Светлана Овчарова
Долгосрочный проект «Правильное питание — здоровые дети» для детей 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
«Правильное питание – здоровые дети»
(Информационно – познавательный.)
методическая разработка долгосрочного проекта
для детей 6-7 лет
Составитель: Овчарова Светлана Станиславовна
воспитатель МАОУ детского сада № 69 «Веточка»
г. о. Тольятти 2020 г.
Публикация «Долгосрочный проект „Правильное питание — здоровые дети“ для детей 6–7 лет» размещена в разделах
- Здоровое питание, полезные и вредные продукты
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Подготовительная группа
- Правильное и здоровое питание. Проекты
- Продукты питания
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Введение: В настоящее время особое внимание уделяется правильному питанию детей. Именно правильное питание является главным составляющим ЗОЖ, это основа длительной и плодотворной жизни, залог здоровья, бодрости, гарантия от появления различных недугов.
Навыки здорового питания формируются с детства. Дошкольный возраст сопровождается интенсивным ростом организма, бурным течением обменных процессов, развитием и совершенствованием функций многих органов и систем, что требует достаточного поступления качественных пищевых веществ. Кроме того, дошкольные годы – то самое время, когда у ребёнка вырабатываются базовые предпочтения в еде, создаётся основа для его гармоничного развития.
Качественная пища и правильная организация питания, т. е. культура еды, оказывают непосредственное влияние на жизнедеятельность, рост и развитие детского организма. Правильное отношение к еде, как и ЗОЖ, начинается с детства. Все это зависит от взрослых, которые окружают малыша.
Питание представляет собой один из ключевых факторов, определяющих условия роста и развития ребёнка.
Актуальность:
В настоящее время возросла актуальность здорового образа жизни. Правильное питание одна из главных составляющих ЗОЖ. Поэтому и тема питания детей стала очень актуальной. Известно, что фундамент здоровья человека и навыки здорового питания формируются с детства.
Под воздействием рекламы современные дети часто предпочитают продукты, которые не только не приносят пользы, но и наносят вред их здоровью. У детей формируются искажённые взгляды на питание. Родители зачастую так же не способствуют формированию стереотипов правильного питания. Во многих семьях привыкли кушать солёное, жареное, жирное, острое, сладкое. Многие кормят детей однотипно. В лучшем случае котлеты, картошка, в худшем — сосиски, макароны, пельмени. Из-за этого дети, не привыкшие к здоровой пищи, отказываются от овощных блюд, рыбы, кисломолочной продукции, запеканок.
Многие дети имеют проблемы с избыточным весом, но родители в этом не видят ничего страшного.
А ведь без преувеличения можно сказать, что правильное питание – это залог хорошего самочувствия, работоспособности, активной деятельности, отличного настроения, важнейшее и непременное условие нашего здоровья.
Так же роль питания в современных условиях значительно повышается в связи с ухудшением состояния здоровья детей.
Поэтому, формировать правильное представление о питании необходимо начинать не только у детей дошкольного возраста, но и у их родителей.
В связи с этим был разработан проект «Правильное питание – здоровые дети».
Обоснование проблемы:
1. Недостаточно знаний о полезных и вредных продуктах.
2. Отказ детей от полезного питания
3. Родители не способствуют формированию стереотипов правильного питания.
Тип проекта: информационно–познавательный
Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, воспитатель, родители.
Срок реализации: долгосрочный.
Цель:
Формирование у детей представлений о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни, о роли здорового питания в жизни человека.
Задачи:
1. Расширить знания детей о питании, его значимости, о взаимосвязи здоровья и питания человека.
2. Закрепить умение отличать полезные и вредные продукты в рационе питания.
3. Закрепить знания детей о необходимости витаминов для нормальной жизнедеятельности человека, о том, в состав каких продуктов они входят.
4. Воспитывать бережное отношение к своему организму, осознанное отношение к выбору продуктов питания, культуру поведения за столом.
5. Способствовать заинтересованности родителей в организации
правильного питании детей
.
Этапы реализации задач:
Первый этап (подготовительный):
На первом этапе было проведёно
• анализ программы
• изучение и подбор литературы
• накопление информационной базы по теме питания для реализации проекта
• была создана картотека дидактических игр по питанию
• подобрана художественная литература
• конспекты занятий, бесед, досугов
• вовлечение родителей в проектную деятельность, через объявление и индивидуальную беседу.
Второй этап (практический):
На втором этапе были организованы игровая и продуктивная виды деятельности. Происходило обогащение предметной среды игровым и дидактическим материалом, был изготовлен лэпбук «Детям о правильном питании»
Проведены консультации для родителей по теме «Как вести себя за столом, чтобы у ребенка всегда был аппетит», «Каша – радость наша», «Чем вредны чипсы и газированные напитки», родителям так же были даны рекомендации «О пользе кисломолочных продуктов» и др.
