Щавлева Татьяна
Проект «Праздник светлой Пасхи»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №27 города Ейска МО Ейский район.
Краткосрочный проект
Группы№9 (ЗПР)
«ПРАЗДНИК СВЕТЛОЙ ПАСХИ».
Продолжительность проекта : 1 неделя (краткосрочный).
Тип проекта : информационно – творческий.
Участники проекта : воспитатели, дети, родители.
Возраст детей: 4-8 лет.
Публикация «Проект „Праздник светлой Пасхи“» размещена в разделах
- Пасха, пасхальная тема
- Пасха. Проекты, планы
- Проекты. Проектная деятельность
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Проблема, значимая для детей, на решение которой направлен проект : дети недостаточно знают об обычаях и обрядах, связанных с праздником Пасхи.
Цель проекта : знакомство детей с христианским праздником СВЕТЛОЙ ПАСХИ и его обычаями.
Задачи, решаемые в рамках проекта :
Для детей:
1. Знакомство детей с православным праздником, расширение их представления о народных обычаях и традициях.
2. Развитие эмоциональной сферы, чувства сопричастности к всенародным торжествам.
3. Развитие творческих способностей (конструктивных и изобразительных) в процессе росписи и украшения пасхальных яиц, применяя разные материалы.
4. Развитие навыка рассказывания стихотворений о Пасхе с соблюдением интонаций, приобщение к словесному искусству.
5. Развитие свободного общения детей со взрослыми.
Для педагогов:
1. Познакомить детей с православным праздником Пасхи.
2. Составить план проекта и осуществлять его реализацию в разных видах деятельности.
3. Подбор методической и художественной литературы.
4. Изготовление дидактических пособий по теме, подбор наглядного материала.
5. Закреплять умение отражать полученные впечатления в творческих работах.
6. Привлечь внимание родителей к участию в проекте.
7. Прививать детям любовь и уважение к народным традициям.
Для родителей:
1. Принять участие в создании поделок вместе с детьми дома.
2. Принять участие в выставке работ.
3. Принимать участие в реализации проекта.
4. Поиск информации в литературе и в Интернете.
5. Посещение храма для освящения пасхальных куличей и яиц.
Форма проведения итогового мероприятия проекта :
Выставка поделок. Рисунков.
Название итогового мероприятия проекта :
Продукты проекта :
Для детей:
• Рисунки на тему «Пасха»;
• Поделки на тему «Пасха».
Для педагогов:
• Организация выставки детских работ.
Для родителей:
• изготовление поделок совместно с детьми на тему «Пасха».
Ожидаемые результаты по проекту :
Для детей:
• Умение применять полученные знания и умения на практике;
• Развитие творческого воображения и эмоциональной отзывчивости;
• Общее представление детей о празднике «Пасха».
Для педагогов:
• Расширение знаний детей о празднике СВЕТЛОЙ ПАСХИ;
• Развитие познавательного интереса и любознательности;
• Улучшение ПРС (литература, иллюстрации, стихотворения, сказки).
Для родителей:
• Увидеть продукт деятельности детей;
• Осознание родителями необходимости заниматься с детьми;
• Принятие активного участия в проекте.
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
Этапы проект. Подготовительный
(проблема, планирование, прогнозирование результатов/ продуктов проекта)
Проведение бесед с детьми на тему: «Что такое Пасха?», «Почему мы красим яйца?». Подготовка материала для изобразительной деятельности. Подборка художественной и познавательной литературы для чтения детям. Организация пасхальных игр по теме. Планирование НОД. Рекомендации родителям по участию в выставке поделок.
Беседуют о празднике Пасхи, рассматривают книги, открытки, иллюстрации в книжном уголке.
Принимают участие в создании книги рецептов куличей. Устраивают домашний просмотр русских народных сказок: «Курочка Ряба», «Колобок» и т. д. Посещают храм во время освещения яиц и куличей.
