Юлия Степанова
Проект по выявлению и развитию художественно-творческих способностей «Умница» основан на программе Е. А. Щедрова
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
Программа «Умница» создана творческим коллективом администрации, педагогов, специалистов ДОУ и предназначена для педагогов и родителей, заинтересованных в выявлении и развитии творческого потенциала у детей дошкольного возраста.
Необходимость разработки данной программы была обусловлена спросом со стороны родителей (законных представителей) воспитанников, стремящихся к разностороннему развитию своих детей и не имеющих возможность получить такого рода услугу в общеобразовательных учреждениях из-за наличия типовых стандартных программ и переполненности групп.
Публикация «Проект по выявлению и развитию художественно-творческих способностей „Умница“ основан на программе Е, А, Щедрова» размещена в разделах
Программа освещает актуальную проблему современной педагогики – раннему выявлению и развитию не только актуальной, но и потенциальной одаренности у детей дошкольного возраста.
Решая вопрос об организационных формах работы с одаренными детьми, следует признать нецелесообразным выделение таких воспитанников в особые группы. Одаренные воспитанники должны воспитываться и обучаться в группах вместе с другими детьми. Это позволит создать условия для дальнейшей социальной адаптации одаренных детей и одновременно для выявления скрытой до определенного времени одаренности других воспитанников.
Реализация программы предусматривает :
- осуществление обязательного медицинского сопровождения одаренных детей как одно из условий предупреждения перегрузок растущего организма и учёта состояния их здоровья;
- индивидуальный подход к данным воспитанникам;
- развитие каждого вида одаренности как у группы в целом, так и у каждого ребёнка в отдельности. Для этого в учебной неделе выделяется день индивидуальной работы, в которой специалисты (педагоги, специалисты) работают с мини- группами, сформированными в соответствии с видом одаренности.
Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных социальных задач. Наличие социального заказа способствует интенсивному росту работ в этой области. Однако мировая практика работы с одаренными детьми указывает на то, что присутствии валидных методов идентификации одаренности эта работа может привести к негативным последствиям. Вместе с тем, психодиагностических процедур и методов работы с детьми определяется исходной концепцией одаренности. В этой связи требуется серьезная просветительская работа среди педагогов, а также родителей для формирования у них научно-адекватных современных
представлений о природе, методах выявления и путях развития одаренности. Сложность этих задач определяется наличием широкого спектра подчас противоречащие друг другу подходов к указанной проблеме, в которой трудно разобраться педагогам и родителям. Поэтому становится актуальная разработка Программы одаренности, которая выступала бы в качестве теоретического и методического основания для работы с одаренными детьми.
Цель программы :
создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации.
Задачи программы :
- Создать систему педагогического взаимодействия, направленного на выявление и развитие всех видов одаренности дошкольника;
- способствовать успешной адаптации одаренных детей к дальнейшему обучению в образовательных учреждениях, сохранению и укреплению их здоровья путем медицинского сопровождения;
- формировать навыки социализации;
-развивать творческие способности ребёнка;
- знакомить родителей с особенностями психофизического развития одаренного ребёнка и обучать эффективным способам его развития.
Основание для разработки Программы
Федеральный закон от29декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, №53, ст. 7598; 2013, №19, ст. 2326; № 30, ст. 4036)п. 6ч. 1ст. 6.
Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
Федеральная целевая программа «Одаренные ети», в рамках президентской программы «Дети России», утвержденной правительством РФ от 03.10.2002г.
Программа «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы
Устав МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №22 «Солнышко» города Мичуринска
Программа «Умница» способствует выявлению и развитию предпосылок одаренности у детей дошкольного возраста в условиях детского сада детей в возрасте от 3 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Программа «Умница» разработана на период с 2019 по 2023 год, определяет создание условий для построения воспитательно-образовательного
процесса, направленного на продуктивное психическое, физическое, интеллектуальное, и творческое развитие одаренных детей, на реализацию и совершенствование их способностей.
В МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №22 «Солнышко» г. Мичуринска реализация программы «Умница» осуществляется по следующим направлениям:
• социально-коммуникативное развитие;
• познавательное развитие;
• речевое развитие;
• физическое развитие.
Принципы реализации программы
• Принцип развивающего и воспитывающего обучения. Этот принцип означает, что цели, содержание и методы воспитания и обучения должны способствовать не только усвоению знаний и умений, но и познавательному развитию, а также воспитанию личностных качеств воспитанников.
