Лариса Попова
Проект «Правила движения — достойны уважения»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность темы.
Детский дорожно-транспортный травматизм является одной из самых болезненных проблем современного общества. Ежегодно на дорогах России совершаются десятки тысяч дорожно-транспортных происшествий с участием детей и подростков. Вот почему с самого раннего возраста необходимо знакомить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте, а также правилам дорожного движения. Знание и соблюдение Правил дорожного движения поможет сформировать безопасное поведение детей на дорогах. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения. Учитывая особую значимость работы в данном направлении, и то обстоятельство, что детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, в тесном сотрудничестве с родителями мы организовали проектную деятельность по теме: «Воспитание основ безопасности детей дошкольного возраста по правилам дорожного движения и формирование произвольного поведения.
Публикация «Проект „Правила движения — достойны уважения“» размещена в разделах
Цель проекта : Формирование безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с правилами дорожного движения.
Задачи проекта :
Образовательные: - познакомить детей с правилами дорожного движения, улицей и дорожными знаками, предназначенными для водителей и пешеходов, с работой государственной инспекции безопасности дорожного движения;
- научить детей предвидеть опасное событие, уметь по возможности его избегать, а при необходимости действовать;
Развивающие: - развивать осторожность, внимательность, самостоятельность, ответственность и осмотрительность на дороге;
- стимулировать познавательную активность, способствовать развитию
коммуникативных навыков;
Речевые: - способствовать развитию речи детей, пополнению активного и пассивного словаря детей в процессе работы над проектом;
- развивать связную речь;
Воспитательные - воспитание навыков личной безопасности и чувства самосохранения; самостоятельности и ответственности за свое поведение.
взаимодействие с родителями по формированию навыков безопасного поведения у детей.
Ожидаемый результат:
ребенок со сформированным безопасным поведением в дорожной среде и сознательным отношением к соблюдению правил дорожного движения.
Участники проекта : дети 5-7 лет, воспитатели, родители.
Место проведения: групповое помещение, участок детского сада, проезжая часть, остановки общественного транспорта.
Этапы проекта :
1 этап (постановка проблемы)
Сначала выяснили, что дети знают и хотят узнать о правилах дорожного движения. Для чего необходимо знать правила дорожного движения?
Обсудили, как и каким способом можно узнать про интересующую нас тему. Дети предлагали свои варианты ответов и вопросов, которые мы записали и поместили на информационном стенде, а так же написали письмо для родителей, где попросили помощи.
2 этап (обсуждение проблемы, принятие задачи)
- обсудили с детьми важность данной проблемы: «Незнание правил дорожного движения может привести к беде!»
- подобрали художественную литературу, подготовили наглядный иллюстрированный материал по теме проекта.
- составили перспективный план работы.
- изучили методическую литературу
- провели с детьми беседы
- пополнили предметно-развивающую среду.
- провели с родителями анкетирование, тестирование.
3 этап (работа над проектом)
- организация работы по решению задач проекта через :
1)организованную образовательную деятельность.
2) художественное творчество:
3) составление творческих рассказов.
4) чтение художественной литературы
5) целевые прогулки и экскурсии
6) рассматривание иллюстраций, картинок;
7) встречи с инспектором ГИБДД;
8) игры:
9) разгадывание кроссвордов, отгадывание загадок.
10) проведение викторин.
11)разбор ситуаций.
12) разучивание песен по теме проекта
13) создание альбома
14) взаимодействие с родителями.
4 этап (презентация, создание фильма).
Поставленные задачи мы решали через мероприятия, которые вошли в этапы проекта. Совершая очередную целевую прогулку к проезжей части, мы пришли к выводу, что наши дети не достаточно ориентируются в практических навыках поведения на дороге. А так же из бесед выяснили, что не все дети знают о правилах дорожного движения, некоторые не умеют анализировать свои поступки и поступки других людей, многие не ориентируются в дорожных знаках. Не знание правил дорожного движения может привести к беде. Возникла проблема: как рассказать детям о ПДД? Как такую серьёзную и жизненно важную информацию представить в доступной их пониманию форме и ориентировать на пользование её в различных ситуациях. Прежде чем начинать работу по проекту, необходимо самим знать и соблюдать ПДД, поэтому на данном этапе мы овладели правилами дорожного движения и изучили специальную литературу по теме.
1. Н. Авдеева, О. Князева, Р. Стеркина «Основы безопасности детей дошкольного возраста».
2. Н. В. Федина «Успех. Примерная Основная общеобразовательная программа дошкольного образования».
3. О,А Скоролупова «Правила и безопасность дорожного движения»
4. Н. С. Голицына «Ознакомление дошкольников с социальной действительностью» ---
5. Шорыгина Т. А. «Беседы о правилах дорожного движении с детьми 5-8 лет».
6. Зенина Т. Н. «Родительские собрания в детском саду».
Формировали развивающую среду:
Для реализации проекта в группе был организован уголок по изучению детьми правил дорожного движения. В данном уголке постоянно менялась и пополнялась развивающая среда, как заводскими изданиями и пособиями, так и изготовлением самодельных пособий, согласно изучаемым темам проекта.
При проведении организованной образовательной деятельности:
Мы путешествовали с детьми по дорожным знакам и
«Наша безопасность - пешеходный переход»
«Правила движения — достойны уважения!»
