепка

«Медвежонок»

3. ФЭМП

«В гости к Матрешкам»

4. Речевое развитие

«Заучивание потешки «Солнышко- ведрышко»

5. Рисование

«Красивый полосатый коврик» 1. Чтение потешки «Петушок»

2. Разучивание прибаутки «Кошка в лукошке»

3. Закличка «Медведь могучий»

4. Упражнение для профилактики плоскостопия «Мишка Косолапый»

5. Дидактические игры: «Чудо - мешок», «Волшебный сундучок», «Один – много», «Кто где живет»

6. Дидактическое упражнение «Назови ласково»

7. Рассматривание иллюстраций Е. Рачева, Ю. Васнецова к сказкам. Консультация

«Духовно- нравственное воспитание младших дошкольников»

декабрь 1. Познавательное развитие «Овощи»

2. Аппликация «Овощи в баночке»

3. Речевое развитие

Заучивание потешки «Овощи»

4. Рисование «Морковка для зайчика»

1. Драматизация сказок «Репка», «Колобок»

2. Пальчиковая игра «Пальчик, пальчик – где ты был…»

3. Подвижные игры «Еду- еду», «Карусели».

4. Дидактические игры «Вершки – корешки», «Чего не хватает»

5. Беседа по сказкам. Папка – раскладушка «Роль сказки в воспитании детей»

Январь-февраль 1. Познавательное

«Знакомство с русским бытом»

2. Лепка

«Поможем Федоре»

(украсим горшочек)

3. ФЭМП

«Маша в гости к нам пришла»

4. Рисование

«Ложки деревянные» 1. Игра «Собери картинку»

2. Подвижные игры

3. «Гуси – гуси»

«Кот и мыши»

4. Шнуровка «Лисичка Сестричка»

5. Разгадывание загадок.

6. Драматизация сказки «Колобок»

7. Разучивание пестушки «Потягушки – потягушки» Памятки «Роль родителей в возрождении русских традиций»

Март-

апрель 1. Познавательное

«В гости к бабушке»

2. Аппликация

«Украсим платочек»

3. ФЭМП

«В гости к трем медведям»

4. Рисование

«Сарафан матрешки»

1. Слушание «Во саду ли в огороде»

2. Драматизация сказки

«Курочка Ряба»

3. Чтение и разучивание потешек и колыбельных.

4. Подвижные хороводные игры «Каравай», «Лохматый пес», «Пирог», «Волшебный платок»

5. Дидактическая игра «Четвертый лишний»

6. Разучивание колыбельной «Котик серый, хвостик белый»

Консультация

«Приобщение к истории. Традициям и культуре России»

II. Заключительный этап:

1. Подведение итогов проекта.

- Выставка детских работ «Мы мастера своего дела»;

- Папка передвижка «Роль сказки в воспитании детей»;

- Консультации для родителей «Приобщение к истории, традициям и

культуре России», «Духовно-нравственное воспитание младших

дошкольников»;

- Памятка для родителей «Роль родителей в возрождении русских

традиций»;

- Создание альбома «Фольклор для самых маленьких»

Публикации по теме:

Игра «Что было раньше, что — сейчас» к проекту «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры»Игра «Что было раньше, что — сейчас» к проекту «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры» В августе, после отпуска, я работала на средней, уже почти старшей, группе. Пробовала с детьми играть в свои игры. Однажды одна девочка.

Конспект НОД по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры «Ах, печка — матушка!»Конспект НОД по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры «Ах, печка — матушка!» Конспект НОД по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры «Ах, печка – матушка!» для детей второй младшей.

Консультация для воспитателей «Воспитание патриотических чувств через приобщение к истокам русской народной культуры»Консультация для воспитателей «Воспитание патриотических чувств через приобщение к истокам русской народной культуры» Формирование нравственно- эстетических чувств, воспитание любви к Родине, к традициям русского народа и культуры основано на общеизвестных.

Настольная развивающая игра «Делу — время, а потехе — час» к проекту «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»Настольная развивающая игра «Делу — время, а потехе — час» к проекту «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Представляю вашему вниманию еще одну игру, сделанную к проекту. Я немножко отошла от традиционного лото, но все-таки принцип игры тот же.

Настольная развивающая игра «Наши любимые сказки» к проекту «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»Настольная развивающая игра «Наши любимые сказки» к проекту «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Когда-то, работая над проектом по краеведению, я сделала несколько настольных игр, для лучшего запоминания детьми объектов родного города.

Приобщение детей к истокам русской народной культуры на примере ознакомления с декоративно-прикладным искусствомПриобщение детей к истокам русской народной культуры на примере ознакомления с декоративно-прикладным искусством «Приобщение детей к истокам русской народной культуры на примере ознакомления с декоративно-прикладным искусством» Подготовили: Воспитатель.

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством народных игрПриобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством народных игр Народные игры передаются из поколения в поколение, привлекая своей простотой, смыслом и интересным сюжетом. Большинство игр на Руси связано.

Приобщение детей к истокам русской народной культуры и семейным традициям через народный праздник «Пасха»Приобщение детей к истокам русской народной культуры и семейным традициям через народный праздник «Пасха» Пасха во веки веков была праздником особенно торжественным и семейным, отмечали и отмечают её, в основном, в кругу родных людей. Люди по.

Приобщение детей к истокам русской народной культуры и семейным традициям через народный праздник «Пасха». Часть 2Приобщение детей к истокам русской народной культуры и семейным традициям через народный праздник «Пасха». Часть 2 Ярким солнечным светом, душевным теплом и радостью жизни пронизана Пасха, которую на Руси издавна величали праздником праздников, Великим.

Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами устного народного творчестваПриобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами устного народного творчества Проблема приобщения детей к культурно-историческому наследию русского народа становится с каждым годом все острее. Одной из самых важных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры»
Опубликовано: 16 декабря 2021 в 18:31
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры»» (включая файлы) размещена пользователем Галина Комзалова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

4 ноября. День народного единства. Передвижка

День народного единства – один из самых юных государственных праздников. Сегодня вспоминаем о тех далёких событиях и о том, что единство и дружба народов – единственно верный путь.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД