Ленара Исхакова
Проект по экологии «Цветы вокруг нас»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию воспитанников №111»
«Цветы вокруг нас».
Воспитатель: Исхакова Л. Т.
Оренбург 2017 год
Актуальность проекта.
Публикация «Проект по экологии „Цветы вокруг нас“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Цветы. Все о цветах
- Цветы. Проекты, планы, тематические недели
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Ознакомление дошкольников с природой является одной из важнейших задач в работе с детьми. При этом очень важно, чтобы получаемые знания не были преподнесены изолированно, без привязки к целому комплексу явлений, окружающих предмет изучения. Дети всегда должны видеть связь отдельного вида с окружающей средой, его влияние на эту среду, они должны понимать, что растения и животные зависят друг от друга и от среды обитания.
Экологическое воспитание - одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознания, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней.
Цветы – это не только красота, но и часть живой природы, которую надо беречь и охранять, и, конечно же, знать. Знать строение цветка, его внешний вид, особенности, целебные свойства.
Сорвать цветок может каждый, а вот сказать – какой цветок сорвал, далеко не все.
Образовательная область – оптимизация мыслительной активности детей через сотрудничество педагогов и родителей.
Участники. Воспитатели, дети 5 лет, родители.
Взаимодействие педагогов: музыкальный руководитель, воспитатели, родители.
Вид проекта : творческий, информационно – исследовательский, среднесрочный, коллективный, индивидуальный (совместно с родителями).
Проблемный вопрос: «Какие бывают цветы и зачем они на Земле?»
Цель: Активизация познавательной и творческой деятельности детей,
развитие творческого потенциала воспитанников и педагогов, активное вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс.
Задачи:
• Дать понятие, что такое цветок.
• Учить детей классифицировать цветы по месту их произрастания (луг, сад, поле, дом).
• Познакомить детей с профессиями людей, связанных с цветоводством.
• Учить детей правильно сажать и выращивать цветы.
• Отметить значение, роль цветов для жизни и деятельности человека, животных, насекомых.
• Развивать конструктивные, изобразительные способности детей в изготовлении цветов, применяя разные материалы и технические средства.
• Развивать умение сравнивать и анализировать.
• Развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования природных объектов.
• Развивать умение передавать свои чувства от общений с природой в рисунках и поделках. Пополнение и обогащать словарный запас детей и их знания о цветах лесных, луговых, садовых, комнатных.
• Воспитывать бережное отношение к цветам, умение заботиться о них.
• Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность и любознательность ко всему живому.
Методы проекта :
• исследовательские: опыты, проблемные вопросы, наблюдения;
• самостоятельное наблюдение;
• коллективное наблюдение;
• словесные: беседы, чтение литературы, консультации для родителей, объяснения, указания, словесные инструкции;
• технология моделирования;
• релаксация;
• ароматерапия;
• слушание музыки.
Формы организации проекта :
• Познавательная непосредственно-организованная деятельность (аппликация, рисование, лепка, музыка, развитие речи, природный и социальный мир);
• Экскурсии;
• Дидактические игры;
• Трудовая деятельность детей;
• Экологические викторины.
Ресурсное обеспечение проекта.
• Уголок природы в группе, цветник на участке детского сада.
• Методический инструментарий.
• Материально – техническое (компьютер, фотоаппарат, канцелярские принадлежности, фонотека, стеклянная посуда для экспериментов, горшочки, баночки, лупа, пластмассовые ножи для опытов, индивидуальные блюдца для экспериментов, салфетки, садово-огородный инвентарь, рассадники, спортивный инвентарь)
• Наглядный материал:
а) цветы живые, на иллюстрациях, сделанные из разных материалов;
б) настольно-печатные игры;
в) дидактические игры по экологии;
Оснащение природным и бросовым материалом.
Сроки реализации проекта : март – август 2017 г
Ожидаемый результат: развитие познавательного интереса детей, расширение представлений о луговых, лесных, садовых и комнатных цветах. Положительно-эмоциональное и осознанное отношение к природе, к цветам, которые окружают ребенка. Цветы являются не только украшением Земли, но и целителями. Готовность участвовать в практических делах по улучшению природной среды (посадка, уход за цветами). Сформировались навыки культурного поведения в природе, умение беречь и заботиться о ней.
Этапы проекта.
1 этап. Целеполагание (выявление проблемы).
2 этап. Разработка проекта.
3 этап. Выполнение проекта (организация совместной работы детей и педагогов над проектом).
4 этап. Подведение итогов.
Содержание.
