Регина Салимьянова
Проект по валеологическому воспитанию «Я — человек»
▼ Скачать
МАДОУ Детский сад №320
«Я - человек»
Методическая разработка долгосрочного проекта в старшей группе
Автор: воспитатель высшей кв. категории
Салимьянова Регина Радиковна
г. Уфа
«Люди, научившиеся наблюдениям и опытам,
Приобретают способности сами ставить
вопросы и получать на них фактические
ответы, оказываясь на более высоком
умственном и нравственном уровне
в сравнении с теми, кто такой школы не прошел». К. Е. Тимирязев.
Актуальность
Публикация «Проект по валеологическому воспитанию „Я — человек“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Осанка. Конспекты занятий
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок-дошкольник.
Китайская пословица гласит: «Расскажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай попробовать и я пойму». Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. При активном действии ребенка в процессе познания действуют все органы чувств. Учеными доказано, что чем больше органов чувств одновременно участвуют в процессе познания, тем лучше человек ощущает, запоминает, осмысливает, понимает, усваивает, закрепляет изучаемый материал.
Сегодня мир, в котором мы живем, сложен, многогранен и изменчив. Люди - часть этого мира открывают все новые и новые объекты, явления и закономерности окружающей действительности. При этом каждый человек вращается в рамках сформировавшегося у него образа мира.
Образ мира — это сложная целостная система знаний о человеке, о мире вообще, о других людях, о себе, о своей деятельности.
В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих, как общего развития дошкольника, так и дальнейшем успешности его обучения в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание освоить все новое-основа формирования этого качества. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков.
Работая в дошкольном учреждении, педагог всегда должен стремиться искать новые подходы для интеллектуального развития дошкольников, своих воспитанников. Интенсивное изменение в окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все его сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания.
Одним из перспективных методов, способствующих решению данной проблемы является детское экспериментирование.
В 1990 годы профессор - академик Академии творческой педагогики РАО Н. Н. Подъяков, проанализировав и обобщив свой богатейший опыт исследовательской работы в системе дошкольного образования, пришел к заключению, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является экспериментирование.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.
Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
Дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому экспериментирование, как ни какой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а первые три года — практически единственным способом познания мира.
Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.
Следовательно, чем активнее ребенок трогает, нюхает, экспериментирует, исследует, ощупывает, наблюдает, слушает, рассуждает, анализирует, сравнивает, а, значит, активно участвует в образовательном процессе, тем быстрее развиваются его познавательные способности, и повышается его познавательная активность.
Воспитание здорового ребенка является приоритетной задачей дошкольной педагогики, особенно в современных условиях. Проблема воспитания счастливой личности напрямую связана со здоровьем этой личности. А развитие технического прогресса и связанные с этим изменения в экологии ставят под угрозу здоровье человека. Население России находится в опасности. В последние годы практически все показатели здоровья и социального благополучия претерпели резкое ухудшение. Особую тревогу вызывают физическое развитие и состояние здоровья подрастающего поколения. По данным Министерства здравоохранения свыше, чем у 60% детей в возрасте 3 – 7 лет выявляются отклонения в состоянии здоровья. Следовательно, именно в области охраны здоровья подрастающего поколения наше общество в целом и дошкольные образовательные учреждения в частности должны сосредоточить основные усилия. Именно в дошкольном возрасте важно сформировать у детей понимание того, что счастливая жизнь человека неразрывно связана с его здоровьем, воспитать потребность в здоровом образе жизни, включающем занятия спортом, правильное питание, отказ от вредных привычек.
Педагогический проект «Я – человек!» поможет детям реализовать свое право на здоровье, на полноценную жизнь.
Общая характеристика проекта
Данный проект рассчитан на детей старшего дошкольного возраста.
Объем проекта : работа основывается на годовом планировании детского сада, что отражается в комплексно-тематическом планировании совместной деятельности педагогов и детей.
Срок реализации: с сентября 2019 года по май 2020 года.
Цель: - определение педагогических основ проблемы формирования представлений о своем организме у детей старшего дошкольного возраста;
— выяснение влияния знаний о человеческом организме на становление и развитие самооценки, самопознания, «образа Я» у дошкольников;
— разработка наглядных материалов, способствующие познавательной стимуляции и развивающему воздействию на детей;
- создание необходимых условий для развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста в процессе опытно – экспериментальной деятельности.
Задачи:
Образовательные:
Дети будут иметь элементарные представления о человеческом организме, строении тела человека и назначении внутренних органов
Дети будут уметь использовать полученные знания для своего оздоровления, укрепления здоровья;
Дети научатся ухаживать за своим телом, оказывать элементарную помощь.
У детей расширится словарный запас
Дети будут иметь представления о том, что полезно и что вредно для организма.
Развивающие:
у детей разовьется способность делать умозаключения на основе физиологических опытов
дети смогут логически мыслить, четко и ясно отвечать на поставленные вопросы
Воспитательные :
- дети воспитают в себе бережное отношение к своему организму.
- дети воспитают потребность в здоровом образе жизни, любви к себе, своему телу.
Условия реализации: группа детей, специально организованная среда, образцы, материал для работы.
