Ольга Коновалова
Проект «Правила дорожного движения»
▼ Скачать + Заказать документы
Типология проекта:
Информационно-практический.
Проблема:
На сегодняшний день остро стоит проблема популяризации уважительного отношения участников дорожного движения друг к другу. Необходимо сформировать у подрастающего поколения негативное отношение к правонарушителям на дороге. С каждым годом все больше автомобилей выезжают на наши дороги. Чтобы не попасть в дорожно-транспортное происшествие, и взрослые и дети должны не только знать, но и соблюдать ПДД.
Публикация «Проект „Правила дорожного движения“» размещена в разделах
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- ПДД. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2013
Актуальность:
Актуальность и просто жизненная необходимость обучения детей Правилам дорожного движения несомненна. Статистика утверждает, что очень часто причиной дорожно-транспортных происшествий являются именно дети.
Приводят к этому элементарное незнание основ Правил дорожного движения и безучастное отношение взрослых к поведению детей на отношение взрослых к поведению детей на проезжей части. Другой причиной является то, что дошкольники еще в должной степени не умеют управлять своим поведением, у них еще не выработалась способность предвидеть возможную опасность, поэтому они безмятежно выбегают на дорогу.
Во многом безопасность пешехода зависит от соблюдения им правил поведения на улице. В сложной ситуации, при появлении опасности взрослого человека иногда выручают инстинкт самосохранения, ловкость, быстрота реакции. К сожалению, малыш и обладают этими качествами не в полной мере и, оказавшись в критической ситуации, не могут моментально принять правильное решение. Поэтому необходимо обучать детей Правилам безопасного поведения на дорогах через дидактические игры и упражнения, подвижные игры, сюжетно-ролевые игры и на площадках ПДД.
Известно, что привычки, закрепленные в детстве, остаются на всю жизнь, поэтому одной из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожного травматизма в дошкольных учреждениях. Поэтому изучение Правил дорожного движения, является одной из главных задач на сегодняшний день, а способствовать этому будет работа над проектом, посвященная изучению Правил дорожного движения.
Цель:
Формирование навыков безопасного поведения детей на дорогах.
Задачи:
• Создавать условия для сознательного изучения детьми Правил дорожного движения;
• Развивать у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретно меняющейся ситуации и построению адекватно безопасного поведения; умения ориентироваться в различной обстановке;
• Вырабатывать у дошкольников привычку правильно вести себя на дорогах;
• Воспитывать в детях грамотных пешеходов.
Категория участников:
Дети старшего дошкольного возраста и их родители.
Возраст:
5–7 лет.
Тип проекта:
Долгосрочный, информативно-поисковый.
Цель, направления деятельности проекта:
Систематизация знаний о правилах дорожного движения.
Объекты исследований и наблюдений: пешеходы, остановка пассажирского транспорта, зимняя дорога, транспорт и работа водителя, пешеходный переход, перекресток, светофор, что обусловлено рядом причин.
• Изучение и соблюдение ПДД играют важную роль в нашей жизни.
• Многие взрослые относятся к соблюдению ПДД крайне безответственно и несознательно.
Работа с детьми:
• Наблюдение за движением транспорта и работой водителя.
• Наблюдение за пешеходами.
• Экскурсия к остановке пассажирского транспорта.
• Наблюдение за движением машин по зимней дороге.
• Экскурсия по микрорайону.
Работа с родителями:
Задания для исследований и наблюдений совместно с детьми:
Задание 1.
[/b] У пешеходного перехода выяснить (в течение 15 минут, кто больше нарушает ПДД, взрослые или дети.
Задание 2.
[/b] У пешеходного перехода выяснить, сколько водителей нарушило ПДД в течение 15 минут.
Задание 3.
Отметить и рассказать, что означают дорожные знаки, встречающиеся на пути от дома до детского сада. Составить схему безопасного пути от дома до детского сада.
Сроки проведения: 2012-2013 учебный год.
Ожидаемые результаты:
• Осознанное отношение детей к выполнению ПДД.
• Воспитать грамотного пешехода.
• Дети умеют ориентироваться в чрезвычайных ситуациях, искать пути решения выхода из них.
• Снизится процент ДДТТ (детского дорожно-транспортного травматизма) с участием детей.
