Елена Долгополова
Проект в старшей логопедической группе, посвященный 9 Мая
▼ Скачать
Вид проекта : краткосрочный, познавательный, творческо – информационный.
Участники: педагоги, дети и родители старшей логопедической группы «Непоседы».
Автор проекта : Долгополова Елена Васильевна
воспитатель высшей квалификационной категории
Проблема
Современные дошкольники ничего не знают о Великой Отечественной Войне 1941 – 1945г. г. Редко кто из родителей считает нужным рассказывать об этом детям.
Актуальность
Публикация «Проект в старшей логопедической группе, посвященный 9 Мая» размещена в разделах
- День Победы, 9 мая. Проекты
- День Победы. 9 мая, детям о войне
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа логопеда. Логопедия
- Старшая группа
- Темочки
Патриотическое воспитание дошкольников –актуальная проблема в условиях современной России. Изменилась не только жизнь, но и мы с вами, а как результат - и наши дети. Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек не ощущает своих корней. А почувствует ли он привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтоб ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее. Именно поэтому я решила организовать этот проект.
Цель проекта
Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников через совместные мероприятия детей, родителей и педагогов, через расширение общего кругозора.
Задачи проекта.
Сообщить элементарные сведения о Великой Отечественной Войне. Способствовать развитию речи через чтение стихов, разучивание песен. Формировать чувство гордости за Родину, за подвиг своего народа.
Этапы проекта.
1. Организационный.
Изучение проблемы воспитателем.
Определение цели, задач.
Уточнение знаний детей по теме.
Привлечение родителей к участию в проекте.
2. Планирование деятельности.
Педагог.
Подготовка бесед и презентации о ВОВ.
Подбор художественной литературы о ВОВ для ознакомления и их обсуждения с детьми 5-6 лет.
Подбор иллюстраций для рассматривания на военную тему.
Подбор игр (словесных, дидактических, сюжетно ролевых, подвижных)
Подготовка музыкальных произведений: «Священная война» сл. В. Лебедева-Кумача муз. А. Александрова, «Темная ночь» сл. В. Агатов муз. Н. Богословский, «Катюша» сл. М. Исаковский муз. М. Блантер, «День победы» сл. В Харитонов муз. Давид Тухманов.
Подбор картин художников, посвященных войне.
Дети.
Разучивание стихов, игр, песен.
Отгадывание загадок.
Чтение рассказов о войне.
Родители.
Просмотр с детьми фильмов о войне.
Рассказ детям о дедушке (бабушке) который воевал (а).
Подготовка портретов для «Бессмертного полка»
3. Заключительный.
Ожидаемый результат Продукт
Понимание важности праздника – Дня Победы в жизни россиян.
Повышение социальной компетентности.
Вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ. Тематическое занятие: «9 Мая – День Победы».
Изготовление буклета для родителей «Расскажем детям о войне»
Прогноз возможных негативных последствий и способы их коррекции.
Негативные последствия Способы коррекции
Незаинтересованность родителей помогать в реализации проекта. Объяснить проблему, вызвать заинтересованность участия в проекте.
Не знают как знакомить детей с этой темой. Составить и раздать памятку для родителей «Что рассказывать детям про день победы?»
Приложения.
1. Беседы.
«9 Мая – День Победы»
Цель: Воспитание уважения к памяти павших бойцов, подвигу российского народа-победителя в Великой Отечественной войне.
Задачи: Расширять представления детей об армии (в годы Великой Отечественной войны воины храбро сражались и защищали нашу страну от врагов). Познакомить, с тем, как наша армия помогала Европе бороться с гитлеровскими захватчиками. Сохранять трепетное отношение к празднику Победы, уважение к заслугам и подвигам к ветеранам войны.
«Что такое героизм?»
Задачи: Уточнить и расширить представления о защитниках страны в годы Великой Отечественной войны. Развивать речь, мышление, поддерживать инициативу детей; формировать представление о героизме. Воспитывать у детей эмоциональное, действенное отношение к воинам, которое выражалось бы в желании подражать им в ловкости, смелости, в стремлении быть похожими на них. Воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине, уважение к старшему поколению, героям Великой Отечественной войны.
2. Знакомство с художественной литературой (чтение и обсуждение).