Деятельный
(непосредственная деятельность по проекту, поэтапная оценка)
Организация деятельности с детьми. Просмотр мультфильмов по теме. Создание папки-передвижки. Помощь детям в выполнении и оформлении рисунков, аппликации. Уточнение и обогащение словаря по теме. Составление загадок, заучивание стихотворений. Дает рекомендации родителям о совместном с детьми изготовлении поделок по теме, оформляет выставку работ вместе с детьми.
Дети задают вопросы взрослым по теме, заучивают стихотворения, разгадывают загадки, рисуют, раскращивают, лепят, делают аппликации по теме. Дома дети вместе с родителями изготавливают поделки, затем в группе каждый ребенок показывает и рассказывает о поделке. Дети принимают активное участие в подвижных играх.
По рекомендации педагога родители проводят дома беседы с детьми о празднике Пасхи, обычаях и традициях празднования, совместно с детьми планируют деятельность и изготавливают поделки по теме.
Завершающий (презентация продуктов проекта и рефлексия – размышления над новым знанием или опытом)
Организует выставку детских работ и совместных поделок с родителями по теме: «Светлая Пасха» для всех родителей группы и других гостей детского сада. Анализ полученных результатов и обобщение опыта.
Во время проведения выставки каждый ребенок рассказывает о своем рисунке, поделке и отвечает на вопросы по теме.
Посещают выставку детских работ.
Выводы:
В процессе бесед с детьми, были выявлены слабые знания о празднике Пасха. Детям были предложены следующие вопросы:
-Какие праздники отмечают в вашей семье?
-Кто из вас знает, что означает слово «пасха»?
-Почему на «Пасху» мы красим яйца?
Беседа показала, что 50 % ребят не могут ответить на вопросы, касающиеся праздника.
В связи с этим и было решено создать данный проект.
Были выявлены дополнительные интересы детей, дополнены задачи проекта, так как для педагога главным является формирование у детей активной жизненной позиции и определение интересных вещей в мире вокруг.
В ходе повторной беседы ни один ребёнок не остался безучастным к теме беседы. Больше 80% детей с интересом рассказывали об особенностях народных праздников. Практически все дети с удовольствием играют в игры, с которыми познакомились во время проведения развлечения.
Это даёт нам право говорить о том, что цель проекта достигнута.
Результаты и социальная значимость проекта :
Необходимо отметить, что в результате реализации данного проекта был собран разнообразный развивающий материал, который активизировал интерес детей и взрослых по данной теме.
Весь материал, собранный в ходе проекта, обогатил предметную развивающую среду группы.
Участие детей в проектной деятельности способствовало развитию интеллектуальных возможностей дошкольников, их творческих способностей, детской любознательности, а так же активизации интереса к народным праздникам.
Работа в проекте позволила привлечь родителей к совместной деятельности со своими детьми. Это положительно сказалось на эмоциональном фоне семьи и познавательной активности.
Данный проект – это ещё одна попытка расширить кругозор не только детей, но и взрослых.
Приложение № 1 Беседа «Что такое Пасха?»
«Пасха — самый
главный христианский праздник. В это день верующие отмечают воскресение из мёртвых Иисуса Христа. Православная церковь празднует Пасху уже более двух тысяч лет.
Вот послушайте, какие стихи сложил один из поэтов о Пасхе :
Звонко капают капели
Возле нашего окна.
Птицы весело запели,
В гости Пасха к нам пришла (К. Фофанов)
Писание гласит, что после вознесения Иисус велел ученикам идти по миру и проповедовать народу свое учение. Отправилась проповедовать учение Христа и бедная женщина Мария Магдалина. Пришла она в Рим, в императорский дворец к римскому императору Тиверию. В те далекие времена каждый приходящий к императору обязательно приносил какой-нибудь подарок: богатые несли драгоценные дары и украшения, а бедные – кто что мог. У Марии ничего с собой не было, кроме веры в Христа. Протянула она императору простое куриное яйцо и громко сказала: «Христос воскрес!». Удивился император и сказал: «Как можно поверить в то, что кто-то может воскреснуть из мертвых? Трудно в это поверить, как и в то, что это белое яйцо может стать красным!» Пока он говорил эти слова, яйцо стало менять свой цвет: оно порозовело, потемнело и, наконец, стало ярко-красным. Так было подарено первое пасхальное яйцо. Вот почему Пасху называют «Красная Пасха» - ведь это «праздник праздников», прославляющий победу добра над злом, жизни над смертью, света над тьмой.
