Ольга Аверьянова
Проект «Поделись улыбкою своей…»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проекта
В отличие от интеллектуального развития развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточное внимание. А ведь сама по себе эмоциональная сфера не складывается - ее необходимо формировать. Дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, а больше замыкаются на телевизорах и компьютерах, хотя именно общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Известно, современные дети менее отзывчивы к чувствам других, присутствует агрессивность и тревожность в их поведении.
Публикация «Проект „Поделись улыбкою своей…“» размещена в разделах
Чаще всего они проявляют агрессию при недостатке общения, когда недополучают человеческого тепла и необходимой информации. Для снятия страха и снижения детской агрессии взрослым необходимо организовать эмоционально-личностное общение и совместную деятельность с ребенком, что будет оптимизировать процесс познания окружающего мира.
Однако долгое время система дошкольного образования в России была ориентирована на обеспечение познавательного развития детей. При этом эмоциональному развитию часто уделялось недостаточное внимание. Однако предназначение дошкольного возраста заключается не столько в овладении знаниями, умениями и навыками, сколько в становлении базовых свойств личности: самооценки, образа «Я», нравственных ценностей, социально-психологических особенностей в системе отношений с другими людьми.
Преобразования, происходящие в России в последнее время, ставят особые задачи перед системой дошкольного образования. На первый план выступает личностно-ориентированная модель общения педагога с ребенком, забота о сохранении психического здоровья каждого ребенка, принятие его индивидуальности, раскрытие и развитие творческих способностей. При этом развитие личности, способной к восприятию и пониманию собственных эмоциональных состояний и эмоциональных проявлений других людей, рассматривается как условие успешной ее адаптации в современном обществе. Очень важно научить ребенка рассказывать о своем внутреннем мире, слушать, слышать и понимать окружающих.
Как это осуществить в условиях детского сада? Именно на этот вопрос мы попытаемся ответить с помощью нашего психолого-педагогического проекта «Поделись улыбкою своей…»
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА
«Улыбка имеет эффект зеркала –
улыбнись и ты, увидишь улыбку.»
Проект «Поделись улыбкою своей…»
Авторы проекта : педагог-психолог Аверьянова Ольга Юрьевна,
учитель-логопед Горшкова Нина Александровна.
Продолжительность проекта : 1 месяц
Тип проекта : творческий.
Участники проекта : педагог-психолог, учитель-логопед, воспитатели, дети старшей и подготовительной групп, родители детей.
Возраст детей: 5-7 лет.
Проблема, значимая для детей, на решение которой направлен проект : современные дети менее отзывчивы к чувствам других, присутствует агрессивность и тревожность в их поведении; дети затрудняются рассказывать о своем внутреннем мире, слушать, слышать и понимать окружающих.
Цель проекта : способствовать развитию эмоционально-чувственной сферы детей, формированию у них положительной Я-концепции, доброжелательного отношения к окружающим людям.
Задачи проекта
Для детей:
• Развитие эмоциональной стороны детской личности, знакомство детей с эмоциональными состояниями человека в разных ситуациях;
• Обучение детей приёмам саморегуляции; снятие напряжения, тревожности и агрессивных проявлений у них;
• Развитие коммуникативных способностей детей; сплочение детского коллектива; воспитание нравственных ценностей, уважения детей друг к другу; тренировка доброжелательного поведения, умения улыбаться;
• Формирование знания о роли настроения в сохранении и укреплении здоровья человека, о значении улыбки в жизни человека;
• Развитие творческих и речевых способностей детей при проявлении и понимании чувств и эмоций (собственных и других людей).
Для педагогов:
• Обеспечение реализации воспитательных, развивающих и обучающих задач через освоение детьми образовательных областей;
• Сбор, систематизация и обобщение теоретического, методического и практического материала по данной теме;
• Создание условий для самостоятельной и совместной со взрослыми деятельности детей в рамках реализуемого проекта;
• Создание интереса к теме у детей и родителей через использование современных форм, методов, средств обучения и воспитания;
• Установление доброжелательных взаимоотношений детей, педагогов ДОУ и родителей в процессе разработки и реализации проекта;
Для родителей:
• Привлечение внимания к миру эмоций, чувств и переживаний детей;
• Формирование у родителей устойчивого интереса к вопросу эмоционального, личностного и коммуникативного развития детей, их психологического благополучия;
• Стимулирование творческой активности родителей через участие в мероприятиях, выставках и досугах;
• Установление партнерских отношений родителей и педагогов в вопросах воспитания, обучения и развития детей.
Форма проведения итогового мероприятия: выставка детских фотографий «Моя улыбка», итоговый досуг «Поделись улыбкою своей…».
Продукты проекта :
• для детей – досуг, коллективный рисунок «Наши улыбки», стенгазета «Мир улыбок», рассказы «Я улыбаюсь, потому что…»
• для педагогов – досуг, презентации «Наш проект», «Улыбка»
• для родителей – фотографии детей, рассказы «Улыбка моего ребенка»
Ожидаемые результаты по проекту
Для детей:
• сплочение детского коллектива, формирование эмоционального отклика и психологического комфорта у детей;
Для педагогов:
• Систематизация и обобщение материала по данной теме;
• Создание достаточных условий в ДОУ для психологического благополучия и развития личности детей;
Для родителей:
• Осознанный интерес родителей к эмоциональному, личностному и коммуникативному развитию детей, повышение активности родителей к обеспечению их психологического комфорта.
