Люда Проценко
Проект по военно-патриотическому воспитанию «Год памяти и славы»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект по военно-патриотическому воспитанию
Полное наименование образовательной организации: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 5 «Улыбка» муниципального образования Абинский район.
Направленность проекта : познавательно-исследовательский.
Название проекта : «Год памяти и славы».
Тип проекта : социально-значимый.
Автор проекта : Проценко Людмила Владимировна, воспитатель МБДОУ детский сад № 5.
Вид проекта : комплексный.
Публикация «Проект по военно-патриотическому воспитанию „Год памяти и славы“» размещена в разделах
- День Победы. 9 мая, детям о войне
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Срок реализации проекта : долгосрочный с 23.01.2020 года по 10.09.2020 года
Участники проекта : воспитатель, воспитанники возрастной группы (6 – 7 лет, родители (законные представители) воспитанников.
Актуальность проекта : Военно-патриотическое воспитание дошкольников в ДОО – актуальная проблема в условиях современной России. В современном обществе заметно утрачиваются традиции патриотического сознания, поэтому актуальность проблемы воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста очевидна.
Чувство патриотизма формируется в результате длительного, целенаправленного воздействия на человека, начиная с самого детства. Это организованный педагогический процесс взаимодействия детей и педагогов с целью возникновения у них патриотических чувств и отношений. Чтобы быть патриотом, надо чувствовать личную связь с Родиной, знать ее историю, знать, как берегли и защищали ее наши отцы и деды. Научить ребенка любить родных и близких людей, бережно и с любовью относиться к своей Родине, испытывать гордость за свой народ – задача первостепенная и сложная.
Проводимый в детском саду комплекс нравственно-патриотических мероприятий должен сформировать у детей и его родителей (законных представителей) единые ценности. Только в результате систематической, целенаправленной воспитательной работы у детей могут быть сформированы эти элементы. В связи с этим проблема военно-патриотического воспитания детей в ДОО становится одной из актуальных в воспитательном процессе подрастающего поколения.
Цель проекта : Формировать у детей дошкольного возраста чувства патриотизма, любви и гордости за свою Родину на основе расширения представлений детей о победе нашего народа в Великой Отечественной войне.
Задачи проекта :
а) развивающие:
- формирование личности, обладающей качествами гражданина-патриота Родины и чувством собственного достоинства, как представителя своего народа;
- развитие толерантного отношения к представителям других национальностей, ровесникам, соседям, окружающим людям;
- пробуждение интереса к истории родного края, города; любовь к природе родного края;
- приобретение навыков социального общения со взрослыми;
б) воспитательные :
- воспитание гордости за героическое прошлое своего народа;
- пробуждение любви к родной земле, интерес к изучению истории родного края;
- формирование уважительного отношения к историческому и культурному наследию своего народа;
в) образовательные:
- изучение событий Великой Отечественной войны;
- расширение знаний детей о жителях г. Абинска, воевавших, получивших звание Героя Советского Союза в годы Великой Отечественной войны;
- знакомство с памятниками, посвященным военным событиям, с названиями улиц, носящих имена героев войны.
Формы работы:
- совместная и индивидуальная деятельность воспитателя с детьми;
- дидактические игры;
- подвижные игры;
- беседы, рассказы, рассматривание;
- экскурсии;
- выставки детских рисунков и поделок на темы войны, мира, 9 Мая;
- организованная образовательная деятельность;
- работа с родителями (законными представителями).
Ожидаемые результаты:
- повышение нравственного уровня воспитанников;
- освоение доступных знаний об истории России, родного города;
- появление интереса к армии, уважения и гордости к защитникам Отечества, к почетной обязанности защищать Родину, возникновение желания в будущем стать защитниками Родины;
- расширение кругозора детей, их интереса к истории страны;
- расширение знаний детей об известных людях родного города, улицах, названных в честь героев войны, памятниках и других культурных ценностях;
- проявление внимания и уважения к ветеранам, пожилым людям, оказание посильной помощи;
- приобретение навыков социального общения со взрослыми;
- развитие инициативы, самостоятельности;
- сформированность элементарных проектно-исследовательских умений и навыков;
- преобразование предметно-игровой среды возрастной группы;
- укрепление заинтересованности родителей в сотрудничестве с ДОО по вопросам нравственно-патриотического воспитания.