А. Твардовский «Рассказ танкиста»
С. Георгиевская «Галина мама»
С. Погореловский «Имя»
Т. Шапито «Я в солдатики играю»
Л. Кассиля «Памятник советскому солдату»
Т. Лаврова «Праздник Победы»
Цель. Воспитание уважения, любви и благодарности к людям, защищающим Родину.
Загадки.
8. Непосредственно образовательная деятельность.
Конспект НОД по развитию речи детей старшего дошкольного возраста
«День Победы».
Цель: Обогащение знаний о празднике «День Победы».
Задачи: Дать детям представление о празднике «День Победы», почему он празднуется всем российским народом 9 мая. Продолжать учить словообразованию синонимов, родственных слов. Закреплять навыки составления предложений с предлогами. Формировать навыки звуко-слогового анализа слов. Упражнять в согласовании существительных и прилагательных с числительными. Развивать мелкую и общую моторику; внимание; связную речь; языковое чутьё. Воспитывать уважение к ветеранам, их подвигу во время Великой отечественной войны
Активизация словаря: День Победы, ветеран.
Материалы и оборудование: запись музыки Д. Тухманова «День Победы»; разрезные картинки с изображением военной техники и людей военных профессий; мяч, флажок, фишки для звукового анализа.
Предварительная работа: беседа о празднике «День Победы, чтение книг о героях ВОВ, рассматривание иллюстраций, фотографий родных, принимавших участие в ВОВ.
Ход:
1. Орг. момент. Звучит музыка Д. Тухманова «День Победы»
-Ребята, какой великий праздник отмечают все люди нашей страны 9 мая?
- Кто догадался, о чём будет наше занятие?
-Сегодня наше занятие мы посвятим великому празднику «Дню Победы».
2. Беседа по теме.
-Что вы знаете об этом празднике? (ответы детей)
-Давным-давно, когда ваши бабушки и дедушки были маленькими, на нашу страну напали враги- фашистские захватчики. Так началась Великая Отечественная война. Весь народ встал на защиту своей Родины, очень многие погибли, защищая своих сестёр, матерей, детей. Закончилась война 9 мая 1945 года. Именно поэтому празднуют победу в этот день. А еще поздравляют воинов-ветеранов, вспоминают тех, кто погиб.
3. Чтение стихотворения
«День Победы» Т. Белозёров
«Майский праздник-День Победы
Отмечает вся страна.
Надевают наши деды боевые ордена.
Их с утра зовёт дорога
На торжественный парад,
И задумчиво с порога
Вслед им бабушки глядят».
4. Игровое упражнение «Собери картинку». Составление предложений с предлогами.
-Ребята, вы хотите узнать, кем были ваши прадедушки на войне? Составьте из частей картинку.
Дети собирают разрезные картинки.
-Кто управляет военным кораблём? (Военным кораблём управляет капитан)
-Кто управляет танком? (Танком управляет танкист)
-Кто охраняет границы нашей Родины? (Границы нашей Родины охраняет пограничник)
-Кто управляет самолётом? (Самолётом управляет пилот)
-Кто прыгает с парашютом? (Парашютист прыгает с парашютом)
-Кто стреляет из пулемёта? (Пулемётчик стреляет из пулемёта)
5. Игровое упражнение «Посчитай-ка» -согласование существительных и прилагательных с числительными.
Картинки, с изображение военной техники.
Один военный танк, два военных танка, пять военных танков.
Аналогично считают боевые корабли.
6. Пальчиковая игра «Бойцы- молодцы»
-Воины смело прыгали с парашютом, сражались с вражескими самолётами и кораблями. Сильные руки у солдат и наши пальчики «бойцы-молодцы».
«Пальцы эти-все бойцы, удалые молодцы
(сжимаем и разжимаем кулачки, кладём руки на стол ладонями вниз)
Два больших и крепких малых
И солдат в боях бывалых.
(поднимаем большие пальцы)
Два гвардейца-храбреца! (указательные пальцы)
Два сметливых молодца! (средние)
Два героя безымянных,
Но в работе очень рьяных! (безымянные)
Два мизинца-коротышки,
Очень славные малышки!
(поднять мизинцы и хлопнуть ладонями по столу)»
7. Динамическая пауза «Марш»
-Все военные идут на параде 9 Мая строевым шагом, который называется «марш». Давайте и мы попробуем маршировать, как они.
«Раз, два, дружно в ногу,
Три, четыре, твёрже шаг
На парад идут солдаты
И чеканят дружно шаг».
