Получи документы

Проект по валеологическому воспитанию «Я — человек»

Регина Салимьянова
Проект по валеологическому воспитанию «Я — человек»
▼ Скачать + Заказать документы

МАДОУ Детский сад №320

«Я - человек»

Методическая разработка долгосрочного проекта в старшей группе

Автор: воспитатель высшей кв. категории

Салимьянова Регина Радиковна

г. Уфа

«Люди, научившиеся наблюдениям и опытам,

Приобретают способности сами ставить

вопросы и получать на них фактические

ответы, оказываясь на более высоком

умственном и нравственном уровне

в сравнении с теми, кто такой школы не прошел». К. Е. Тимирязев.

Актуальность

Публикация «Проект по валеологическому воспитанию „Я — человек“» размещена в разделах

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок-дошкольник.

Китайская пословица гласит: «Расскажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай попробовать и я пойму». Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. При активном действии ребенка в процессе познания действуют все органы чувств. Учеными доказано, что чем больше органов чувств одновременно участвуют в процессе познания, тем лучше человек ощущает, запоминает, осмысливает, понимает, усваивает, закрепляет изучаемый материал.

Сегодня мир, в котором мы живем, сложен, многогранен и изменчив. Люди - часть этого мира открывают все новые и новые объекты, явления и закономерности окружающей действительности. При этом каждый человек вращается в рамках сформировавшегося у него образа мира.

Образ мира — это сложная целостная система знаний о человеке, о мире вообще, о других людях, о себе, о своей деятельности.

В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих, как общего развития дошкольника, так и дальнейшем успешности его обучения в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание освоить все новое-основа формирования этого качества. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков.

Работая в дошкольном учреждении, педагог всегда должен стремиться искать новые подходы для интеллектуального развития дошкольников, своих воспитанников. Интенсивное изменение в окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все его сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания.

Одним из перспективных методов, способствующих решению данной проблемы является детское экспериментирование.

В 1990 годы профессор - академик Академии творческой педагогики РАО Н. Н. Подъяков, проанализировав и обобщив свой богатейший опыт исследовательской работы в системе дошкольного образования, пришел к заключению, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является экспериментирование.

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.

Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

Дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому экспериментирование, как ни какой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а первые три года — практически единственным способом познания мира.

Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.

Следовательно, чем активнее ребенок трогает, нюхает, экспериментирует, исследует, ощупывает, наблюдает, слушает, рассуждает, анализирует, сравнивает, а, значит, активно участвует в образовательном процессе, тем быстрее развиваются его познавательные способности, и повышается его познавательная активность.

Воспитание здорового ребенка является приоритетной задачей дошкольной педагогики, особенно в современных условиях. Проблема воспитания счастливой личности напрямую связана со здоровьем этой личности. А развитие технического прогресса и связанные с этим изменения в экологии ставят под угрозу здоровье человека. Население России находится в опасности. В последние годы практически все показатели здоровья и социального благополучия претерпели резкое ухудшение. Особую тревогу вызывают физическое развитие и состояние здоровья подрастающего поколения. По данным Министерства здравоохранения свыше, чем у 60% детей в возрасте 3 – 7 лет выявляются отклонения в состоянии здоровья. Следовательно, именно в области охраны здоровья подрастающего поколения наше общество в целом и дошкольные образовательные учреждения в частности должны сосредоточить основные усилия. Именно в дошкольном возрасте важно сформировать у детей понимание того, что счастливая жизнь человека неразрывно связана с его здоровьем, воспитать потребность в здоровом образе жизни, включающем занятия спортом, правильное питание, отказ от вредных привычек.

Педагогический проект «Я – человек поможет детям реализовать свое право на здоровье, на полноценную жизнь.

Общая характеристика проекта

Данный проект рассчитан на детей старшего дошкольного возраста.

Объем проекта : работа основывается на годовом планировании детского сада, что отражается в комплексно-тематическом планировании совместной деятельности педагогов и детей.

Срок реализации: с сентября 2019 года по май 2020 года.

Цель: - определение педагогических основ проблемы формирования представлений о своем организме у детей старшего дошкольного возраста;

— выяснение влияния знаний о человеческом организме на становление и развитие самооценки, самопознания, «образа Я» у дошкольников;

— разработка наглядных материалов, способствующие познавательной стимуляции и развивающему воздействию на детей;

- создание необходимых условий для развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста в процессе опытно – экспериментальной деятельности.

