Синицына Юлия
Проект по взаимодействию с семьями воспитанников «Вместе мы сила»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта : долгосрочный; практико-ориентированный; творческий;
Участники проекта : воспитанники группы; родители воспитанников группы; воспитатели и младший воспитатель группы; администрация МАДОУ; специалисты МАДОУ; общественные организации.
Актуальность проекта :
В настоящее время в системе дошкольного образования происходят серьезные изменения. Принятие нового Закона Российской Федерации «Об образовании», введение Федерального образовательного стандарта диктуют необходимость использования новых методов в работе дошкольных учреждений. Дошкольное образование рассматривается как первая ступень общего образования, как фундамент для развития личности ребенка.
Публикация «Проект по взаимодействию с семьями воспитанников „Вместе мы сила“» размещена в разделах
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Семья. Проекты
- Темочки
Целью преобразований дошкольного образования является создание условий для развития многообразных дошкольных образовательных организаций, ориентированных на максимальное удовлетворение запросов родителей по обучению и воспитанию детей.
Федеральный государственный образовательный стандарт определяет принцип партнёрского взаимодействия с родителями. ФГОС ориентирует родителей на участие в реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребёнка дошкольника. Родители должны быть активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями.
В свою очередь, роль родителей детей дошкольного возраста определяется и в Законе РФ «Об образовании» : «Родители – первые педагоги ребенка. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития его личности в младенческом возрасте».
Из всего вышеизложенного следует, что тесное взаимодействие детского сада и семьи в условиях изменяющейся системы дошкольного образования не просто необходимо, но и продиктовано многими нормативными документами.
Но до сих пор отношение к детскому саду у многих родителей чисто потребительское, основанное на рыночных отношениях: заплатил – получил услугу в полном объеме. Именно поэтому педагогами с семьями воспитанников должна проводиться постоянная работа по привлечению родителей к взаимодействию и вовлечению их в образовательный процесс.
К сожалению, личный опыт показывает, что занятость родителей в социальной сфере жизни и активная трудовая деятельность, правовая безграмотность родителей, а часто и педагогов ДОУ является серьезным препятствием для налаживания доверительных отношений, без которых невозможно тесное плодотворное сотрудничество.
Исходя из актуальности данной проблемы в наше время, можно сформулировать цель нашего проекта :
Создание условий для привлечения родителей к активному участию в организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении.
В связи с этим вытекают следующие задачи:
1. Создать в группе психологически комфортные условия для эмоционального взаимодействия педагогов, родителей и детей.
2. Выявить и реализовать потребности родителей воспитанников в педагогических знаниях.
3. Установить тесное сотрудничество между педагогами и родителями воспитанников в вопросах воспитания и развития детей через подготовку, организацию и проведение творческих мероприятий для всех участников проекта.
4. Активизировать воспитательные умения родителей и направить их на конструктивные партнерские взаимоотношения с педагогами ДОУ и детьми, поддерживать уверенность родителей в собственных педагогических возможностях.
Принципы взаимодействия педагогов с родителями:
умение создавать доброжелательную атмосферу, располагающую к диалогу; внимание к проблемам родителей, их субъективным переживаниям; способность оказать психологическую помощь; способность видеть малейшие достижения и вселять уверенность в успехе; положительный настрой на беседу с родителями по любой проблеме; проявление педагогического такта и морально-этических норм при работе с родителями; недопустимость сравнения одного ребенка с другим. При рассмотрении конфликтной ситуации – разбор самой ситуации, а не личностных качеств ребенка и его родителей.
Основные формы работы с родителями:
анкетирование; родительское собрание; своевременное информирование о ходе воспитательно-образовательного процесса; индивидуальные беседы и консультации; тестирование и опросы; информационные листы, памятки, буклеты, рекомендации; совместные творческие мероприятия; участие в конкурсах различного масштаба; мастер-классы, практикумы; просмотр образовательной деятельности.
Ожидаемые результаты:
создание положительной эмоциональной среды общения между детьми, родителями, педагогами: повышение уровня педагогической компетентности родителей; развитие творческих способностей детей и родителей в совместной конкурсной деятельности; увеличение доли участия родителей в проведении совместных мероприятий; создание системы комплексной работы с родителями.
Продукты проекта : анкеты, тесты, опросники; папка с памятками, буклетами, рекомендациями; фотоматериалы с совместных мероприятий; страничка группы на сайте МАДОУ;
Этапы проведения проекта : Подготовительный – 1, 2 недели сентября: изучение методической литературы по теме проекта;
анкетирование родителей; календарно-тематическое планирование в рамках проекта;
Основной: октябрь –апрель. разработка конспектов и сценариев мероприятий и их проведение; регулярное обновление информационного уголка для родителей; реализация планов взаимодействия участников проекта.
Заключительный: май. фотовыставка; анализ проделанной работы; презентация видеофильма «Наша дружная семья»; награждение семей – активных участников проекта.
Заключение Для того, чтобы отладить эту систему взаимодействия, детский сад должен быть открытым для семьи, действия педагогов абсолютно прозрачны и доброжелательны. Воспитатели должны в непосредственном общении с родителями постоянно, но ненавязчиво подчеркивать непреложную значимость семьи в воспитании ребенка, делать акцент на то, что именно родители – главные воспитатели своих детей, а детский сад выступает в роли помощника, куда можно при необходимости обратиться за любым советом.
И только тогда, когда родители сами осознают, насколько важным для ребенка является семья и без сомнений примут помощь детского сада в воспитании своих детей, когда они будут уверенны в заинтересованности каждого педагога ДОУ в сотрудничестве – только тогда можно говорить о том, что семья и детский сад находятся в едином образовательном пространстве.