Практическая значимость проекта : Проект разработан для работы с детьми старшего дошкольного возраста и представляет собой цикл мероприятий по совместной деятельности педагога с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию в целях развития и создания условий для формирования гражданских и патриотических чувств дошкольников через обращение к памяти об историческом прошлом нашего государства, привлечение родителей и педагогов к воспитанию у детей чувства гордости за достижения родной страны, интереса и уважения к ее историческому прошлому, бережного отношения к традициям своего народа. Все мероприятия апробированы и внедрены в практику ДОО. Проект адресован широкому кругу читателей: педагогам дополнительного образования, воспитателям дошкольных групп, а также всем, кто интересуется вопросами нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
Этапы реализации социального проекта :
Подготовительный этап: представляет собой предварительную работу по реализации проекта, включающую:
- обозначение актуальности и паспорта проекта;
- постановка целей и задач;
- работа с методической литературой по данной теме;
- сбор информации по теме;
- разработка плана реализации проекта;
- подбор наглядного дидактического материала (иллюстрации, игрушки, познавательной и художественной литературы (подбор иллюстраций и книг для чтения А. Кушнера, Л. Кассиля, С. Михалкова, стихотворений о войне и др.);
- подбор материала для бесед о войне: «История георгиевской ленточки», «Что ты знаешь о войне?», «Мой прадедушка защищал Родину»; «Этот день Победы!»;
- налаживание сотрудничества с педагогами других возрастных групп и семьями воспитанников;
- создание памяток для родителей.
Основной этап: представляет собой реализацию поставленных задач по военно-патриотическому воспитанию в возрастной группе. Реализация осуществляется как в ходе организованной образовательной деятельности, так и в сознании развивающей предметно-пространственной среды, целенаправленных видах детской деятельности, (чтение художественной литературы, просмотр видеоматериалов, встречи с интересными людьми, экскурсии в библиотеку, музей, дидактические и сюжетно-ролевые игры, викторины и др.).
Организатором и руководителем детской проектной деятельности выступает воспитатель, который является для ребенка и источником информации, и партнером, и помощником в его саморазвитии.
Используются при этом различные формы, методы и приемы.
К реализации проекта привлекается помощь родителей (законных представителей) воспитанников, работа с ними предполагает:
- обсуждение подачи детям в домашних условиях информации о празднике Великой Победы;
- участие родителей (законных представителей) в организации выставки совместных работ детей и родителей, посвященной Великой Отечественной войне.
Тема Великой Отечественной войны чрезвычайно актуальна, особенно накануне празднования 75-летия Великой Победы нашего народа в борьбе с фашизмом. Для детей, родившихся в ХХI веке, Великая Отечественная война – далекая история, о которой они узнают прежде всего от родителей и от нас, воспитателей детского сада. Потому так важно передать им то, что сохраняется в нашей памяти как свидетельство пережитого дедушками и бабушками, наладить связь времен и поколений. Дети должны ощутить, что они тоже имеют, пусть и опосредованно, отношение к тем далеким военным событиям. Необходимо делать это в дошкольном возрасте, пока в малыше еще не иссяк естественный интерес ко всему происходящему в мире.
Для реализации проекта разработан план мероприятий, посвященный месячнику оборонно-массовой и военно-патриотической работы, проходящему под лозунгом «Год памяти и славы».
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Дата Виды деятельности Область деятельности
23.01.2020 – 20.02.2020 Оформление и систематическое обновление информационного стенда, буклетов и папок-передвижек по теме мероприятий. Информационно-ознакомительная
23.01.2020 Участие в торжественном мероприятии, посвященном открытию месячника оборонно-массовой и военно-патриотической работы, проходящим под лозунгом «Год памяти и славы». Познавательное развитие
22.01.2020 Участие в акции «Блокадный хлеб». Познавательное развитие
24.01.2020 Участие в конкурсе рисунков на военную тематику. Художественно-эстетическое развитие
27.01.2020 – 20.03.2020 Просмотр иллюстраций, картин, рисунков с изображением военных атрибутов и техники. Обсуждение просмотренного. Познавательное развитие
24.01.2020 – 20.03.2020 Чтение художественной литературы, заучивание стихов военной тематики. Речевое развитие
24.01.202 – 07.06.2020 Рисование, лепка из пластилина, конструирование из бумаги, картона и др. материалов. Художественно-эстетическое развитие
03.02.2020 – 20.03.2020 Прослушивание и разучивание песен на военную тематику. Художественно-эстетическое, речевое развитие
18.02.2020 – 24.01.2020 Изготовление открыток ко Дню защитника Отечества для пап и дедушек.
Праздничное мероприятие, посвященное «Дню защитников Отечества».