С тех пор в память об этом событии, символизирующем нашу веру в Воскресшего Господа, мы и красим яйца.
Яйца красят в разные цвета и дарят со словами: «Христос воскресе!» В ответ следует сказать: «Воистину воскресе!» - и три раза поцеловаться в знак прощения и любви к близким»
Беседа «Почему мы красим яйца?»
«Царь – день», или «Велик – день» - так называли праздник Пасхи в народе. Пасха это день
всеобщего равенства, любви и милосердия. Люди приветствовали друг друга словами «Христос
воскрес», в ответ звучало «Воистину воскрес», трижды целовались, дарили друг другу красные
яйца. Этот обычай очень давний; Христос дал нам жизнь, а яйцо это знак жизни. Мы ведь знаем,
что из яйца выходит живое существо.
- Кто, вылупляется из яйца? (ответы детей).
Призадумалось яйцо:
Кто же я, в конце концов?
Лебедь, утка, или я, ядовитая змея?
- А как вы думаете, в какой цвет красили яйца наши предки?
И почему?
- Красный цвет – это цвет радости. И ещ это цвет крови, которой Христос освятил жизнь.
Вот с тех пор люди стали приветствовать друг друга красным яйцом, как знаком вечной жизни.
Послушайте, как в старину красили яйца. Первоначально яйца окрашивались только в
красный цвет, позже их стали окрашивать во всевозможные цвета, рисовали на них пейзажи,
записывали даже свои мысли.
Также в старину яйца окрашивали с помощью ярких лоскутков и ниток, которые линяли.
Яйцо смачивали водой, и обкладывали лоскутками и нитками, заворачивали в белую тряпочку и
крепко заматывали ниткой, затем варили.
Красили яйца в четверг перед праздником, всей семьй. Бытовало поверье, что яйца,
сваренные в крутую в чистый четверг, предохраняют от болезней, если их есть на Пасху, а
скорлупу от яиц зарыть в землю на пастбище где пасли скот, это наджно защищало домашних
животных от сглаза и всяких несчастий.
Но самое главное, что вы должны запомнить, Пасха – день всеобщего равенства, любви и
милосердия. Не обижайте младших, будьте внимательны и послушны старшим, щедры к бедным,
добры к нашим четвероногим и крылатым друзьям.
Пусть в ваших душах царит любовь и милосердие.
Приложение № 2
Инсценировка сказки «Пасхальный колобок»
ведущий: Жили-были бедные дед и баба. Очень бедные. У них не было курочки — рябы. Ох, не было. Она не снесла им яичка. И не могли они испечь пасхального куличика. Дед бабе говорит:
Дед: Чем же, милая, нам на Пасху разговеться-то?
Бабка: Ох, уж и не знаю, милай. Ведь мука у нас давно уже кончилась.
Дед: Давай, баба, не будем унывать, а помолимся Богу да по амбару пометем, по сусекам поскребем; может, хоть на колобок наберется. Ведущий: Так, они и сделали: по амбару помели, по сусекам поскребли, мучицу на водице замесили, слезицей посолили. Бога поблагодарили. Испекли постный колобок и на окно положили. До утра простынуть. А на утро проснулся Колобок раньше всех.
Колобок: Что-то дедушки и бабушки не слышно. Спят поди, намаялись со мной вчера, даже обедню проспали. Покачусь-ка я в церковь, пока они спят, окроплюсь у батюшки святой водой, хоть этим старичков утешу.
