Мельникова Лариса Леонидовна
Проект «Преобразование развивающей предметно-пространственной среды по математике в старшей группе»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность.
Математическое развитие является длительным и весьма трудоёмким процессом для дошкольников, так как формирование основных приёмов логического познания требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщённых знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности. В процессе обучения математике нужно использовать формы и методы организации, при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия.
Темочки:
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Математика. Проекты
- Оформление детских садов
- Проекты, проектная деятельность
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» март 2022
Актуальным является качественное преобразование развивающей предметно-пространственной среды для развития математических способностей у детей старшего дошкольного возраста, создание соответствующих условий, при которых дети проявляют творческую инициативу, исходя из развивающихся у них потребностей, интересов, индивидуальных способностей. Проблемно-поисковые ситуации способствуют развитию математических представлений, когда свойства, связи и зависимости открываются ребенком самостоятельно, когда им самим устанавливаются важнейшие закономерности. Я пришла к выводу, используя различные математические игры, занимательные упражнения в своей работе можно значительно расширить знания у детей.
Используя различные математические игры в работе с детьми, я убедилась в том, что в процессе игры, дети лучше усваивают программный материал, правильно выполняют сложные задания. Применение математических игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того, они способствуют развитию памяти, мышления у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка. Обучая маленьких детей в процессе игры, стремлюсь к тому, чтобы радость от игр перешла в радость учения.
Соответственно актуальности был разработан проект по качественному преобразованию развивающей предметно- пространственной среды по математике в старшей группе.
Проблема:
Актуальным является неумение детьми применять математические знания в нестандартных ситуациях, ставить цель, составлять план работы, выполнить её до конца. Однако проблема формирования и развития математических способностей детей - одна из актуальных проблем дошкольной педагогики. Обучению дошкольников основам математики отводится важное место. Традиционно проблему усвоения и накопления запаса знаний математического характера в дошкольной педагогике связывают в основном с формированием представлений о натуральном числе и действиях с ним (счёт, присчитывание, арифметические действия и сравнение чисел, измерение скалярных величин). Ребёнку на занятиях нужна активная деятельность, способствующая повышению его жизненного тонуса, удовлетворяющая его интересы, социальные потребности. На занятиях по математике стихи, рассказы о цифрах, фигурах. Именно через использование игровой математики, отражаются и развиваются знания и умения, полученные на занятиях по математике, воспитывается интерес к предмету.
Тип проекта : познавательный, творческий, игровой.
Вид проекта : краткосрочный.
Участники: педагоги, дети, родители.
Основные направления реализации проекта :
1. Отведено специальное пространство, удаленное от мест, где занимаются подвижными играми.
2. Имеются столы и стулья, мольберт, магнитная доска- работают одновременно несколько детей.
Цель проекта : организация развивающей предметно – пространственной среды по математике для детей старшего дошкольного возраста в старшей группе.
Задачи:
Обучающие:
-разработать модель развивающей предметно- пространственной игровой среды, направленной на развитие интеллектуальных способностей детей;
-формировать умение у детей решать логические задачи;
-формирование количественных, пространственных и временных понятий;
-формирование у детей представлений о форме и величине;
-развитие способности понимать и использовать наглядные модели пространственных отношений типа плана;
- уточнение и закрепление представления о числах и цифрах;
- обучение измерению с помощью условной мерки;
- формировать умение строить догадки, рассуждать, обдумывать и искать различные способы решения ситуаций, экспериментировать, радоваться и удивляться собственным “открытиям”.
Развивающие :
-формировать целенаправленность и целесообразность поисковых действий;
-развитие стремления к созданию нового-развитие тактильных и зрительных анализаторов;
-воспитывать у детей потребность занимать свое свободное время не только интересными, но и требующими умственного напряжения интеллектуального усилия играми;
-формирование самостоятельной творческой инициативы.
Воспитательные:
-формировать качества и свойства личности ребенка, необходимые для успешного владения математикой в дальнейшем : целенаправленность и целесообразность действий, стремление к достижению положительного результата, настойчивость и находчивость, аккуратность.
Принципы развивающей предметно- пространственной среды по математике :
1. Насыщенность среды : должна соответствовать возрастным возможностям.
2. Трансформируемость: предполагает возможность изменений предметно- пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, интересов детей;
3. Полифункциональность материалов : возможность разнообразного использования;
4. Вариативность: наличие в группе различных пространств (для игры, конструирования);
5. Доступность;
6. Безопасность.
Развивающая предметно-пространственная среда по математике в старшей группе :
1. Наглядный демонстрационный материал :
-картинки по временам года, частям суток, геометрическим фигурам.
2. Раздаточный материал :
-мелкие игрушки и предметы для счета, цифры от 1 до 10;
-счетные палочки.
-геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник, шар, куб, цилиндр, призма, конус).