Задачи:

Образовательные:

Дети будут иметь элементарные представления о человеческом организме, строении тела человека и назначении внутренних органов

Дети будут уметь использовать полученные знания для своего оздоровления, укрепления здоровья;

Дети научатся ухаживать за своим телом, оказывать элементарную помощь.

У детей расширится словарный запас

Дети будут иметь представления о том, что полезно и что вредно для организма.

Развивающие:

у детей разовьется способность делать умозаключения на основе физиологических опытов

дети смогут логически мыслить, четко и ясно отвечать на поставленные вопросы

Воспитательные :

- дети воспитают в себе бережное отношение к своему организму.

- дети воспитают потребность в здоровом образе жизни, любви к себе, своему телу.

Условия реализации: группа детей, специально организованная среда, образцы, материал для работы.

Методы обучения: словесные, практические, наглядные.

Участники:

Дети

Родители

Воспитатели

Формы взаимодействия:

1. Формы образовательной работы с детьми:

* Непосредственно образовательная деятельность;

* Продуктивная деятельность;

* Игровая деятельность.

2. Формы работы с родителями:

* Консультации;

* приобретение литературы по данной теме;

* Открытые занятия;

* Фотовыставки

3. Формы работы с педагогами:

* Открытые занятия;

* Консультации.

Связь детского экспериментирования с другими видами деятельности.

Детское экспериментирование - это не изолированный от других вид деятельности. Экспериментирование тесно связано со всеми видами деятельности, и, в первую очередь, с такими, как наблюдение и труд.

Очень взаимосвязаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента: при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном рассказе об увиденном, умении четко выразить свою мысль.

Так, дети, когда пытаются более точно ставить цель опыта, в ходе обсуждений действий начинают рассуждать. Пробуют высказывать гипотезы. У детей развивается диалогическая речь. Они учатся работать сообща, уступать друг другу, отстаивать свою правоту или признавать правоту своего соседа.

Связь экспериментирования с изобразительной деятельностью тоже двусторонне и важна. Чем сильнее развиты изобразительные способности, тем точнее будет отображен результат эксперимента.

Также имеется связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры и т. д. Все это придает математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию.

Экспериментирование связано и с другими видами деятельности — чтением художественной литературы, с музыкальным и физическим воспитанием, но эти связи выражены не столь сильно.

Предполагаемый результат:

Дети получат первичные представления о некоторых внутренних органах человека (мозге, желудке, сердце, легких, кишечнике, крови, коже, скелете, мышцах, их местонахождении, значении и основных функциях.

дети научатся различать понятия «часть тела» и «орган».

дети смогут показывать на анатомическом атласе проекции некоторых внутренних органов.

Дети будут иметь простейшие представления о мероприятиях, направленных на сохранение и укрепление здоровья.

Основные принципы организации детского экспериментирования:

Связь теории с практикой.

Развивающий характер воспитания и обучения.

Индивидуализация и гуманизация образования.

Природосообразность — акцент на психолого-возрастные особенности дошкольников.

Целостность и системность обучающего процесса.

Взаимодействие трех факторов: детский сад, семья, общество.

Занимаясь с дошкольниками экспериментированием, не стоит забывать о том, что главным является не приобретение ребенком зазубренных знаний, а формирование у него бережного, эмоционального отношения к окружающему миру и навыков экологически грамотного поведения. Не нужно стремлений к тому, чтобы дети запоминали как можно больше разных названий. Можно всегда обойтись и без употреблений сложных и не понятных для ребенка терминов. Гораздо важнее воспитать у ребят познавательный интерес к объектам природы, желание и умение наблюдать, экспериментировать, понимать, что в окружающем мире все взаимосвязано.

Обобщая немногочисленный материал по экспериментированию с дошкольниками, можно сделать вывод, что экспериментирование — это эффективный способ обучения детей исследовательской деятельности во всех его формах и видах и является методом повышения самостоятельности ребенка. Дает предпосылки к деятельному развитию познавательного интереса к целенаправленному восприятию окружающего мира и является ведущим видом деятельности в обучении.

Экспериментальная работа вызывает у детей интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение, стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка.

Практическая деятельность по достижению поставленной цели,

решение задач

№ п/п

Способ реализации

Реализация краткосрочного проекта

Срок

11

Постановка цели и задач проекта.

Сентябрь

22

Изучение литературы, подбор методического и практического материала.

Проведение первичного мониторинга

1) Сказкотерапия: «Откуда я появился?»

