Валентина Ступина
Проект по знакомству дошкольников с историей села Борисоглеб «Святые Борис и Глеб в нашей жизни»
МОУ начальная школа – детский сад № 16 «Солнышко».
Выполнила: воспитатель, Ступина Валентина Анатольевна.
Проект «Святые Борис и Глеб в нашей жизни»
Аннотация проекта
Тип проекта : творчески – исследовательский.
Категория воспитанников: разновозрастная группа, дети 4-7 лет.
Продолжительность: 1 неделя.
Образовательные области: интегративный: познавательное, речевое, художественно- эстетическое социально-коммуникативное, физическое развитие
Актуальность проекта
Публикация «Проект по знакомству дошкольников с историей села Борисоглеб „Святые Борис и Глеб в нашей жизни“» размещена в разделах
Наша малая родина это село Борисоглеб. Проводя опрос детей об истории нашего села мы не получили правильных ответов. Мы сделали вывод, что у детей отсутствуют знания об истории малой родины, возникновении села Борисоглеб и церкви. Проводя индивидуальные беседы с родителями мы отметили невысокий уровень знаний по данной теме и низкий уровень активности родительского сообщества.
Планируемые результаты
Для детей:
1. Большинство детей знают историю села, могут рассказать о селе и жизни святых Борисе и Глебе.
2. Дети создают рисунки о селе и конструируют разные виды церквей.
3. Большинство детей приняли участие в создании и оформлении выставки рисунков «Мое родное село»
Для родителей:
Большая часть родителей участвует вместе с детьми в поисковой деятельности, в экскурсии на престольный праздник села.
Для детского сада:
1. Организация партнерства и сотрудничества всех участников образовательного процесса путем соединения усилий в работе над данным проектом.
2. Изменение в конструктивную сторону отношения родителей и общественности к МОУ.
3. Отсутствие негативного отношения к школе
Для педагога:
1. Расширились знания о истории, традициях села, о святых Борисе и Глебе.
2. Изучила архивные документы.
3. Провела опрос старожилов села.
4. Провела диагностику детей способом опроса.
Цели
Знакомство детей и родителей с историей села Борисоглеб.
Задачи:
1. познакомить детей с историей села;
2. воспитать любовь к малой родине и её святыням;
3. познакомить с легендой, архивными документами о строительстве церкви и святыми Борисом и Глебом;
4. вовлечь родителей в поисковую деятельность.
Ресурсы:
Научно – методические:
-подборка литературных источников;
-интернет – ресурсы;
-владение педагогами ИКТ
Кадровые:
Педагог, родители, дети, иерей Максим Викленко – настоятель церкви иконы Смоленской Божьей Матери.
Материально – технические:
-наличие мультимедиа и выхода в Интернет;
-различие фото и видеоаппаратуры. ;
-наличие в библиотеке справочной и энциклопедической литературы.
Подготовительный этап.
Продолжительность: 11,12 мая
1. Просмотрена презентация «Сказание о Борисе и Глебе» о святых, в честь которых названо село Борисоглеб.
2. Подобраны и проанализированы архивные документы (1,2, 3,4).
3. Проведен опрос старожилов села.
4. Проведена беседа с родителями: «Что мы знаем о своей малой родине»
Основной этап.
Продолжительность: 13,14,15,мая
1 день проекта :
НОД на тему «История церкви (конспект);
Сконструировали церкви (1, (2, (3, (4, (5, (6, (7, (8, (9) разных видов конструкторов.
2 день проекта :
НОД на тему: «Святые Борис и Глеб (конспект)
Создали рисунки церкви (1(2, (3, (4, (5)
3 день проекта :
Организовала экскурсию в храм в престольный праздник села – Борисов день (фотоотчет).
Основной этап.
3 день проекта :
Для детей:
1. Знакомы с легендой о строительстве церкви, с историей возникновения села.
2. Рассмотрели иконы (1, (2, (3), (4, (5(6(7)
3. Посмотрели мультфильм о святых Борисе и Глебе «Братья»
4. Создали рисунки села (1, (2) (3, (4, (5).
Основной этап.
Для детей:
1. разгадали кроссворд «Древняя Русь»
2. экскурсия в храм на престольный праздник села – Борисов день.
3. Создали буклет и презентацию
по теме проекта совместно с родителями.
Для родителей:
Большая часть родителей участвуют в поисковой деятельности, экскурсии в церковь.
Заключительный
этап.
Продолжительность:15 мая (вторая половина дня)
Для педагога:
1. Организовала выставку рисунков и фотографий «Мое родное село»
2 Подвела итоги работы по проекту.
