Татьяна Купец
Проект по экологии «Наша планета»
▼ Скачать + Заказать документы
Вид проекта : групповой, познавательно – информационный.
Участники проекта : дети, педагоги, родители.
Образовательные области: познавательная, речевая, социально коммуникативная, художественно – эстетическая.
Целевая группа: дети 6-7 лет.
Масштаб проекта : долгосрочный
Актуальность проекта
Темочки:
- Космос. Проекты
- Планета Земля - наш дом
- Проекты, проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2020
Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также взаимодействия человеческого общества с окружающей средой стала очень острой и приняла огромные масштабы. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек - это всего лишь часть природы.
Формирование экологического сознания - важнейшая задача дошкольного учреждения в настоящее время. Нынешняя экологическая ситуация такова, что более нельзя обойтись без радикальных и всесторонних изменений практически всех аспектов общественной жизни.
И начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.
Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования.
Цель проекта : обобщение и систематизация экологических знаний, вовлечение детей в творческую и познавательную деятельность.
Задачи:
• продолжать формировать у дошкольников основные природоведческие представления и понятия о живой и неживой природе;
• развивать понимание взаимосвязей в природе и места человека в них;
• воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому на Земле;
• продолжить вовлечение детей в разнообразные виды деятельности в природе и по её охране;
• закреплять навыки экологически грамотного, нравственного поведения в природе;
• развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования природных объектов;
• совершенствовать умение передавать свои чувства от общения с природой в рисунках и поделках.
Этапы проекта
Подготовительный этап:
• подбор информационного материала, детской и научно-познавательной литературы, иллюстраций, аудио-, видеозаписи, фотографий;
• создание картотеки игр;
• составление перспективно - тематического плана;
• обеспечение условий для проведения проекта;
• осуществление контроля над реализацией проекта.
Основной этап:
• чтение художественных произведений о природе (стихи, рассказы, сказки, рассматривание иллюстраций в книгах, экологические сказки;
• рассматривание картин о природе, а также из жизни животных, художников Левитана, Саврасова, Поленова, Шишкина;
• рассказы воспитателя о живой и неживой природе, о заповедниках, памятниках природы;
• беседы на экологические темы;
• наблюдения в уголке природы, труд в уголке природы;
• целевые прогулки на природе;
• сбор природного материала (камней, шишек, листьев и т. д.);
• опыты и эксперименты;
• экологические тренинги с обсуждением и проигрыванием ситуаций;
• экологические тропы;
• игры (подвижные, дидактические, настольные, театрализованные, музыкальные, интеллектуальные);
• различные виды изобразительной деятельности на экологическую тему;
• работа с календарем природы, дневниками наблюдения;
• изготовление макетов;
• создание фотоальбома «Сбережём планету Земля».
Заключительный этап:
• презентация проекта;
• итоговое развлечение «День Земли»
Ожидаемые результаты:
• повышение уровня знаний по экологии у детей;
• появление интереса к явлениям и объектам природы;
• дети учатся наблюдать, экспериментировать и делать выводы;
• пополнение развивающей среды в группе;
• повышение экологической культуры родителей и педагогов.
Работа с родителями
• беседы и консультации с родителями по экологическому воспитанию
«Что такое экологическая культура?». (Введение в понятие экологии, роль экологической культуры в развитии дошкольника.)
«Не причиняя вреда природе». (Обговорить правила поведения в природе.)
«Жители леса». (О многообразии животных в наших лесах).
«Наблюдаем за явлениями природы». (Как помочь детям усвоить смену времен года, суток; о сезонных особенностях; о необычных природных явлениях)
• рекомендации для родителей (посещение экологического музея, выставок, зоопарка, городского парка)
• ширма для родителей по экологическому воспитанию
«Азбука поведения в природе»
• информационный лист
«Давайте беречь воду!»
• выставка семейных плакатов
«Береги природу!»
• привлечение родителей к оформлению экологического уголка
• совместное изготовление (родители и дети) поделок из природного материала
• родительское собрание «Экологическое воспитание в семье» 10.10.2019г.
Перспективное планирование по проекту «Наша планета»
Сентябрь
Что подарило нам лето?
Углубить и обобщить представления детей о лете, его типичных признаках. Закрепить представления о жизнедеятельности растений и животных, играх детей летом, труде и отдыхе взрослых. Дать детям представление о том, что планета Земля – это огромный шар. Научить детей отличать природные объекты от искусственных, созданных человеком, объекты живой природы от объектов неживой природы. Сформировать у ребенка представление о неразрывной связи человека с природой
(человек – часть природы).