3. Занимательный материал :
-головоломки и лабиринты, ребусы;
-мозаика;
-задачи-шутки;
-таблицы с задачами, таблицы на состав числа из 2-х меньших чисел;
-кубики Никитина;
-кроссворды;
- логические блоки Дьенеша;
-палочки Кюизенера;
-линейки, треугольники, линейки-трафареты;
-листы бумаги в клетку, карандаши, ручки, фломастеры;
-сказки, пословицы, загадки;
-тематическое домино;
-танграм;
-математические сказки;
-шашки и шахматы;
-конструктор «Лего».
4. Дидактические игры:
«Сложи узор», «Составь фигуру», «Нарисуй картинку палочками», «Разрезные картинки», «Веселые шнурки», «Покажи соседей», «Чего не стало», «Загадки без слов», «Совушка», «Точечки».
5. Настольно-печатные развивающие игры :
- «Мои первые цифры;
- «Волшебные формы»;
-«Ассоциации».
6. Оборудование для осуществления исследовательской деятельности:
Календари, измерительные приборы, часы, весы, емкости.
7. Учебно- методические пособия, модели: числовая лесенка, модель числового ряда, книги.
Руководство самостоятельной деятельностью детей:
1. Объяснение правил игры, ознакомление с общими способами действия, исключая сообщение детям готовых решений. Стимулировать проявление самостоятельности, поощрение стремления детей достичь результата.
2. Совместная игра воспитателя с ребенком, с подгруппой детей. Дети усваивают при этом игровые действия, способы действий, подходы к решению задач, у них вырабатывается уверенность в своих силах, понимание необходимости сосредоточиваться, напряженно думать в ходе поисков решения задач.
3. Создание воспитателем элементарной проблемно – поисковой ситуации в совместной с ребенком игровой деятельностью. Воспитатель играет, составляет силуэт и в это время привлекает ребенка к оценке своих действий, просит его подсказать ему следующий ход. Ребенок занимает актуальную позицию в организованной подобным образом игре, овладевает умением рассуждать, обосновывать ход поисков.
4. Объединять в совместной деятельности, в разной степени освоивших ее, с тем, чтобы имело место взаимное обучение одних детей другими.
5. Использование разнообразных форм организации деятельности в уголке: соревнований, конкурсов на лучшую логическую задачу, организация вечеров досуга, развлечений.
6. Обеспечивать единства воспитательных и образовательных задач, решаемых педагогом на занятиях по математике и вне их.
7. Целенаправленная организация самостоятельной детской деятельности, с тем, чтобы обеспечить более прочное и глубокое усвоение детьми программного учебного материала, перенос и использование его в других видах элементарной математической деятельности.
8. Пропаганда среди родителей необходимости использования занимательного материала в семье с целью решения задач всестороннего развития детей в период дошкольного детства.
Планируемые результаты:
-наличие в уголке таких игр и игрового материала, освоение которых детьми возможно на индивидуальном уровне, с учетом их возрастных особенностей, индивидуальных способностей, настроения;
-позитивное отношение родителей к вопросам преобразования уголка по математике, своими руками в группе;
-более полное и глубокое усвоение материала по математике;
-формирование у детей желания творить и открывать для себя новое в области математики.
Варианты совместной деятельности:
Развивающие игры используем в образовательной деятельности, индивидуальной работе с детьми. Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям. Для того, чтобы дети овладели игровыми умениями я играю вместе с ними. Я одновременно являюсь воспитателем и участником игры. Я учу играя, а дети играя учатся. Усваивая в общении со взрослыми тематику различных игр, дети затем обобщают игровые способы, и переносят на другие ситуации. Так игра приобретает самодвижение, становится формой собственного творчества детей, а это обуславливает его развивающий эффект. Так же очень важна работа с родителями. Я познакомила их с целями и задачами проводимой работы. Постаралась вызвать интерес к развивающим играм и желание принять участие в их изготовлении. Сейчас в группе много игр и пособий, которые сделаны своими руками и родителями. Дети стали более любознательными, самостоятельными, с желанием берут на себя ведущую роль в играх, стали проявлять интерес и к развивающим играм разного характера. Среди игр для совместной деятельности педагога с детьми особо выделяются такие дидактические пособия, как «Логические блоки Дьенеша», «Счетные палочки Кюизенера» и набор развивающих игр В. Воскобовича.
Взаимодействие с родителями:
- консультации для родителей: «Математика – занимательная игра», «Веселая математика дома»;
-ознакомление родителей с разными видами занимательных математических игр и упражнений;
-оказание помощи в изготовлении математических игр.
Список использованных источников:
1. Касицына А. В. Дошкольная математика. - М. : Гном. -2011. -160с.
2. Панова Е. Н. Дидактические игры-занятия в ДОУ. -Воронеж. : -Сфера, 2016. -197 с.
3. Смоленцева А. А. Математика до школы. –СПб. : Детство-Пресс,2017. -210 с
4. Якимова с Л. Веселая математика. –М. : Сфера, 2018. -176 с.