Ирина Харламова-Щербак
Проект «Поможем животным вместе»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Поможем животным вместе»
«Если допустить, что у нас есть право причинять страдания
без необходимости — тогда будет разрушено само основание
человеческого общества».
Джон Голсуорси (1867 — 1933)
Цель: нравственно-экологическое воспитание детей:
Трепетное отношение к любому проявлению жизни, ко всем живущим существам, способность сострадать и чувствовать их боль Развитие у детей умения воспринимать животных как партнеров в процессе общения, что необходимо для формирования гуманного отношения к миру природы, а следственно и к миру людей.
Задачи:
Публикация «Проект „Поможем животным вместе“» размещена в разделах
1. Содействовать воспитанию чувства доброты, сопереживания, ответственного отношения к братьям нашим меньшим;
2. Знакомство с особенностями содержания домашних животных и их незаменимой пользой для человека.
Этапы:
1. Просмотр детьми документального фильма о пользе, отваге и преданности животных (с использованием проектора, фильм продолжительностью 20-30минут).
2. Разговор с детьми на тему ответственного отношения к животным, заботе и состраданию к тем, кто в этом нуждается.
3. Конкурс детских рисунков на тему «Мы в ответе за тех, кого приручили».
4. Оформление фото выставок «Поможем животным вместе» и «Мой четвероногий друг».
5. Консультация для родителей «Влияние животных на полноценное развитие личности ребенка»
6. Завершающее благотворительное выступление четвероногих друзей в День защиты животных
Мы одна большая семья на маленькой планете и, делая доброе дело, помогая нашим меньшим братьям, мы помогаем себе. С нами рядом живут живые существа, которых принято называть домашними животными. Но умеем ли мы ценить их искренние чувства? Что знаем мы об их преданности?
Обучение доброте к животным - важнейший этап воспитания, позволяющий избежать проявлений жестокости в дальнейшей жизни.
«Жестокое обращение с животными есть только первый опыт для такого же обращения с людьми». Ж. Бернарден
По словам Пернера, испорченное сердце человека требует нравственного обновления, он делает особый натиск на необходимость тщательно воспитывать чувства человека с юных лет его и свои взгляды подкрепляет многочисленными примерами из истории и уголовной процедуры, доказывая, какие ужасные последствия проистекают от небрежности в воспитании сердца. Приведя вопиющие факты, Пернер пишет так: "Теперь я уверен, никто не будет сомневаться в том, что роду человеческому до тех пор не суждено вкусить возможного счастья, пока фундаментом воспитания не сделается чувство любви и сострадания, но эта добродетель преимущественно должна иметь применение в сношениях человека с животными. Без чувства сострадания к ним все науки, громкие теории, политические улучшения, искусства, и даже проповедуемая на словах религия оказываются недостаточными способами воспитания. Параллельно с этими двигателями нравственности необходимо допустить действовать на сердце принципам положительной любви: мы должны в детях искоренять жестокость к животным и этим подготовить прочные основы для истинно благородного характера».
«История свидетельствует, что причины человеческого зверства таятся в колыбели младенцев, и ежели бы детей учили правильно чувствовать и мыслить с первых минут пробуждающегося в них сознания о внешнем мире, т. е. ежели бы развивали преимущественно их сердце и мысль, разжигая любовь не только к людям, но и к животным, ежели б не потворствовали холодному равнодушию ребенка к участи бедных тварей, то много лучшего было бы на свете! Исследования убеждают, что злейшие преступники уже в детстве испортили свое сердце, затем правду сказал Монтень, что в этом возрасте начинается корень каждого преступления».
«Дети в присутствии родителей и наставников тиранизируют животных для развлечения, а воспитатели не видят в этом ничего особенного злого, ибо они сами с юности прониклись ядом жестокосердия».
Тем самым мы доказали, что если сочувствие к животным будет распространено, то и между людьми случаи дерзких преступлений и взаимных насилий уменьшатся.
Кротость и сочувственную снисходительность, как величайшие добродетели, необходимо прививать в детях не только теоретически, но и на практике, - практика же сама собой навязывается в отношениях детей с животными.
Отношения между ребенком и домашними животными могут научить множеству важных вещей: умению общаться без слов, давать и получать безусловную любовь, а также пониманию того, как важно уважать любые живые существа.
Малышей-дошкольников можно научить тому, что животные во многом похожи на детей:
• Им необходимы пища, вода, укрытие и защита, а также прививки и посещения врача, чтобы оставаться здоровыми.