Методы обучения: словесные, практические, наглядные.
Участники:
Дети
Родители
Воспитатели
Формы взаимодействия:
1. Формы образовательной работы с детьми:
* Непосредственно образовательная деятельность;
* Продуктивная деятельность;
* Игровая деятельность.
2. Формы работы с родителями:
* Консультации;
* приобретение литературы по данной теме;
* Открытые занятия;
* Фотовыставки
3. Формы работы с педагогами:
* Открытые занятия;
* Консультации.
Связь детского экспериментирования с другими видами деятельности.
Детское экспериментирование - это не изолированный от других вид деятельности. Экспериментирование тесно связано со всеми видами деятельности, и, в первую очередь, с такими, как наблюдение и труд.
Очень взаимосвязаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента: при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном рассказе об увиденном, умении четко выразить свою мысль.
Так, дети, когда пытаются более точно ставить цель опыта, в ходе обсуждений действий начинают рассуждать. Пробуют высказывать гипотезы. У детей развивается диалогическая речь. Они учатся работать сообща, уступать друг другу, отстаивать свою правоту или признавать правоту своего соседа.
Связь экспериментирования с изобразительной деятельностью тоже двусторонне и важна. Чем сильнее развиты изобразительные способности, тем точнее будет отображен результат эксперимента.
Также имеется связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры и т. д. Все это придает математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию.
Экспериментирование связано и с другими видами деятельности — чтением художественной литературы, с музыкальным и физическим воспитанием, но эти связи выражены не столь сильно.
Предполагаемый результат:
Дети получат первичные представления о некоторых внутренних органах человека (мозге, желудке, сердце, легких, кишечнике, крови, коже, скелете, мышцах, их местонахождении, значении и основных функциях.
дети научатся различать понятия «часть тела» и «орган».
дети смогут показывать на анатомическом атласе проекции некоторых внутренних органов.
Дети будут иметь простейшие представления о мероприятиях, направленных на сохранение и укрепление здоровья.
Основные принципы организации детского экспериментирования:
Связь теории с практикой.
Развивающий характер воспитания и обучения.
Индивидуализация и гуманизация образования.
Природосообразность — акцент на психолого-возрастные особенности дошкольников.
Целостность и системность обучающего процесса.
Взаимодействие трех факторов: детский сад, семья, общество.
Занимаясь с дошкольниками экспериментированием, не стоит забывать о том, что главным является не приобретение ребенком зазубренных знаний, а формирование у него бережного, эмоционального отношения к окружающему миру и навыков экологически грамотного поведения. Не нужно стремлений к тому, чтобы дети запоминали как можно больше разных названий. Можно всегда обойтись и без употреблений сложных и не понятных для ребенка терминов. Гораздо важнее воспитать у ребят познавательный интерес к объектам природы, желание и умение наблюдать, экспериментировать, понимать, что в окружающем мире все взаимосвязано.
Обобщая немногочисленный материал по экспериментированию с дошкольниками, можно сделать вывод, что экспериментирование — это эффективный способ обучения детей исследовательской деятельности во всех его формах и видах и является методом повышения самостоятельности ребенка. Дает предпосылки к деятельному развитию познавательного интереса к целенаправленному восприятию окружающего мира и является ведущим видом деятельности в обучении.
Экспериментальная работа вызывает у детей интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение, стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка.
Практическая деятельность по достижению поставленной цели,
решение задач
№ п/п
Способ реализации
Реализация краткосрочного проекта
Срок
11
Постановка цели и задач проекта.
Сентябрь
22
Изучение литературы, подбор методического и практического материала.
Проведение первичного мониторинга
1) Сказкотерапия: «Откуда я появился?»
2)Игровой тренинг по раскрытию ребенком своего «Я»
Работа с родителями. Совместная подготовка выставки детской литературы на тему “Здоровый образ жизни», «Человек»
Сентябрь (1-я и 2-я недели)
3-я неделя
4-я неделя
33
44
1)Занятие «Скелет и мышцы»
2) Просмотр мультфильма «Скелет. Мышцы». Беседа «О предупреждении вывихов и травм»
3) Интерактивная игра «Из чего я сделан». Игровое упражнение «Индийская женщина».
4) Рисование «Здоровье в порядке – спасибо зарядке»
Моделирование «Наше тело»
Работа с родителями. Консультация для родителей “Каким бывает отдых”
Краткосрочный проект «Из чего я сделан»
Октябрь
1-я неделя
2-я неделя
3-я неделя
4-я неделя
октябрь
55
Занятие «Великий труженик» (сердце) + опыт «Перекачивание крови сердцем»
Просмотр мультфильма «Сердце и кровообращение». Беседа «Полезности и вредности для сердца»
Сюжетно – ролевая игра «На приеме у врача»
Дидактическая игра «Витаминные семейки». Графомоторика «Части тела»
Работа с родителями. Консультация для родителей «Игровые самомассажи, как здоровье сберегающий фактор в работе с детьми»
Краткосрочный проект «А у всех ли есть сердце?»
