Папанова Жаннат
Проект к 60-летию полета человека в космос в старшей группе «Человек и космос»
Задачи:
Развитие мышления:сформировать у детей элементарные сведения о космосе.
Развитие внимания: учиться быстро находить на рисунке нужные фрагменты.
Формирование математических представлений: ориентировка в пространстве, закрепить с детьми умение решать примеры (сравнение чисел)
Развитие речи: учиться составлять описательный рассказ по картинке (не менее 4-5 предложений). Расширять словарный запас детей словами и понятиями «космос», «солнечная система», «созвездия»
Графические навыки: развивать творческую активность и фантазию.
Публикация «Проект к 60-летию полета человека в космос в старшей группе „Человек и космос“» размещена в разделах
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Оборудование:интерактивная доска (изображения планет; изображения созвездий, изображения сказочных животных и людей; также игровые файлы). См. приложение.
Ход занятия:
Воспитатель: Приветствие
«Здравствуй»
Приветствие сопровождается движениями, дети стоят в кругу:
Здравствуй, Небо! Руки поднять вверх
Здравствуй, Солнце! Руками над головой описать большой круг
Здравствуй, Земля! Плавно опустить руки на ковер
Здравствуй, планета Земля! Описать большой круг над головой
Здравствуй, наша большая семья!
Все ребята берутся за руки и поднимают их вверх
-Настал новый день. И я рада, вас всех видеть.
-Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу и мне. (Воспитатель улыбается всем детям, дети улыбаются в ответ.)
-Новый день принесёт новые события и впечатления.
- Дети рассаживаются на ковре. Воспитатель включает отрывок из песни о космонавтах. (Используется песня «Я верю, друзья» муз. О. Фельцмана, сл. В. Войновича, исполняет Г. Отс.)
Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, о ком идет речь в этой песне? (Ответы детей)
Воспитатель: Совершенно верно, в этой песне поется о космонавтах. А как вы думаете, почему я именно сегодня включила вам эту песню? (Ответы детей)
Воспитатель: Правильно, ребята, потому что сегодня - 12 апреля, День космонавтики. А скажите, пожалуйста, почему именно 12 апреля вся страна отмечает этот праздник? (Ответы детей) Правильно, в этот день, 12 апреля, впервые человек полетел в космос. А кто мне скажет, как звали этого человека? (Ответы детей)
Совершенно верно, первого человека, полетевшего в космос, звали Юрий Алексеевич Гагарин.
Воспитатель: Но, ребята, в космос летали не только мужчины. Первая женщина, которая полетела в космос, была Валентина Терешкова.
Воспитатель: Скажите, ребята, а кто из космонавтов первым вышел в открытый космос? (Ответы детей). Первым космонавтом, вышедшим в открытый космос, был Алексей Леонов.
Воспитатель: А как называется взлетная площадка, с которой стартуют космические корабли (Ответы детей) Да, это площадка называется космодром. Находится космодром в городе Байконуре.
-Какие названия космических кораблей вы знаете? (Ответы детей) Космический корабль, на котором летал Юрий Гагарин, называется «Восход». Есть еще корабль «Союз» и станция «Мир», куда причаливали космические корабли и на котором жили космонавты.
А как возвращаются космонавты на Землю? (Ответы детей)
Они возвращаются в специальном спускаемом аппарате.
Человек, желающий стать космонавтом, должен умным, образованным, смелым, а самое главное, он должен быть сильным и здоровым. А вам, ребята, хотелось бы быть похожими на космонавтов?
Воспитатель: Каждый из вас может в будущем стать великим космонавтом ловким, смелым, сильным, выносливым.
Вы хотите отправиться в космическое путешествие?
Ребята, давайте отправимся с вами в космическое путешествие!
На чем мы полетим с вами, ребята (на ракете)
Давайте ее соберем из частей!
Дети собирают «ракету» на интерактивной доске
Воспитатель: теперь мы готовы к полету? (Да)
Посмотрите ребята наша ракета нас ждет. Пройдите в ракету.