8. Игра с мячом «Скажи по-другому» (подбор синонимов).
-Давайте подберём слова к слову «смелый».
Смелый -храбрый, мужественный, отважный, бесстрашный, решительный, героический.
9. Игровое упражнение «Слова-родственники» (подбор однокоренных слов).
- Ребята подумайте и назовите родственников слова «герой» (дети передают друг другу флажок и называют слова)
Герой- героический, героизм, геройский;
Защитник-защита, защищать, беззащитный, защищённый;
Война-военный, воевать, воин, войско, вояка. воюющий, воинский;
10. Звуко-слоговой анализ слова «мир»
-Долго шла война. Остановила советская армия полчища фашистов и погнала их прочь с нашей земли. Мы победили. Наступил мир.
-Сколько слогов в слове «мир? (один слог)
-Какие вы звуки услышали в слове «мир? (мь,и,р)
-Какой первый звук? Он гласный или согласный? Он твёрдый или мягкий? Звонкий или глухой? Какой фишкой обозначим?
(аналогично второй и третий звук)
11. Итог
-Наше занятие подошло к концу. О чем мы говорили сегодня? Что нового вы узнали? Что больше всего понравилось?
Конспект (лепка) на тему: «Вечный огонь – символ памяти»
Цель: Развитие творческих способностей детей.
Задачи: Продолжение формирования умения работать в технике «пластилинография». Развивать мелкую моторику. Воспитывать любовь к Родине, чувство благодарности к ветеранам, дань уважения к погибшим воинам за мир на земле.
Активизация словаря: вечный огонь, пламя.
Материалы и оборудование: иллюстрации из альбома «художники о войне для детей», фото «Вечного огня», заготовки из картона, пластилин, дощечки, стеки, салфетки.
Ход:
Воспитатель: 22июня 1941 года — одна из самых трагических дат в истории России, день, который нельзя забыть. В этот далёкий летний день люди занимались обычными делами. Школьники готовились к выпускному вечеру, дети играли, взрослые занимались домашними делами. И никто не подозревал, что и приятные хлопоты, и задорные игры, и многие жизни перечеркнёт одно страшное слово — война.
Летней ночью, на рассвете,
Когда мирно спали дети.
Гитлер дал войскам приказ
И послал солдат немецких
Против русских, против нас!
Наш народ от мала до велика, поднялся на защиту Родины. Люди разных национальностей, взрослые и даже дети воевали с врагами. Война была очень жестокой, она принесла много горя и слёз, разруху и голод. Погибло очень много людей, но наш народ выстоял и победил. Война закончилась 9 мая. Этот день стал в нашей стране великим праздником. Каждый год 9 мая в честь Великой победы гремит салют.
А, как люди сохранили память об этом страшном времени? (ответы детей)
Правильно, благодарные люди поставили памятники воинам — освободителям. Их много во всех уголках нашей Родины. Еще есть памятник Вечный Огонь. Вечный огонь – это памятник павшим в Великой Отечественной Войне воинам. Он горит и днем и ночью, и в мороз, и в жару и поэтому его называют вечным. Огонь никогда не гаснет, как не гаснет память о солдатах.
Над могилой в тихом парке
Расцвели тюльпаны ярко.
Вечно тут огонь горит,
Тут солдат советский спит.
Мы склонились низко – низко
У подножья обелиска
Наш венок расцвёл на нём
Жарким, пламенным огнём.
Мир солдаты защищали,
Жизнь они за нас отдали
Сохраним в сердцах своих
Память светлую о них.
Сегодня мы с вами выполним «Вечный Огонь» в технике пластилинография.
Воспитатель: У вас на картонке нарисован шаблон рисунка вечного огня. Нам понадобится только два цвета пластилина: красный — для огня и желтый — для звезды. Размазываем пластилин пальчиком, не вылезая за края рисунка. Приступаем к работе.
Художественная деятельность детей.
Итог занятия.
Конспект НОД по рисованию «Поздравительная открытка к 9 Мая»
Цель: Воспитание уважения к ветеранам войны, желание сделать подарок им своими руками.
Задачи: Формировать у детей умение самостоятельно определять содержание своего рисунка и изображать задуманное. Закрепить технические приемы рисования (правильно держать карандаш, пользоваться силой нажима на грифель); использовать в работе трафареты. Развивать эстетические чувства. Воспитывать любовь и уважение к ветеранам.
