Татьяна Кизилова
Проект «Применение электронных игр в коррекционно-развивающей работе в дошкольном учреждение с детьми с ОВЗ»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект "Применение электронных игр в коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья"
Введение
Глава 1. Теоретическое обоснование проекта
Актуальность проблемы.
Анализ проблемы преимущества электронных игр в работе с детьми ОВЗ.
Глава 2. Реализация и содержание проекта.
2.1 Цель и задачи проекта.
2.2 Проектное решение.
2.3 Функции электронных игр.
2.4 Использование электронных игр в различных видах деятельности детей.
Заключение. Вывод.
Актуальность
Все мы рождаемся с разными возможностями. Иногда ограничения накладываются самой природой. Но это не значит, что шансов быть счастливым у детей с ограниченными возможностями здоровья меньше.
Содержание коррекционной работы в ДОУ в соответствии с ФГОС направлено на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы дошкольного образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию и оказание помощи детям этой категории в освоении программного материала.
Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий взаимодействия специалистов (музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре) и воспитателя в обучении и воспитании, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ОВЗ.
Организация работы по взаимодействию основана на:
создание системы непрерывного обучения, которое обеспечивает эффективное поступательное развитие ребенка;
создание условий, благоприятных для эмоционального благополучия и развития индивидуальности каждого ребенка;
развитие ведущей деятельности дошкольника – игровой.
Игра для дошкольников – лучший способ обучения, познания окружающего мира, моделирования жизненных ситуаций, недоступных для них в реальной жизни. В игре ребенок получает возможность научиться самостоятельно, находить выход из предложенных ситуаций, получить новые знания и использовать их.
В детском саду используются различные виды дидактических игр, но в наше современное время предпочтение отдаётся электронным дидактическим играм. Однако игры могут носить не только образовательный, но и коррекционно-развивающий характер. Этим объясняется активное использование электронных игр при обучении детей с особыми потребностями, в частности с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Анализ проблемы. Преимущества электронных игр в работе с детьми ОВЗ.
По сравнению с традиционными формами воспитания и обучения детей компьютер обладает рядом преимуществ:
предъявление информации на экране компьютера в игровой форме повышает интерес дошкольников к деятельности;
Информация через компьютер подается в понятной для детей форме, наглядно и образно;
Электронная игра является отличным средством для решения задач обучения;
постановка проблемных задач, правильное их решение является стимулом познавательной активности детей;
Мультипликация, движения, звук надолго привлекают внимание ребенка;
Электронная игра реализуют индивидуальный подход в работе с детьми ОВЗ.
Компьютер создает в процессе обучения необходимую "ситуацию успеха" потому, что никогда не ругает ребенка за ошибки, а ждет, пока он сам исправит недочеты;
Из опыта работы мы можем утверждать, что проведение занятий или мероприятий с использованием электронных игр повышает осознанность усвоения знаний детьми, мотивацию, улучшает самооценку каждого ребенка через систему объективной оценки (например, сказочным героем, помогает заметить ошибки и исправить их в занимательной форме. После проведения игры дети обсуждают задания, героев, тем самым, увеличивая речевую активность, повышая мотивацию к межличностному общению.
В своей практике мы используем различные электронные игры, с целью обучения, познания окружающего мира, моделирования жизненных ситуаций, недоступных для детей в реальной жизни. Это «Виртуальные экскурсии», «Игры-викторины», «Игры-путешествия».
При подборе игр для детей с ОВЗ мы уделяем внимание тому, насколько методически грамотно составлены задания, на графику, четкость, правильность инструкций, на продолжительность игры. Для нас важно, чтобы игры не были перегружены второстепенными элементами, лишними словесными инструкциями, так как это отвлекает внимание детей, приводит к быстрому утомлению. Сюжет игры не должен быть агрессивным, чтобы не повышать тревожность и психическое беспокойство детей. Важно, чтобы задания были понятны ребенку без разъяснений со стороны взрослого, инструкция давалась перед выполнением, время выполнения не ограничивалось, это дает возможность детям без спешки обдумать пути и способы решения.
Реализация и содержание проекта
Цель:
Повышение эффективности использования информационно-коммуникационных технологий с целью удовлетворения запросов участников образовательного процесса.
Задачи:
Создать условия для использования электронных игр в работе с детьми ОВЗ.
Сформировать ресурсную базу, подобрать игры и комплексы игровых упражнений для различных видов деятельности.
Модернизация и поиск более эффективных форм и методов работы в музыкальном воспитании дошкольников.
Целевая группа проекта: Дети дошкольного возраста, педагоги ДОУ, родители воспитанников
Объект исследования: Методическое обеспечение дошкольного образования в условиях ФГОС
Сроки реализации проекта: сентябрь 2023г. -июнь 2024г.
Функции электронных игр
Каковы функции электронных игр в педагогической деятельности?
1. Источник (учебной, музыкальной) информации
2. Наглядное пособие
Использование электронных игр в ДОУ
В течение двух лет мы разработали электронные игры по различным направлениям. Игры включают в себя: загадки, вопросы, логические задания, проблемные ситуации, головоломки, ребусы и многое другое.
Созданная нами электронная игра «Космическое путешествие»имеет игровое табло в виде планет Солнечной системы. Каждое задание озвучивает робот. Эти игрысочетают в себе различные образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие». Проанализировав методическую литературу по теме «Космос», нами был отобран материал, доступный для восприятия детьми старшего дошкольного возраста (показ заданий). В преддверии проведения праздника Дня защитника Отечества, нами была проведена игровая программа. На данном мероприятии мы также включили электронную игру «Армейский калейдоскоп». Дети с удовольствием выполняли задания, отгадывали ребусы. Данные игры позволяют не только обобщить полученные знания по этому направлению, но и решают коммуникативные задачи: это обмен опытом, выработка общего мнения, создание условий для диалога.
Также нами была разработана электроннаяигра, имеющая художественно-эстетическую направленность «Школа искусств». Игра содержат задачи из разных образовательных областей: коммуникация, художественно эстетическое, речевое и познавательное развитие. Данные игра позволяют сформировать у дошкольников представления о музыке и изобразительном искусстве, развивают творческие способности, оказывают положительное влияние на формирование интегративных качеств дошкольников.
Заключение. Вывод.
Универсальность электронных игр позволяет нам использовать их в разных видах деятельности. Они могут быть частью непосредственной образовательной деятельности, служить основой тематического досуга, быть итоговым мероприятием по пройденной теме. Проведенная работа по данному направлению позволила нам сделать вывод, что использование компьютерных игрпри работе с детьми ОВЗ повышает их экологическую культуру, заинтересованность в занятиях, улучшает усвоение материла, увеличивает речевую активность, формирует и совершенствует межличностное общение, а кроме того дает возможность индивидуально подойти к каждому ребенку с учетом его потребностей, позволяет воспитаннику осознанно контролировать и исправлять свои ошибки, ориентирует на успех.
Применение электронных игр позволяет добиться следующих результатов:
Повышение эффективности процесса обучения.
Повышение уровня профессионального мастерства и самооценки педагогов ДОУ.
Активизация познавательной деятельности детей.
Создание развивающей среды в ДОУ.
Повышение интеллектуального уровня развития ребенка с ОВЗ посредством использования информационно-коммуникативных технологий.