Юлия Кудливская
Проект познавательно-информационный «Знакомство с миром профессий» с детьми 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Вводная часть:
Проблема: в современном мире существует много профессий, как популярных, так и новых, появившиеся совсем недавно. Среди них есть такие, которые важны для человека. Но большинство детей имеют незначительные представления о них, о труде людей, имеющих ту или иную профессию, о том, какие предметы – помощники нужны для осуществления их деятельности.
Публикация «Проект познавательно-информационный „Знакомство с миром профессий“ с детьми 5–6 лет» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Проекты
- Старшая группа
- Темочки
Актуальность: обогащение представлений детей с профессиями является одним из направлений ознакомления детей с социальным миром. Дошкольное учреждение - первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Необходимо знакомить детей с многообразие профессий, важностью и значимостью их, с результатами труда людей этих профессий. Сообщение детям сведений о процессе труда людей, о результатах их деятельности расширяет кругозор, увеличивает объём знаний. На конкретных примерах нужно объяснять необходимость и важность каждой профессии. Знания детей о профессиях могут стать началом их профориентации и заложить желание в будущем получить ту или иную профессию.
Цель проекта: расширять и обобщать представление детей о различных профессиях, орудиях труда, трудовых действиях.
Задачи проекта:
Образовательные:
- Познакомить с понятием «профессия»;
- Знакомить с представителями разных профессий, спецификой их работы;
- Познакомить с орудиями и результатом труда.
Развивающие:
- Развивать познавательную активность детей;
- Развивать интерес к различным профессиям и деятельности взрослых;
- Способствовать формированию положительного отношения к труду людей разных профессий;
- Формировать бережное отношение к результатам труда людей разных профессий.
Воспитательные:
- Воспитывать бережное отношение к труду взрослых и результатам их труда
- Воспитывать чувство уважения к людям разных профессий.
Гипотеза: ДОУ, используя интеграцию образовательных областей, может создать благоприятные условия для ранней профориентации дошкольников.
Вид проекта: групповой.
Тип проекта: познавательный, информационный.
Предмет исследования: профессии.
Адресация проекта: детям, педагогам, родителям.
Проблема исследования: у детей недостаточно информации о некоторых профессиях.
Место проведения проекта: г. Наро - Фоминск, МАДОУ дс кв № 12 «Радуга».
Автор проекта: воспитатели Кудливская Ю. А., Лабунская С. С.
Участники проекта: дети – 25 чел., воспитатели – 2 чел., родители – 10 чел.
Возраст воспитанников: 5 – 6 лет.
Направленность развития деятельности: комплексная.
Продолжительность: 3 месяца.
Ожидаемый результат: у детей сформируется понимание значения слова «профессия». Расширятся представления о многообразии мира профессий, о трудовых действиях людей, работающих по этим профессиям, и о предметах, необходимых для работы в той или иной профессии.
Конечный результат: ООД «В мире профессий».
Принципы:
• Принцип системности - организация последовательных мероприятий в течение отведенного времени на реализацию проекта.
• Адресный подход - предполагает учет индивидуальных особенностей каждого ребенка.
• Принцип интеграции - содержание программного материала может естественно и ограничено интегрировать в целостный педагогический процесс.
• Принцип наглядности - обогащение воспитанников чувственным познавательным опытом, необходимым для полноценного овладения абстрактными понятиями.
• Принцип преемственности - взаимодействие с ребенком в условиях дошкольного учреждения и семьи.
Ресурсы:
1. Материально – техническая база и развивающая предметная среда (картинный материал, видео материал, магнитофон). Компьютерные презентации, видеофильмы. Экскурсии.
2. Работа с сотрудниками ДОУ.
3. Работа с родителями (рассказы, презентации).
4. Использование ИКТ.
Диагностика Г. А. Урунтаевой и Т. И. Гризик. В качестве методик использовался опрос и рассказ с привлечением наглядных средств (картинок).
№1. Опрос - индивидуально каждому ребенку предлагалось ответить на следующие вопросы:
1. Кто работает в больнице?
2. Кто работает в детском саду?
3. Кто работает в библиотеке?
4. Что делает воспитатель?
5. Что делает врач?
6. Что делает помощник воспитателя?
7. Что делает повар?
8. Что делает библиотекарь?
9. Что нужно для работы воспитателя?
10. Что нужно для работы врачу?
11. Что нужно для работы помощнику воспитателя?
12. Что нужно для работы повару?
13. Что нужно для работы библиотекарю?
14. Где бы ты хотел работать: в детском саду? В больнице? В библиотеке?
15. Почему ты выбрал эту профессию?
16. Зачем нужен труд повара?
17. Зачем нужен труд библиотекаря?
18. Зачем нужен труд воспитателя?