Выставка детских работ на тему: «Военная техника». Художественно-эстетическое развитие
23.01.2020 – 10.09.2020 Возложение цветов к памятникам и мемориалам, посвященным воинской славе и бессмертному подвигу советских воинов, погибших в боевых действиях на территории г. Абинска. Познавательное, социально-коммуникативное развитие
17.02.2020 Экскурсия в историко-краеведческий музей МБОУ СОШ № 3 г. Абинска. Познавательное, социально-коммуникативное развитие
20.02.2020 Посещение ветерана Великой Отечественной войны Красикова Михаила Григорьевича, вручение подарков и цветов. Познавательное, социально-коммуникативное развитие
21.01.2020 – 20.03.2020 Просмотр презентаций, видеофильмов на военно-патриотическую тематику. Познавательное развитие
27.01.2020 – 27.03.2020 Организация подвижных, сюжетно-ролевых и дидактических игр. Все образовательные области
18.03.2020 – 22.03.2020 Участие в акции «Аллея незабытых имен». Познавательное, социально-коммуникативное развитие
06.05.2020 – 09.05.2020 Участие в районной патриотической акции «Окна Победы». Художественно-эстетическое, социально-коммуникативное развитие
31.07.2020 – 05.08.2020 Участие в районном конкурсе по созданию «Островков памяти», приуроченному к 75-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне. Познавательное, социально-коммуникативное развитие
В ходе реализации проекта будут проводиться следующие мероприятия:
- оформление уголка боевой славы;
- беседы о праздновании Дня Защитников Отечества;
- рассматривание открыток и иллюстраций родов войск, военной техники, орудий и т. д. ;
- подбор фотографий для оформления альбома «Наша Армия родная»;
- обсуждение значения службы в рядах российской армии;
- посещение историко-краеведческого музея МБУ СОШ № 3 г. Абинска;
- подбор наглядно-дидактического материала на тему Великой Отечественной войны и солдатских будней (рассказы, стихотворения, пословицы и поговорки о войне, военных буднях, празднике 9 Мая, о мире;
- знакомство с историей Великой Отечественной войны, с рассказами о подвигах русских солдат;
- рассмотрение и обсуждение иллюстраций о войне, фотографий памятников воинам, обелисков;
- слушание песен военных лет : «Смуглянка», «Катюша», «Военный вальс», «Журавли» и др. ;
- чтение и обсуждение книг А. Кушнера «Танк», Л. Кассиля «Главное войско», С. Михалкова «Быль для детей», «Здравствуй, воин-победитель» и др., стихотворений военных лет, о дне Победы и др. ;
- участие в конкурсе творческих работ: совместные с родителями рисунки, поделки (салют в честь дня Победы; вечный огонь и др.);
- изучение информации о подвигах наших земляков, Героев Советского Союза, участниках Великой Отечественной войны – Лузана Федора Афанасьевича, Чибисова Юрия Васильевича, Ковалева Константина Федоровича;
- выполнение аппликации «Поздравительная открытка ветеранам с Днем Победы»;
- посещение ветерана Великой Отечественной войны Красикова Михаила Григорьевича, вручение подарков и цветов;
- беседы на темы: «История георгиевской ленточки», «Что ты знаешь о войне?»;
- участие в районной патриотической акции «Окна Победы»;
- участие в районном конкурсе по созданию «Островков памяти», приуроченному к 75-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне.
Заключительный этап: подведение итогов по реализации проекта в ДОО.
Реализация проекта оказала благотворное влияние на всех ее участников.
В результате работы над проектом повысился познавательный уровень дошкольников и их родителей (законных представителей) об истории человечества через знакомство с легендарным прошлым России в период Великой Отечественной войны. Дети научились ориентироваться в истории нашей страны, получили углубленные знания о ее защитниках, о том, как их родные и близкие принимали участие в Великой Отечественной войне.
В ходе реализации проекта у детей :
- сформировались представления о российской армии как надежной защитнице нашего государства, чувство уважения к российскому воину, его силе и смелости;
- закрепились понятия о символике Российского государства, «георгиевской ленточке»;
- расширились знания о Великой Отечественной войне и воинах, защищавших Родину;
- расширились знания о празднике Победы в жизни каждого русского человека, который мы ежегодно отмечаем 9 Мая;
- ближе познакомились с произведениями поэтов, писателей и художников на военную тематику;
- пополнились представления об истории памятных мест родного города, городах-героях.
Знакомство с историей Великой Отечественной войны способствует формированию у дошкольников чувства гордости за свой народ и его боевые заслуги, уважение к защитникам Отечества, ветеранам Великой Отечественной войны. Дети стали добрее, внимательнее, отзывчивее и более любознательными. У них появилось осознанное желание внести свой посильный вклад в жизнь страны.
Воспитатель посредством использования проектной деятельности повысила свой профессиональный уровень, развивающую предметно-пространственную среду возрастной группы пополнила атрибутами, игровым и методическими материалами, исследовательскими проектами, мультимедийными продуктами, посвященными 75-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне.
У родителей (законных представителей) дошкольников повысился интерес к воспитательно-образовательной работе в возрастной группе, появилось желание принимать активное участие в жизни группы и ДОО.
Список используемой литературы:
1. Веракса Н. Е. «Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»». – М., 2011 г.
2. Гербова В. В. «Занятия по развитию речи в средней группе». – М., 2010 г.
3. Журналы: «Дошкольное воспитание», № 5 – 2006 г., № 4 – 2011 г., № 3 – 2012 г.
4. Колдина Д. Н. «Рисование с детьми 4 – 5 лет». – М., 2013 г.
5. Комарова Т. С. «Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе». – М., 2010 г.
6. Куцакова Л. В. «Конструирование и художественный труд в детском саду: Программа и конспекты занятий». – М., 2006 г.
7. Морозова И. А., Пушкарева М. А. «Ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий для работы с детьми 5 – 6 лет». Мозаика-синтез. – М., 2007 г.
8. Потапова Т. В. «Беседы о профессиях с детьми 4 – 7 лет». – М., 2009 г.