Ведущий: Соскочил Колобок с подоконника на землю и айда в церковь. Да не по дороге, а прямиком через лес. Навстречу ему заяц.
Заяц: Колобок, Колобок, я тебя съем.
Колобок: Что ты, Заяц, ведь я еще не освященный. По амбару метен, по сусекам скребен, на водице мешен, слезицей солен, но еще не освящен. Жди меня здесь.
Ведущий: Колобок покатился дальше, а навстречу ему волк.
Волк: Колобок, Колобок, я тебя съем.
Колобок: Что ты, Волк, ведь я еще не освященный. По амбару метен, по сусекам скребен, на водице мешен, слезицей солен, но еще не освящен. Жди меня здесь.
Ведущий: Колобок покатился дальше, а навстречу ему медведь.
Медведь: Колобок, Колобок, я тебя съем.
Колобок: Что ты, Медведь, ведь я еще не освященный. По амбарам метен, по сусекам скребен, на водице мешен, слезицей солен, но еще не освящен. Жди меня здесь.
Ведущий: Колобок покатился дальше, а навстречу ему лиса.
Лиса: С праздничком тебя, Колобок. Далеко ли ты, мой сладенький направился?
Колобок: Я, Лиса, в церковь спешу.
Лиса: Куда, сладенький? Я что-то не расслышала.
Колобок: В церковь Божию, святой водой окропиться.
Лиса: Я что-то глуховата стала. Подойди ко мне, мой постненький, ближе.
Колобок: Я, Лисонька, в церковь тороплюсь, у батюшки святой вод окропиться, а ты меня здесь подожди.
Ведущий: Прикатился Колобок в церковь и сразу к батюшке. Окропился святой водой, а батюшка его спрашивает:
Батюшка: Где же, Колобок, твое красное яичко?
Колобок: Нет у меня, батюшка, красного яичка. Мои дедушка и бабушка бедные.
Батюшка: На, возьми, Колобок, отнеси яички дедушке и бабушке.
Ведущий: А тут прихожане услыхали разговор, надавали Колобку яичек целую корзину.
Катится Колобок обратно через лес прямиком, а навстречу ему волк, медведь и лисица.
Звери: С праздником тебя, Колобок, с наступающим Христовым Воскресением! Будет нам чем на Пасху разговеться
Ведущая: Любимой пасхальной забавой было катание яиц. Оно начиналось в первый день после обеда и продолжалось всю неделю.
В этот день люди ходят друг к другу в гости и вместо традиционных приветствий, люди произносят: «Христос воскрес», и обязательно слышат в ответ: Воистину воскрес!»
Приложение № 3
ЗАГАДКИ ОТ ПАСХАЛЬНОГО ЗАЙЦА
"Письмо от пасхального зайчика"
В праздник Пасхи дети получают письмо от зайки, вырезанное тоже в форме зайца. В нем говорится, что если они отгадают все загадки, то получат приз! К письму прилагалась первая загадка, написанная на яйце из цветной бумаги.
К нам опять спешит весна,
Будет вновь веселье.
И несет с собой она Праздник …
(Воскресенья).
к же дружно во дворе
Зазвенели птички.
Посмотрите – на столе
Красные ….
(яички!
Что украсит праздник этот
Радостью особой?
Запах сладостного хлеба….
(Кулича Христова).
Светлый день глядит в оконце.
Радостно как в сказке.
И ласкает землю солнце.
Наступила ….
(Пасха).
Ангелы трубят о чуде
От земли и до небес.
Радуйтесь, ликуйте, люди,
Знайте же: Христос …
(Воскрес).
Поздно вечером, в тиши
Затворив все двери,
Собрались ученики
На Тайную …
(вечерю).
Говорил он: «Я не верю,
И поверить мне нельзя,
Вот увижу – и поверю».
Как зовут его …
(Фома?
Как же страшно предавать и себя, и Бога.
Как же страшно потерять верную дорогу.
Он ошибся и погиб, не поверив в чудо.