С детьми была проведена образовательная деятельность познавательного цикла «Самые полезные продукты – овощи и фрукты», «Витамины и здоровый организм», «Путешествие в молочную страну», «Каша – пища наша».
Теоретические знания подкрепляются продуктивной деятельностью (рисованием, аппликацией, ручным трудом, а так же экспериментальной деятельностью.
Большое внимание уделяется игровой деятельности, которая помимо дидактических игр включает в себя, подвижные, сюжетно-ролевые и игры-драматизации.
Для закрепления знаний используются беседы, чтение художественной литературы, пальчиковая гимнастика и физминутки организуются вечера досуга и инсценировки художественных произведений.
Третий этап (заключительный):
На третьем этапе дети совместно с родителями и воспитателями создали лэпбук «Детям о правильном питании», куда вошли различные дидактические игры, книжки – малышки, раскраски, игровые задания, стихи, загадки о продуктах питания, овощах и фруктах. На этом этапе проводились выставки детских рисунков «Продукты полезные и не очень», книжек – малышек, книжек - самоделок», поделок из пластилина и солёного теста - «Мое любимое блюдо» «Овощи и фрукты», «Хлебобулочные изделия».
Результатом проектной деятельности стало театрализованное представление «Сказка о правильном питании и здоровом образе жизни»
Работа с родителями:
Перед началом работы по проекту рассказали родителям о целях, задачах проекта, постарались убедить их в необходимости оказания помощи в проектной деятельности.
Работа с родителями включает следующие мероприятия:
• изготовление стендов с наглядной информацией
• заочные и очные консультации
• выпуск буклетов, листовок по правильному питанию
• семейные конкурсы
• анкетирование
• папки-передвижки
Заключение:
В ходе работы над проектом родители активно включились в выполнение различных заданий. Многие родители с удовольствием вместе с детьми изготавливали книжки-малышки, лепили из солёного теста различные продукты к сюжетно-ролевым играм. С большим интересом рассматривали детские рисунки, поделки, внимательно слушали детей, комментирующих эти работы.
Родители с интересом отнеслись к открытым мероприятиям, проводимым в группе: это и занятия, и конкурсы, и викторины и досуги по правильному питанию. Совместно с родителями, воспитателем и детьми был создан лэпбук
«Детям о правильном питании». В его создании большинство родителей и детей принимало активное участие: приносили различные игровые задания, интересные вопросы, картинки, стихи, связанные с питанием.
Вывод:
В процессе реализации проекта «Правильное питание – здоровые дети»
у детей сформированы:
• представления о здоровом питании и образе жизни
• умение выбирать полезные продукты питания
• представления о некоторые группах витаминов и их значение для здоровья.
• представления о культуре питания.
Родители:
• получат представления наиболее подходящих блюдах для детей.
• обратят внимание на рацион своих детей, изменят их меню, сделав его более витаминизированным и полезным
• получат представления о необходимости и важности регулярного питания.
Формы организации совместной деятельности.
№ Образовательная область Содержание деятельности
1. Физическое развитие • Подвижные игры
• Пальчиковая гимнастика
• физминутки
2. Социально-коммуникативное развитие • Подвижные игры
• Дидактические игры
• Сюжетно-ролевые игры
3. Речевое развитие • Чтение художественной литературы:
• Д/игры с мячом
• Речевые игры
4. Художественно – эстетическое развитие • Рисование продуктов, посуды
• Выставка рисунков «Продукты полезные и не очень»
• Лепка
• Аппликация
• Ручной труд: книжки-малышки, книжки - самоделки
5. Познавательное развитие • Образовательная деятельность
• Тематические беседы
• Экспериментирование
Перспективное планирование
Работа с детьми:
Содержание
Сентябрь
Тема: «Правильное питание – залог здоровья"
1. Беседа «Что такое здоровое питание»
2. Дидактические игры: «Что лишнее?», «Готовим салат», «Полезные и вредные продукты». «Отгадай загадку», «Разложи продукты на полке в магазине»
Речевая игра: «Угадай продукт по описанию»
Малоподвижная игра с мячом: «Полезно — не
полезно», «Съедобное - несъедобное».
С/р игры: «Кафе», «Продуктовый магазин»
3. Физминутка «Повар»
4. Рисование «Полезные продукты».
«Загадки о продуктах»,
5. Лепка: «Мое любимое блюдо».
6. Пальчиковая гимнастика: «Варим суп», «Будем мы варить компот»
7. Творчество: Составление сказок о правильном питании.
8. Чтение: Э. Успенской «Дети, которые плохо едят в детском саду», чтение загадок, пословиц и поговорок о еде.
Задачи:
• Познакомить детей с основами рационального питания,
• Закрепить знания детей важности правильного питания,
• сформировать умение отличать полезные продукты от вредных.