1. Подготовительный этап (март)
2. Комнатные растения (апрель)
3. Первоцветы, полевые, луговые (май)
4. Лесные, лекарственные (июнь)
5. Садовые (июль)
6. Цветы вокруг нас (август)
Работа с детьми
План
Этапы реализации проекта
Период Мероприятия Работа с родителями
I. Подготовительный этап
Март
• Сбор и анализ литературы по данной теме;
• Изготовление паспорта комнатных растений;
• Разработка плана реализации проекта;
• Предварительная работа с педагогами: проведение семинара для педагогов МБДОУ, на котором подробно будет представлена информация о проекте с описанием целей, задач и хода реализации проекта
• Подборка музыкального репертуара и музыкальных игр, упражнений на релаксацию;
• Разработка дидактических игр, пособий;
• Подборка иллюстративного материала;
• Подборка стихотворений, загадок, песен, сказок, мифов, легенд по теме;
• Подборка подвижных, пальчиковых, дидактических игр, веселых вопросов и упражнений по теме;
• Подготовить материал для изобразительной деятельности, художественную и познавательную литературу для чтения детям;
• Подготовка семян цветов, рассадников.
• Диагностика-определение уровня умений и знаний детей по теме.
• Задания родителям по оформлению экологической книги о цветах.
II. Основной этап
Апрель
"Комнатные цветы"
НОД «Тайны комнатных растений» (закрепить знание детей о комнатных растениях; продолжать учить сравнивать растения, находить сходство и различия во внешних признаках; закрепить знания об условиях роста комнатных растений; развивать желания ухаживать за растениями).
• Наблюдение и труд в уголке природы Закрепить название, строение комнатных растений, навыки по уходу за комнатными растениями. Рассмотреть листья комнатных растений. Какому растению трудно дышать? Почему? Закрепление представлений о способах мытья комнатных растений: протирание листьев влажной тряпочкой, опрыскивание. Полив, рыхление.
• Д. игра «Угадай по описанию» Учить различать комнатные растения по внешним признакам, запоминать названия
• Загадывание загадок, ребусов.
• Рассматривание иллюстраций, открыток с изображением комнатных цветов.
• Экспериментально-исследовательская деятельность: "Надо ли поливать растения?". Рассматривание образцов почвы. Формирование у детей избирательного подхода к поливу растений: по осязанию (сырая земля-липкая, сухая-сыпучая). Развитие сенсорного опыта.
• Чтение худ. лит-ры: В. Катаев «Цветик семицветик», Г. Х. Андерсон «Дюймовочка», Чтение стихотворений Е. Благининой "Цветок-огонек".
• Чтение рассказа «Аленький цветочек»
• Раскраски "Комнатные растения" (Фиалка, фикус). Сравнение растений по внешнему виду, найти сходства и различия.
• Д. игра "Узнай растение" Учить находить комнатное растение по названию.
• Экспериментально-исследовательская деятельность - опыт "Дыхание растений" Помочь установить, что растение выделяет кислород; понять необходимость дыхания для растений.
• Посадка с детьми «Наш веселый огорд»
• НОД Лепка «Кактус»
• НОД Рисование «Фиалка»
• НОД «Цветок в горшке»
• Д. игра "Собери целое из частей". Учить узнавать по внешнему виду и называть комнатные растения.
• Экспериментально-исследовательская деятельность: опыт "На свету и в темноте. Помочь установить, что растениям для роста необходим солнечный свет.
• Сюжетно-ролевая игра "Магазин цветов" Вспомнить с детьми названия растений, их частей, отличительные признаки.
• Слушание сказки на СД-диске "Дюймовочка" Г. Х. Андерсена
• П. игра "Цветочная полянка" Учить выкладывать цветок из крупных элементов мозайки
• Чтение словацкой сказки "У солнышка в гостях".
• Слушание музыки «Кактус – ёж», «Ромашки» Вихаревой
• Итоговое мероприятие: игра-викторина "Знатоки комнатных растений". Закрепить знания о комнатных растениях, подвести итоги о проделанной работе за месяц. Вызвать у детей желание ухаживать за комнатными растениями, заботится о них дома и в детском саду.
• Выставка детских работ на тему "Комнатные растения-наши друзья".
Работа с родителями:
- Консультация для родителей «Как разводить сады и огороды на подоконнике»;
- Принести отростки комнатных растений;
- Подготовка материала для книжки-малышки
«Цветы вокруг нас»;
- Принести бросовый материал – крышки из пластиковых бутылок;
- Нарисовать вместе с детьми комнатный цветок.
Май 1-ая неделя
Первоцветы
дать представление о ранних цветах – первоцветах :
• узнать, какие первые цветы появляются на территории детского сада, в лесу.
• выяснить, почему надо беречь первоцветы.