Он – Исусов ученик именем …
(Иуда).
И сказал им: «Вы не бойтесь,
Он воскрес, его здесь нет».
Плачут жены-мироносцы.
Кто им дал такой ответ?
(Ангел)
И звенят колокола:
«Пасха, Пасха к нам пришла!»
С радостью весенней Христова …
(Воскресенья).
Пришел к нам праздник самый лучший,
Любимый самый и самый певучий,
Празднуйте люди, все вместе!
Воскрес Христос- и это не сказка!
Вот и наступила долгожданная …
(Пасха)
А вот и чудо!
Христос Воскресе
(Воистину Воскресе)
Они бывают разные
Синие, зеленые, красные,
В природе часто встречаются,
А как они называются? …
(Яйца)
СТИХИ
Пасхальный благовест
Колокол дремавший
Разбудил поля,
Улыбнулась солнцу
Сонная земля.
Понеслись удары
К синим небесам,
Звонко раздается
Голос по лесам.
Скрылась за рекою
Белая луна,
Звонко побежала
Резвая волна.
Тихая долина
Отгоняет сон,
Где-то за дорогой
Замирает звон.
Птичка
В чужбине свято наблюдаю
Родной обычай старины:
На волю птичку выпускаю
При светлом празднике весны.
Я стал доступен утешенью;
За что на бога мне роптать,
Когда хоть одному творенью
Я мог свободу даровать!
Христос воскрес
Христос Воскрес! –
Всего два слова,
Но благодати, сколько в них.
Мы неземным блаженством снова,
Озарены в сердцах твоих.
Забыты скорби и страданья,
Забыты горе и нужда,
Умолкли стоны и роптанья,
Исчезли зависть и вражда.
Открыты царские врата пред нами,
Святой огонь сияет от свечи.
Кругом опять расставили во храме
Цветные яйца, пасхи, куличи.
Еще темно, но солнышко играет,
Играет всеми красками небес
И радостно друг другу повторяем
Христос Воскрес!
Воистину Воскрес!
Приложение № 4
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ
"Попади в гнездо"
На расстоянии от игроков на землю или в траву кладётся обруч или корзина. Дети кидают яйца вовнутрь. Делается несколько попыток.
"Прыгучие зайчата"
Играют двое. Каждому даётся небольшая корзинка или ведерко с яйцами. Задача: прыжками достичь ориентира, обратно вернуться бегом, не растеряв при этом яйца из корзинки. Затем участвуют другие дети. "Битва яиц"
В линию на небольшом расстоянии друг от друга раскладываются пластмассовые яйца. Задача каждого: сбить своим яйцом как можно больше других яиц за несколько попыток. За одно сбитое яйцо – один балл (в детстве мы так играли с настоящими крашенными яйцами).
"Зайчик"
При помощи считалки выбирается «зайчик». Ему завязывают глаза, затем раскладываются яйца в различных местах (на лавочке, в песочнице, под кустарником, около дерева, просто на полянке.).
Дети хором проговаривают: «Зайчик, мимо не беги, мне яички подари. Их я к Пасхе спрячу на лугу, ищи их там, я помогу!»
«Зайчик» собирает яйца при помощи детей, которые указывают ему путь: 3 шага вперёд, вправо, наклонись, проползи, перешагни и т. д.
Для маленьких детей присутствие взрослого обязательно. Также эту забаву можно провести и в квартире, разложив яйца по комнатам
"Путаница"
Выбираем ведущего, он на время отворачивается или выходит. Дети берут друг друга за руки. Потом они стараются запутаться, перелезая через сцепленные руки, но руки размыкать нельзя. После этого водящий должен распутать получившуюся путаницу.
"Разноцветные фантазии"
Если позволяет погода, мелками рисуем на асфальте яйца с различными мотивами.
"Яичные воспоминания"
Мы вспоминали сказки, где встречается яйцо, отгадывали сказки и мультфильмы по небольшим отрывкам из них.