Октябрь
Тема: «Овощи и фрукты – полезные продукты»
1. НОД «Самые полезные продукты – овощи и фрукты»
2. Дидактические игры: «Угадай на вкус», «Волшебный мешочек», «Четвертый лишний», «Отгадай загадку», «Что можно приготовить из овощей и фруктов».
Игры – эстафеты Собери урожай», «Кто
быстрее накормит корову», «Погрузка
арбузов»,
1. Сюжетно-ролевые игры: «Семья» «Овощной
2. магазин», «Супермаркет», «Кафе».
3. Игры – драматизации «Репка», «Яблоко», Мы
4. варили суп»
5. 3. Экспериментирование «Содержат ли овощи
6. воду»
7. 5. Изготовление книжек – самоделок
«Овощи и фрукты полезные продукты»
6. Чтение художественной литературы: В. Сутеев
«Яблоко», «Мешок яблок», Михалков «Овощи»,
Н. Носов «Огурцы», загадывание загадок.
7. Физминутка: «Огород у нас в порядке»,
«Урожай»
8. Пальчиковая гимнастика: Мы делили
апельсин», ««Мы капусту рубим, рубим…»,
9. Лепка: «Овощи и фрукты»
10. Рисование «Овощи и фрукты - вкусные
продукты»
9. Презентация «Овощи и фрукты полезные
продукты»
Задачи:
• систематизировать знания об овощах и фруктах, их основных признаках, месте произрастания, способах употребления в пищу.
Ноябрь
Тема: «Витамины и здоровье»
1. НОД «Витамины и здоровый организм»
2. Беседа «Даёт силы нам всегда витаминная еда»
3. «Дидактические игры: «Где живут витамины», «Кому что нужно?», «Разложи витамины», «Витаминная семейка»
Подвижная игра «Передай витаминку»,
«Прыжки на витаминках»
4. Пальчиковая гитмнастика «Фрукты и
витамины»
5. Изготовление книжек – самоделок:
«Витаминки с грядки»,
6. Аппликация «Блюдо с витаминами»
7. Рисование «Витаминки»
8. Чтение стихотворения «Спор овощей» Н. Семёнова, Л. Зилберг «Витамины»
9. Презентация «Витамины». Задачи:
• закрепить знания о витаминах, пользе для здоровья, содержание тех или иных витаминов в овощах и фруктах и других продуктах
• дать представление детям о том, какие витамины и минеральные вещества содержатся в продуктах, какие наиболее полезны и почему?
Декабрь
Тема: «Пейте, дети, молоко будете здоровы»
1. НОД «Путешествие в молочную страну»
2. Беседа: «Что можно приготовить из молока?».
3. Дидактические игры «Приготовим суп, кашу», «Путешествие молока», «Из чего сделано?», «Назови молочные продукты».
Игра - эстафета: «Кто быстрее накормит корову».
Сюжетно-ролевая игра «Молочный магазин», «Молочная ферма»
4. Пальчиковая гимнастика «Молочные продукты»
5. Физминутка: «Бурёнушка»
6. Рисование «Молочные продукты»
7. Чтение художественной литературы: авторские сказки «Про молочную семью», «Сказка про молоко и мальчика Серёжу», Молоко убежало», «Сказка про молоко», Л. Толстой: «О лягушке, которая попала в молоко», р. н. с. «Хаврошечка». «Гуси-лебеди», загадки о молоке и молочных продуктах
8. Презентация «Молоко полезно детям – это знают все на свете»
Задачи:
• Закрепить с детьми знания о молоке и пользе молочных продуктов.
Январь
Тема: «Вкусно – не всегда полезно».
1. НОД «Путешествие в страну полезных и вредных продуктов»
2. Беседа: «Что мы знаем о вредных продуктах».
3. Дидактические игры: игра с мячом «Полезно – вредно», «Назови полезный и вредный продукт питания», «Назови лишний продукт»
Подвижные игры: «Рассортируй продукты»,
«Принеси только полезные продукты»
Сюжетно-ролевые игры: «Продуктовый магазин», «Кафе»
4. Экспериментирование: «О вреде кока-колы»
5. Изготовление книжек – малышек: «Полезные и вредные продукты»,
6. Аппликация «Пицца»
7. Рисование «Вредное – полезное»
8. Пальчиковая гимнастика: «Конфеты»
9. Физминутка: «Ах, какой урожай»
10. Чтение художественной литературы: авторская сказка «Сказка о здоровом питании», «Сказка о вредной еде».
Задачи:
• Закрепить с детьми знания о вредных продуктах и почему нужно их употреблять в ограниченных количествах. Какие последствия происходят в чрезмерном их употреблении.