3. Провела анкетирование: «О чем хотели бы узнать?»
Заключительный этап.
Для детей:
Проведена диагностика по окончании проекта.
Рефлексия:
участвуют в оформлении выставки рисунков и фотографий «Мое любимое село»;
Для родителей:
1. Участвуют в исследовательской деятельности и оформлении результатов проекта;
2. создание буклета и презентации в совместной деятельности с ребенком;
Отзывы родителей о проекте.
Для педагога:
1. Организовала выставку рисунков и фотографий «Мое родное село»
2 Подвела итоги работы по проекту.
3. Провела анкетирование: «О чем хотели бы узнать?»
Для детей:
Проведена диагностика по окончании проекта.
Рефлексия:
участвуют в оформлении выставки рисунков и фотографий «Мое любимое село»;
Для родителей:
1. Участвуют в исследовательской деятельности и оформлении результатов проекта;
2. создание буклета и презентации в совместной деятельности с ребенком;
3. Отзывы родителей о проекте.
Последующая работа
1. Дальнейшее изучение православных праздников.
2. Изучение традиций, промыслов жителей села.
3. Узнать о знаменитых людях села.
Вывод.
Дети познакомились :
1. с историей села Борисоглеб и святыми Борисом и Глебом;
2. с легендой и архивными документами о строительстве церкви;
3. родители приняли активное участие в исследовательской деятельности и экскурсии на престольный праздник села.
Показатели результативности проекта.
Наличие у детей знаний об истории возникновении села Борисоглеб, церкви иконы Смоленской Божьей Матери, о святых Борисе и Глебе.
До начала проекта дети ничего не знали об истории села и церкви - 0%,
родители – 40%.
По окончании проекта : 75 % - дети, родители - 100%.
Информационные ресурсы.
- https://www.youtube.com/watch?v=rNgp-
UHopuA. https://www.gradromanov.ru
Климочкина,
- сайт «Град Романов» https://www.gradromanov.ru) иконы борису и Глебу- https://www.icon-art.info/book_contents.php?book_id=7&ch_l2=2&chap=8
- Изображение воспроизводится по изданию: Лазарев В. Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века. М. : Искусство,2000
СВЯТЫЕ Борис и Глеб
https://ru.wikipedia.org/wiki/Борис_и_ Глеб#/media/File :Святые_ Борис_и_ Глеб. jpg
иконы - https://spb-icon.ru/ikoni-svyatich/ikona-svyatich-borisa-i-gleba.html
- Иконы Светланы Багатовой
- Мультфильм «Братья»
- https://www.youtube.com/watch?v=rNgp-
- Личные контакты с жителями села
Адрес: Исторический музей, Москва Красная Площадь, 1
Станция метро: Площадь Революции, Охотный Ряд, Театральная. Фотографии с выставки «Защитники земли русской»
https://iconkuznetsov.ru/index.php?did=513&sid=358
Иконы Святых благоверных князей Бориса и Глеба,
иконописец Юрий Кузнецов
Святой Глеб
https://ru.wikipedia.org/wiki/Борис_и_ Глеб
Какие старинные архитектурные сооружения находятся на территории нашего села?
А вы знаете как появилась наша церковь?
Ответы детей.
П. А напротив села расположена деревня Понгилово. Стоит она на самой высокой горе Ярославской области. С этим местом связана легенда, рассказанная Балмасовой Фаиной Петровной. Послушайте её :
«Это было очень давно. Храм сначала решили строить в Понгилове. Уже навозили бревна, но стали происходить чудеса. Бревна сами по себе стали скатываться к Борисоглебу. Их возвращали, но они продолжали скатываться.
Стало понятно, что богу угодно, чтобы храм построили в Борисоглебе»
А еще Фаина Петровна рассказала что несколько лет назад в храме мироточила икона изображающая Иисуса Христа и находящаяся справа от Царских врат в пределе Николая Чудотворца. Батюшка показывал, что из глаз Христа текут как бы слезы.
Основная часть.
Так гласит легенда. Я предлагаю вам совершить путешествие в далекое прошлое, когда нашего села еще не было. Вы согласны? Или у вас есть другое предложение?
Ответы детей.
П. А сейчас перед большим путешествием немножко разомнемся.
Физкультминутка.
Руки подняли и покачали
Это берёзы в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем
Руки согнули назад.
П. Представьте, что наш палас – «ковер самолет», усаживайтесь по удобнее, и мы с вами отправляемся в путешествие во времени.
