Ольга Ситникова
Проект по экономическому развитию «Ребёнок в мире экономики» для подготовительной группы
Тема: «Ребёнок в мире экономики»
Вид проекта : семейно-групповой, долгосрочный, практико-ориентированный.
Сроки реализации: февраль
Участники проекта : дети подготовительной группы, воспитатель, родители.
Публикация «Проект по экономическому развитию „Ребёнок в мире экономики“ для подготовительной группы» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Проекты, планы, тематические недели
- Темочки
Актуальность: новые механизмы хозяйствования требуют от современного человека особых качеств, особой экономической культуры. Очевидно, что необходимо знакомить малышей с такими понятиями, как «разумное ведение домашнего хозяйства», «экономия средств», «использование сбережений».
Экономическое воспитание дошкольников - относительно новое направление дошкольной педагогики. Область экономической действительности – одна из жизненно важных областей, в которую ребенок «включается» с детских лет и соприкасается с такими экономическими понятиями как вещи, труд, деньги, стоимость. В детях воспитывается уважение к людям, умеющим трудиться и честно зарабатывать деньги; формируются базисные качества экономической деятельности : бережливость, экономность, рациональность, деловитость, трудолюбие.
Проблема: Помочь детям дошкольного возраста сформировать представления об экономических понятиях : потребности, нормы жизни, труд, деньги, товар, цена, реклама в соответствии с их возрастными особенностями.
Цель проекта : Способствовать формированию основ экономического образа мышления у ребёнка – дошкольника данного возраста.
Задачи:
социально-коммуникативное развитие
• Понимать и ценить окружающий предметный мир (мир вещей как результат труда людей).
• Уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги.
• Осознавать взаимосвязь понятий «труд-продукт-деньги» и «стоимость продукта в зависимости от его качества», видеть красоту человеческого творения.
• Совершенствовать коммуникативные качества детей, укреплять взаимоотношения в детском коллективе (взаимопомощь, взаимовыручка, дружеские отношения и пр.).
познавательное развитие
• Активизировать познавательную деятельность, развивающую основы экономики, посредством разнообразных видов детской деятельности.
• Содействовать проявлению интереса у детей к профессиональной деятельности взрослых.
• Развивать умение творчески подходить к решению ситуаций экономических отношений посредством игровых действий.
речевое развитие
• Обогащать словарь детей экономическими «понятиями», «терминами».
• Способствовать развитию диалогической и монологической речи.
• Расширять знакомство с различными жанрами художественной литературы (авторские сказки, пословицы, поговорки)
художественно-эстетическое развитие
• Развивать творческое воображение при создании моделей «семейного бюджета», изготовлении атрибутов для игр, в реализации самостоятельной конструктивно-модельной деятельности детей.
Основные методы реализации проекта : беседы, детское творчеств, игры, работа с родителями.
Ресурсное обеспечение:
1. Компьютерное оборудование (ноутбук, проектор, экран)
2. Денежные знаки: современные, других стран, недавнего прошлого и пр.
3. Художественная литература: «Заработанный рубль» грузинская сказка, Романов А. «Чудеса в кошельке», К. И. Чуковский «Муха-цокотуха», Г. Х. Андерсен «Дюймовочка», Ш. Перро «Кот в сапогах», басня И. Крылова «Стрекоза и муравей», пословицы, поговорки по теме.
4. Мультфильмы: С. Михалков «Как старик корову продавал», «Барбоскины и реклама».
5. Сюжетные картины: «В магазине», «На рынке», «На ферме»
6. Атрибуты к сюжетно-ролевым играм:
«Магазин», «Кафе», «Шофёры», «Поликлиника», «Рынок» («банкомат», одежда, соответствующая принятой роли и пр.)
7. Дидактические игры: «Что можно купить за деньги, а что нельзя», «Что нужно для профессии», «В каком магазине продаётся», «Профессии» и т. д.
8. Материалы для изобразительной деятельности, бросовый и природный материалы.
Образовательные области: познавательная, социально – коммуникативная, художественно – эстетическая, речевое развитие.
Предполагаемый результат:
По завершению проектных мероприятий дети могут:
1. Активно использовать в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.).
