Ирина Барабанова
Проект «Праздник-народное гуляние «Казачий круг»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность:
Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим.
И в старом красоту находим,
Хоть новому принадлежим.
В настоящее время стремительно теряется годами накопленное и бережно сохраняемое предшествующими поколениями культурное наследие.
Чрезвычайно важно вернуть утраченные человеческие ценности в неповторимой народной культуре, восстановить связь времен. Для этого необходимо знакомство подрастающего поколения с национальными традициями, обычаями, культурным прошлым своего народа.
Публикация «Проект „Праздник-народное гуляние „Казачий круг“» размещена в разделах
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Народная культура, фольклор
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Проекты. Проектная деятельность
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2017
Одним из уникальных и органичных ресурсов в решении этой задачи является культура Донского казачества.
Без знаний основ народной русской жизни, жизни казаков Дона, родного фольклора нельзя воспитать патриота и гражданина России. Этим продиктована актуальность данного проекта
в современных условиях.
Проблема:
Беседы с детьми показали недостаточный уровень их знаний по истории казачества. По результатам анкетирования родителей было выявлено, что тема казачества, а также казачьего фольклора, не часто обсуждаема в семье, в быту. Но при этом отмечается интерес к проблеме и желание узнать новое. Следовательно, необходимость разработки и реализации этого проекта будет способствовать возрождению самобытной казачьей культуры, ее сохранению и популяризации.
Цель:
Приобщение дошкольников к культуре и традициям Донского казачества.
Задачи:
• Формировать знания по истории и культуре казачества.
• Знакомить детей с традициями самобытной культуры казачьего фольклора.
• Прививать бережное отношение к традициям Донского казачества.
• Осуществлять взаимодействие ДОУ с семьей, направленное на развитие нравственно – патриотических и духовных качеств личности ребенка.
Автор проекта : Барабанова Ирина Павловна, воспитатель старшей группы
Тип проекта : практический, творческий, краткосрочный, групповой
Сроки проведения: январь – февраль - март 2016г
Участники проекта : дети старшей группы, воспитатели, родители, музыкальный руководитель
Основная образовательная область: "Социально-коммуникативное развитие",
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие» и «Художественно-эстетическое развитие».
Предполагаемый результат:
- Может назвать свою страну, столицу России; край, в котором живет, его столицу; традиционную область Донского казачества, свою малую родину; имеет представление об их флаге, гербе.
- Испытывает гордость за историческое прошлое и настоящее соотечественников.
-Имеет представления о знаковых событиях истории казаков, родного края.
-Проявляет эмоциональный интерес к традиционным обрядам донских казаков
и старинному укладу их жизни.
-Делится своими впечатлениями о новых знаниях с родителями.
-Самостоятельно создает при помощи деталей казачьих костюмов и атрибутов игровые образы героев фольклорных праздников : Марфуши, Петра, старейшины, кузнеца, продавца музыкальных инструментов, атамана, есаула (помощника атамана).
-С интересом участвует в подготовке сюжетных композиций для казачьих посиделок «Чаепитие», «Ярмарка».
-Реализует полученные знания через продуктивную деятельность в танце – игре «Карусель», исполнении частушек, танце с ложками, обряде «Запекания углов».
Знает 2 загадки, 2 пословицы, поговороки, 2 потешки, дразнилки.
-Понимает смысл казачьих пословиц, поговорок.
-Подпевает казачьи песни : «Золотая песенка», «До свиданья, журавли», «Как за Доном».
-Имеет социальный опыт участия в казачьих праздниках.
-Усваивает привычку следовать принятым нормам и правилам культуры поведения, взаимоотношений.
-Владеет навыком коллективного пения: подпевает казачьи песни «По Дону гуляет», «В амбар за мукой», «Прялица».
-Любит петь, делает это эмоционально и с удовольствием.
-Проявляет самостоятельную творческую активность в инсценировании сказки, танце – игре «А теперь на месте шаг».
-Владеет ритмически организованными формами импровизации на простых инструментах казаков : ложках хохломских.
-Умеет сотрудничать с другими детьми в процессе коллективного творчества.
-Проявляет толерантность, интерес к казачьей культуре.
- Пробуждается интерес к пониманию патриотизма жителей Донского края.
- Понимает и правильно трактует значение новых слов казачьего лексикона : ухват, прялка, курень, грубка, ладушки, лампасы, папаха, подворье и др.
-Помогает родителям печь пирог, варить вареники.
-Знает названия казачьих блюд : пареная тыква, квашеная капуста, уха, кулебяки, холодец, студень, борщ, лапша, вареники, таранчук (мякоть баранины, обжаренная в кипящем масле, солянка, голубцы ленивые, галушки, узвар (компот, сало, пампушки, блины, шашлыки и др.
-Играет в народные игры – забавы: «Плетень», «Горячее место», «Перетяжка», «Скачки», «Казачья рыбалка», «Устоять в паре» и др.
-Имеет социальный опыт активного вовлечения в культурное наследие своего народа.
