Виктория Цимерман
Проект «Экологическое воспитание дошкольников через экспериментирование» в подготовительной группе
▼ Скачать
Тема: Экологическое воспитание дошкольников через экспериментирование.
Автор проекта : Цимерман Виктория Николаевна.
Место работы: ДОУ ЦРР - детский сад №107 «Кораблик.»,
Вид проекта : долгосрочный, исследовательский.
Участники проекта : воспитатель, дети подготовительной группы «Звездочки», родители.
Актуальность проекта.
Публикация «Проект „Экологическое воспитание дошкольников через экспериментирование“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Проекты, проектная деятельность
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» апрель 2021
Детское экспериментирование - это познание ребёнком окружающего мира. Повышая экологическое сознание ребенка, мы развиваем его интерес к природе.
Занятия по экспериментированию создают условия для общения ребенка с природой, для его самостоятельной, посильной и осознанной деятельности в ней.
Создав развивающую экспериментальную среду экологического направления в детском саду, мы помогаем дошкольникам самостоятельно познавать окружающий мир, выявлять различные связи, существующие в природе, наблюдать за объектами и явлениями живой и неживой природы, практически экспериментировать с ними. Ребёнок ближе знакомиться с изучаемыми объектами природы, экспериментирует, делает выводы, анализирует, учиться уважительно, с пониманием и бережно относиться к ним.
Проблема:
Дети в наше время всё больше времени проводят за компьютерными играми и у телевизоров, и меньше - на природе, имеют низкий уровень знаний о ней. Они восхищаются, видя красивый цветок, бабочку или удивительной формы листок на дереве, в то же время могут бездумно раздавить червяка, муравья, поймать и спрятать в спичечный коробок бабочку, сорвать листья на дереве или кустарнике и бросить тут же, не задумываясь о том, что всё это живое, всё растёт и дышит.
Родители не всегда обращают внимание на раздавленного ребёнком червяка или замученную бабочку, считая это ерундой; не соблюдают правила поведения на природе, т. к. сами имеют недостаточные знания об экологии.
Взаимодействие ребёнка с природой чрезвычайно актуальная проблема
и начинать эту работу необходимо с ранних лет. Именно в этот период ребёнок более открыт ко всему новому и интересному, более отзывчив и добрее. В этом возрасте легче закладывается позитивное отношение к природе.
В нашем детском саду мы применяем много эффективных методов экологического воспитания детей. Одним из них является метод экспериментирования. В процессе эксперимента у детей развивается и обогащается память и речь, активизируются исследовательские способности, формируется собственный опыт.
Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Это объясняется тем, что им присуще наглядно - действенное и наглядно-образное мышление. Исследования дают ребенку возможность самому найти ответы на все его вопросы.
Для того чтобы увлечь детей экспериментальной деятельностью, в группе создана детская мини - лаборатория, оснащённая необходимым оборудованием для опытов и экспериментов. В нее помещена картотека опытов, конспектов НОД, наглядный материал. При помощи оборудования, хранящегося в лаборатории, дети имеют возможность проводить простейшие опыты с водой, воздухом, песком, глиной, магнитами, камнями.
Цель: формирование экологической культуры воспитания старших дошкольников, через экспериментальную деятельность.
Задачи:
- расширять представление детей о различных свойствах природных материалов, о возможности действовать с ними;
- развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы, устанавливать причинно - следственные связи;
- воспитывать гуманное, бережное, эмоционально - положительное отношения к природе.
Методы проведения проекта : наглядные, словесные, практические, игровые.
Результат:
У детей выработались навыки экологически грамотного и безопасного использования природных материалов, знания об их свойствах. Научились самостоятельно находить ответы на собственные вопросы путём экспериментирования с предметами.
У детей накоплен собственный познавательный опыт общения с природой, сформировалось понимание неразрывной связи человека с природой.
У дошкольников развивалась память, активизировались мыслительные процессы, так как постоянно возникала необходимость совершать различные операции, в процессе экспериментирования, развивалась речь, так как необходимо было сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы.
Родители заинтересовались организацией проекта и в течение года были активны, помогали в организации и проведении различных экологических мероприятий, приобретали оборудование для экспериментов.
Повысился уровень знаний у родителей об экологическом воспитании детей.
Родители с большим желанием участвовали в совместных мероприятиях по облагораживанию и озеленению территории детского сада.
1 Цикл непосредственно образовательной деятельности.
Непосредственно образовательная деятельность:
1. Опыты по изучению свойств воды.
Расширить представления о свойствах воды (прозрачная; нет запаха; нет вкуса; жидкая и текучая; растворяет некоторые вещества; не имеет формы; бывает разной температуры; может испаряться; имеет способность удерживать некоторые предметы на поверхности).
Дать понятие, что лёд - это тоже вода, только твёрдая; он легче воды.
Показать, как вода превращается в иней.
Познакомить с агрегатным состоянием воды - паром;
Доказать, что вода необходима для роста и жизни растений.
Познакомить с разными способами очистки воды.
2. Опыты по изучению свойств воздуха.
Расширить представления о свойствах воды (обладает силой; есть в некоторых предметах, так же внутри человека; легче воды; при сжатии занимает меньше места, а сжатый воздух обладает силой; не имеет запаха, но способен его передавать).
Познакомить с понятием -давление воздуха.
3. Опыты по изучению свойств песка, глины, почвы.
Расширить представления о свойствах песка (сухой - сыпучий, мокрый - держит форму; может двигаться);
глины (обладает связывающим свойством).
Установить и изучить состав почвы.
4 Обобщить знания о свойствах бумаги (мнётся, гнётся, рвётся, намокает, горит, склеивается, режется); из чего делают; где применяют; почему нужно рационально её использовать.
5. Опыты по изучению свойствами камней (бывают разной формы, твёрдые, тяжелее воды, мокрый камень темнее сухого).
Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах камней.
Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.
Помогать устанавливать причинно - следственные связи на основе элементарных опытов.
Учить соблюдать правила безопасности при работе с оборудованием.
Воспитывать у детей умение планировать свою деятельность, делать выводы.
2. Прохождение экологической тропы в детском саду.
Проведение комплексных занятий, на которых закрепляется материал, проходит знакомство с природными объектами, проводятся игры, исследовательская работа.
Обобщать и дополнять у детей представления о состоянии объектов на экологической тропе, через познавательно - экспериментальную деятельность. Развивать любознательность и активность. Поддерживать самостоятельную поисково-исследовательскую деятельность. Воспитывать бережное отношение к природе.
Проведение сезонных наблюдений; опытов и экспериментов.
3. Прогулки.
Поддерживать стремление детей к экспериментированию на прогулке.
Создавать условия для исследовательской деятельности.
Развивать любознательность, желание экспериментировать. Воспитывать инициативность, сообразительность, самостоятельность.
Посадка, уход и наблюдение за растениями.
4. Уголки в группе (опытно - экспериментальный и экологический).
Развивать познавательное, интеллектуальное и эмоциональное развитие.
Формировать навыки самостоятельной поисково-исследовательской деятельности.
Воспитывать бережное отношение к оборудованию для опытов и экспериментов.
5. Работа с родителями
Наглядная агитация родителей (консультации, беседы, стенды, папки - передвижки по использованию экспериментирования в экологическом воспитании дошкольников).
Родительское собрание: «Экологическое воспитание дошкольников через экспериментирование».
Участие в акциях: «Ёлочка - ёлочка зелёная иголочка», «Кормушки для птиц».