Оксана Русинова
Проект по экологическому воспитанию «Волшебная водичка»
▼ Скачать
МДОУ №19 «Звёздочка»
Проект по экологическому воспитанию в первой младшей группе
«Волшебная водичка»
Воспитатель I младшей группы
Русинова Оксана Викторовна
п. Буреполом, 2020г.
Срок реализации: долгосрочный (два месяца).
Вид проекта : познавательно-исследовательский
Тип проекта : игровой.
Состав участников: воспитатели, дети 2-3 лет.
Публикация «Проект по экологическому воспитанию „Волшебная водичка“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Проблема: Проект направлен, на решение проблемы по формированию у детей младшего дошкольного возраста представлений о воде и о ее значимости.
Актуальность проекта :
Необходимость расширения знаний и представлений у ребёнка о свойствах и значении воды в жизни живых существ и для здоровья детей.
Цель проекта : Формирование наблюдательности у детей младшего дошкольного возраста через игры с водой путем создания благоприятной обстановки.
Задачи проекта :
• Формировать представления детей о свойствах и значениях воды;
• формировать представления детей о природном объекте воде;
• воспитание бережного отношения к воде;
• учить детей выполнять простейшие опыты, последовательно выполняя указания педагога;
• развивать наблюдательность и любознательность.
План реализации проекта :
1. Подобрать и изучить методическую литературу по теме проекта.
2. Пополнить развивающую среду:
• Подбор художественной литературы по теме;
• Составление картотек загадок, стихов, потешек;
• Составление картотеки опытов с водой;
3. Подготовка оборудования для опытов с водой.
4. Разработать перспективный план занятий познавательного цикла.
5. Подготовить информацию для родителей по темам:
• Эксперимент в детском саду;
• Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников;
Предполагаемый результат:
• расширение знаний детей о воде, ее свойствах и ее роли для окружающего мира;
• развить познавательные умения через наблюдение.
• обогащение активного и пассивного словаря детей за счет слов: «вода, водичка, прозрачная, без цвета, без вкуса, без запаха, льется, журчит, бежит, капает, мыть, вытирать, наливать, поливать, купаться, мокрый, сухой и т. д.»;
• Воспитывать бережное отношение к воде.
Проект состоит из трех этапов.
1 этап - подготовительный
1. Постановка цели и задач проекта.
Беседы с детьми, для выявления знаний о воде.
2. Подобрать методическую, познавательную и художественную литературу по теме проекта.
3. Подготовить стихотворения, потешки, загадки, игры, иллюстрации с использованием воды.
4. Подготовка необходимого оборудования.
5. Определение содержания, методов, форм работы с детьми, родителями по проекту.
6. Обогатить эколого - развивающую среду в группе, центр воды и песка необходимым материалом и инвентарем для проведения игр с водой.
2 этап - основной (практический)
Речевое развитие.
1. Беседы: «Да, здравствует мыло душистое», «Умывание каждый день», «Купаться любят все», «Друзья Мойдодыра».
2. Чтение потешек: «Солнышко, ведрышко», «Дождик дождик», К. И Чуковский «Мойдодыр», сказка - «Заюшкина избушка», А. Барто «Девочка чумазая», В. Бианки «Купание медвежат».
3. Рассматривание иллюстраций с изображением дождя, различных водоемов, купания в них.
4. Заучивание потешки «Водичка, водичка…»
Художественно-эстетическое развитие:
1. Рисование: «Дождик», «Волны»
2. Лепка: «Капельки»
Музыкальная деятельность:
1. Разучивание и пение песен «Дождик, дождик – кап, кап, кап», «Дождик, дождик веселей».
2. Музыкальная игра в движении «Дождик на дорожке», «Солнышко и дождик».
3. Слушание «Звуки природы» - шум дождя, водопада, капели, моря.
Социально – коммуникативное развитие:
1. Сюжетные игры «Капитаны», «Плывем на пароходе», «Угостим кукол чаем».
2. Дидактические игры «Рыбалка», «Куда можно налить воду?», «Купание куклы», «Пускание корабликов»
4. Игры со строительным материалом – постройка корабля, моста.
5. Игры-забавы: «Пускание мыльных пузырей», «Уточки плавают».
Физическое развитие:
1. Подвижная игра «Солнышко и дождик», «Пузырь», «Капельки и Тучка».
2. Комплекс утренней гимнастики «Птички ходят по водичке».
3. Физкультминутка «Тихо плещется вода».
4. Пальчиковые игры «Лодочка», «Рыбка».
Исследовательская деятельность:
1. Наблюдение за дождем из окна за дождем и на прогулке за лужами.
2. Игры детей в центре «Песок – вода» -поисков», «Холодная, теплая, горячая», «Тонет – плавает».
Трудовая деятельность:
1. Наблюдение за трудом воспитателя и выполнение трудовых поручений: мытье игрушек.
2. Наблюдение за трудом воспитателя по уходу за комнатными растениями и выполнение трудовых поручений: полив цветов.
3. Наблюдение за трудом помощника воспитателя : как моет посуду, пол.
Работа с родителями:
1. Консультация для родителей «Игры с водой в домашних условиях», «Простые опыты с водой»
2. Показать детям в домашних условиях, что для приготовления пищи, стирки белья, уборки квартиры, поливки комнатных растений, купания людей нужна вода.
3. Уход за комнатными растениями и животными дома.
3 Этап - заключительный
1. Подвести итог
2. Итоговое занятие «Волшебная водичка»
Выводы:
Усвоение знаний о природе при помощи игры, вызывающей переживания, не может не оказать влияния на формирование у них бережного и внимательного отношения к объектам растительного и животного мира. А экологические знания, вызывающие эмоциональную реакцию у детей, войдут в их самостоятельную игру, станут ее содержанием, лучше, чем знания, воздействие которых затрагивает лишь интеллектуальную сферу.
В ознакомлении детей с природой используют дидактические, подвижные и творческие игры.
С детьми мы играли в подвижные игры «Солнышко и дождик», «Пузырь», «Капельки и Тучка», а также в дидактические игры «Рыбалка», «Куда можно налить воду?», «Купание куклы», «Пускание корабликов».
В ходе проекта ознакомились с литературными произведениями о воде К. И Чуковский «Мойдодыр», сказка - «Заюшкина избушка», А. Барто «Девочка чумазая», В. Бианки «Купание медвежат».
Разучили с детьми новые потешки и использовали их при проведении культурно-гигиенических навыков.
Также я использовала метод наблюдения с подключением различных анализаторов, опыты и эксперименты. Наблюдение - один из методов непосредственного восприятия. В процессе наблюдений накапливаются образные представления, которые дают достоверный материал для формирования понятий. Наблюдения постоянно обогащают сознание ребенка новыми знаниями.
При проведении художественной деятельности были сделаны рисунки «Дождик» и «Волны».
Экологическое воспитание в настоящее время не только одно из сложных направлений в работе с детьми, но и важный процесс воспитания экологической культуры родителей, т. к. семья играет главную роль в жизни ребенка. Поэтому мною был разработан план сотрудничества с родителями. Для них на стенде была оформлена консультация на тему «Игры с водой в домашних условиях», «Простые опыты с водой».
Также было дано домашнее задание «Показать детям в домашних условиях, что для приготовления пищи, стирки белья, уборки квартиры, поливки комнатных растений, купания людей нужна вода».
В конце проекта было проведено итоговое занятие «Волшебная водичка» в ходе которого дети закрепили полученные знания о воде и для чего она нужна.
Ожидаемые результаты: проект «Волшебная водичка» был направлен, на решение проблемы по формированию у детей младшего дошкольного возраста представлений о значении воды в жизни живых существ и для здоровья человека. От моего проекта, я ожидаю, что дети больше узнают о воде, ее свойствах, значении и назначении. И это будет более интересно узнавать, потому что все происходит во время игры с водой. Ребенок будет воспринимать информацию с удовольствием.
Список литературы
1. Баранова Е. В. «Развивающие занятия и игры с водой в детском саду и дома».
С. Н. Николаева «Программа экологического воспитания дошкольников». Москва «Просвещение» 2005 г.
2. Васильева М. А, Гербова В. В, Комарова Т. С. «Программа воспитания и обучения в детском саду»
3. Горькова Л. Г. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию детей»
4. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в млад. группе. Под ред. О. А. Соломенникова - Москва 2009 г.
5. О. Соломенникова. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет. 2009г.
6. С. Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве». Москва «Просвещение» 2005 г.