Активизация словаря: День Победы, ветеран, поздравительная открытка.
Предварительная работа: чтение книг о Великой Отечественной войне, рассматривание иллюстраций, открыток о войне.
Материалы и оборудование: альбомный лист, цветные карандаши, простой карандаш, трафареты (звезды, лавровая веточка, цифры, открытки, доступные по содержанию для детей о 9 мае, о дне Победе.
Ход НОД:
Воспитатель: Ребята, скоро праздник 9 мая - День Победы. В этот день принято поздравлять ветеранов, дарить им цветы. Все любят получать подарки, вот и мы с вами поздравим ветеранов и подарим им подарки, сделанные своими руками- поздравительные открытки, (рассматривание поздравительных открыток)
Воспитатель: Рассмотрите открытки и скажите, что на них изображено? В чём сходство и различия в этих открытках? Какие краски используют художники при создании открыток ко дню Победы? Что именно понравилось, вам на этих открытках? (ответы детей)
Воспитатель: Ребята, закройте глаза и представьте, какую открытку вы бы хотели нарисовать в подарок. На поздравительной открытке можно нарисовать звезду, а так как наши ветераны победители то можно изобразить лавровую веточку (лавровые венки или веточки вручают всем победителям).
Закончилась война, и пришёл долгожданный День Победы, в честь, которого по всей стране гремел праздничный салют. (Опрашиваю детей, чтобы они хотели изобразить на своих открытках)
Динамическая пауза:
Чтобы сильными нам стать
будем зарядку выполнять
дружно встали, улыбнулись,
влево, вправо повернулись
руки вверх мы поднимаем,
а теперь их опускаем
на раз присесть, на два подняться
будем спортом заниматься!
Воспитатель: А теперь мы приступаем к изготовлению наших поздравительных открыток. В процессе работы слежу за осанкой детей, помогаю советом, как лучше разместить рисунок на открытке. В конце занятия рассматриваем с детьми открытки, благодарю детей за старание и труд.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вот мы и сделали подарки для наших ветеранов. Им будет очень приятно получить от нас подарки, сделанные своими руками.
Конспект тематического занятие в старшей группе : «9 Мая – ДЕНЬ ПОБЕДЫ»
Цель: Создание условий для развития у дошкольников патриотических чувств. Задачи: Закрепить представления детей о Великой Отечественной войне, о защитниках Отечества. Развивать познавательный интерес, внимание, память, речь. Продолжать воспитывать чувство патриотизма, любви к своей Родине, уважения к ветеранам В. О. В., желание заботиться о них.
Материалы и оборудование: видеоролики: об объявлении войны и горящий вечный огонь для минуты молчания аудиозаписи песен «С дедом на парад», «Катюша», «Священная война», «Темная ночь», звучание метронома.
Методические приемы: беседа, художественное слово, объяснение, показ видео, прослушивание аудиозаписи, пение песен.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, кто мне скажет, какой в мае большой праздник? Как он называется? (ответы детей). Правильно, ребята! Это праздник 9 мая. Вот сегодня мы с вами и поговорим об этом празднике. Празднике, посвященном Великому Дню Победы. Дню, когда наша страна много лет назад одержала победу над фашистскими захватчиками. Послушайте стихотворение: «Майский праздник»
Агата: Что такое день победы?
Это утренний парад,
Едут танки и ракеты,
Марширует строй солдат.
Сережа: Что такое день победы?
Это праздничный салют.
Фейерверк взлетает в небо
Рассыпаясь там и тут.
Ксюша: Это фрукты и конфеты
Это запахи весны.
Что такое день победы.
Это значит нет воины.
(Загадывание загадок)
Воспитатель: В нашу страну Великая Отечественная война пришла в воскресенье утром, 22 июня 1941 года. Никто и не думал, что придет беда. Люди, как всегда, отдыхали, собирались на работу и просто радовались жаркому лету. И вдруг … (включить аудиозапись «Голос Леветана с объявлением о нападении Германии на СССР) (Дети слушают песню «Священная война». Все взрослые мужчины надели военную форму и отправились на фронт. В деревнях и городах остались только женщины, дети и старики. Они работали на заводах, рыли окопы, строили оборонительные сооружения, тушили на крышах зажигательные бомбы. А ещё — растили детей, спасали будущее страны. Главный девиз всего народа был: «Всё для фронта, всё для победы!»