Проектная идея:
Создать на участке ДОУ макет перекрестка с дорожными знаками.
Гипотеза:
В процессе осознанного изучения детьми правил дорожного движения, развить способность построению адекватного безопасного поведения на дороге.
Критерии отслеживания результативности:
• Умение осознанно определять назначение светофора.
• Умение самостоятельно применять знания и умения соблюдать правила на светофоре.
• Умение обосновывать действия пешехода и водителя на дороге и тротуаре.
• Умение самостоятельно находить и определять словом ошибку в дорожной ситуации, аргументировать свои суждения.
• Умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни.
• Сформированные навыки детей безопасного поведения на дорогах.
Материалы и оборудование:
• Таблички-указатели с названиями дорожных знаков;
• Справочная и художественная литература;
• Наглядный иллюстрированный материал;
• Атрибуты к сюжетно-ролевым играм;
• Картотеки:
- по сюжетно-ролевым играм,
- по дидактическим играм,
- по художественному слову;
• Дидактические игры, материал;
• Игровые ситуации, кроссворды;
• Дидактический стол по ПДД;
• Различные виды машин;
• Парковка.
Работа воспитателя при подготовке к проекту:
• Создание и разработка картотеки дидактических игр и подвижных игр по Правилам дорожного движения.
• Подбор материала о Правилах дорожного движения.
• Подбор тем консультаций для родителей:
«Родителям о правилах дорожного движения»,
«Типичные ошибки в поведении дошкольников на улице»,
«Поговорим о самом главном»,
«Причины детского дорожно – транспортного травматизма»,
«Правила безопасности для детей. Безопасность на дорогах»,
«Помогите ребенку научиться выполнять правила дорожного движения»,
«Ребенок – пассажир»,
«Правила поведения на дорогах в зимний период»,
«Осторожно, варежка»,
«Бег через дорогу – враг. Особенно зимой»,
«Делай, как Я!»,
«Внимание – фликер»,
«Скрытые опасности на дороге»,
«Чем занять ребенка в дороге»,
«Ребенок переходит улицу»,
«Дорожная Азбука»,
«Обучение детей наблюдательности на улице»,
«Выбери жизнь – пристегнись»,
«Малыш на дороге»,
«Правила поведения при сезонных изменениях погоды»,
«Что можно почитать детям»,
«Советы родителям старших дошкольников».
Роль родителей в реализации проекта:
• Сбор материала, приобретение книг и оснащения для оформления уголка ПДД в группе.
• Оформление папки-передвижки «Светофорик».
• Изготовление реквизитов для проведения сюжетно-ролевых игр по ПДД.
• Подготовка и участие в мероприятиях
Описание проекта
Подготовительный этап.
На подготовительном этапе мы с детьми познакомились с литературными произведениями: А. Дорохов «Зеленый, желтый, красный», С. Волков «Про правила дорожного движения», Я. Пишумов «Азбука города», «Посмотрите – постовой», «Машины», «Самый лучший пешеход», А. Усачев «Дорожная азбука», Я. Пушунов «Транспорт», С. Михалков «Скверная история», «Дядя Степа – милиционер», «Светофор», В. Кожевников «Светофор», А. Домоховский «Чудесный островок», В. Клименко «Кто важнее всех на свете», О. Бедарева «Если бы…», В. Семеринин «Запрещается – разрешается», А. Усачев «Дорожная песня», М. Пляцковский «Светофор», Н. Носов «Автомобиль», смотрели видеофильмы, где вместе с детьми обсуждали поведения героев, почему они так поступают и что надо всем знать, чтоб не случилась беды. Дети заинтересовались и захотели поближе познакомиться с правилами дорожного движения. После обсуждения у нас была создана инициативная группа детей. Перед началом работы по проекту мы с родителями познакомились с целями, задачами проекта, постарались убедить их в необходимости оказания помощи и серьезного отношения к исследованиям, заданиям и играм детей. К сожалению, далеко не все родители понимают необходимость воспитания безопасного поведения на улицах. Однако работа в рамках проекта оказывается привлекательной для многих мам и пап, бабушек и дедушек, сближает их с детьми. Очень часто приходят на помощь старшие братья и сестры. Выяснить, какой вид транспорта имеется в семье. Предложила родителям провести вместе с детьми разнообразные опросы среди родственников и знакомых на тему ПДД, игры во время отдыха на природе, на даче. После этого мы вместе с родителями начали собирать материал по ПДД.