Продолжать учить детей различать объекты живой и неживой природы.
Беседа о лете, «Что такое природа? Живая и неживая природа», «Планета Земля в опасности», «Туристы и природа».
Экологические игры «Что где зреет?», «Живая и неживая природа»
Серия опытов с водой «Приключение Капельки»
Путешествие по экологической тропе детского сада.
Составление рассказов на тему: «Дары природы».
Д/и «Природа и человек», «Что было бы, если бы из леса исчезли…».
Рассматривание иллюстраций с изображением земного шара.
Рассматривание глобуса. Обозначение на глобусе суши, воды, материков.
Рассматривание картины «Осень наступила».
Октябрь
«Осень золотая»
Развивать познавательную активность детей в процессе формирования
представлений о лекарственных растениях, о правилах их сбора, хранения и применения.
Развивать экологическое мышление в процессе исследовательской деятельности, творческое воображение.
Сформировать у детей представления о состоянии растений осенью, дать знания о плодах и семенах конкретных деревьев, кустов, травянистых растений, показать приспособления семян к распространению. Учить понятию «культурные растения». Прививать уважение к труду хлеборобов, хлебу.
Экологическое занятие «Как приходит осень», «Что растёт на грядке?»
Рисование с использованием нетрадиционных техник «Осень золотая»
Д/и «Зелёная аптека», «Узнай целебную траву».
Беседа с осенней берёзкой, чтение стихов, пение песен о берёзке.
Экологическая игра «Приключение берёзового листочка»
Составление букетов из осенних листьев.
С/Р игра «Овощной магазин».
НОД на тему: «Хлеб всему голова».
Д/и «Как хлеб на стол пришёл?»
Лепка. «Хлебобулочные изделия для магазина».
Рассматривание картины И. И. Левитана «Золотая осень»
Ноябрь
«Дикие и домашние животные. Птицы»
Закрепление и расширение представлений о птицах. Показать связь птиц со средой обитания. Закрепить знания внешних факторов в жизни животных.
Уточнить питание животных и птиц зимой, способы передвижения, условия жизни в разных регионах, странах. Формировать умение обследовать объект, умение доказывать принадлежность объекта к живому. Воспитывать любовь ко всему живому.
Экологическое занятие «Звери и птицы готовятся к зиме»
Экологическая игра «Где живёт такое животное?»
Прослушивание аудиозаписи «Пение птиц»
Словесная игра «Что за животное?».
Д/и «Узнай животное по загадке»
С/Р игра «Путешествие в лес», «Зоопарк»
Акция «Поможем зимующим птицам» (создание кормушек)
Игра – викторина «Знаешь ли ты зимующих птиц?»
Декабрь
«Природа зимой»
Расширять представления о профессиях, познакомить с профессиями людей, занимающихся охраной окружающей среды - экологи, зоологи, лесники, формировать представление о том, как дети могут помочь взрослым охранять природу. Знакомить с традициями встречи Нового года, с главным символом праздника – елью, воспитывать бережное отношение к ней.
Продолжить знакомить с сезонными изменениями в природе, закрепить знание зимних месяцев, знакомить с народными приметами, развивать умение замечать красоту природы, восхищаться ею, бережно относиться к объектам природы.
Беседа «Чем помочь природе зимой?»
Экспериментирование «Лёд в природе и жизни человека».
Занятие на тему: «Подарки снежной королевы»
Чтение пословиц и поговорок о зиме.
Вырезание снежинок из бумаги. Украшение группы снежинками.
Составление сказки и мини-книжки о зиме.
Рассматривание картины К. Коровина «Зима»
Д/И «Это правда или нет», «Природа и человек»
Январь
«Эта волшебница – вода»
С помощью наблюдений продолжать развивать у детей умение самостоятельно устанавливать связи: между температурой воздуха и видом осадков. Продолжать знакомить детей с тремя агрегатными состояниями воды. Выявить взаимоотношение воды, снега и льда. Дать знания об исследованиях воды человеком. Сформировать понимание, что от качества воды зависит жизнь и здоровье всего живого, необходимости в экономии воды. Воспитывать бережное отношение к природным ресурсам.
Экологическое занятие-прогулка «Путешествие по зимнему лесу».
Д/и «Зимнее путешествие капельки»,
Экологическая игра «Иней, лёд, морозные узоры на стекле».
Расскажи о животных, которые не спят зимой.
Нарисуй след животного.
Экспериментирование:
Снег и лед - вода, изменившая свое состояние под воздействием температуры.
«Что такое позёмка?»
«Кто оставил следы на снегу?»
Словесная игра «Приключение снежинки в зимнем лесу».