-Понимает, что казачий фольклор отражает нравственно - патриотические чувства казаков.
Этап Задачи Содержание Сроки Ответствен-ный
I. Подготовительный этап -Формировать проблему, цель и задачи проекта.
-Экспресс – опрос детей «Посидим рядком, да поговорим ладком о родной стороне, о жизни казачьей».
-Анкетирование «Изучение отношения родителей к проблемам патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством фольклора.
-Создание методической копилки по теме проекта.
-Составление паспорта проекта праздника – народного гуляния «Казачий круг». Январь 2016г. Воспита-тель
II. Организационный этап -Осуществлять взаимодействие с семьей, направленное на развитие нравственно – патриотических и духовных качеств личности ребенка.
- Готовить казачьи костюмы для проведения фольклорного праздника.
-Формировать представления о малых фольклорных формах казаков :
частушках, закличках, прибаутках, считалках, приговорках, песенках – небылицах и т. д.
-Развивать умение толковать пословицы и поговорки, прибаутки.
-Прививать интерес к спортивным и народным играм казаков.
-Знакомить детей и родителей с традициями самобытной культуры казачьего фольклора.
-Закреплять знания о казачьей кухне, правильном рациональном питании.
-Оформление папки – раскладушки для родителей «В гостях у Донских казаков».
-Экскурсия детей в музей ДК «Где казак, там и слава!».
-Экскурсия в библиотеку «Нравы и обычаи казаков» :
-традиции самобытной культуры казаков, уклад жизни;
-устный фольклор донских казаков.
-Сам себе костюмер (ряжение) :
-подготовка и примеривание казачьих костюмов;
-спонтанные костюмированные игры и диалоги.
-Развлечение «Казачьи посиделки» :
-украшение в стиле горницы казачьего куреня (старые фотографии, икона, русская печь, стол с самоваром, баранками, пирогами, медом и др.);
-культура празднования (прославление тех, кто хорошо работал).
- Фестиваль казачьей песни «Где песня льется, там легче живется:
-игровая песня;
-плясовая песня;
-хороводная песня.
- Музыкальный час:
-казачьи потешки, частушки и др. ;
-хороводная игра, хоровод с напевами;
-прибаутки, заклички, шутки – присказки;
-создание ансамбля ложкарей.
- Конкурс «Казачьи пословицы, поговорки».
- Ярмарка «Открывай скорей базар, казаки везут товар!» :
-традиционная казачья кухня.
- Казачьи игрища «Лихие казачата» :
-игры – забавы, посвященные Донским героям.
-Конкурс рисунков «Казачьи сказки, былины и легенды».
-Литературная гостиная «Сочинение, инсценирование сказок»
-
Февраль -март
2016г. Воспита-тель, родители, музыкаль-ный руководи-тель
-Формировать знания по истории и культуре казачества.
-каждый понедельник – утро радостных встреч (слушание аудиозаписей казачьих песен, день знаний об истории и культуре донского казачества (во второй половине дня);
- каждый вторник – день здоровья- спортивные и народные игры – забавы казаков (утром);
- каждая среда – сладкий вечер - традиционная казачья кухня
(во второй половине дня);
-каждый четверг - вечер развлечений (спортивный, музыкальный, тематический) (во второй половине дня);
-каждая пятница – «поговорим о хорошем» (утром, продуктивная деятельность - литературная гостиная, конкурс рисунков, конкурс поговорок, фестиваль песни, развлечение «Казачьи посиделки», ряжение «Сам себе костюмер», экскурсии (во второй половине дня). Февраль – март
2016г. Воспита-тель, родители, музыкаль-ный руководи-тель
IV.Итоговый этап -Обобщить знания о казачьем фольклоре.
-Содействовать непрерывному накоплению ребенком культурного опыта прошлого и настоящего своего края.
-Воспитывать желание перенимать и хранить народные традиции.
Праздник – народное гуляние «Казачий круг» Март 2016г. Воспита-тель, родители, музыкаль-ный руководи-тель
Используемая литература:
1. Л. Г. Петерсон, И. А. Лыкова «Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «Мир открытий»», Москва, Издательский дом «Цветной мир», 2012г.
2. Л. Земскова- Названова «Люби и знай свой край», М, Чистые пруды, 2006г.
3. Л. А. Лялина «Народные игры в детском саду», М, ТЦ «Сфера», 2008г.
4. Л. Н Капранова «Бабушкины забавушки», Ростов-на-Дону, «Феникс», 2008г.
5. О. Л. Князева, М. Д. Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», Санкт-Петербург, 2008г.
6. «Воспитание патриотизма на основе культурно- исторических традиций Донского казачества в образовательных учреждениях: программно- методические материалы» : Ростов-на-Дону, РО ИПК и ПРО, 2008.
7. Елжова Н. В. «Ознакомление дошкольников с историей Донского края».
8. Алешина Н. В. «Патриотическое воспитание дошкольников» : М, УЦ «Перспектива», 2008г.
9. Интернет – ресурсы: maam.ru; nsportal.ru