П. По преданию наше село основали выходцы из Борисоглебской слободы, что была напротив Романова. Отсюда пришло и название села. Находится село на горе, с двух сторон его протекают небольшие речки Каменка и Ломинка. Место открытое и живописное. Главным зрительным центром села и всей округи в радиусе 15-20 км. является каменная церковь, сохранившаяся до наших дней.
Вот об истории церкви я хочу вам рассказать.
Современная церковь иконы Смоленской Божьей Матери была построена на месте двух деревянных церквей: одной разрушенной, а другой обветшавшей от времени. О времени их строительства свидетельств не сохранилось.
В 16 веке крестьяне были в ведении Ярославского Спаского монастыря.
Каменный храм был построен на средства прихожан, причем главным строителем называется помещик сельца Кащеева Платон Захарович Лотов.
Храм строился с1806 года крепостными крестьянами Алексеем и Григорием Михайловыми. Церковь представляет собой образец культовой сельской архитектуры 19 века, с традиционным планом, декором, конструкциями Её строительство совпало с периодом, когда в Романово – Борисоглебском уезде было возведено 80% всех существовавших культовых построек сельской местности. Церковь с кладбищем была обнесена с четырех сторон земляным валом. С юга были устроены каменные святые ворота.
Колокольня сначала была отделена от церкви, а в 1852 году на средства прихожан под руководством церковного старосты связана с церковью.
Односельчане рассказывали,что церковь продолжала работать до 1943года.
Вновь начала действовать в 1998 году.
При рассказе я использовала не знакомые для вас слова : выходцы, слобода, обветшавшая церковь, прихожане, сельцо.
Такие не знакомые слова, может вы мне расскажите что они обозначают?
Ответы детей
П. Может у кого – то есть другая версия? (Педагог корректирует ответы детей).
Заключительная часть.
А сейчас мы проверим, что вы запомнили.
Для этого нам надо встать в круг, вспомнить считалку, выбрать водящего, который будет кидать вам мяч и задавать вопросы. Вы будете на них отвечать. Если кто – то затрудняется ответить, вы ему поможете.
Проводится игра.
Рефлексия.
П. Ребята! Наш ковер - самолет готов к возвращению в наш век. А вы готовы к возвращению домой или хотите продолжить наше путешествие? У кого какие предложения?
Ответы детей.
П. Я предлагаю вам сегодня возвратиться в группу и сконструировать из различных конструкторов нашу церковь.
А в следующее путешествие мы отправимся завтра
2. Конструирование церкви.
П. Ребята! Сегодня мы с вами были путешественниками. А сейчас я вам предлагаю поработать архитекторами и строителями по проектированию и строительству нашей церкви. Это важные профессии., одному из вас будет трудно справиться с заданием, я предлагаю вам объединиться в группы и создать свои варианты построек. Вам нравится мое предложение или у вас есть другие мнения?
Ответы детей.
Дети работают в группах.
Рефлексия. Каждая группа показывает свою церковь.
Проводится обсуждение результатов работы и фотографирование на память.
( Фото в приложении: к1, к2,к3, к4, к5, к6 ,к7, к8, к9).
Второй день проекта – 14 мая.
Комплексное занятие.
Тема НОД: «Знакомство со святыми Борисом и Глебом». Рисование «Моя церковь».
Цель: Знакомство с первыми русскими святыми Борисом и Глебом.
Задачи:
-Познакомить детей с первыми русскими святыми Борисом и Глебом и их жизнью.
- Побудить детей воплотить в рисунках полученные в ходе реализации проекта впечатления.
- Развивать познавательный интерес к святыням нашего села.
- Воспитывать любовь к родному селу.
- Дать детям возможность выразить свои впечатления в изобразительной деятельности, используя ранее полученные знания.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально коммуникативное», «Художественно – эстетическое», «Физическое развитие».
Условия проведения: Занятие проводится в групповой комнате, в первой половине дня.
Оборудование: ноутбук, бумага для рисования, карандаши, фломастеры, конструктор «Церковь».
Организационный момент
П. Ребята! Собирайтесь поскорее в круг! Произнесем наше традиционное приветствие.
Дети и педагог: «Собрались все дети в круг,
Ты мой друг и я твой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!»
Вчера мы с вами решили продолжить путешествие в прошлое.
Ваше мнение не изменилось?
Ответы детей.
П. Скажите мне, пожалуйста, как называется наше село?
Ответы детей.
П. А в честь кого оно так названо?
Ответы детей.
П. А кто они такие?
Ответы детей.
П. Я предлагаю послушать рассказ и рассмотреть картинки по теме.