Рисование на тему: «Где гуляла зима».
Февраль
«Природа родного края»
В наблюдениях обобщать знания детей о зимних явлениях в природе. Продолжать развивать поисковую деятельность детей: по флюгеру, по направлению дыма, по движению веток определить силу ветра и его направление; сравнивать зимние явления: вьюга, поземка. Формировать представления о приспособлении человека к зиме (внешний вид, поведение, труд, отдых); о правилах поведения в экстремальных ситуациях зимой. Способствовать формированию бережного отношения к природе родного края.
«Зима» - занятие-развлечение.
Рассматривание картины «Февральская лазурь» А. Куинджи.
Просмотр презентации «Природа России»
НОД «Лес – это живой организм. Этажи леса»
Экологические игры : «Пищевые цепочки», «Лисы и зайцы», «Хищник – добыча»
Чтение художественной литературы: П. Молчанов «Спасительница»; С. Маршак «Февраль»; В. Бианки «Дотерпят ли?», «Стая птиц под снегом»;
Беседа «Как появился календарь?»
Экологическая игра : «Угадай время года по описанию».
Чтение пословиц и поговорок о природе.
Март
«Пришла весна. Природа весной»
Поощрять детей в наблюдениях, учить самостоятельно выявлять признаки весны в неживой природе, изменения в живой природе; отметить увеличение почек на некоторых деревья, появление сережек у орешника и ольхи, изменения в поведении птиц, отметить прилет грачей. Обобщить представления детей о типичных экологических системах : лес, луг, водоем, пустыня. Воспитывать интерес к народному календарю.
НОД «Как поссорились март и февраль»
Подберём краски для рисования весны.
Беседы. «Почему они так называются?» «Три победы весны»
Чтение художественной литературы.
В. Бианки «Синичкин календарь», «Март», «Три весны»; Ф. Тютчев «Зима недаром злится…»; Н. Сладков «Воробьишкина весна», «Весенние радости», А. Плещеев «Уж тает снег…» Е. Благинина «Весна»
Составление портрета Марта-месяца.
Рассматривание картины А. Саврасова «Грачи прилетели»
Апрель
«Земля – живая планета»
Дать представление о планете Земля, о солнечной системе. Закреплять представления о том, чтобы сохранить планету, надо с детства любить природу, изучать ее, бережно с ней обращаться. Поддерживать детей в соблюдении экологических правил, вовлекать в элементарную природоохранную деятельность. Формировать желание жить в гармонии с природой. Продолжать учить детей замечать сезонные изменения в природе.
Д/и «Назови первые цветы». (подснежники, крапива, мать-и-мачеха. Обведи цветы, которые появляются первыми (рисунки прилагаются).
Занятие, посвящённое Дню Земли – 22 апреля.
Экскурсия по участку «Послушаем разговор весенних деревьев».
Д/и «В гостях у радуги»
Обучающие видеофильмы «Планета Земля и все вокруг нее»
Д/и «Шестиногие малыши» (бабочка, пчела, муравей, божья коровка, какой рисунок лишний, зачеркни его.
Нарисуй насекомое, которое тебе нравится.
Май
«Экологический город»
Уточнить природоведческие знания детей о факторах окружающей среды, необходимых для жизни на Земле. Воспитывать гуманное отношение к природе, желание сберечь и сохранить красоту природы. В наблюдениях поощрять детей к самостоятельному выявлению новых признаков весны: увеличение продолжительности дня, повышение температуры воздуха, первые грозы. Предложить детям доказать, почему май называют месяцем пробуждения жизни: появление первой весенней травы, цветов тюльпанов и нарциссов, цветение дикорастущих трав и деревьев, распускание листьев, появление насекомых, прилет ласточек и кукушек, выведение и выкармливание птенцов.
НОД «Строим экологический город»
Экологическая игра с Лесовичком «Для чего нужен дождь в моём лесу?»
Занятие на тему: «Для чего человеку нужна глина?»
Экспериментирование «Сравним песок и глину». Что можно сделать из глины?
«Откуда берётся песок?» Опыты с песком.
Рассматривание картины Федора Васильева «Мокрый луг»
Чтение художественной литературы.
Ю. Дмитриев «Какие птицы бывают?»; С. Михайлков «Прогулка»; Ф. Тютчев «Весенняя гроза»; В. Бианки «Лесные домишки», «Синичкин календарь», «Птичьи разговоры»; Г. Снегирев «Про птиц», М. Горький «Воробьишка»; В. Астафьев «Стрижонок Скрип».
Оформление фотоальбома «Сбережём планету Земля!»