• Беседа «Первоцветы»
• Экскурсия по экологической тропе
• Экскурсия по территории детского сада
• Целевая прогулка «Как изменился наш участок и лес с приходом весны»
• Наблюдения за пробуждением земли, появлением проталин, первых ростков, первоцветов.
• Дидактическая игра: «Угадай цветок по описанию»
• НОД Аппликация «Подснежники для мамы»
• Лепка «Весенние цветы»
• П/игра «Земля, вода, огонь и воздух»
• Составить рассказ о первоцветах Представьте, что вы превратились в подснежник, расскажите, что с вами происходило в лесу?
Работа с литературой
• Чтение Рассказы Н. Усовой «Фиалка», «Ландыш»
• П. Соловьева «Подснежник»
• Грамзапись П. И. Чайковского «Подснежник» Ю. Антонов “ Не рвите цветы”
Стихотворение С. Я. Маршака «Апрель»
• Заучивание стихотворение Г. Виеру «Мамин день»
• Дидактическая игра «Весенние цветы на клумбах»
• Выставка детских работ.
Родителям было предложено по возможности в выходные съездить с детьми в лес во время цветения первоцветов, чтобы дети рассказали родителям, что они знают об этих цветах и понаблюдать за их цветением, сфотографировать их для создания альбома о первоцветах.
2-ая - 4-ая недели мая
Полевые и луговые цветы
• Экскурсия по территории детского сада
• Экскурсия в экологическую тропу
• НОД «Золотой луг» (Познакомить детей с писателем М. Пришвиным; развивать умение эмоционально откликаться на красоту природы и содержание литературного произведения).
• Беседа об одуванчике (расширить и уточнить знания детей об одуванчике);
• Наблюдения (одуванчики распускаются с появлением солнца, если пасмурная погода, то они не распускаются)
• Рассматривание иллюстраций цветов
• Дидактическая игра «Цветочный магазин» (закреплять умение различать цвета, называть их быстро, находить нужный цветок среди других; научить детей группировать растения по цвету, составлять красивые букеты).
• Дидактическая игра «Сложи цветок» (уточнение знаний о строении цветка – стебель, листья цветок).
• Д. и. «Назови лишний цветок»
• Загадывание загадок по теме «Цветы»
• Д. И. «Дорисуй цветок»
• Д. и. «Собери цветок из геометрических фигур»
• Д. и. «Собери картинку»
• Д. и. «Угадай цветок по описанию»
• Беседы: «Цветы в легендах, стихах, загадках, песнях», «Что необходимо цветам для жизни»,
• Чтение худ. лит-ры: Н. Сладков «Любитель цветов», Ю. Мориц «Цветок», М. Познананская «Одуванчик»
• Физ-ка «Одуванчик»,
• Слушание музыки:
П. И. Чайковский “Цикл времена года”, “Вальс цветов”
Ю. Чичков “Волшебный цветок” “Это называется природа”
З. Б. Качаева “Где же одуванчики?”
• НОД Лепка «Одуванчики в цвету
• НОД Рисование «Цветы в подарок маме»
Работа с родителями:
- Собрать коллекцию: цветы, сделанные из разного материала, цветы на ткани, открытки «Букеты цветов».
- Сделать вместе с детьми книжку малышку «Цветок – мой талисман»
- Собрать коллекцию: цветы, сделанные из разного материала, цветы на ткани, открытки «Букеты цветов»
Июнь 1-ая - 2-ая недели
Лесные цветы
• Экскурсия по экологической тропе
• Беседы «Какие цветы растут в лесу»
• Организация наблюдений, рассматривание частей цветка
• Рассматривание книг о цветах, открыток
• Д. и. «Собери открытку»
• Загадывание загадок
• Портрет «Растение улыбается»
• Д. и. «Собери цветок из геометрических фигур»
• Д. и. «Укрась цветами ковер»
• Д. и. «Лесные цветы»
• Д. и. с мячом «Цветочные названия»
• Домино «Мы из красной книги»
• Чтение худ. лит-ры: А. К. Толстой «Колокольчики»
• НОД Лепка «Цветы в подарок маме»
• Конкурс «Чтение стихов о цветах»
3-ая - 4-ая недели
Лекарственные растения
• Экскурсия по территории детского сада
• Экскурсия в экологическую тропу, рассмотреть с детьми ромашку, мяту, тысячелистник, зверобой
• Беседа «Лекарственные цветы»
• Рассматривание иллюстраций, открыток с изображением лекарственных цветов
• Д. и. с мячом «цветочные названия»
• Загадывание загадок
• Чтение: «Сказка про лекарственные растения» ( автор: П. А. Синявский), а также рисование иллюстраций к данной сказке.