Воспитатель: Как вы понимаете выражение «Всё для фронта, всё для победы!» (Ответы детей.)
Воспитатель: Но, несмотря на героическое сопротивление, враг неудержимо приближался. Грохот и вой самолетов покрыли все. Бомба за бомбой, снаряд за снарядом. Люди разных профессий помогали солдатам воевать. Рабочие делали танки и пушки, пекари пекли хлеб, портные шили одежду. Большой вклад в победу внесли медицинские работники. Благодаря их мужеству, отваге и героизму была оказана помощь огромному числу раненых и больных. Жители деревень и сел выращивали хлеб, овощи и фрукты. Вот это и значит: «Всё для фронта, всё для победы!»
Была война …
Была война.
И гибли люди.
И шёл за Родину солдат.
Он воевал.
И был он храбрым.
И бил фашистов всех подряд.
И так дошёл он до Берлина.
Четыре года воевал.
Чтоб я о бабушкином папе
Всем в День Победы Рассказал. (Татьяна Шапиро)
Ведущий: В холодные осенние вечера, в минуты затишья между боями, солдаты отдыхали, сидя у костра, чинили себе одежду, чистили ружье, вспоминали мирные дни, пели песни и писали письма своим родным.
Письмо с фронта от сына маме.
2. Читается под фонограмму песни «Тёмная ночь»
Здравствуй дорогая мама. Пишет тебе твой сын. У меня все хорошо. Вчера отбили наступление врага. Погибло очень много наших бойцов. С каждым днем все дальше и дальше, продвигаемся к Сталинграду. Немец терпит поражение. Когда не идет бой, солдаты сидят и мечтают о том, когда вернутся домой к любимой жене, маме и к детям. И больше никогда не видеть этих боевых действий. Много людей сейчас умирает с голоду. Потому что нам не поставляют еду из-за сильных дождей. Все дороги развезло, машины не могут пройти к нашей дивизии и даже не могут вывести раненых. Мама, как же я соскучился по дому. Когда я засыпаю, мне снится наш дом, сад и ты в нем мама, в белом цвете. Тот сон сниться каждый раз. Заканчиваю свое письмо. До свидания.
Твой любимый сын.
Ведущий: А еще солдаты вспоминали своих жен, любимых девушек, сестер, матерей. Вспоминали, как было с ними дома хорошо, уютно, тепло. Знали, что они их ждут с войны, верили, что вернутся живыми и с ПОБЕДОЙ! И от этого на душе всегда становилось теплее.
Такие письма были необходимы солдату. Не случайно символом верности и надежды стала девушка Катюша из песни, которую сейчас знают все – и взрослые и дети. Эта песня оказалась дорога всем и каждому. А в дни войны бойцы прозвали «Катюшей» грозное артиллерийское оружие, которого панически боялись враги.
3. Дети поют песню «Катюша»
Воспитатель: Наконец враг был побежден! Воины освободили от фашистских захватчиков не только нашу Отчизну, но и многие страны Европы. Они дошли до Берлина. Полной победой закончилась война советского и других народов против германского фашизма. Но велика и горька была цена этой победы. Наша страна потеряла в этой страшной войне около 27 миллионов человек. Советские солдаты-победители подарили нам мирное небо и счастливую жизнь. Но не все вернулись домой с той страшной войны. В память о погибших в городах и поселках нашей большой страны горит Вечный огонь – огонь Памяти, к которому люди в День Победы приносят живые цветы. У нас тоже есть мемориал погибшим воинам. Каждый год 9 мая люди приносят цветы к памятнику. Давайте же и мы с вами почтим память павших солдат минутой молчания
Минута молчания (звучит метроном)
9 мая 1945 года страна осветилась салютом долгожданной победе. С тех пор каждый год 9 мая люди торжественно празднуют победу. В нашей стране 9 Мая – государственный праздник, посвященный Дню Победы в Великой Отечественной войне. В этот день люди идут на парад, поздравляют ветеранов войны и празднуют. И я предлагаю вам спеть песню.
Песня «На парад с дедом»
Воспитатель: 9 мая 1945 года для нас навечно стал великой датой. Сколько людей погибло ради победы над фашизмом! И мы их никогда не забудем!