(Делаем из каната)
Тогда – в путь!. Давайте произведем обратный отсчет: 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1, пуск! Полетели! (Звучит «космическая» музыка)
На И. доске появляется изображение Земли из космоса
Воспитатель: Вот мы с вами и в космосе! Дети,а какая наша планета из космоса? На что похожа?
(ответы детей)
Воспитатель: ученые сумели доказать, что земля круглая и у земли есть свой адрес - солнечная система. Свое название солнечная система получила в честь щедрого светила - Солнца, которое сияет в самом центре.
На И. доске появляется изображение Солнца и планет (солнечная система)
Солнце - это гигантский шар из раскаленных газов, если представить, что Солнце это - арбуз, то земля это - ягода смородины. Солнце одаривает нас всех теплом и светом. Без солнца на земле постоянно царили бы темнота и ледяной холод и все живое не могло бы существовать.
На И. доске появляется изображение Солнца
Воспитатель: Еще Солнце называют звездой. Но кроме солнца в космосе существуют
другие звезды, которые образуют созвездия.
Еще в древние времена люди смотрели на небо и представляли себе, что из точек-звезд получаются рисунки. Эти звездные рисунки называются созвездиями. Древние греки называли одни созвездия именами любимых героев: Геркулеса, Персея; другие – названиями животных и предметов: Дракона, Пса, Лебедя. Лиры. А что увидите вы?
На И. доске проводится игра «Угадай созвездие»-учить детей соотносить схематическое изображение предмета с художественным, развивать познавательный интерес.
Воспитатель: Кроме нашей планеты вокруг Солнца по своей орбите вращается еще 8 планет. Сколько всего планет вращается вокруг Солнца?
(ответы детей)
Воспитатель: Правильно, девять! И сейчас мы попробуем их правильно расставить : каждую планету на свою орбиту! А чтобы нам ничего не напутать, я прочитаю вам стихотворение :
По порядку все планеты
Назовё т любой из нас:
Раз — Меркурий,
Два — Венера,
Три — Земля,
Четыре — Марс.
Пять — Юпитер,
Шесть — Сатурн,
Семь — Уран,
За ним — Нептун.
Он восьмым идёт по счёту.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.
(А. Хайт)
Дети выполняют задание на И. доске
Воспитатель: Ребята, а знаете ли вы какая планета самая горячая и почему?
(Меркурий, т. к. это ближайшая планета к Солнцу).
Показ планеты на И. доске
Воспитатель: Если бы вы жили на Меркурии, вам было бы уже не 6 земных лет, а 24 меркурианских года! Мы живем на Земле и называемся (Земляне).
Интересно, если бы мы жили на Меркурии, как бы нас называли?
(Ответы детей).
Воспитатель: Бортовой компьютер сообщил, что на нашем пути появилась планета, поверхность которой постоянно скрыта от нас облаками. Что это за планета?
На И. доске появляется изображение Венеры.
Воспитатель: Внимание! Внимание! На горизонте появилась красная Звезда Что же это может быть?
Показ на И. доске.
( Дети: Это Марс!)
Воспитатель: Правильно. Красный цвет – это цвет марсианских пустынь.
Ребята, давайте совершим посадку на Марс? Год на Марсе вдвое длиннее земного. Значит, на Марсе вам было бы всего три года! Как здесь холодно! Надо согреться, давайте проведем космическую разминку :
Мы цепочкой друг за другом, Идут цепочкой, взявшись за руки,
правое плечо вперед.
Взявшись за руки идем.
Повернувшись внутрь круга, Останавливаются, образуют круг,
взявшись за руки.
Медленно кольцо замкнем.
Вот колечко, то есть круг, Прямые руки поднимают вверх.
Наши руки, приподнявшись, Потянуться вверх на носочках.
Лучиками стали вдруг.
Мы сомкнулись, повернулись Руки опустить, шаг вперед, поворот кругом.
Раз! И солнцем обернулись. Руки вверх - потянуться
на носочках.
Чтоб нас лучше разглядели, Руки вперед, приседают два раза.