Февраль
Тема: «Каша-сила наша»
1. НОД «Каша – пища наша»
2. Беседа: «Что мы знаем о каше»
3. Дидактические игры: «Назови кашу», «Знатоки», «Русская каша – сила наша «
Игра – драматизация «Про Машу и кашу»
Подвижная игра ««Раз, два, три – ты, горшочек наш, вари!»
4. Физминутка: «Подрастает зернышко»
5. Пальчиковая гимнастика: «Варись каша», «Машина каша»
6. Рисование «Тарелка каши»
7. Чтение стихотворения «Вкусная каша» З. Александровой Н. Носов «Мишкина каша», Братья Гримм «Горшочек каши», народная сказка «Каша из топора», загадок, пословиц и поговорок о каше
Задачи:
• формировать представления о пользе каши для организма человека;
Март
Тема: Этикет и культура питания
1. Беседа «Правила поведения во время еды»
2. Дидактические игры:«Помогите Незнайке накрыть на стол», «Накроем стол», «Кто из гостей ведет себя не правильно», «Сложи картинку», Ждём гостей»
Тренинговая игра «Случай во время обеда»
Подвижные игры: «Сервируем стол»
Сюжетно – ролевые игры: «Семья», «Кафе»
3. Составление описательных рассказов по схемам-моделям: «Мытьё рук перед едой», «Встречаем гостей».
4. Аппликация «Чайный сервиз»
5. Рисование по мотивам гжели «Пир на весь мир!»
6. Чтение художественной литературы: К. Чуковского «Федорино горе», «В ожидании гостей» Н. Ю. Чуприна,С. Коровина «Её острейшее величество», загадки, о посуде и столовых предметах; пословицы, поговорки о правилах поведения.
7. Пальчиковая гимнастика «Мы посуду перемыли»
8. Физминутка «Посуда»
Задачи:
• Закреплять знания, о культуре питания.
• Расширить и углубить знания детей о правилах поведения за столом
Апрель
Тема: «Хочешь быть здоровым – будь им»
1. НОД «Здоровое и вкусное питание»
2. Дидактические игры: «Составим меню блюд на обед для куклы Кати», «Супермаркет», «Пищевое лото»«Пирамида питания», «Полезное и вредное», «Назови ласково», «Сосчитай продукты».
Подвижные игры: «Полезно — не
полезно», «Передай витаминку», «Разложи продукты, «Вкусный суп»
С/р игры: «Кафе», «Супермаркет», «Семья»
3. Составления с детьми «Правил здорового
питания».
4. Аппликация: «Чудо–дерево» (полезные
продукты на дереве)
5. Пальчиковая гимнастика: «Продукты питания»
6. Викторина: «Знатоки правильного
питания»
9. Чтение художественной литературы:
стихотворение «Всякий раз, когда едим, о здоровье думаем», В. Шезбухов, Н. Ю. Чуприна «Весной на даче», «Молоко, Йогурт и Кефир», загадывание загадок о продуктах питания
Задачи:
• Продолжать расширять детские представления, накопленные на основе полученных знаний о здоровом питании.
Май
1. Театрализованное представление сказка «О правильном питании и здоровом образе жизни»
Задачи:
• Закрепить представления
о правильном питании, его значимости для здоровья.
Работа с родителями:
№ Содержание работы Сроки
1. Анкетирование родителей ««Здоровое питание - здоровый ребенок»
2. Родительское собрание «Организация рационального питания в детском саду и дома»
3. Проведение консультаций:
«Как вести себя за столом, чтобы у ребенка всегда был аппетит»
«Каша – радость наша»
«Чем вредны чипсы и газированные напитки»
«Чем занять ребенка на кухне»
«Правильное питание для дошкольников»
«Молоко полезно детям»
«Значение витаминов»
«Этикет за столом»
4. Буклеты для родителей:
«Хочешь быть здоровым – всё в твоих руках!»
«Стихи про еду и продукты»
«Правильное питание – залог здоровья дошкольников»
5. Выпуск памяток
«Правила здорового питания»
«Советы родителям о питании дошкольников»
6. Папки-передвижки
7. Выставка игр по питанию
8. Выставка семейного творчества «Самый вкусный бутерброд»
9. Участие в создании альбомов «Наши любимые блюда», «Как красиво украсить блюда: на радость детям»
10. Конкурсы, викторины.
11 Рекламного проспекта «Меню выходного дня»
Список используемой литературы
• Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А.
• Азбука питания в дошк. образоват. учреждениях. - М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2002. - 142 с.
• Дружинина Л. Питание ребенка в детском саду и дома // Дошкольное воспитание. – 1998. - N 6. - C. 111-114.
• Кокоткина О. Питание дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2004. - N 10. - С. 114-118.
• Н. С. Голицына; «Конспекты комплексно-тематических занятий»
• Азбука питания. Методические рекомендации по организации и контролю качества питания в дошкольных образовательных учреждениях. Составитель Н. А. Таргонская — М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2002. -144 с.