Этап формулирования проблемы.
На этом этапе мы с детьми сформулировали проблему. Из-за чего герои художественных произведений и мультфильмов попали в беду: недостаточное знание правил дорожного движения. Исходя, из этого у нас появилась цель: обобщить и закрепить знания детей по правилам безопасного поведения на дорогах, создать макет улицы. И мы начали искать пути решения этой проблемы и цели на следующих этапах проекта.
Основной этап.
На основном этапе мы с детьми подготовили театрализованное представление для детей других групп нашего детского сада «Петрушка на улице», где дети в игровой форме помогали Петрушке найти свои огоньки, и знакомили других детей с правилами дорожного движения.
Были проведены непосредственно-образовательные деятельности:
по конструированию «Наша улица», «Эскалатор», «Светофор», «Автобус», «Жезл»;
по ИЗО «Знаки сервиса», «Транспорт будущего», «Моя улица», «Зимняя дорога города»;
по аппликации «Наш город», «Мой любимый вид транспорта», «Пешеходный переход», «Перекресток;
по лепке «Разноцветный светофорик», «Придумай знак», «Пешеходный переход»;
по ознакомлению с окружающим «Безопасная улица», «Профессия - водитель»,
«Правила пешехода», «Пост ГАИ», «Моя дорожная грамота», «Путешествие на метро», «Знаки сервиса», «Опасный перекресток», «Из прошлого в настоящее».
Также были проведены беседы: «Как вести себя в транспорте», «Поведение пешеходов на перекрестке», «Как нужно обходить стоящий на остановке общественный транспорт», «Что может случиться, если не выполнять правила дорожного движения», «Регулировщик и его работа», «Поведение пешехода на перекрестке», «Правила поведения в метро», «Правильная дорога домой и в детский сад».
Разучивали много стихов и песен о дорожных знаках, обыгрывали разные ситуации «Кто самый лучший пешеход», «Я еду в транспорте», «Помоги Самоделкину перейти дорогу», «Расположи правильно дорожные знаки».
С родителями было проведено анкетирование на темы: «Обучаем ПДД», «Я и мой ребенок на улицах города», где можно было увидеть, что многие родители стали заинтересованными в том, насколько их ребенок знает правила безопасности. Также была проведен КВН совместно с детьми и родителями, он прошел в игровой форме и очень интересно, где дети старались показать свои знания по ПДД и выиграли команду родителей. Была проведена интересная беседа с ГИБДД Маркиной О. И., где она в доступной форме объяснила, почему случаются ДТП, и как надо предотвратить эту беду.
Дети с удовольствием играли в дидактические игры, некоторые даже сами помогали изготавливать: «Расставь правильно знак», «Светофор». Дети совместно с родителями дома рисовали схему безопасного пути от дома до детского сада, и каждый свою схему объяснял, рассказывал, какие дорожные знаки ему встречались по дороге.
Также разучили сказку «Репка» на новый лад, где дед посадил аккумулятор, и выросла машина. Он не знал правил дорожного движения и чуть не попал в беду. Ему помогали домочадцы.
Заключительный этап.
На заключительном этапе нашего проекта пройдет развлечение «Правила движения достойны уважения!». Также совместно с родителями будет создан макет нашей улицы. Реализация данного проекта позволила сформировать у детей необходимые представления, умения и навыки безопасного поведения на улицах и дорогах.
Показателями эффективности роботы стало следующее
• Отсутствие несчастных случаев с детьми МБДОУ № 98 «Кот в сапогах» (2012год).
• Знание детьми правил безопасного поведения на улицах и дорогах (в соответствии с возрастными особенностями).
• Умение детей быстро и правильно ориентироваться в дорожных ситуациях (регистрируется поведение детей на предъявление картинки или создание реальной ситуации на макете «Улица нашего города).
• Умение выбрать адекватную модель поведения в различных жизненных ситуациях.
• Осознанное отношение к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих.
• Умение заботиться о своем физическом здоровье и соблюдать правила безопасности жизнедеятельности.
В качестве диагностики можно использовать дидактические игры по ПДД.