Вера Марунченко
Проект «Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Пасха»
▼ Скачать + Заказать документы
Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Пасха
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
городского округа Королев Московской области
«Детский сад компенсирующего вида №6 «Дюймовочка»
___
141074 Московская область, г. Королев, ул. Гагарина, д. 38б
Тел:8-495-511-59-28; Адрес эл. Почты:det_sad06@mail.ru
ПРОЕКТ
Приобщение детей к истокам
русской народной культуры
Публикация «Проект „Приобщение детей к истокам русской народной культуры, Пасха“» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Пасха, пасхальная тема
- Пасха. Проекты, планы
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
«ПАСХА»
Выполнил: Музыкальный руководитель
МБДОУ д/с 6 Марунченко В. В.
2020г
Участники проекта
Музыкальный руководитель Марунченко Вера Васильевна
«Всегда заботьтесь о детях!
Всегда подавайте им чистые, святые примеры благочестия
И тогда Господне Благославление будет от века и до века
На Вас и детях ваших»
Архиепископ Лука
Дети старшей и подготовительной к школе групп
Цель проекта :
Приобщение дошкольников к русской народной культуре, посредством формирования интереса к традициям празднования христианского праздника «Пасха», Светлое Христово Воскресенье». Возрождение традиций народной культуры.
Задачи:
1. Познакомить детей с народными обычаями празднования Пасхи.
2. Заинтересовать детей православным смыслом Пасхи.
3. Развивать интерес к русской национальной культуре.
4. Воспитывать патриотические чувства к традициям русского народа.
5. Знакомить с народными играми, проводимыми в период праздника.
6. Развивать познавательные интересы, в том числе творческое мышление.
7. Развивать творческие умения необходимые в декоративно- прикладном искусстве.
Актуальность
В настоящее время можно с радостью отметить рост интереса всех православных людей и детей, в частности, к истинной истории нашего государства и общества в целом.
Воспитывая детей на основе русских народных традиций, мы развиваем у них национальное самосознание, даем ребенку почувствовать себя частью великого целого – частью своего народа, своей страны.
Ценить прошлое и настоящее, заботиться о будущем, растить настоящих патриотов своей Родины – великое предназначение каждого педагога.
Суть моего опыта работы в этом направлении состоит в следующем:
1. Знакомить детей с народной культурой, ее ценностями.
2. Приблизить детей к ее истокам и традициям;
3. Воспитать желание приобщиться к ее дальнейшему развитию;
4. Научить детей любить и гордиться духовностью и культурой своего народа.
Это станет основой для развития патриотических чувств у детей, уважения и любви к своей Родине.
И значит, что мы помогаем растить новое высоконравственное поколение.
Кружок «Основы православной культуры», был организован в нашем детском саду в 2004 году. В кружек зачисляются дети старшей и подготовительной к школе групп, только по заявлению родителей.
Кружек организован с благословления Настоятеля Храма Рождества Пресвятой Богородицы в Костино отца Бориса, с которым мы и заключили договор о сотрудничестве.
Батюшка осуществляет духовно-пасторское окормление детей, сотрудников и родителей. Он помогает создавать и поддерживать духовный климат в детском саду и разрешать возникающие религиозно-нравственные вопросы.
Проработав десять лет по теме: «Основы православной культуры», я осознала, насколько эта работа важна, необходима и как она влияет на приобщение детей к истокам русской народной культуры.
Систематизировав накопленный материал, мне захотелось разнообразить его чем-то новым и интересным.
Удачной находкой и открытием для меня стал интегрированный подход к построению занятий. Поэтому я стала включать сведения об истории и культуре России во все виды детской деятельности: познавательную, певческую, игровую, продуктивную.
Очень важным моментом работы в этом направлении является самостоятельная деятельность детей в свободное от занятий время.
Для этого мы, вместе с воспитателями оборудовали педагогически – развивающую среду, где ребята с удовольствием поют задушевные русские народные песни, водят самостоятельно хороводы, играют и забавляются.
Светлая Пасха – самый радостный, и торжественный из всех православных праздников, ибо он заключает в себе весь смысл нашей христианской веры.
Господь послал на Землю своего сына – Иисуса Христа, который должен был научить народ смирению и любви.
Своей смертью, а затем воскрешением, Христос поведал людям, что жизнь не заканчивается смертью. Неизбежный конец жизни приводит к встрече с Богом!
Это день, когда прославляется торжество Жизни над Смертью, когда злые силы побеждены любовью, добротой, высокими нравственными качествами.
Празднование Пасхи на Руси это всенародная радость.
Это тот праздник, когда за столом собираются много людей. Родственники, друзья, дети дарят друг другу подарки: маленькие, красиво украшенные пасочки, крашеные отварные, декоративные яйца, а также пасхальные сувениры : птички, свечи, зайчики, веночки, корзинки и т. п.