2)Игровой тренинг по раскрытию ребенком своего «Я»

Работа с родителями. Совместная подготовка выставки детской литературы на тему “Здоровый образ жизни», «Человек»

Сентябрь (1-я и 2-я недели)

3-я неделя

4-я неделя

33

44

1)Занятие «Скелет и мышцы»

2) Просмотр мультфильма «Скелет. Мышцы». Беседа «О предупреждении вывихов и травм»

3) Интерактивная игра «Из чего я сделан». Игровое упражнение «Индийская женщина».

4) Рисование «Здоровье в порядке – спасибо зарядке»

Моделирование «Наше тело»

Работа с родителями. Консультация для родителей “Каким бывает отдых”

Краткосрочный проект «Из чего я сделан»

Октябрь

1-я неделя

2-я неделя

3-я неделя

4-я неделя

октябрь

55

Занятие «Великий труженик» (сердце) + опыт «Перекачивание крови сердцем»

Просмотр мультфильма «Сердце и кровообращение». Беседа «Полезности и вредности для сердца»

Сюжетно – ролевая игра «На приеме у врача»

Дидактическая игра «Витаминные семейки». Графомоторика «Части тела»

Работа с родителями. Консультация для родителей «Игровые самомассажи, как здоровье сберегающий фактор в работе с детьми»

Краткосрочный проект «А у всех ли есть сердце?»

Ноябрь

1-я неделя

2-я неделя

3-я неделя

4-я неделя

ноябрь

66

Занятие «Суперсоветчик – суперответчик» (мозг) + опыт

Просмотр мультфильма «Мозг». Беседа «Почему мозг за все отвечает»

Беседа «Играя – развиваемся» (роль инт. игр на развитие мозга)

Леготерапия «Больница»

Беседа «Почему нужно беречь голову от различных травм»

Рисование «Моя семья»

Работа с родителями. Консультация на тему «Телевизор и компьютер – друзья или враги?», «Значение леготерапии для развития детей»

Краткосрочный проект «Играй-ка – развивай-ка»

Декабрь

1-я неделя

2-я неделя

3-я неделя

4-я неделя

декабрь

77

Занятие «Необычная одежда человека» (кожа)

Просмотр мультфильма «Кожа». Беседа «Правильное питание – залог красивой кожи», интерактивная игра «Полезные и вредные продукты»

Литотерапия (в сочетании с пескотерапией) «Откапывание секретиков»

Работа с родителями. Совместное спортивное развлечение «Зимой весело играем и здоровье укрепляем!».

Краткосрочный проект «Кожа человека»

Январь

3-я неделя

4-я неделя

январь

88

Занятие + опыт «С помощью чего я дышу»

Интерактивная игра «Определи и покажи». Просмотр мультфильма «Легкие»

Работа по мнемотаблице «Самомассаж носа». Разучивание дыхательных гимнастик

Опыт «Что будет с легкими» (действие дыма). Игры на дыхание: «Кто загонит мяч в ворота», «Самый быстрый карандаш», «Горячий чай», «Много-много пузырей»

Работа с родителями. Фотоконкурс «Если хочешь быть здоров, закаляйся и зарядкой занимайся»

Краткосрочный проект «С помощью чего я дышу»

Февраль

1-я неделя

2-я неделя

3-я неделя

4-я неделя

февраль

99

Игра-занятие «Моя внутренняя кухня». Сказкотерапия «Удивительные превращения пирожка» (пищеварение)

Интерактивная игра «Пищеварительный тракт»

Работа с родителями. Организация выставки рисунков на тему «Вредные и полезные продукты».

Краткосрочный проект «Удивительные превращения пирожка»

Март

10

1)Занятие + опыты «Наши главные помощники – органы чувств»

2) просмотр мультфильма «С помощью чего я живу». Беседа «Охрана и здоровье наших помощников»

3) Сюжетно-ролевая игра «У отоларинголога». Графомоторика «Ораны чувств»

4) Совместное создание лэпбука «Быть здоровыми хотим!»

Работа с родителями. Обмен опытом: приготовление полезных для здоровья детей блюд «Вкусно, полезно, доступно».

Краткосрочный проект «Наши помощники»

Апрель

1-я неделя

2-я неделя

3-я неделя

4-я неделя

Апрель

11

Игра- занятие «Ни на кого не похожие» (сравнение строения тела человека со строением рыбы)

Итоговое мероприятие «Что? Где? Когда?»

Мониторинг

Работа с родителями. Консультация «Осторожно, лето!»