19. Зачем нужен труд помощника воспитателя?
20. Зачем нужен труд врача?
Высокий уровень - Знает названия профессий работников детского сада, также может назвать другие профессии (библиотекарь, врач.) Называет трудовые операции и инструменты, может привести примеры из жизни, назвать инструменты и трудовые операции других профессий. Понимает направленность трудовых процессов на результат, может объяснить, что будет, если работник не будет трудиться, может назвать трудовой.
Средний уровень - Знает не все названия профессий, вспоминает только с помощью взрослого. Называет не все трудовые операции и инструменты, ошибочно называет назначение инструментов, не всегда правильно соотносит трудовую операцию и профессию. Не всегда может назвать конечный результат трудового процесса либо ошибочно называет профессии и их конечный трудовой результат.
Низкий уровень - Не знает названия профессий, не может назвать даже после подсказки взрослого. Не знает или знает только два-три инструмента, не может назвать трудовые операции, ибо называет одну-две, не может определить, в какой профессии выполняется трудовая операция. Не называет конечный результат.
Серия № 2. Рассказ детей по картинкам. Детям предлагалось 5 картинок, на которых изображены представители различных профессий, их орудия труда и место труда: повар, воспитатель, помощник воспитателя, врач, библиотекарь. Дети самостоятельно выбирали картинку и рассказывали о месте работы человека этой профессии, о его трудовых действиях, орудях труда и общую значимость труда.
Высокий уровень - Ребенок дает правильный ответ. Имеет четкое представление о должностных обязанностях воспитателя, помощника воспитателя, повара, врача, библиотекаря; орудиях труда, о месте работы, трудовых действиях и их результатах.
Средний уровень - Ребенок дает неточный ответ, не выделяет отдельные детали процесса, называет не все орудия труда, опускает отдельные трудовые действия, значимость результата.
Низкий уровень - Ребенок дает неправильный ответ. Затрудняется назвать должностные обязанности, путает орудия труда, не имеет представлений о трудовых действиях и результатах труда.
Этапы проекта:
I этап – подготовительный:
1. Определение цели и задач проекта;
2. Разработка плана реализации проекта;
3. Подбор методической литературы, подготовка видеофильмов, презентаций;
4. Подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы, репродукций картин, иллюстраций; организация развивающей среды в группе.
5. Подбор диагностического материала. Диагностика знаний детей.
6. Разработка календарно-тематического плана, включающего в себя различные виды детской деятельности, с учетом интеграции образовательных областей.
7. Разработка конспектов НОД, ООД, бесед.
8. Организация развивающей предметной среды.
II этап – основной:
1. Оформление информационного стенда для родителей по теме проекта.
2. Консультации по теме проекта: «Трудовое воспитание в семье», «Ознакомление детей с трудом взрослых».
3. Родительское собрание «Формирование личности ребёнка посредством ознакомления с трудом людей разных профессий». Цель - включение родителей в проектную деятельность, ознакомление с целью и задачами проекта, оказание родителями помощи в его реализации.
4. Встречи с людьми разных профессий.
5. Чтение художественной литературы.
6. Просмотр видеофильмов о людях разных профессий.
7. Экскурсии, беседы с людьми разных профессий.
8. Непосредственно образовательная деятельность по знакомству с различными профессиями.
9. Игры, направленные на расширение, уточнение и закрепление приобретенных знаний.
10. Продуктивная деятельность.
III этап – заключительный:
1. Подведение итогов.
2. Итоговое ООД «В мире профессий».
3. Подготовка презентации.
Блоки:
Профессии ДОУ: Воспитатель, нянечка, повар, медсестра, прачка, охранник, дворник.
Популярные профессии: Врач, учитель, продавец, полицейский, швея.
Профессии транспорта: Водитель, машинист, пилот, тракторист, капитан.
Профессии села: Доярка, птичница, тракторист, агроном.
Рабочие профессии: Сталевар, маляр, каменщик, слесарь, токарь, грузчик.
Творческие профессии: Артист, писатель, музыкант, певец, скульптор, художник, танцор.
Военные профессии: Танкист, пограничник, артиллерист, моряк, лётчик, моряк.
Реализация проекта:
Познавательное развитие: Ознакомление и обогащение знаний детей о профессиях, наблюдение за трудом взрослых, знакомство с оборудованием и орудиями труда.