• Д/ и: «Собери цветок», «Угадай по описанию», «Выложи цветы» (мозаика)»,
• «Выложи из счётных палочек цветы»,
• «Сложи картинку»,
• Загадывание загадок о цветах и травах
• Пальчиковые игры: «Наши алые цветы», «Цветы», «Мак», «Растения»
• НОД Рисование «Лекарственные растения нашего края».
• Раскрашивание цветов в раскрасках
• Хороводные игры «Мы на луг ходили», «Галя по садочку гуляла»
• Коллективная аппликация «Ромашковое поле»
Июль
Садовые цветы
• НОД «Бархатцы – садовые цветы»
• Беседа «Профессии людей, занятых в цветоводстве»
• Рассматривание иллюстраций, открыток с изображением цветов.
• Дидактическая игра «Найди растение по описанию» (уточнение знаний о строении цветка, закрепление названий комнатных растений).
• Беседа «Что необходимо цветам для жизни» (в доступной форме объяснить детям, как правильно ухаживать за садовыми цветами)
Трудовая деятельность на участке, на цветнике – посадка цветов, поливка цветников, рыхление почвы, уход за цветами.
• Рассказы детей о цветниках дома, как они с родителями заботятся о цветах. В каких случаях дома дарят цветы?
• Д. и. с мячом «Цветочные названия»
• Д. и. с мячом «Я знаю 5 названий цветов»
• Загадывание загадок
• Д. и. «Садовник»
• Д. и. «Цветочный магазин»
• Опыт Где семена быстрее взойдут (на солнце, в темном месте, или в дали от солнечных лучей)
• Наблюдение за цветами на клумбе
• НОД Рисование «Мой любимый цветок»
• Оригами «Тюльпан»
• Пальчиковые игры «Мак», «Цветы»
• Д. и. «Цветочный магазин»
• Чтение стихов о цветах
• Раскрашивание цветов в раскрасках
Консультация для родителей «Как ухаживать за садовыми цветами»
Август
1-3 недели
обобщение пройденного материала «Цветы вокруг нас»
• Д. и. «Угадай цветок по описанию»
• «Укрась цветами ковер»
• Д. и. «Букет цветов»
• Д. и. «Звонок в цветочный магазин»
• Загадывание загадок про цветы
• Чтение тематической литературы и по экологической тропе
• Трудовая деятельность: полив цветов на клумбах, прополка, рыхление, сбор семян
Выставка работ родителей и детей на тему «Цветы вокруг нас»
Выучить с детьми стихи о цветах
III. Заключительный этап
• Музыкальный праздник «Бал цветов»
• Конкурс стихов
Изготовление костюмов для детей
В ходе проекта :
мы обобщили и обогатили опыт детей в сфере экологического воспитания путем применения научных методов и приемов. Мы собрали бесценный материал о цветах, систематизировали его и обобщили как опыт работы в данном проекте. У детей появились: интерес к узнаванию природы, особенностям жизни и развитию растений; желание самостоятельно выполнять поручения по уходу за растениями; навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности.
В период работы над проектом дети обогатили словарь и пополнили словарный запас, если к началу работы над проектом дети знали 3-4 названия цветка то к концу – более 10. В ходе экспериментальной деятельности мы у детей развивали воображение, мышление, сформировали навыки элементарной исследовательской деятельности.
Познакомились с растениями и научились передавать свои чувства в рисунках и поделках из природного материала.
Взрослые стали более активно участвовать в создании условий для реализации творческих и познавательных способностей у детей, в организации и проведении экологических мероприятий, конкурсов.
Список использованной литературы:
• Мир природы и ребенок (Методика экологического воспитания дошкольников) : Учебное пособие для педагогических училищ по специальности «Дошкольное образование» / Под редакцией Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. – СПб. : АКЦИДЕНТ, 1998.
• Е. А. Алябьева “Тематические дни и недели в детском саду”, “Итоговые дни по лексическим темам” 2006 год.
• Л. А. Владимирская “От осени до осени” 2004 год.
• А. И. Иванова “Живая экология”, “Экологические наблюдения и эксперименты в Д/С 2005 год.
• “Мы” - программа экологического воспитания детей 2005 год.
• А. В. Кочергина “Сценарий занятий по экологическому воспитанию дошкольников” 2005 год.
• С. Н. Николаева “Юный эколог” 2002 год.
• Н. А. Рыжова Экологическое образование в детском саду: лекции 1 – 8. – М. : Педагогический университет «Первое сентября», 2006.
• Н. А. Рыжова Экологический проект «Дерево». Журнал «Обруч». – N 2. – 1997.