2. Осознавать и соизмерять свои потребности и возможности.
3. Получить представления о том, что зарплата – это оплата за количество и качество труда, пенсии за прошлый труд, а пособия на детей – это аванс детям в расчете на их будущий труд.
4. Понимать, что расходы семьи не должны быть расточительными и что ребенок может, будучи экономным, их уменьшить.
5. Осознавать, что сбережения семьи – это денежные средства, которые могут остаться, если разумно расходовать свои доходы, и могут быть использованы для отдыха всей семьей или приобретения необходимых, вещей
6. Контролировать ответственность за свои поступки, которые могут положительно или отрицательно сказаться на экономическом положении семьи и его самого.
7. Понимать, что реклама может помочь, если она правдива, и напротив, навредить, бюджету семьи и здоровью человека.
Этапы реализации проекта
№ п/п Этапы Цель Сроки
1. Подготовительно-проектировочный этап 1. Разработка и накопление методических материалов.
2. Создание необходимых условий для реализации проекта.
3. Создание развивающей среды.
4. Подбор необходимой художественной литературы по теме проекта.
5. Разработка мероприятий. февраль
2. Практический этап Реализация проекта через взаимодействие с детьми, родителями, внедрение различных форм работы во все виды деятельности детей. февраль
3. Обобщающе - результативный этап Мониторинг результатов и подведение итогов февраль
Реализации проектной деятельности :
Дата Совместная деятельность взрослых и детей Совместная работа с родителями
1.02. – 05.02 1. Обсуждение с детьми проекта
2 Составление календаря проектных мероприятий
3. Демонстрация детям слайд-презентации «История денег»
4. Рассматривание денежных знаков недавнего прошлого и настоящих, нашей страны и денег других стран.
5. Оформление «Коллекции денег»
6. Чтение Романов А. «Чудеса в кошельке»
7. Игровая ситуация «Путешествие денежки» (как деньги приходят в дом, для чего необходимо получать образование, что значит «хорошая работа», ценность деятельности человека и пр.)
1. Обсуждение с родителями проекта
08.02. – 12.02 1. Рассматривание картины «В магазине», «На рынке»
2. Дид. игра «Хочу и надо»
3. Беседа «Семейный бюджет»
4. Чтение «Муха цокотуха» К. Чуковского.
5. Сюжетно-ролевая игра «Супермаркет».
1. Познавательный маршрут «Супермаркет: первая покупка» (обратить внимание на правила поведения в магазине, расположение товара, обратить внимание на ценники товара и пр., покупка ребёнком товара по собственному усмотрению для себя и семьи на 50 рублей)
2. Консультация «Дошкольник и экономика».
15.02.-19.02 1. Беседа «Что такое деньги».
2. Рассматривание современных денежных знаков нашей страны.
3. Дидактическая игра «Найди купюру страны»
4. Чтение произведения А. Романов «Чудеса в кошельке».
5. Беседа «Где и что покупают люди»
4. Просмотр мультфильма «Барбоскины и реклама»
1. Познакомить детей с составляющими семейного бюджета (зарплата, пенсия, дополнительный заработок).
22.02.-26.02 1. Беседа «Труд в жизни людей»
2. Чтение сказки о труде «Терем – теремок» В. Г. Сутеева
3. Дид. игра «Кому что нужно для работы»
4. Просмотр презентации «Все работы хороши»
5. Онлайн-экскурсия «В гости к фермеру»
1. Консультация «Экономическое воспитание детей старшего дошкольного возраста».
Выводы по проекту :
1. Дети используют в сюжетно-ролевых играх понятия «деньги», «цена», «товар», «труд»,
2. Бережно относятся к своим вещам, игрушкам, книгам.
3. При коммуникативном общении со сверстниками и взрослыми рассказывают, обсуждают ситуации, когда вследствие экономии денежных средств семейного бюджета были сделаны более важные приобретения, в том числе организован семейный отдых.
4. В беседе дают оценку товару, представленному в рекламных роликах.
Перспективы дальнейшей работы: продолжать закреплять экономические знания детей, полученные во время занятий, игр, бесед в разных видах труда в рамках самостоятельной деятельности детей. Развивать предметно-пространственную среду.