Издревле родители с раннего детства приобщали своих детей к истокам русской народной культуры, знакомили с основными истинами православной веры.
В этот день все православные люди торжественно приветствуют друг друга словами: "Христос Воскресе!" и обязательно слышат в ответ: "Воистину Воскресе!»
Именно Пасха считается большим семейным праздником, к которому нужно готовиться каждому члену семьи.
Руководитель кружка «Основы православной культуры» Маркина Л. И. доходчиво и грамотно доводит до детей информацию о «Пасхе». Объясняет, почему все так радуются и ликуют, отмечая этот праздник.
Когда-то давно Господь послал на Землю своего сына - Иисуса, который должен был научить народ смирению и любви. Люди не поверили ему. И тогда Христос принес себя в жертву, чтобы показать людям истинную любовь, любовь к Богу. Своей смертью, а затем воскрешением, Христос поведал людям, что жизнь не заканчивается смертью.
Его воскрешение – Победа над смертью! Это торжество любви, мира и веры в светлое будущее! Поэтому и называют этот праздник Светлой Пасхой.
Приобщая к истокам русской народной культуры я рассказываю ребятам о народных традициях, обычаях, том как люди готовились к Светлому празднику и как его отмечали.
Все люди ходили друг к другу в гости, радовались, веселились.
В городах качались на качелях, каруселях, играли в горелки.
В дерeвняx устраивали игры, хороводы.
Пасха - это день всеобщего равенства, любви и милосердия.
Все приветствовали друг друга словами «Христос воскрес!»
В ответ звучало «Воистину воскрес!»
Люди дарили друг другу красные яйца. Обычай этот очень давний: Христос дал нам жизнь, а яйцо это знак жизни. Мы ведь знаем, что из яйца выходит живое существо. - Красный цвет – это цвет радости. И ещё это цвет крови, которой Христос освятил жизнь.
Вот с тех пор люди стали приветствовать друг друга красным яйцом, как знаком вечной жизни.
Поэтому, самым традиционным подарком на Пасху считается – крашеное яичко. «Дорого яичко - ко Христову дню!», – подбадривает народная пословица юных мастеров и мастериц, заранее готовящих подарки к празднику.
Но, помимо того, на Пасху, также пекут и пасхальные Куличи (пасхи). Этот обрядовый хлеб, считается обязательной принадлежностью пасхального стола.
На занятиях мы рассказываем детям о пасхальном куличе, читаем о нем стихи, поем песни, лепим его из пластилина, рисуем, украшаем.
Поэтому подготовка к празднику становится радостным занятием и предвкушением Великого праздника. Наши ребятишки с радостью принимают участие в его подготовке.
К этому моменту нашей работы все походят творчески.
Мы применяем разные варианты и формы работы с детьми.
Перед праздником, под руководством педагогов, ребятишки увлеченно
• лепят из пластилина или глины пасхальные яйца, куличи;
• конструируют из бумаги и картона гнёздышки или подставки для яичек, птичек;
• делают аппликации на тему «Пасха»;
• украшают яйца, куличи, подарочные сувениры красками, разноцветной крупой, обрезками лоскутков ткани, нитками для вязания, салфетками, гофрированной бумагой и т. д. ;
• разучивают стихотворения о Пасхе ( Например:«Пасхальный благовест» С. Есенина, «Пасхальные вести» Я. Полонского, «Птичка» А. Пушкина, «Вербочки» А. Блока, «Христос Воскрес!» А. Майкова и другие);
• играют в подвижные игры: («Катание яиц», «Пасхальное гнездышко», «Где спрятано яичко?» и т. п.);
• поют песни: «Христос воскрес!» сл. И. Языковой, муз. Л. Ершовой, «Пасха Христова» с. И муз. Е. Королева, «Солнечная капель», сл. И Вахрушева, муз. С. Соснина, «Моя Россия», сл. Н Соловьевой, муз. Г. Струве.
• разучивают: танцы и хороводы.
• играют в литературно-творческая игры
В подготовке к празднику я использую все те наработки, которые были подготовлены на занятиях.
Поэтому и мы, всем нашим дружным коллективом, вместе с детьми, готовимся к этому важному дню заранее.
Когда-то традиции передавались в семье из поколения в поколение – «из уст в уста», «от сердца к сердцу».
Народные праздники знакомили детей с традициями и обычаями русского народа, помогали донести до ребёнка высокие нравственные идеалы.
Сегодня мы, педагоги, знакомим детей с историей нашей Родины, учим пользоваться богатством ее культурных наследий.