Узнали, что «Правила дорожные детям знать положено»,
«Быть примерным пешеходом и пассажиром разрешается»
Художественное творчество:
организовали совместную деятельность с детьми по разным направлениям художественного творчества. По мере изучения материалов детьми в ходе проекта : рисовали гуашевыми красками дома нашего села и города, транспорт, дорожные знаки, светофор;
создавали макеты улиц, используя разные виды конструкторов, конструирование из бумаги и бросового материала, начиная с изготовления домов, затем нанесения простой дорожной разметки и пешеходных переходов, расстановкой необходимых дорожных знаков, лепкой светофора, постового, транспорта и оформления выставки работ;
Составление творческих рассказов:
«Что случилось бы, если бы не было правил дорожного движения?»;
«Если бы все знаки перепутались?»;
«Истории в транспорте»;
Чтение художественной литературы.
Б. Житков «Светофор», С. Волкова «Про правила дорожного движения»;,О. Бедарев «Азбука безопасности», В. Клименко «Происшествия с игрушками», С. Михалков «Три чудесных цвета», «Моя улица», «Скверная история», И. Мигунова «Друг светофор»; В. Иришин «Прогулка по городу», А. Дмоховский «Чудесный островок», Н. Кончаловская «Самокат», В. Кожевников «Светофор», Д. Хурманек «Перекресток» и другие.
Рассматривание иллюстраций, картинок:
домов и улиц (городских и сельских,
разных видов транспорта,
пешеходных знаков,
детской художественной литературы,
плакатов: «Какие правила нарушают дети?», «Опасные места для игр детей»
Разгадывание кроссвордов, отгадывание загадок.
Проведение викторин:
«Пешеход на улице», «Сигналы светофора», «Обязанности пешехода».
Разбор ситуаций:
«Чего не должно быть»,
«Как правильно перейти через дорогу?»,
«Какие знаки помогают пешеходу в пути?»,
«Что нужно знать, если находишься на улице один?»
Разучивание песен по теме проекта
Провели целевые прогулки и экскурсии:
по улицам села,
в школу, к остановкам общественного транспорта,
наблюдения за действиями пешеходов в условиях улицы.
Организовали встречи с инспекторами ГИБДД, на которых инспектора дорожного движения рассказали детям о своей работе, правилах дорожного движения, а дети с удовольствием примеряли полицейские куртки.
Игры:
- подвижные игры : «Пешеходы и автомобили», «Дорожные знаки и автомобили», «Светофор», «Тише едешь, дальше будешь», «Стоп», «Цветные автомобили», игра- соревнование «Подбери дорожные знаки для пешехода и водителя» и другие.
- сюжетно- ролевые игры: «Путешествие по селу», «Поездка в город», «Шоферы», ГИБДД : сюжет: «Инспектор остановил водителя за нарушение правил», «Служба спасения», «Нам на улице не страшно».
- дидактические игры: «Светофор», «Угадай-ка», «Наша улица», «Виды перекрестков», «Логическая дорожка», «Поставь дорожный знак», «Это я, это я, это все мои друзья!», «Будь внимательным», «Правильно разложи», «Доскажи словечко», «Узнай по описанию».
Игры – тренинги: «Ловкий пешеход», «Помоги зайчонку перейти улицу», «Решение опасных ситуаций».
Взаимодействие с родителями.
К сожалению, многим родителям свойственно заблуждение, что ребёнка надо учить безопасному поведению на улицах ближе к тому времени, когда они пойдут в школу, но это не так, ведь у детей целый комплекс привычек складывается с самого раннего детства, в том, числе и манера поведения. Поэтому перед нами стоит задача – привлечь к проекту не только детей, но и их родителей, чтобы у них выработалась жизненно важная привычка, соблюдать ПДД и научить поступать так же своих детей. Решить эту задачу не просто, но необходимо.
Работая по проекту мы : ознакомили родителей с информацией по случаям детского дорожного- транспортного травматизма в районе и области. (под роспись).
Провели родительские собрания на темы:
«Безопасность детей на улицах села и города»,
«Выполняйте правила дорожного движения».
и консультации:
«Дети и дорога»,
«Как научить ребенка соблюдать правила дорожного движения»
Оформили информационный стенд «Уголок юного пешехода»,
и разработали памятки для родителей: «Соблюдайте правила дорожного движения круглый год».
Оформили папки-передвижки : «Самые важные правила- правила дорожного движения!»
Организовали дискуссию среди родителей «Легко ли научить ребенка правильно вести себя на дороге?» Провели музыкально-спортивное развлечение с родителями: «Я знаю правила дорожного движения».
Организовали выставки рисунков на темы: «Все без исключения знаем правила движения», «Мой путь в школу». (сотворчество детей и родителей)
4 этап
- презентация: «Воспитание основ безопасности детей дошкольного возраста по правилам дорожного движения и формирование произвольного поведения».
- создание фильма: «Правила дорожные – детям знать положено».
Итоги проекта.
Использование данного проекта способствовало более глубокому усвоению детьми правил дорожного движения, закреплению знаний и умений, формированию осознанного отношения к их соблюдению, развитию чувства контроля, самоконтроля, ответственности за свои поступки.
В период работы над проектом пополнился словарный запас детей. На протяжении всего проекта у детей сформировалось стремление к познанию объектов окружающего мира, умение делать простые выводы, устанавливать причинно – следственные связи; дети стали уверенно отличать и называть правила дорожного движения. Просвещение родителей дало большой плюс в социальном воспитании детей группы.