• Принцип индивидуализации. Он состоит в том, что цели, содержание, процесс обучения должны как можно более полно учитывать индивидуальные и типологические особенности каждого ребёнка. Реализация этого принципа особенно важна для одаренных детей, у которых индивидуальные различия выражены в яркой и уникальной форме.
• Принцип учета возрастных возможностей. Этот принцип предполагает соответствие содержания образования, методов воспитания и обучения специфическим особенностям одаренных воспитанников на разныхвозрастных этапах, поскольку их более высокие возможности могут легкопровоцировать завышение уровней трудности воспитания и обучения, что может привести к отрицательным последствиям.
• Принцип интеграции интеллектуального, морального, эстетического и физического развития.
• Принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей.
Механизмы реализации программы
- Внедрение в практику ранней диагностики одаренности и ее дальнейшего развития методов, учитывающих быстро меняющуюся социальную ситуацию и современные подходы к работе с одаренными детьми.
- Совершенствование деятельности администрации по мотивации педагогов на управление развитием исследовательских и творческих способностей воспитанников.
- Организация социальной и психолого-педагогической подготовки педагогических кадров для работы с одаренными детьми.
- Реализация программ дополнительного образования в части работы с одаренными детьми.
- Создание условий способствующих раскрытию и реализации творческого потенциала каждого воспитанника ДОУ.
- Создание и ежегодное пополнение банка данных одаренных детей
Основные этапы реализации программы
1этап — диагностико-организационный (2018-2019 учебный год)
Цель: Подготовить условия для формирования системы работы с одаренными воспитанниками в детском саду.
2 этап — практический (2019-2023 г.)
Цель: осуществление работы по трем направлениям: работа с педагогами; работа с детьми; работа с родителями.
3 этап — аналитический (2023 г.)
Цель: Переход системы работы с одаренными детьми в режим функционирования.
Ожидаемые результаты программы.
В соответствии с заявленной целью мы предполагаем следующие результаты по итогам реализации программы :
- Создание системы выявления и поддержки одаренных детей в возрасте от 2 до 7 лет.
- Создание воспитательно-образовательной среды, способствующей успешности каждого ребёнка через проявления его способностей и сохранение физического и психического здоровья.
- Увеличение количества воспитанников, имеющих высокие достижения в конкурсах, фестивалях, спортивных соревнованиях различного уровня.
- Развитие потенциала воспитателя в части компетентного выявления и сопровождения одаренных детей.
- Создание необходимой материально технической базы детского сада для работы с одарёнными детьми.
- Пропагандировать и распространять психолого-педагогический опыт работы с одарёнными детьми.
Оценку эффективности реализации программы можно отследить по
следующим критериям:
- количество дошкольников занявших призовые места в конкурсах, фестивалях, спортивных соревнованиях различного уровня;
- оценка состояния здоровья и комфортности пребывания детей в детском саду, удовлетворенности родителей, общественности воспитательно- образовательным процессом в ДОУ;
- количество воспитанников успешно справляющихся с усвоением основной образовательной программы МБДОУ;
- количество детей охваченных дополнительным образованием;
- ежегодная стабильность посещения дошкольниками кружков;
- расширение перечня программ дополнительного образования ДОУ;
- количество выпускников детского сада, продолжающих посещать дополнительные секции и кружки, обучаясь в школе.
Образовательные и социальные риски при реализации программы
- неправильное или неадекватное выявление одаренности ребенка, что может привести к тому, что ребенок, ранее проявлявший способности в избранной им деятельности, может не достигнуть высоких результатов. И, как следствие, не оправдать возложенных на него надежд. В результате у него может сформироваться заниженная самооценка, а проявления истинной одаренности снизятся;
- рост и углубление социальной, интеллектуальной и педагогической пропасти между «одаренными» и «обычными» дошкольниками, невнимание к последним.
Это приведет к тому, что потенциально одаренные дети, чью одаренность в силу обстоятельств не удалось выявить, не смогут в полной мере проявиться и тем самым не войдут в число одаренных;
- в результате неправильных действий в рамках программы «Умница» может произойти снижение социального престижа и значимости данной работы среди родителей, педагогов и воспитанников учреждения.