Дети входят в зал торжественно, под звуки праздничного колокольного звона и стоя у центральной стены, лицом к зрителям исполняют вместе с батюшкой и всеми взрослыми, находящимися на празднике:
«ПАСХАЛЬНЫЙ ТРОПАРЬ»
Христос, воскресе из мертвых! Смертию смерть поправ!
И сущим во гробех живот даровав!
После этого батюшка обращается ко всем собравшимся:
Батюшка: - «Христос Воскрсе!"
Все: - «Воистину Воскрсе!" (3 раза)
А когда дети садятся на свои места, руководитель православного кружка Маркина. Л. И. приветствует всех, собравшихся на праздник и напоминает своим рассказом о том, что произошло в этот день и почему мы все, такие нарядные, собрались все вместе в этом нарядном зале.
В ответ, дети читают стихи о Пасхе, выученные в процессе подготовки, Поют песни: «Христос Воскрес», сл. И. Языковой, муз. Л. Ершовой, «Пасха Христова» слова и муз. Е. Королева
Читают стихи о весне, поют о весне: «Солнечная капель», сл. И Вахрушева, «кап-кап-кап! Пришла весна!», сл. и муз. Л. Ершовой
Читают стихи о Родине, поют песни «Моя Россия», сл. Н Соловьевой, муз. Г. Струве
Танцуют с красными платочками: «Край рябиновый», муз. А. Костюк, сл. В. Степановой.
Руководитель православного кружка Маркина Л. И. рассказывает детям удивительную историю «О первом красном яичке».
Дети инсценируют сказку о том, как Колобок, обойдя все препятствия на своем пути к храму, приносит своим Деду и Бабе освященные пасхальные яйца, которыми его угостили прихожане Храма.
Каждый ребенок должен найти
Добрые мысли, слова и пути,
Чтобы в конце всех трудов и дорог
Помнили люди и славился БОГ!
Затем ребятам предлагаем поиграть в увлекательные праздничные игры:
«Катание яиц», «Пасхальное гнездышко», «Где спрятано яичко?», Крутись яичко» и т. п.)
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Самое главное, что мы должны вложить в сердца и души наших питомцев это то, что Пасха – день всеобщего равенства, любви и милосердия.
Мы должны научить наших детей не обижать младших, быть внимательными и послушными, щедрыми и добрыми по отношению ко всем людям и ко всем существам на этой прекрасной земле, сотворенной Богом!
Старше мы или моложе,
Но об этом знать должны:
Человеком стал Сын Божий,
Чтоб по Божьи жили мы!
Дети от души, искренне, рассказывают выученные ими заранее пословицы о добре, дружбе и милосердии.
В наше дошкольное учреждение приходят дети с нарушениями в речевом развитии, многие из них ослаблены душевно и телесно. Практически у всех детей наблюдаются невротические реакции, эмоционально-психические отклонения.
Нездоровый невротический фон мешает развитию, лежит тяжестью на детской душе, резко снижает речевую активность ребенка.
А ведь речь – не только средство общения и познания мира, но и проводник духа. Поэтому так важно прививать детям духовность, терпимость сострадание и любовь
«Вначале было Слово и Слово было у Бога, и Слово было БОГ» (Иоанн 1,1)
БОГ есть добро, Свет и Истина.
Вся духовная жизнь человека – дорога к храму.
Природа детей чиста в своей основе, мягка и восприимчива
к добру и свету.
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
• анализ до проектной деятельности;
• изучение и анализ психолого-педагогической, методической литературы по данному направлению;
• подбор музыкального сопровождения;
• подготовка программно-методических условий;
• отбор необходимых средств и форм для развития творческих способностей;
• пополнение развивающей среды в группе;
• организационная работа;
• работа с педагогами ДОУ;
• работа с родителями;
• мониторинг управления качеством реализации проекта.
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
• Компьютер
• Принтер
• Фотоаппарат
• Телевизор
• Проектор
• Аудио и видеотехника
Методические пособия
• Музыкальный материал (ноты)
• Учебно-методическая литература
Медиатека
• Мультимедийные презентации
• Фонограммы
Оборудование
• Различные предметы для танцевального творчества (цветные платки, ленты, кольца, шарики, деревянные ложки, султанчики и др.)
• Костюмы для выступлений
Работаем мы сообща, творчески. Стремимся понятно и в доступной форме донести до ребёнка высокие нравственные идеалы русской народной православной культуры.
Пасха – один из самых светлых и прекрасных праздников для детей, и в то же время не очень понятный! Как рассказать детям об истории праздника, его традициях, объяснить, почему он является таким важным для каждого человека правильно и доступно?
Проработав десять лет по теме: «Основы православной культуры», я осознала, насколько эта работа важна, и как она влияет на нежные, как еще нераспустившийся бутон цветка, детские души.