Ноябрь
1-я неделя
2-я неделя
3-я неделя
4-я неделя
ноябрь
66
Занятие «Суперсоветчик – суперответчик» (мозг) + опыт
Просмотр мультфильма «Мозг». Беседа «Почему мозг за все отвечает»
Беседа «Играя – развиваемся» (роль инт. игр на развитие мозга)
Леготерапия «Больница»
Беседа «Почему нужно беречь голову от различных травм»
Рисование «Моя семья»
Работа с родителями. Консультация на тему «Телевизор и компьютер – друзья или враги?», «Значение леготерапии для развития детей»
Краткосрочный проект «Играй-ка – развивай-ка»
Декабрь
1-я неделя
2-я неделя
3-я неделя
4-я неделя
декабрь
77
Занятие «Необычная одежда человека» (кожа)
Просмотр мультфильма «Кожа». Беседа «Правильное питание – залог красивой кожи», интерактивная игра «Полезные и вредные продукты»
Литотерапия (в сочетании с пескотерапией) «Откапывание секретиков»
Работа с родителями. Совместное спортивное развлечение «Зимой весело играем и здоровье укрепляем!».
Краткосрочный проект «Кожа человека»
Январь
3-я неделя
4-я неделя
январь
88
Занятие + опыт «С помощью чего я дышу»
Интерактивная игра «Определи и покажи». Просмотр мультфильма «Легкие»
Работа по мнемотаблице «Самомассаж носа». Разучивание дыхательных гимнастик
Опыт «Что будет с легкими» (действие дыма). Игры на дыхание: «Кто загонит мяч в ворота», «Самый быстрый карандаш», «Горячий чай», «Много-много пузырей»
Работа с родителями. Фотоконкурс «Если хочешь быть здоров, закаляйся и зарядкой занимайся»
Краткосрочный проект «С помощью чего я дышу»
Февраль
1-я неделя
2-я неделя
3-я неделя
4-я неделя
февраль
99
Игра-занятие «Моя внутренняя кухня». Сказкотерапия «Удивительные превращения пирожка» (пищеварение)
Интерактивная игра «Пищеварительный тракт»
Работа с родителями. Организация выставки рисунков на тему «Вредные и полезные продукты».
Краткосрочный проект «Удивительные превращения пирожка»
Март
10
1)Занятие + опыты «Наши главные помощники – органы чувств»
2) просмотр мультфильма «С помощью чего я живу». Беседа «Охрана и здоровье наших помощников»
3) Сюжетно-ролевая игра «У отоларинголога». Графомоторика «Ораны чувств»
4) Совместное создание лэпбука «Быть здоровыми хотим!»
Работа с родителями. Обмен опытом: приготовление полезных для здоровья детей блюд «Вкусно, полезно, доступно».
Краткосрочный проект «Наши помощники»
Апрель
1-я неделя
2-я неделя
3-я неделя
4-я неделя
Апрель
11
Игра- занятие «Ни на кого не похожие» (сравнение строения тела человека со строением рыбы)
Итоговое мероприятие «Что? Где? Когда?»
Мониторинг
Работа с родителями. Консультация «Осторожно, лето!»
Май
1-я неделя
2-я неделя
3-я и 4-я недели
май
Диагностика ….дошкольного возраста в процессе экспериментирования
Результаты мониторинга на начало учебного года (сентябрь 2017)
Таким образом, результаты мониторинга на начало учебного года показали следующее:
С высоким уровнем развития – 19% (4) – познавательное отношение у ребенка устойчиво. Он проявляет инициативу и творчество в решении проблемных задач. Самостоятельно видит проблему. Выдвигает гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами. Самостоятельно планирует предстоящую деятельность. Осознанно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначением. Действует планомерно. В диалоге со взрослым поясняет ход деятельности. Формулирует в речи: достигнут или нет результат, замечает неполное соответствие полученного результата гипотезе. Делает выводы.
Со средним – 62% (13) - в большинстве случаев ребенок проявляет активный познавательный интерес. Видит проблему иногда самостоятельно, иногда с небольшой подсказкой взрослого. Ребенок принимает задачу и разворачивает поисковые действия, но действует непоследовательно, получает частичный результат. Аргументирует свои суждения и пользуется доказательствами с помощью взрослого.
С низким уровнем развития – 19% (4). Дети не проявляют устойчивого интереса к экспериментированию, затрудняются выдвинуть предположения о возможных способах решения проблемы, отказываются от исследовательского поиска, ограничиваются простым манипулированием с предметами и материалами, при первых возникших трудностях отказываются от продолжения эксперимента.
Список используемой литературы:
Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста»;
М. Н. Сигимова «Формирование представлений о себе у старших дошкольников»
Нищеева Н. В. «Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ;
Дыбина О. В. «Ребенок и окружающий мир»;
научно-методический журнал «Методист» - статья «Экологическая лаборатория в д/с»автор Потапова Т. В. ;
Журнал «Ребенок в д/с» №2, 2014 год
«Маленькие экологи» В. С. Афимьина; «Мы – волшебники» Л. Б. Петросян; «Школа фокусников» Н. А. Мирошниченко.
maam.ru, nsportal.ru.