КОНЦЕПЦИЯ ПРОГРАММЫ
Каждый ребёнок одарен от природы огромным объемом способностей. Наиболее продуктивен педагогический путь, согласно которому одаренность на ранних возрастных этапах должна рассматриваться и развиваться преимущественно как общая, универсальная способность. В настоящее время ученые и практики ведут поиск и разработку такой системы выявления имеющихся интеллектуальных и творческих ресурсов детского сообщества, внедрение которой позволило бы объединить усилия всех специалистов образовательных учреждений. [1].
В дошкольном образовательном учреждении имеются возможности для проведения целенаправленной работы по развитию интеллектуальности и творчества (смотры - конкурсы, муниципальные, региональные, всероссийские мероприятия). В целях создания единых подходов и пониманию понятий
«одаренных ребенок», «одаренность», «виды одаренности» в образовательном пространстве за основу принимаются понятия, используемые в РАБОЧЕЙ КОНЦЕПЦИИ ОДАРЕННОСТИ, разработанной 2003 году по заказу Министерства образования РФ в рамках Федеральной программы «Одаренные дети».
В соответствии с данной концепцией:
Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности [11].
Одаренность – это системное, развивающее в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных, результатов в той или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
На сегодняшний день большинство психологов признают, что уровень, качественное своеобразие и характер одаренности – это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, образовательной, трудовой). В тоже время нельзя игнорировать и роль психологических механизмов саморазвития личности, лежащих в основе саморазвития личности, лежащих в основе формирования и реализации индивидуального дарования.
Виды одаренности:
- лидерская (проявляется в социально-коммуникативном развитии);
- интеллектуальная (проявляется в познавательном развитии ребенка);
- сценическая, литературно-поэтическая (проявляется в речевом развитии);
- музыкальная, хореографическая, изобразительная (проявляется в художественно- эстетическом развитии);
- спортивно-организационная (проявляется в физическом развитии).
Критерии выявления видов одаренности :
1. Вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики.
2. Степень сформированности одаренности:
- актуальная одаренность
- потенциальная одаренность
3. Форма проявления:
- явная одаренность
- скрытная одаренность
4. Широта проявления в различных видах деятельности:
-общая (умственная) одаренность
- специальная одаренность
- Особенности возрастного развития :
- ранняя одаренность (вундеркинды)
- поздняя одаренность.
Признаки одаренности – это те способности одаренного ребенка, которые проявляются в его реальной деятельности и могут быть оценены на уровне наблюдения за характером его действия. Признаки одаренности охватывают два аспекта поведения одаренного ребенка: инструментальный и мотивационный.
Инструментальный — характеризует отношение ребенка к той или иной стороне действительности.
Признаки выявления одаренных детей
1. Комплексный характер оценивания разных поведения и деятельности ребенка, что позволит использовать различные источники информации и охватить как можно больше широкий спектр его способностей;
2. Длительность идентификации (развернутое во времени наблюдение за поведением данного ребенка в разных ситуациях);
3. Анализ поведения ребенка в тех сферах деятельности, которые в максимальной соответствуют его склонностям и его интересам (включение в специально организованные предметно-игровые занятия, вовлечение в различные формы соответствующей предметной деятельности и т. д.);
4. Использование тренинговых методов, в рамках которых можно организовывать определенные развивающие влияния, снимать типичные для данного ребенка психологические «преграды»;
5. Подключение к оценке одаренного ребенка специалистов соответствующей предметно области деятельности (музыкантов, художников и т. д.);
6. Оценка признаков одаренности ребенка не только по отношению к актуальному уровню его психического развития, но и с учетом зоны его ближайшего развития (в частности, на основе организации определенной образовательной среды с выстраиванием для индивидуальной траектории обучения)
7. Преимущественная опора на экологически валидные методы психодиагностики имеющие дело с оценкой реального поведения ребенка в реальной ситуации.
8. Такие как анализ продуктов деятельности, наблюдение, беседа, оценки педагогов и родителей [7].
Ресурсное обучение:
- информационно-ежегодный анализ состояний проблемы работы с одаренными детьми, качество обучения, эффективности используемых технологий обучения одаренности детей.
РАЗДЕЛ 1. Возрастные особенности одаренных детей
1.1. Возрастно-психологические особенности развития одаренности дошкольника
В большинстве концепций одаренности (Дж. Рензулли, А. М. Матюшкин, Д. Б.
