Татьяна Кондратенко
Проект по взаимодействию детей, педагогов и родителей по развитию познавательных и творческих способностей у дошкольников.
▼ Скачать + Заказать документы
Проект по взаимодействию детей, педагогов и родителей по развитию познавательных и творческих способностей у дошкольников.
Тема. «Развитие познавательных способностей дошкольников с помощью развивающих игр»
Публикация «Проект по взаимодействию детей, педагогов и родителей по развитию познавательных и творческих способностей у дошкольников,» размещена в разделах
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2013
Обоснование темы
Дошкольное детство – период рождения личности, первоначального раскрытия творческих сил ребенка, становление основ индивидуальности. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Наша задача – помочь ему сохранить и развить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать пищу уму ребенка.
Интенсивное развитие интеллекта в дошкольном возрасте повышает обучаемость детей в школе и играет большую роль в образованности взрослого человека. Вопрос полноценного развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста по-прежнему остается актуальным на сегодняшний день. Дошкольники с развитым интеллектом легче учатся, быстрее запоминают материал, более уверены в собственных силах, легче адаптируются в новой обстановке. Творческие качества личности и высокая культура мышления помогают ребенку адаптироваться в различных жизненных ситуациях.
Актуальность и новизна
Педагогическая практика подтверждает, что при условии правильно организованного педагогического процесса с применением научно выверенных игровых методик дети могут без перегрузок и напряжения усвоить многое из того, чему они начинали учиться только в школе. А чем более подготовленным придет ребенок в школу – имеется в виду не количество накопленных знаний, а именно готовность к мыслительной деятельности, зрелость ума, т. е. развитых познавательных способностей, - тем успешнее, а значит и счастливее будет для ребенка начало этого очень важного периода – школьного детства.
Использование развивающих игр в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность: перейти от привычных занятий с детьми к игровой деятельности, организованной взрослым или самостоятельной.
Использование развивающих игр снимает излишнюю дидактичность обучения, вызывает интерес у детей, желание заниматься играми.
Целенаправленное интеллектуальное развитие детей в семье.
Противоречия проблема
Складывается мнение, что сензитивность дошкольного возраста предполагает невмешательство в процесс развития и предопределяет самостоятельное становление познавательных процессов. Несомненно, это так. Но разработаны и доказаны на практике теории, утверждающие, что психические процессы можно и необходимо формировать через организованную по особым правилам внешнюю деятельность - на организацию такого развивающего обучения, в котором тренируются и развиваются виды умственной деятельности ребенка-дошкольника. От научения зависит не только психическое развитие, но и биологическое созревание организма. Развивающее обучение способствует ускоренному созреванию мозга и совершенствованию его функций. Если нам удастся найти ключ к управлению развитием мышления ребенка-дошкольника, то для нас откроются возможности для совершенствования всех других познавательных процессов.
Перед детьми не возникает препятствий, которые должны быть преодолены, их развитие идет слабо и вяло. Чтобы достичь полноценного развития интеллектуальных способностей детей-дошкольников, нам необходимо строить свою работу на основе принципа высокого уровня трудности.
Цель проекта. Развитие познавательных и творческих способностей дошкольников с помощью развивающих игр.
Задачи проекта
1. Стимулировать у дошкольников желание и готовность познавать свойства, отношения, зависимости через разнообразные сенсомоторные действия.
2. Совершенствовать у детей процессы анализа, сравнения и синтеза.
3. Способствовать накоплению детского познавательно-творческого опыта через практическую деятельность.
4. С помощью родителей поощрять у детей проявление самостоятельности, инициативности, стремления к самоорганизации в игровой и творческой видах деятельности.
5. Привлечь родителей к созданию условий для становления у детей элементов коммуникативной культуры: умения слушать и договариваться между собой в процессе решения игровых задач.
Гипотеза проекта.
Использование развивающих игр в непосредственно образовательной, самостоятельной деятельности детей и во взаимодействии с семьей приводит к развитию познавательных и творческих способностей дошкольников.
Участники проекта
Дети дошкольного возраста.
Педагоги детского сада.
Родители детей посещающих детский сад.
Возможные риски
1. Пассивность родителей и детей.
Пути решения:
подробная информация для родителей,
активное вовлечение детей для участия в мероприятиях, умение заинтересовать их.
2. Нежелание родителей общаться с детьми и делиться опытом, ссылаясь на нехватку времени.
Пути решения:
беседы об актуальности проблемы в школе.
Продукт проекта:
Создание обогащенной развивающей среды способствующей развитию у детей познавательных и творческих способностей.
Разработка развивающей программы для дошкольников «Приключения на планете игр» основанной на развивающих играх.
Предполагаемый результат
Сотрудничество педагогов и родителей предполагает:
В ходе реализации проекта будет пополнена развивающая среда, составлены и апробированы конспекты мероприятий с детьми.
В результате проектной деятельности дети приобретут новый, детский познавательно-творческий опыт, высокий и средний уровень развития познавательных процессов: восприятия, памяти, внимания, воображения, мышления. Развита любознательность желание и готовность познавать свойства, отношения, зависимости через разнообразные сенсомоторные действия.
Родители осознают значимость развивающих игр в развитии познавательных способностей у детей.
