Мария Рахлеева
Проект «Познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста через приобщение к истории и культуре родного края»
Муниципальное Дошкольное Образовательное Учреждение
«Детский сад №18 «Рябинка»
Проект
«Познавательно – речевое развитие детей дошкольного возраста через приобщение к истории и культуре родного края»
Воспитатель: Рахлеева М. В.
Южноуральск, 2020г.
Введение.
Публикация «Проект „Познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста через приобщение к истории и культуре родного края“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Республика, область, край. Список городов
- Родной край, город. Проекты
- Темочки
Речь – чудесный дар природы, не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые: родители, педагоги должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.
Именно в детстве происходит зарождение личности. Осознавая свое «я» (мой пол, мой возраст, мои интересы, способности, мои отношения со сверстниками и взрослыми, мои стремления, ребенок начинает самоутверждаться «я сам!», воздействовать на ситуацию, активно вступать в отношения «я и другие». Устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия, миром людей, природы, предметным миром. Также именно в детстве начинают проявляться индивидуальные особенности и недостатки речевого развития детей, идет становление качественной стороны речи.
Тема возрождения России стала звучать особенно актуально в наше время, когда старые идеалы утрачены, а новые не имеют четких очертаний.
Сегодня мы на многое начинаем смотреть иначе, многое для себя открываем заново. В современных условиях очевидна необходимость разработки и реализации новых подходов воспитания. Важно донести до сознания дошкольников образы, воспитывающие мужество, смелость, самоотверженность, героизм, а также уважение к государственной символике, любовь к семье, родному городу, краю, его традициям и культуре.
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков.
Глава 1. Практическая часть проекта.
1.1. Цели, задачи.
Цель: приобщение дошкольников к истории и культуре родного края, страны достопримечательностям.
Задачи:
Познавательное развитие
• дать знания детям о стране, родном крае, городе: история, символика, достопримечательности, экологическая ситуация в крае.
• пополнить собственные знания и знания родителей о своей малой Родине.
Социально-коммуникативное развитие.
• пробудить в детях чувство любви к Своей стране, своему городу, краю, уважение к его традициям и обычаям
• формировать экологическую культуру у детей и их родителей.
Речевое развитие.
• Развивать связную речь детей, память, воображение, логическое мышление.
• Приучать детей слушать друг друга и быть внимательными.
• Развивать способность к словотворчетву.
Художественно-эстетическое развитие.
• Познакомить с культурой и традициями страны, города.
• Использовать разные приёмы изобразительной деятельности в передаче полученных знаний.
• Использовать художественное слово при знакомстве с историей города и края, страны.
1.2. Участники, тип, результаты проекта.
Вид проекта : информационно-исследовательский, краткосрочный.
Участники: воспитанники средней группы, воспитатель, родители.
Возраст детей : 4-5 лет
Ожидаемый результат:
1. У детей будут сформированы знания о стране, родном городе, крае.
2. Дети и родители примут активное участие в выставках, конкурсах, дискуссиях, других видах деятельности.
3. Дошкольники приобретут навыки социального общения со взрослыми.
4. Воспитатели, дети и родители придут к пониманию своей значимости как культурных и просвещённых людей в развитии края, города.
Конечный продукт- альбом «Мой город», альбом «Животные Ильменского заповедника»
1.3. Этапы и формы работы
Мой проект включает в себя три этапа: подготовительный, практический и заключительный.
1. Подготовительный (аналитический);
2. Практический (реализация намеченных планов);
3. Заключительный (подведение итогов).
Мероприятия проекта :
1 блок
Тема: «Моя страна»
№п/п Мероприятие проекта Цель
1. Пальчиковая гимнастика «Моя страна» развивать мелкую моторику
2. Речевая игра «Что рассказывает карта» закрепить знания детей о значении каждого цвета на карте
3. ОО «Речевое развитие» Тема: «Моя Москва» закрепить знания детей о столице нашей Родины- Москве. Познакомить с самыми главными достопримечательностями. Развивать речь детей.
4. ОО «Художественно-эстетическое развитие» (лепка)
Тема: «Россия великая- наша страна» Закрепить знания детей о природе России, о расположении России на Земном шаре, развивать мелкую моторику, формировать представление детей о плоскостной лепке на бумаге.
5. Чтение С. Прокофьева «Родина»
М. Пришвина «Родина»
6. ОО «Социально-коммуникативное развитие» «Москва- столица нашей Родины» формировать первоначальные представления детей о родной стране, ее названии, столице; стимулировать использование полученной информации в игровой деятельности
7. Дидактическая игра «Собери флаг» • формировать знания о флаге и его символике цвета;
развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине
8. Викторина «Наша-Родина Россия» обобщить и систематизировать знания детей о России, формировать уважительное отношение к государственным символам; активизировать словарь детей.
9. Прослушивание гимна России
10. Консультация для родителей «Россия –наша Родина»
2 блок
Тема:«Мой город»
№п/п Мероприятие проекта Цель
1. Пальчиковая гимнастика «Край родной» развивать мелкую моторику
2. Речевая игра «Продолжи фразы» развивать умение завершать предложения, подбирая слова подходящие по смыслу; закреплять знания о родном городе.
3. ОО «Речевое развитие»
Тема: «Составление рассказа по теме «Дом, в котором я живу» обучать детей составлять рассказ, опираясь на личный опыт
4. ОО «Художественно-эстетическое развитие»
(рисование)
Тема: «Мой город» расширять представления детей о малой Родине на основе знакомства с городом, в котором они живут; закреплять представление о форме предметов, величине; закреплять цвета и их оттенки.
5. Чтение С. Маршака «Кто построил этот дом»
Н. Голь «Мой дом»
6. ОО «Социально-коммуникативное развитие» «Дом, улица, адрес» закрепить знания детей об домашнем адресе; развивать связную речь через полные ответы на вопросы.
7. Дидактическая игра «Какая, какой, какое» учить подбирать определения, соответствующие данному примеру, явлению
8. Беседа: «По какому адресу живешь» закрепить умение называть свой адрес, развивать связную речь через полные ответы.
9. Консультация для родителей «Мой город- капелька России»
3 блок
Тема: «Ильменский заповедник»
№п/п Мероприятие проекта Цель
1. Просмотр мультфильма «Заповедник»
2. Беседа «Заповедник» раскрыть понятие заповедник
3. Речевая игра «Животные Ильменского заповедника».
закреплять знания детей о животных Ильменского заповедника; развивать связную речь детей.
4. Чтение Л. Кондрашенко «Чьи следы на снегу»
А. Яшина «Покормите птиц зимой»
5. ОО «Познавательное развитие» «Путешествие в мир природы родного края» расширить знания детей о природе родном крае;
закрепить правила поведения на природе; продолжать работу над формированием связной речи детей.
6. Дидактическая игра «Лесник» закрепить знания детей о правилах поведения человека в лесу; упражнять в распознавании предупреждающих экологических знаков.
7. Рассматривание слайд-презентации «Ильменский заповедник» закрепить знания детей об Ильменском заповеднике.
8. Пальчиковая гимнастика «Берёзка»
9. Консультация для родителей «Люби и охраняй окружающую природу»