Богоявленская, Н. С. Лейтес и др.) выделяется несколько ее основных
структурных компонентов: когнитивный, личностный (мотивационный, творческий:
1. общие и (или) специальные (музыкальные, художественные, математические и др.) способности выше среднего уровня;
2. доминирующая познавательная мотивация;
- креативность (способность преобразовывать знания с участием воображения и фантазии, порождать оригинальные идеи, используя нестандартные способы деятельности).
Для одаренных детей на ранних этапах развития (до 2-3 лет) характерна высокая сензитивность (чувствительность) к новизне ситуации, проявляющаяся в более ярко выраженной и стойкой реакции на новый предмет, звук, изображение и т. д. У детей проявляется познавательная потребность – потребность в новых впечатлениях – оказывается сильнее физиологических потребностей во сне, пище и пр. Особенность познавательной потребности
состоит и в том, что она не насыщаема, это обусловливает постоянное проявление широкой любознательности ко всему новому для ребенка.
К 3-5 годам первичная исследовательская активность преобразуется в более высокие ее формы и проявляется в самостоятельной постановке вопросов и проблем по отношению к новому, неизвестному. У одаренных детей трудно выделить «возраст вопросов» (период, когда дети начинают задавать много вопросов, для обычных детей длится от 2,5 до 3,5 лет, потому что их вопросы появляются почти с самого начала активного говорения, и их количество так резко не уменьшается, как у их сверстников в 3-4 года. Вопросы одаренных детей более глубоки по содержанию, шире по тематике. У одаренных значительно раньше происходит превращение детских вопросов из необходимого средства речевого общения, познания мира в необходимое звено самостоятельного мышления. Пытливые дети уже к 5 годам пытаются найти ответы самостоятельно: находя и читая соответствующую литературу, наблюдая, пробуя экспериментировать.
С 5-6 лет возросший уровень познавательной – исследовательской активности позволяет ставить интересующие ребенка проблемы, вопросы и осуществлять самостоятельный поиск решений.
Многолетние исследования Н. С. Лейтеса выявили, что наиболее ранние признаки одаренности проявляются в музыке и художественном творчестве.
До 2-3 лет познавательная активность выражается в форме восприятия музыки. В 3-4 года резко возрастает стремление к самостоятельным действиям по «извлечению» звуков. Первоначально ребенок имитирует манеру пения, игры на музыкальных инструментах.
В 5-6 лет явно проявляется музыкальное творчество.
Раскрывается художественная одаренность. Высокая избирательность в отношении зрительных образов и представлений проявляется в раннем детстве вострой наблюдательности, сильной впечатлительности, способности все вокруг видеть в красках, цветовых контрастах, замечать необычное, красивое и запоминать. Кроме музыкально-художественных рано проявляют себя способности к математике и шахматам. Некоторые одаренные дети уже в 3-4 года увлеченно играют с числами, сначала с радостью отыскивая их на вывесках домов, на страницах книг и журналов, на ценниках в магазинах, потом пробуя составлять разные, новые комбинации. Научившись в 4-5 лет играть в шахматы, они потом большую часть времени проводят за шахматной доской, довольно быстро добиваясь поразительных результатов: начинают обыгрывать взрослых, устраивают сеансы одновременной игры с ровесниками или старшими детьми.
К сенсорным обычно относят способности, проявляющиеся в области восприятия предметов и их свойств. Как известно, восприятие — первая ступень познания мира, на основе его образов строятся память, мышление, воображение. Сенсорные способности составляют фундамент умственного развития ребенка [7].
1.2 Этапы развития одаренности дошкольника
На первом этапе малыш начинает называть треугольные предметы
«крышами», про круглые предметы говорит, что они похожи на мячик, т. е. появляются так называемые предметные предэталоны. Иными словами, при восприятии одного предмета другой используется как образец. Обычно это происходит на третьем году жизни, когда бурно развивается предметно — манипулятивная деятельность детей.
На втором этапе (в 3-4 года) происходит переход от использования предэталонов к применению собственно эталонов — средствами восприятия выступают уже не конкретные предметы, а некие образцы их свойств, причем каждое имеет вполне определенное название. В частности, дети овладевают основными цветами спектра : красным, оранжевым, желтым, зеленым, голубым, синим, фиолетовым как в обычной жизни, так и в процессе специально организованных дидактических игр. Как известно, сенсорными эталонами
формы служат основные геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник и овал.
На третьем этапе овладения сенсорными эталонами (4—5 год жизни) дети начинают их систематизировать. Взрослый помогает ребенку выстроить последовательность цветов спектра, узнать их оттенки [10].