Раз – присели, два – присели.
Вдаль сейчас ракета мчится, Прямые руки поднимают вверх,
Прямо к звездной тишине. Соединяя ладони рук над головой.
Потянуться на носочках.
И звездою обратившись, Прямые руки над головой – растопырить
пальцы рук.
Ярко светит в темноте. Выполняют движения «фонарики
кистями рук.
Воспитатель: Как вы думаете, как выглядят Марсияне? давайте пофантазируем. Ответы детей)
Воспитатель: Продолжаем наш полет! Посмотрите в иллюминатор, мы пролетаем самую большую планету.
Воспитатель:Как она называется?
(Дети отвечают - Юпитер).
Воспитатель:Внутри Юпитера могли бы поместиться более 1000 таких планет, как Земля. Сатурн – шестая планета от Солнца. Это еще и самая удивительная планета из-за красивых колец, которыми она окружена. А как могли бы называться жители Сатурна? (Ответы детей).
Воспитатель:А какие планеты мы еще не назвали?
(Уран, Нептун, Плутон).
Показ на И. доске
Воспитатель: Какая из этих планет самая холодная? Почему?
( Дети:Плутон, потому что дальше всех находится от Солнца).
РАЗДАЕТСЯ СИГНАЛ SOS! (с планеты Алфа)
Сигнал sos c планеты Альфа, что это значит? (просьба о помощи)
Ну, что, ребята, поможем? (ответы детей)
- Курс на планету Альфа. (Звучит музыка)
А вот и наша планета Альфа! Держитесь крепче, приземляемся! (музыка)
Предлагаю выйти на связь с «обитателями планеты Альфа».
Ла-ло-лу (произносится вопросительно).
Ля-ле-лю (произносится утвердительно).
Фа-фо-фи (произносится удивленно).
Аль-фа-фы (произносится радостно).
НА ЭКРАНЕ ПОЯВЛЯЕТСЯ ЖИТЕЛЬ ПЛАНЕТЫ АЛЬФА
(аудиозапись)
- Здравствуйте, спасибо, что приняли мой сигнал бедствия. Злой пришелец заколдовал всех жителей планеты Альфа, осыпав их звездным сонным порошком, остался один я, и теперь наша планета погибает. Помогите нам!
(Обращается к жителю планеты Альфа)
-Как мы можем вам помочь?
Житель с экрана (аудиозапись) :
-Злой пришелец обронил конверт, когда улетал с нашей планеты, может быть, там вы найдете подсказку?
Давайте его откроем.
Ребята, здесь два задания с помощью которых можно расколдовать жителей планеты Альфа.
Воспитатель: Давай те преступим к работе, вот первое задание.
1. игра «Найди пять отличий»-развиваем внимание, наблюдательность
2. игра «Сосчитай, сколько ракет летит направо, сколько налево, вверх и вниз. Чего больше?»- развиваем внимание и закрепляем умение сравнивать количество, решать примеры.
Воспитатель: Играет музыка. Жители планеты просыпаются.
Благодарят за помощь.
-А нам пора возвращаться обратно на Землю. Занимаем места в ракете. Пристегнуть ремни! Держитесь крепче!
(под музыкальное сопровождение)
Вот и наша Земля!
Вот и наши поля!
Здравствуйте, моря соленые!
Здравствуйте, луга зеленые!
Мы с полета возвратились
И на Землю приземлились!
Вот мы и вернулись на космодром!
- Что вы сегодня узнали во время путешествия? (ответы детей)
(Складывали картинки, считали ракеты,, находили звезды, отгадывали и. тд.)
Воспитатель: Если вам понравилось наше космическое путешествие, то покажите «класс» - большой палец вверх; если не понравилось – то большой палец вниз.
- Вам понравилось наше космическое путешествие? (дети показывают).
Приложение.
«Сосчитай сколько ракет летит»
Сосчитай, сколько ракет летит направо, сколько налево, вверх и вниз.
«Соединялка»
СО
ЛУ
КО
РА
«Найди пять отличий»