Май

1-я неделя

2-я неделя

3-я и 4-я недели

май

Диагностика ….дошкольного возраста в процессе экспериментирования

Результаты мониторинга на начало учебного года (сентябрь 2017)

Таким образом, результаты мониторинга на начало учебного года показали следующее:

С высоким уровнем развития – 19% (4) – познавательное отношение у ребенка устойчиво. Он проявляет инициативу и творчество в решении проблемных задач. Самостоятельно видит проблему. Выдвигает гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами. Самостоятельно планирует предстоящую деятельность. Осознанно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначением. Действует планомерно. В диалоге со взрослым поясняет ход деятельности. Формулирует в речи: достигнут или нет результат, замечает неполное соответствие полученного результата гипотезе. Делает выводы.

Со средним – 62% (13) - в большинстве случаев ребенок проявляет активный познавательный интерес. Видит проблему иногда самостоятельно, иногда с небольшой подсказкой взрослого. Ребенок принимает задачу и разворачивает поисковые действия, но действует непоследовательно, получает частичный результат. Аргументирует свои суждения и пользуется доказательствами с помощью взрослого.

С низким уровнем развития – 19% (4). Дети не проявляют устойчивого интереса к экспериментированию, затрудняются выдвинуть предположения о возможных способах решения проблемы, отказываются от исследовательского поиска, ограничиваются простым манипулированием с предметами и материалами, при первых возникших трудностях отказываются от продолжения эксперимента.

Список используемой литературы:

Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста»;

М. Н. Сигимова «Формирование представлений о себе у старших дошкольников»

Нищеева Н. В. «Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ;

Дыбина О. В. «Ребенок и окружающий мир»;

научно-методический журнал «Методист» - статья «Экологическая лаборатория в д/с»автор Потапова Т. В. ;

Журнал «Ребенок в д/с» №2, 2014 год

«Маленькие экологи» В. С. Афимьина; «Мы – волшебники» Л. Б. Петросян; «Школа фокусников» Н. А. Мирошниченко.

maam.ru, nsportal.ru.

Публикации по теме:

Конспект беседы по патриотическому воспитанию «Человек-творец красоты и добра» с детьми 4–5 классаКонспект беседы по патриотическому воспитанию «Человек-творец красоты и добра» с детьми 4–5 класса Цель: Формирование представления о человеке – творце и человеке-носителе культуры. Определение места нравственности в культуре общества.

Конспект занятия по валеологическому воспитанию в старшей группе «Наши умные пальчики» Задачи: формировать умения детей выполнять массаж пальцев рук, используя стихотворный игротренинг, закреплять знания частей тела; способствовать.

Написание сочинения по прологу «Человек перед зеркалом. Человек в зеркале» в 8 классе Конспект урока по литратуре. Написание сочинения по прологу. «Человек перед зеркалом. Человек в зеркале" Цель: Осуществлять поиск необходимой.

Проект «Мама — самый любимый человек на свете!» Проект «Мама - самый любимый человек на свете!». Старшая группа. Информационная карта проекта. Проект «Мама - самый любимый человек на свете!».

Проект по патриотическому воспитанию «Мой край — Мой поселок»Проект по патриотическому воспитанию «Мой край — Мой поселок» Проект " МОЙ КРАЙ - МОЙ ПОСЕЛОК" ТЕМА ПРОЕКТА: «Воспитание патриотических чувств у дошкольников на основе ознакомления с родным краем».

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Защитники Отечества» Содержание 1. Паспорт проекта. 2. Актуальность проекта 3. Цели и задачи проекта 4. Механизм реализации проекта 5. Календарный план.

Проект по патриотическому воспитанию «Живи и помни»Проект по патриотическому воспитанию «Живи и помни» Тип проекта: долгосрочный Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, родители воспитанников, воспитатель. Актуальность проекта:.

Проект по эстетическому воспитанию «Красота спасет мир»Проект по эстетическому воспитанию «Красота спасет мир» В наше время проблема эстетического воспитания, развития личности, формирования её эстетической культуры – одна из важнейших задач Эстетическое.

Проект в старшей группе «Без корня трава не растёт, без Родины человек не живёт»Проект в старшей группе «Без корня трава не растёт, без Родины человек не живёт» Проект в старшей группе "Без корня трава не растёт, без Родины человек не живёт" Тема проекта: "Без корня трава не растёт, без Родины.

Проект по экологическому воспитанию «Зеленый дом»Проект по экологическому воспитанию «Зеленый дом» Проект "Зеленый дом" Тема проекта: "Формирование экологической воспитанности детей старшего дошкольного возраста". Руководитель проекта:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект по валеологическому воспитанию «Я — человек»
Опубликовано: 7 апреля 2023 в 14:24
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект по валеологическому воспитанию «Я — человек»» (включая файлы) размещена пользователем Регина Салимьянова (УИ 152221) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД