Гульназ Шайхлисламова
Проект по экологическому воспитанию в первой младшей группе «Волшебная водичка»
▼ Скачать +Заказ
Информационная карта проекта
Название проекта «Волшебная водичка»
Тип проекта Познавательно-исследовательский
Вид проекта Среднесрочный
По количеству детей, вовлечённых в проект Групповой (группа общеразвивающей направленности для детей в возрасте от 2 до 3 лет)
Форма проведения Дневная (совместная образовательная деятельность)
По уровню контактов На уровне образовательного учреждения
Нормативно-правовое обеспечение
• Концепция дошкольного воспитания (1989 г.);
Публикация «Проект по экологическому воспитанию в первой младшей группе „Волшебная водичка“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
• Конвенция о правах ребёнка (одобрена ООН 20.11.1989г.);
• Федеральный закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17.10.2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования";
• Основная образовательная программа дошкольного образования МБДОУ «ДС №4 «Морозко»;
Цели
• Начальное формирование экологической культуры у детей младшего дошкольного возраста (формирование понимания необходимости беречь воду);
• Формирование наблюдательности через игры и опытов с водой путем создания благоприятной обстановки;
Задачи
Образовательные:
• Формировать элементарных представлений о свойствах воды;
• Формировать познавательную активность детей при проведении наблюдений, исследований;
• Создать педагогические условия, стимулирующие познавательную активность детей;
Развивающие
• Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику,
познавательно-творческие способности детей, внимание, память, мышление.
Воспитательные:
• Воспитывать бережное отношение к воде.
• Пополнить уголок демонстрационным материалом, фото – материалов
Структура и срок реализации проекта
1. Подготовительный этап. Срок реализации: 01-08 февраля 2017г.
2. Основной этап. Срок реализации: 08 февраля -10 марта 2017г.
3. Обобщающий этап. Презентация проекта. Срок реализации: 14 марта 2017г.
Введение
Как отмечает профессор, психотерапевт Гарбузов В. И., если ребенок во второй половине третьего года жизни задал вопрос «почему?», он безоговорочно умен, так как это означает, что малыш задумался. Его заинтересовали причины явлений и их взаимосвязи. «Почему из крана течет вода? Почему идет снег? Почему темнеет на улице?» и т. д. Если вы отвечаете, глубоко вникая в то, что ребёнка заинтересовало, - глубоко мыслить будет и он; отвечаете поверхностно, отмахнувшись, - поверхностен и он будет. Для того чтобы повернуть действия маленького исследователя в полезное русло я рекомендую особый тип игр-занятий, в основе которых лежат действия экспериментирования, подводящие ребенка к познанию окружающего мира, физическую природу которых малыш будет познавать значительно позже, в школе, а пока. только накопление практического опыта под руководством взрослого.
Малыш как бы «изучает» вещество или предмет, обнаруживая его свойства, «таящиеся» в его строении, и, чем больше «сюрпризов» преподносит ему исследовательская деятельность, тем интереснее для него сама ситуация.
Актуальность
В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования. Поэтому формирование у детей основы культуры рационального природопользования необходимо начинать с самого раннего возраста. Одним из первых природных материалов, с которыми дети встречаются в повседневной жизни, является вода. Наблюдая за играми детей с водой, а также во время умывания, закаливающих процедур, ухаживанием за растениями, мы убедились в актуальности выбранной темы, а именно в необходимости получения знаний и представлений детей о свойствах и значении воды в жизни живых существ и для здоровья людей. С целью формирования культуры природопользования, в частности, воспитания бережного отношения к воде был разработан проект «Волшебная водичка» для детей первого младшего дошкольного возраста. Обеспечение развития ребенка, через реализацию проекта, охватывает следующие образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Новизна и педагогическая целесообразность проекта заключается: новизна проекта в том, что у детей младшего дошкольного возраста совсем небольшой жизненный опыт. Несмотря на это, мы считаем возможным и необходимым формировать экологическую культуру у детей.
Ожидаемый результат:
Реализация проекта позволит:
• формирование представлений детей о природном объекте воде;
• формирование познавательного интереса;
• обогащение словарного запаса;
• воспитание бережного отношения к воде;
• повысить уровень педагогической культуры родителей.
Педагогические технологии
Взаимодействие всех участников проекта осуществляется на основе современных образовательных технологий:
личностно-ориентированная технология обучения и воспитания: обеспечение комфортных условий ребёнку в дошкольном учреждении, предоставление возможности ребёнку для самореализации в игре в ходе реализации проекта.
индивидуального подхода – воспитание и обучение с учётом индивидуальных особенностей развития каждого ребёнка позволяет создать комфортные условия для деятельности, развивать навыки самостоятельной работы;
здоровьесберегающие технологии (физминутки, пальчиковые гимнастики, подвижные и спортивные игры, гимнастика (для глаз, дыхательная, динамические паузы, релаксация, обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье);
технология проектной деятельности формирует у дошкольников навыки планирования совместной деятельности, проектирования. Способствует самоорганизации, учит делать выбор и принимать решения;
технология исследовательской деятельности: знакомство со свойствами воды предполагает создание под руководством воспитателя разных экспериментов. Опыты и эксперименты с водой и являются предметной деятельностью, обогащающей непосредственный чувственный опыт детей, способствующей формированию у них познавательного интереса к природе, развивающей наблюдательность, эмоциональность в общении с окружающим миром.
Условия реализации проекта
Создание условий для реализации проекта должно обеспечить развитие личности ребенка в сфере познавательного развития на фоне положительного отношения к природе.
Построение предметно-развивающей среды в ДОУ основано на Методических рекомендациях для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста «Организация развивающей предметно-пространственной развивающей среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования» О. А. Карабанова, Э. Ф. Алиева, О. Р. Радионова и др. М. : ФИРО, 2014
Психолого-педагогические условия
Уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях, положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности через реализацию намеченных мероприятий.
Проект соответствует возрастным и индивидуальным особенностям ребёнка. Поддержка родителей (законных представителей) в воспитание детей через вовлечение в совместную деятельность с детьми.
Материально-техническое обеспечение проекта
- музыкальный центр,
- центры детской активности группы
Развивающая предметно-пространственная среда
Уголок «Сюжетно-ролевых игр» Строительный материал, сюжетно – ролевые игры.
Уголок «Физкультуры» Подвижные игры по теме проекта
Уголок «Творчество» Рисование, лепка
Уголок «В стране сказки»
– подборка художественной литературы;
– игры на развитие словаря;
– пальчиковые игры по теме проекта.
Уголок «Природа и мы» - демонстрационный материал;
- опыты и эксперименты по теме «Вода»:
- картотека экспериментов;
- игры с водой.
Этапы реализации проекта
В основе организации проектной деятельности, реализуемой на практике, лежит структура, предложенная Н. А. Рыжовой, состоящая из трёх основных этапов: подготовительного, основного и обобщающего (Приложение 1).
Основные показатели достижений детей в рамках проекта:
• возросла познавательная, речевая и двигательная активность детей;
• активизировалась речь, увеличился словарь в процессе выявления детьми свойств предметов и объектов окружающего мира, обследовательские действия и действия экспериментирования;
• движения, моторика рук стали более координированными, точными и уверенными.
Вывод
Дети, живущие в современном мире, как губка впитывают все изменения в обществе, активно познают мир, открывают для себя новые истины. Очень важно привить детям чувство ответственности и привязанности к природным ресурсам и ценностям родной страны.
В процессе реализации проекта «Волшебная водичка», наряду с развитием познавательных способностей, у детей расширился и обогатился словарный запас, расширились представления о свойствах воды.
Используемая литература:
1. Теплюк С. Н. Занятия на прогулке с малышами. – М. : Мозаика-Синтез, 2005.
2. Генденштейн Л. Э. ,Мадышева Е. Л. Домашняя школа Монтессори. – И. Д. Карапуз, 2013.
3. Рыжова Н. Игры с водой и песком. Обруч, 1997 - №2.
4. Воспитание и обучение в первой младшей группе детского сада. Сост. С. Н. Теплюк. - М. : Мозаика-Синтез 2008;
Приложение 1
I этап – подготовительный
Цель: обеспечить информационную, мотивационную, организационную готовность участников проекта. Создать условия для решения поставленных задач.
Прогнозируемый результат: обеспечена информационная, мотивационная, организационная готовность участников проекта.
1. Беседа с родителями об актуальности создания проекта «Волшебная водичка». Цель: заинтересовать родителей и привлечь к сотрудничеству в реализации проекта.
2. Консультация «Зачем нам нужна вода». Цель: дать возможность родителям посмотреть на окружающий мир глазами своего ребенка.
3. Подбор литературы. Цель: подобрать художественную, энциклопедическую, методическую литературу по теме проекта.
4. Создание развивающей среды. Цель: подобрать картины, оформить уголок природы, создать демонстрационные пособия с целью уточнения и расширения знаний по теме проекта, обогащения словарного запаса.
5. Составление картотеки игр – экспериментов с водой.
6. Составление картотеки опытов с водой.
7. Составление картотеки подвижных игр.
8. Составление картотеки пальчиковых игр.
II этап – основной
Познавательное развитие
1. Беседа «Для чего нужна вода?»
2. Наблюдение за трудом помощника воспитателя: как Гюльмира Манафовна моет посуду. Как она вытирает пыль.
• Что делает Гюльмира Манафовна? Чем моет посуду? Какая вода? Что делает вода? (льется из крана).
Вывод: вода нужна человеку для мытья посуды и для уборки, воду надо беречь.
3. Во время умывания чтение потешек о воде.
• Что делают дети? Чем умываются? Какая вода? Что вода делает? (течет из крана). Для чего мы умываемся?
Вывод: вода нужна человеку для умывания, чтобы быть чистыми, не болеть, воду надо беречь.
4. Опытно-исследовательская деятельность. См. приложение 2.
5. Ежедневные наблюдения за природными явлениями.
6. Игры с водой. См. приложение 3.
Физическое развитие 1. Подвижные игры. См. приложение 4.
2. Пальчиковые игры. См. приложение 5.
3. Логоритмические упражнения «Водичка, водичка умой мое личико…»
Социально-коммуникативное развитие
1. Игра–инсценировка «Два часа мочалкой мыли», «Наблюдаем и играем».
2. Сюжетно-ролевые игры «Купание куклы», «Приготовим обед для куклы», «Постираем бельё для куклы».
3. Игры - поручения «Польем цветы», «Напоим куклу водой из колодца и др.
Речевое развитие 1. Игровая ситуация «Водичка, водичка…»
2. Чтение художественной литературы (К. И. Чуковский «Мойдодыр», «Федорино горе», С. Прокофьев «Про серую тучку», «Волшебная корзинка», А. Барто «Девочка –чумазая»,
3. Заучивание наизусть стихов, потешек, песенок о воде.
4. Логоритмические упражнения «1.2.3.4.5 вышел дождик погулять»,
«Бежали мимо речки смешные человечки» и др. см картотеку И. Галянт.
Художественно-эстетическое развитие
1. Прослушивание аудиозаписи «Звуки воды в природе»
2. Рассматривание картин и иллюстраций на тему «Вода в природе»:
Рисование «Тучки и дождик»; «Дождик кап-кап-кап» (пальцевая живопись).
3. Чтение «Мойдодыр» К. И. Чуковского, сказки и стихи о воде. См. приложение 6.
III этап – заключительный
1. Открытое занятие «Путешествие воды»
2. Выставка рисунков «Капельки». Цель: Повышать мотивацию к творческим занятиям. Вызвать чувство гордости за собственный и коллективный успех.
3. Выпуск стенгазеты «Правила дружбы с водой». Цель: Развивать познавательный интерес к теме проекта. Привлекать родителей к сотрудничеству в реализации проекта
4. Коллаж «Мы познаём мир…».Цель:Наглядно отобразить участие детей, родителей и педагогов в проектной деятельности
5. Презентация проекта Подвести итоги проектной деятельности, обобщить знания по теме проекта.