- НОД с показом презентаций и видео:
«Как много профессий в мире»,
«Транспорт и его профессии»,
«Профессии села: птичница, доярка»,
«Военные профессии»,
«Профессии д/с»
- ООД с показом презентаций и видео:
«Садовник»,
«Профессия – строитель»,
«Как живут люди в городах и сёлах. Агроном»
- Экскурсии по ДОУ:
Кабинет медсестры;
Прачечная;
Владения дворника;
Наш музыкальный руководитель;
Ура – мы в физкультурном зале,
Наши повара
- Рассматривание иллюстраций
Социально - коммуникативное развитие:
- Беседа: Познакомить с понятием «профессия». Выявление знаний детей о профессиях родителей. Показать значимость профессий для человека. Формирование потребности выбора любимого дела. Расширение знаний детей о профессиях.
«Что такое профессия?»,
«Кем работают мои родители?»,
«Все профессии нужны – все профессии важны»,
«Кем ты хочешь стать?»
- Беседа с показом видеофильмов: Обогащение знаний о профессиях.
«В мире профессий»,
«Загадки про профессии»,
«Профессии в стихах»,
«Кем быть?»
- Беседа с приглашением родителей и просмотром презентаций: Обогащение знаний о профессиях, действиях и деятельности человека данной профессии, об орудиях труд. Воспитание гордости за своих родителей.
«Военные профессии»,
«Моя мама – учитель»,
«Мой папа – полицейский»
- Наблюдения за работой дворника, медсестры, швеи: Формирование представлений о трудовых действиях и орудиях труда.
- Сюж/рол. игры «Больница», «Автобус», «Шофёры»: Закрепление полученных знаний о труде человека определённой профессии.
- Труд по уборке участка, в уголке природы, в группе, по сервировке стола: Привлечение детей к трудовой деятельности.
Речевое развитие: Развитие речи, обогащение и активизация словаря.
- Составление рассказов по картинам.
- Описание картин.
- Дид/игры:
«Кто что делает?»
«Кому что нужно для работы»
«Закончи предложение»
«Найди нужную картинку»
«Определи по предмету профессию»
«Что лишнее?»
«Что перепутал художник?»,
«Для чего нужен этот предмет?»
Физическое развитие: Развитие двигательной активности с привлечением знаний детей о профессии.
- Под/и: «Где мы были мы не скажем, а что делали, покажем», «Правила движения знаем без сомнения»
- Физминутки
Художественно – эстетическое развитие:Обогащение знаний о профессиях.
- Чтение:
Е. Благинина «Не мешайте мне трудиться»,
С. Михалков «А что у вас?»,
Г. Виеру «Возьми меня с собой, шофер»,
Н. Павлов «На машине»,
Д. Родари «Чем пахнут ремесла»,
В. Маяковский «Кем быть?»,
Б. Заходер «Строители»,
К. Чуковский «Доктор Айболит»,
С. Михалков «Дядя Стёпа - милиционер»,
С. Маршак «Пожар», «Почта»,
Э. Мошковская «В порту»,
С. Баруздин «Кто построил этот дом»,
Сборник стихов «Мой папа – рабочий» cост. А. М. Карпушкин, В. Т. Миненко
- Загадывание загадок о профессиях.
- Чтение пословиц и поговорок о труде.
- Продуктивная деятельность:
Работа с раскрасками из серии «Профессии людей».
Рисование «Врач», «Пожарные едут на вызов».
Результат реализации проекта:
1. В результате проекта дети познакомились с различными видами профессий.
2. Были организованы для детей экскурсии, встречи с людьми разных профессий.
3. Дети научились различать основные виды профессий.
4. Детьми были созданы творческие работы по проекту.
5. Дети познакомились с орудиями труда людей разных профессий
7. Дети узнали о значимости каждой заявленной по проекту профессии для жизни человека.
8. Родители воспитанников приняли активное участие в осуществлении проекта.
Используемая литература:
1. Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Старшая и подготовительная группы - М: Элизе Трэйдинг, ЦГЛ, 2004 – 246 с. ;
2. Буре Р. С. ; Година Г. Н. Учите детей трудиться: Пособие для воспитателя детского сада - М. : Просвещение, 1983 – 144 с. ;
3. Кондрашов В. П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно - методическое пособие/В. П. Кондрашов. — Балашов: Изд-во "Николаев", 2004 – 52 с. ;
4. Куцакова Л. В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. Для работы с детьми 3–7 лет - МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008 135 с. ;
5. Маханева М. Д., Скворцова О. В. Учим детей трудиться - М. : ТЦ «Сфера», 2012 – 128 с;
6. Нечаева В. Г., Буре Р. С., Золик Л. В. и др. Воспитание дошкольников в труде. - 2 – е изд., перераб. и доп. – М. : Просвещение, 1980 – 207 с;
7. Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду/А. М. Виноградова, Г. Н. Година, С. А. Козлова и др. ; Под. Ред. Р. С. Буре. – М. ; Просвещение, 1987. – 222с. ;
8. Потапова Т. В. Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет. М. : ТЦ Сфера, 2008 – 64 с.