Для этого усаживайтесь поудобнее. Путешествие начинается.
Основная часть.
Рассказ педагога с показом картинок.
Беседа по содержанию.
Борис и Глеб были младшими сыновьями Киевского князя Владимира Красное Солнышко. Родившиеся незадолго до Крещения Руси братья принадлежали к самому первому поколению русских людей, воспитанных в христианской вере. Когда они достигли совершеннолетия, отец поставил Бориса князем в Ростов, а Глеба – в Муром.
Однажды разведчики донесли Владимиру о том, что на Русь идут степные кочевники печенеги. Великий князь был в ту пору тяжело болен. Понимая, что сам он не сможет встать во главе войска, Владимир вызвал из Ростова Бориса, дал ему в подчинение свою дружину и отправил в поход против печенегов.
Вскоре Владимир скончался. В это время в Киеве находился Святополк, старший брат Бориса и Глеба. Воспользовавшись ситуацией, он тут же объявил себя великим князем Киевским.
Борис и Глеб заявили о своей верности новому киевскому князю и обязались «чтить его как отца своего». Коварный Святополк не поверил искренности Бориса и подослал к нему убийц. Борис узнал об этом, но не стал скрываться. Убийцы настигли его, когда он молился в своем шатре на берегу реки Альты. Они ворвались в шатер к князю и пронзили его копьями.
Но святой Борис был еще жив. Выйдя из шатра, он попросил у своих палачей позволить ему закончить молитву. Помолившись, он обратился к убийцам: «Подходите, братия, кончите и вы службу свою, и да будет мир брату Святополку и вам». Так погиб Ростовский князь Борис.
После этого Святополк убил и Глеба. Обманом, вызвав его из Мурома, Святополк послал ему навстречу убийц. Князь Глеб уже знал о кончине отца и злодейском убийстве Бориса. Но также предпочел войне с братом собственную смерть. Со своими убийцами святой Глеб встретился в устье реки Смядыни, неподалеку от Смоленска. Захватив его ладью, наемники Святополка силой принудили к убийству Глеба его собственного слугу.
Иногда о принципиальном человеке говорят: «он скорее умрет, чем сделает нечто». Князья Борис и Глеб действительно предпочли умереть от руки своего брата, лишь бы самим не стать братоубийцами. После жертвенного подвига Бориса и Глеба уже никто из русских князей не мог успокоить свою совесть тем, что в борьбе за власть все средства хороши.
П. Вот такими были святые Борис и Глеб, в честь которых и было названо наше село.
Борис и Глеб – русские богатыри. Они были сильны своим духом. А что надо делать, чтобы быть сильными, не только духом, но и телом?
Ответы детей.
Я предлагаю вам заняться физкультурой.
Физкультминутка.
Жура-жура-журавель!
Облетал он сто земель.
Облетал, обходил,
Крылья, ноги натрудил.
Мы спросили журавля:
— «Где же лучшая земля?»
Отвечал он, пролетая:
- «Лучше нет родного края!»
(Г. Граудин)
Заключительная часть.
Беседа по вопросам.
П. Дети, как звали отца у Бориса и Глеба?
Как называется город, где стал княжить Борис?
В какой город князь Владимир послал княжить Глеба?
Куда отправил князя Бориса его отец?
Как звали брата, который стал править в городе Киеве?
Князья Борис и Глеб были согласны с тем, что Святополк стал княжить вместо их отца – князя Владимира?
Что случилось дальше с братьями Борисом и Глебом?
Как вы думаете, в чем же состоит подвиг князей Бориса и Глеба?
Ответы детей.
П. Святые Борис и Глеб отдали жизнь ради того, чтобы не изменить смирению и послушанию, добродетелям, которые являются одними из самых важных для христианского отношения к жизни. Своей мученической смертью они подтвердили новозаветный принцип – нельзя воздавать злом за зло,. Они стали первыми святыми на еще не отошедшей полностью от язычества Руси. Русь встала на путь православия.
Подвиг Бориса и Глеба не остался незамеченным. В честь их стали называть, города, села, реки.
Художники стали создавать их образы на иконах и картинах.
2. Рисование.
П. Вчера мы с вами осваивали профессии архитекторов и строителей, а сегодня я вам предлагаю стать художниками и нарисовать церковь. Вы согласны, или есть другие предложения?
Ответы детей.
П. Чтобы вам было легче справиться с заданием, если кто затрудняется, можете пользоваться конструктором «Церковь».
Садитесь за столы и принимайте правильное положение тела.
Рефлексия.
Проводится выставка рисунков с анализом и выбором лучших работ.