• Они могут пораниться и чувствовать боль.
• Домашние животные нуждаются в нежной заботе и любви. Они не игрушки.
• Некоторые домашние животные, например, собаки и кошки, любят играть, но не всегда этого хотят.
Детям младшего и среднего школьного возраста нужно рассказать о следующем:
• Агрессивные действия по отношению к животным вызывают у них страх, причиняют боль и страдание.
• Природа – это дом диких животных, а вы там - гости. Как и в любом доме, гости не должны оставлять после себя мусор, ничего не ломают и не ведут себя шумно и оскорбительно.
• Каждое животное в сложной системе жизни имеет определенную цель.
• Люди и их домашние животные имею особенные отношения, безусловно любя и заботясь друг о друге.
Дети среднего и старшего школьного возраста должны понимать:
• Разницу между справедливым отношением, по сравнению с жестоким обращением и пренебрежением.
• Как именно общество «использует» животных; а также разницу между гуманным и антигуманным обращением с животными.
• Сложные проблемы, например, эвтаназия или нежелательные домашние животные, вымирающие виды животных, а также использование животных в научных экспериментах.
• Почему нам необходимы законы по защите животных от жестокости, включая жестокое обращение со стороны их владельцев.
• Понятие милосердия, например, посвящение свободного времени или части денежного пособия благим целям.
Влияние животных на полноценное развитие личности ребенка
Интеллектуальное развитие
* Животные являются источником первых знаний о природе. Ребенок видит животное - он к нему тянется, распознает названия, отмечает различия, познает его поведение.
* Животные являются источником развития сенсорики. Ни одна обучающая игрушка не может сравниться с природой. Ребенок непосредственно через органы чувств воспринимает объект: форму, величину, цвет, запах, пространственное расположение, движения, мягкость, фактуру шерсти и т. д.
* Животные являются источником развития логического мышления. На основе представлений о животных, дети учатся видеть связи и зависимости: киса мяукает у миски - голодная, щенок виляет хвостом - хочет поиграть, затаился - охотится.
* Животные источник для различных видов деятельности - наблюдение, игра, труд, творчество и т. д. В результате формируется любознательность, наблюдательность, развивается фантазия.
Животные - источник нравственного воспитания
* Источник первых переживаний и радости. Ребенок испытывает положительные эмоции в общении с животным. В современном обществе этого как раз больше всего и не хватает - положительных переживаний.
* В процессе общения у ребенка развиваются чувства прекрасного. Они учатся видеть естественную красоту.
* В процессе деятельности ребенок учится проявлять бережное (пассивное) и заботливое (активное) отношение к животному миру в целом. Таким образом у ребенка формируется основы экологической культуры, которая является составной частью духовной культуры.
Животные - источник эстетического воспитания и развития
* Натуральная и естественная красота побуждает детей к творчеству. Дети любят и стремятся отражать свои переживания с животным в детских стихах, рассказах собственного сочинения и, конечно же, в изодеятельности.
Источник трудового воспитания
В процессе наблюдения, ребенок знакомится с несложными трудовыми операциями. Под руководством взрослых у него формируются элементарные навыки по уходу за животными. Приобретаются дополнительные сведения об условиях жизни в природе и в домашних условиях.
Источник физического развития
Животные источник укрепления здоровья, психического развития: в процессе прогулок с собакой, хорьком, кроликом и т. д, в процессе труда дети также совершенствуются физически.
Животные – лекари
Термин Пет-терапия или зоотерапия —так называют терапию больных с помощью животных (собак, лошадей, дельфинов, кроликов, кошек, птиц и пр.)
Канистерапия— терапия с использованием собак — является одним из самых востребованных видов зоотерапии из-за своей доступности и социального поведения животных. Терапия применяется как вспомогательная психотерапевтическая методика при работе с пациентами, которые тяжело идут на контакт, помогает развитию эмоциональных, умственных способностей, а также развитию двигательных функций. Канистерапию применяют для улучшения состояния детей больных аутизмом, синдромом Дауна, церебральным параличом (ДЦП, страдающих олигофренией, у детей улучшается координация движений, уменьшается спастика, улучшается память.
«Настанет время, когда человечество будет гуманным к каждому существу, которое дышит» (Джереми Бентам). Все в наших руках, потому что мы воспитываем тех, кто сделает мир лучше!
Щербак Ирина Юрьевна
МДОУ д/с №5