Список литературы
1. Арнаутова Е. П. Планируем работу с семьей. // Управление ДОУ 2002г. № 4. 2. Антипина, Г. А. Новые формы работы с родителями в современном ДОУ Воспитатель ДОУ. - 2011 - №12. 3. Борисова, Н. П. Детский сад и родители. Поиск активных форм взаимодействия Дет. сад. управление. – 2007 - № 2 4. Давыдова, О. И., Богославец, Л. Г., Майер А. А. работа с родителями в ДОУ: этнопедагогический подход/ О. И. Давыдова Л. Г. Богуславец, А. А. Майер; М. : Творческий центр, 2005 5. Колягина О. В. Детско-родительские проекты как современная форма взаимодействия детского сада и семьи. Педагогическое мастерство материалы III междунар. науч. конф— М. : Буки-Веди, 2013 — С. 41-42.
Приложение.
Примерное перспективно-тематическое планирование по взаимодействию с семьями воспитанников.
Содержание работы с родителями
Сентябрь.
Опрос «Ваши вопросы и предложения для проведения родительского собрания».
Консультация «Знакомимся с ФОП ДО дошкольного образования» (приемная группы).
Фотоотчет о проведении развлечения «День знаний» (сайт группы).
Консультация «Возрастные особенности детей 3-4 лет»
Организационное родительское собрание «Вот и стали мы большими!»
Памятка «Правила нашей группы».
Опрос «Чего Вы ждете от детского сада?»
Консультация «Игрушки – полезные и не очень» (приемная группы)
Буклет «Словесные игры дома и на улице»
Выставка семейного творчества «Осеняя поделка» (приемная группы)
Октябрь
Консультация: «Какие фрукты полезны для детей» (приемная группы). Оформления выставки семейного творчества из природного материала «Дары осени». Буклет «Как правильно заучивать наизусть стихотворение» (индивидуально). Совместная подготовка к проведению театрализованного представления «Осенины». Откуда хлеб пришел?» Буклет «Научите ребенка беречь хлеб!» Консультация «Я умею всё сам»» (приемная группы). Театрализованное представление «Урожай» (музыкальный зал). Консультация «Игры для развития мелкой моторики»
Ноябрь.
«Влияние пальчиковой гимнастики на умственное и речевое развитие ребенка» (приемная группы).
Буклет Закаливание и профилактика плоскостопия. (индивидуально).
Памятка «Одежда для детского сада и прогулок» (приемная группы).
Анкета: «Какой Вы родитель?» (индивидуально). Консультация «Ваш ребёнок левша»
Пополнение уголка ряженья.
Совместная подготовка к празднованью Дня Матери (индивидуально).
Консультация «Учимся любить ребенка» (приемная группы).
Праздник «День Матери» (группа).
Декабрь
Зимние забавы. Конкурс для родителей «Лучшая снежинка из бумаги».
Консультация «Небезопасные зимние забавы» (приемная группы).
Буклет «Профилактика простудных заболеваний в зимний период» (индивидуально).
Проект «Синичкин день» изготовление поделок, кормушек.
Папка-передвижка «Расскажите ребенку о праздновании Нового года» (приёмная группы).
Выставка семейного творчества «Новогодние фантазии» (приемная группы).
Новогоднее театрализованное представление «Здравствуй Новый год» (музыкальный зал).
Январь
Памятка «Что нужно знать об эмоциональном развитии ребенка-дошкольника» (приемная группы).
Буклет «Правильная осанка – залог здоровья» (индивидуально)
Проект «90 лет свердловской области» изготовление поделок, доклады.
Февраль
Консультация «Патриотическое воспитание начинается с семьи» (приемная группы).
Наша армия. Консультация «Роль отца в воспитании ребенка» (приемная группы).
Изготовление плаката «Мой папа самый лучший!» (приемная группы).
Спортивное развлечение «Веселые старты» (спортивный зал, совместно с родителями).
Стенгазета «Профессия моего папы».
Март
Мамин праздник. Изготовление плаката «Мамочка!» (приемная группы).
Консультация «Воспитание может быть разным» (приемная группы).
Конкурсно-развлекательная программа «Милая мама!» .
Консультация «Безопасность ребенка дома» (приемная группы).
Консультация «Здоровое питание детей» (приемная группы).
Совместное и презентация альбома «Наш любимый семейный рецепт». Русские блины. (приемная группы).
Апрель
Развлечение «День Смеха» (музыкальный зал, совместно с родителями).
Памятка «Расскажите ребенку о весенних заботах» (приемная группы).
Буклет «Игры на развитие общей моторики» (индивидуально).
Открытое практическое мероприятие «Огород – на окне!» (группа совместно с родителями).
Космос. Фотоотчет об мероприятии.
Практическое мероприятие «Мы – огородники!» (фотоотчёт сайт группы).
Консультация «Весеннее поведение детей дошкольников» (приемная группы).
Анкетирование «Воспитание у детей эмоциональной отзывчивости к прекрасному» (индивидуально).
Консультация «Как вырастить патриота» (приемная группы).
Май
День Победы. Консультация «Как рассказать ребенку о ВОВ» (приемная группы).
Вознесение цветов к Вечному Огню (с сопровождением родителей).
Родительское собрание «Подведение итогов. Подготовка к новому году» (группа).
Развлечение «Здравствуй, лето!» (совместно с родителями, фотоотчет).
Анкетирование «Ваши впечатления за прошедший учебный год» (индивидуально).