П. Сегодняшнее путешествие заканчивается. Эти два дня мы с вами путешествовали виртуально. Завтра 15 мая – престольный праздник села Борисоглеб, празднуется 1000-летие подвига святых Бориса и Глеба.
Я предлагаю вам реальное путешествие «Экскурсия в церковь». Готовы?
Ответы детей.
рисунки церкви (1(2, (3, (4, (5)
Третий день проекта – 15 мая.
С самого утра мы готовились к экскурсии:
1. посмотрели мультфильм о святых Борисе и Глебе «Братья»;
2. рассмотрели иконы (1, (2, (3), (4, (5(6(7);
В 10.00 мы отправились в церковь.
После экскурсии была проведена фотосъемка участников проекта совместно с родителями и священником.
Во второй половине дня дети рисовали виды Борисоглеба. (1, (2) (3, (4, (5).
В дальнейшем из этих рисунков и фотографий была оформлена выставка «Мое родное село».
Подведены итоги работы по проекту. Проведено анкетирование детей на тему «О чем еще из истории села вы хотели бы узнать?»
Получены отзывы родителей о проекте.
В ходе проекта родители в совместной деятельности с ребенком
создали буклет и презентацию под общим названием - «Мое родное село Борисоглеб».
Визитка проекта
Образовательное учреждение (я) МОУ начальная школа – детский сад №16 «Солнышко»
(ФИО, должность) Ступина Валентина Анатольевна
Тема проекта : Святые Борис и Глеб В нашей жизни.
Творческое название: Живет, живет село родное, оно поет, оно живет…
Типология проекта : Творчески - исследовательский.
Категория
учащихся/ воспитанников Разновозрастная группа 4-7 лет. Продолжительность проекта 1 неделя
Образовательная
область / Центры активности Интегративный: познавательное, речевое, художественно- эстетическое социально-коммуникативное, физическое
развитие.
Цель: Знакомство детей и родителей с историей села Борисоглеб.
Задачи (для педагогов) 1. познакомить детей с историей села;
2. воспитать любовь к малой родине и её святыням;
3. познакомить с легендой, архивными документами о строительстве церкви и святыми Борисом и Глебом;
4. вовлечь родителей в поисковую деятельность.
Ожидаемые результаты (для воспитанника) 1 .Большинство детей знают историю и традиции села, могут рассказать о жизни святых Борисе и Глебе.
2. Дети создают рисунки о селе и конструируют церковь.
З. Большинство детей приняли участие в создании выставки рисунков «Мое родное село»
Ожидаемые результаты (для родителей) Большая часть родителей участвует вместе с детьми в поисковой деятельности, в экскурсии на престольный праздник села.
Ресурсы
Научно-методические. Научно – методические:
-подборка литературных источников;
-интернет – ресурсы;
Кадровые 2. Кадровые:
Инициативная группа педагогов, родителей, детей, священник церкви иконы Смоленской Божьей Матери иерей Максим Викленко.
Материально-технические 3. Материально – технические: ноутбук, мяч, конструкторы разных видов бумага для рисования, карандаши, фломастеры.
-наличие мультимедиа и выхода в Интернет;
-различие фото и видеоаппаратуры. ;
-наличие в библиотеке справочной и энциклопедической литературы
Этапы проекта
Название этапа/сроки Обучающийся/воспитанник Педагог родители
Подготовительный (11 -12 мая)
Диагностика в начале проекта способом опроса.
Просмотр презентации о святых Борисе и Глебе,
1. Подбор и анализ архивных документов.
2. Проведение опроса старожилов села.
Беседа «Что мы знаем о своей малой родине»
Основной (13,14,15 мая) - Познакомились :
с легендой о строительстве церкви,
- историей возникновения села.
-Рассмотрели иконы Борису и Глебу.
- Просмотрели мультфильм о святых Борисе и Глебе «Братья»
- Выполнили рисунки на тему «Мое любимое село»
-Сконструировали церкви разных видов.
1 день проекта.
Тема: История церкви
2 день проекта
Тема: Святые Борис и Глеб.
Участие родителей в экскурсии в церковь.
Большинство родителей вовлечены в совместную с детьми исследовательскую деятельность.
Показатели результативности проекта
Количественные 90% -дети; 50% -родители.
Качественные Начало проекта : дети-0%, родители -;0% По окончании проекта :
Дети 75%, родители-100%.
Последующая работа
1. Дальнейшее изучение православных праздников.
2. Изучение традиций, промыслов жителей села.
3. Узнать о знаменитых людях села.