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
«Поделись улыбкою своей…»
Авторы проекта :
педагог-психолог Аверьянова О. Ю. ,
учитель-логопед Горшкова Н. А.
Этапы проекта
Подготовительный
(проблема, планирование, прогнозирование результатов / продуктов проекта) Планирование проекта;
Подбор теоретического, методического, иллюстративного, художественного материала;
Разработка стендов, консультаций, анкет для родителей и детей;
Разработка, подбор и систематизация дидактических, настольно-печатных, сюжетно-ролевых игр, атрибутов и др. ;
Составление сценария
итогового досуга. Дети знакомятся с различными эмоциональными состояниями, учатся их распознавать с помощью настольно-печатных игр, иллюстративного материала, художественных произведений, тренингов, «Доски эмоций» и «Калейдоскопа эмоций».
Дети отвечают на вопросы анкеты. Родители обобщают свои знания и сведения с помощью педагогов: консультация для родителей, стенд по теме «Развитие эмоциональной сферы у детей».
Анкетирование родителей «Улыбка моего ребенка».
Деятельностный
(непосредственная деятельность
по проекту, поэтапная
оценка) Проведение НОД с детьми по развитию речи, художественной деятельности, «Познанию» и «Социализации» в рамках проекта; Проведение бесед, сюжетно-ролевых, дидактических, настольно-печатных игр, игр на релаксацию и т. д. ;
Создание проблемных ситуаций, ситуаций общения.
Выполнение работ детей на заданную тему в рамках различных видов деятельности (лепка, аппликация, рисование и др.)
Беседы на заданную тему, обыгрывание, инсценировка различных ситуаций;
Активное участие в сюжетно-ролевых, подвижных, коллективных играх. Рассказы родителей детям, беседы на тему «Улыбка творит чудеса».
Фотоссесия на тему «Моя улыбка», совместное составление рассказов на тему «Я улыбаюсь, потому что…»
Завершающий
(презентация продуктов проекта и рефлексия – размышления над новым знанием или опытом) Проведение итогового досуга «Поделись улыбкою своей…» Подведение итогов реализации проекта в виде выставки детских фотографий, рисунков, стенгазеты.
Обобщение материалов в виде презентации проекта. Участие в итоговом досуге, в выставке фотографий «Моя улыбка», коллективное изготовление стенгазеты «Мир улыбок», коллективного рисунка «Наши улыбки».
Просмотр презентации. Участие в итоговом досуге.
Оформление детских рассказов, фотографий «Я улыбаюсь, потому что…», стенгазеты.
Обобщение материалов по теме, просмотр презентации.
СИСТЕМНАЯ ПАУТИНКА ПО ПРОЕКТУ
«Поделись улыбкою своей…»
Авторы проекта :
педагог-психолог Аверьянова О. Ю. ,
учитель-логопед Горшкова Н. А.
Направления развития Содержание работы
Беседы «Зачем люди улыбаются», «Что выражает улыбка», притча об улыбке.
Просмотр мультфильмов, их обсуждение «Крошка Енот», «По дороге с облаками/Подарок для слона», «Ох и Ах».
ООД по социализации «Улыбка творит чудеса», «Дружба начинается с улыбки».
Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Праздник», «День рождения».
Обыгрывание ситуации «Когда человек улыбается?».
Инсценировка проблемной ситуации «Как развеселить друга?», театрализованная деятельность «Ох и Ах», «Крошка Енот».
Игры на развитие тактильных, эмоциональных и коммуникативных контактов дошкольников, на сплочение группы, на внимание к другому, на взаимопомощь.
Познавательное развитие
ООД по ознакомлению детей с окружающим «Что такое улыбка», «Красивая и здоровая улыбка», рассматривание фотографий.
ООД по ФЭМП «Прямые и кривые линии», «Круг и полукруг (деление фигуры пополам)»
Настольно-печатные, дидактические игры «Угадай эмоции», «Театр настроений», «Лото настроений», «Придумай лицо», «Калейдоскоп эмоций», «Пиктограммы эмоций», «Маски», «Доска эмоций».
Речевое развитие
Беседы по теме «Что/кто вызывает мою улыбку», «Какие бывают улыбки».
Речевые игры «Скажи наоборот», «Противоположности», «Скажи по-другому», «Закончи предложение», «Что сначала, что потом», «Кто что делает», «Подбери признак».
ООД по развитию речи – составление рассказа по фотографии «Мой счастливый день».
ООД по развитию речи – составление рассказа по представлениям «Радуюсь вместе с …»
Продолжение и составление творческих рассказов. Обсуждение и разучивание стишков, поговорок, пословиц, фразеологизмов по теме.
Игры на развитие речевых навыков, на добрые слова и пожелания.
Художественно-эстетическое развитие
Лепка «Мы с радостью гуляем вместе», «Счастливые улыбки».
Рисование «Автопортрет – я улыбаюсь», «Нам весело».
Аппликация «Наши лица», «Смайлики».
Чтение художественной литературы Т. Доморенок-Кудрявцева «Сила улыбки», Л. Муур «Крошка Енот», рассматривание портретов. Разбор и разучивание пословиц, поговорок, стишков, считалок, загадок, песен и танцев по теме.
Физическое развитие
Пальчиковая гимнастика, речь с движением, подвижные игры, мимические, дыхательные и артикуляционные упражнения, игры-тренинги, игры-релаксации, психогимнастика.