План работы
Этапы Задачи Мероприятия Сроки Ответственные
Подготовительный Обеспечить условия для реализации проекта Изучить методическую литературу, интернет-ресурсы
Подбор информации
Анкетирование родителей
Написание проекта. Октябрь Воспитатели группы
Основной (реалиизация) 1. Повысить научно-методическую подготовку педагогов по внедрению программы развития познавательных и творческих способностей детей посредством развивающих игр. Консультация «Знакомьтесь – игровая технология интеллектуально-творческого развития детей 3 – 7 лет «Сказочные лабиринты игры» В. В. Воскобовича.
Оснащение УМК приобретение игр, персонажей.
Семинар – практикум «Изучение методики работы с блоками Дьенеша, палочками Кюизенера и др. развивающими играми».
Открытое интегрированное занятие с детьми подготовительной группы «Путешествие на кораблике «Брызг-Брызг».
Демонстрация фрагментов работы музыкального руководителя, воспитателя по физкультуре, учителя-логопеда.
Октябрь – апрель Специалисты и воспитатели детского сада
2. Повысить компетентность родителей по вопросу влияния развивающих игр на творческое и интеллектуальное развитие дошкольников.
Оформление наглядной информации о развивающих играх.
Оказание спонсорской помощи в приобретении игр.
Участие в акции «Персонажи и игры – своими руками».
Участие в «Домашней игротеке».
Оформление фото-стендов.
Участие в игровых семинарах.
Участие в родительских собраниях во всех возрастных группах по развивающим играм.
Просмотры занятий с использованием развивающих игр.
Изготовление папок-передвижек по использованию игр узкими специалистами (учителем-логопедом, музыкальным руководителем, воспитателем по физкультуре).
Опрос родителей о целесообразности дальнейшей работы по применению развивающих игр.
Участие в проекте «Рисуем сказки Фиолетового Леса».
Помощь в изготовлении костюмов для драматизации «Парад героев Фиолетового Леса».
Участие в акции «Схемы и модели для игр – своими руками».
Участие в играх-соревнованиях на родительских собраниях.
Фиксирование успешности ребёнка в Дневничке Золотых Плодов Успеха «Мой ребёнок успешен». В течение года Воспитатели, специалисты детского сада, родители детей посещающих детский сад
3. Сформировать у дошкольников устойчивый интерес к развивающему обучению путём интеграции содержания программы «Детство» и развивающей программы «Приключения на планете игр». Знакомство с развивающими играми.
Участие детей в открытых занятиях для педагогов и родителей.
Участие в проектной деятельности «Неделя игры с применением развивающих игр».
Выставка рисунков детей «Фигурки из «Чудо-головоломок»
Использование развивающих игр в организованной, совместной и самостоятельной деятельности.
Участие в «Домашней игротеке».
Создание совместных тематических коллажей.
Индивидуальная работа с детьми.
Изготовление персонажей из бросового материала.
Оформление выставки работ детей «Персонажи- самоделки».
Конкурс «Умники и умницы» по развивающим играм.
Выставка рисунков «Персонажи Фиолетового Леса»;
Участие в «Неделе игры» по развивающим играм.
Проект «Невыдуманные истории Фиолетового Леса» (творческие рассказы детей).
Выставка творческих работ детей подготовительной группы «Жители Чудо-островов» (рисунки с использованием «Чудо-головоломок» и рассказы о них).
Индивидуальные игры с детьми.
Включение развивающих игр в организованную учебную деятельность, в совместную и самостоятельную деятельность детей.
Участие в проекте «Рисуем сказки Фиолетового Леса».
Участие в драматизации «Парад героев Фиолетового Леса».
Участие в акции «Схемы и модели для игр – своими руками».
Участие в играх-соревнованиях на родительских собраниях.
Накопление Золотых Плодов Успеха.
Индивидуальная работа в «Тетрадях творчества».
В течение года Специалисты, воспитатели, дети детского сада. Родители детей, посещающих детский сад.
Аналитический Оценить результаты реализации проекта. Обобщить опыт.
Разработать развивающую программу.
Диагностика детей.
Опрос-анкетирование родителей «Какую пользу принесли развивающие игры моему ребёнку».
Педсовет «Взаимодействие с родителями» в форме мастер-класс по применению методов активизации с использованием развивающих игр.
Март – май Специалисты, воспитатели детского сада
Перспективное распространение результата проекта
• Участие во всероссийском интернет-конкурсе на лучший проект.
• Представление опыта работы на областном фестивале педагогических идей.
• Статья в на сайт детского сада «Наши проекты»
Литература
1. Использование метода проекта в образовательной практике ДОУ. Под ред. З. Л. Венковой, Н. В. Казанцевой. Пермь. 2007
2. Е. С. Евдокимова. Технология проектирования. М. 2008
3. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. Авт. сост. Л. С. Кисилева, др. М. 2004
4. Г. Б. Монина, Е. В. Панасюк. Предшкольный бум. СПб. 2008
5. Е. В. Соловьёва. Математика и логика для дошкольников. М., 2001.
6. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3-7 лет «Сказочные лабиринты игры». Харько Т. Г., Воскобович В. В.
7. «Игровые задачи для дошкольников» З. А. Михайлова
8. «Развивающие игры в ДОУ» Т. М. Бондаренко
9. «Развивающие игры» Б. П. Никитин