Ирина Попцова
Проект «По тропинкам сказок»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект "По тропинкам сказок"
Цель проекта : Развитие коммуникативной и эмоционально-личностной сферы детей, посредством изучения различных видов сказок, их анализа и инсценировки.
Задачи проекта :
Образовательные:
1. Продолжать формировать знания об окружающем мире.
2. Учить отвечать на вопросы по содержанию сказки.
3. Закреплять знания детей о детских сказочниках и их произведениях.
4. Закреплять умение детей различать русские народные сказки от авторских и зарубежных.
Публикация «Проект „По тропинкам сказок“» размещена в разделах
5. Закреплять умение детей логически мыслить.
6. Закреплять интерес к книгам и повысить мотивацию к чтению.
Развивающие:
1. Развивать речь детей и познавательные процессы.
2. Развивать умение детей общаться с взрослыми и сверстниками.
3. Развивать самостоятельность, целенаправленность и саморегуляцию собственных действий.
4. Развивать отзывчивость, любознательность, познавательную мотивацию.
5. Развивать творческие способности детей, артистизм.
6. Развивать способность детей отличать «хорошее» от «плохого» в сказке и в жизни.
Воспитательные:
1. Закреплять умение детей взаимодействовать друг с другом.
2. Формировать интерес к художественному слову.
3. Воспитывать любовь к сказкам.
4. Воспитывать нравственные качества детей при помощи сказок.
5. Создавать атмосферу эмоционального комфорта, взаимопонимания и поддержки и желания прийти на помощь в трудную минуту.
Тип проекта : долгосрочный.
Срок реализации: декабрь 2017 г. - апрель 2018 г.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.
Вид проекта : информационно-творческий, групповой.
Участники проекта : педагог-психолог, воспитатель, дети подготовительной группы, родители.
Материально – технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта :
• художественная литература;
• подбор наглядного материала (иллюстрации, плакаты, фотографии);
• выставка книг, рисунков, выставка творческих работ родителей и детей.
• дидактические игры.
Необходимые условия для реализации проекта :
• заинтересованность родителей и детей;
• методические разработки.
• материал и оборудование.
Актуальность и проблема проекта : Сказка – благоприятный и ничем незаменимый источник нравственного воспитания детей, так как в ней отражена вся реальная жизнь со злом и добром, счастьем и горем. Она открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих отношений, чувств и взаимоотношения. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образы литературного языка, развивает речь ребенка. Сказки учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. К. И. Чуковский писал, что цель сказочника, и в первую очередь народного – «воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою».
К сожалению, на сегодняшний день, наши дети воспитываются не на сказках, а на современных мультфильмах. У большинства родителей нет времени сесть с ребёнком и почитать книгу. Детские психологи, считают это большим упущением взрослых в воспитании своих детей.
Как же сделать так, чтобы дети полюбили чтение художественной литературы? Как научить детей думать, говорить, сочинять, рассуждать и рассказывать? Я думаю, только тогда, когда ребенок откажется от просмотра мультфильма и отдаст предпочтение книге. Только тогда, когда он будет жить вместе с героями, сопереживать в трудностях и неудачах, радоваться в счастливые моменты. А воспитание у детей потребности к чтению, к умению логически составлять связной текст, к формированию познания, развитие речи начинается с книги, а в дошкольном возрасте именно с книги со сказками.
Ожидаемые результаты проекта :
1. Развита связная, диалогическая и коммуникативная речь детей.
2. Сформирован интерес детей к сказкам и чтению.
3. Развиты творческие способности детей.
4. Закреплены умения применять свои знания в беседе, связных
высказываниях.
5. Активное участие родителей в жизни ребенка и группы детского сада: домашнее чтение, подготовка костюмов, разучивание слов героя, оказание помощи ребенку в изготовлении рисунка или поделки для конкурса, пополнение театрального и читательского уголка группы.
6. Выполненные совместно с родителями рисунки и поделки детей на тему «Моя любимая сказка».
7. Театральный уголок и читательский уголок пополнены атрибутами, и книгами с разными видами сказок.
8. Изготовлено дидактическое пособие лэпбук на тему «Ларец сказок»
9. Участие детей в межрегиональных детских творческих конкурсах «Зимняя сказка», «По сказочным тропинкам».
10. Презентация проекта на итоговом педагогическом совете в ДОУ.
Этапы реализации проекта :
I этап подготовительный.
1. Изучение методической литературы по теме проекта.
2. Заинтересовать детей и родителей выбранной темой проекта.
3. Предложить детям принести в группу из дома любимые сказки.
4. Рассматривание иллюстраций сказок с рассуждением и анализом.
5. Оформление книжного уголка в группе и постоянное обновление его содержимого.
6. Подбор наглядно-дидактического материала.
II этап – основной.
1. Реализации основных видов деятельности.
2. Разработка инсценировок, бесед, конспекта совместной деятельности и их проведение.
3. Создание материальной базы (изготовление пособий для оснащения педагогического процесса, пополнение методической и художественной литературой, а также атрибутами и костюмами для инсценировок).
4. Участие детей в межрегиональных детских творческих конкурсах «Зимняя сказка», «По сказочным тропинкам» (результаты в приложении 8).
Проводимые мероприятия с детьми в рамках проекта :
1. Беседа по теме «Как появилась сказка» (приложение 1).
2. Чтение и прослушивание русских народных, авторских и зарубежных сказок.
3. Рассматривание портретов детских авторов – сказочников.
4. Проведение дидактических игр на развитие речи: «Какой он, она оно?», «Аналогии», «Четвертый лишний», «Продолжи сказку…», ««Волшебные предметы», «Герои сказок в загадках», «Расскажи сказочку», «Опиши сказочного героя»
5. Беседа и оформление выставки рисунков на тему «Моя любимая сказка» (приложение 2).
6. Лепка сказочных героев.
7. Посещение театрализованных мероприятий (сказки, спектакли)
8. Инсценировка сказки «Теремок» с выходом в 1-ую и во 2-ую младшие группы (приложение 3).
9. Проведение опытов в «Центре Науки» по выявлению правил работы с книгами (приложение 4).
10. Открытое мероприятие: совместная деятельность детей подготовительной группы с лэпбуком «Ларец сказок» с участием педагогов – зрителей (приложение 5).
11. Инсценировка сказки «Репка» с выходом в 1 и во 2 младшие группы (приложение 6).
Работа с родителями:
1. Консультация «Роль сказки в развитии и воспитании ребенка»
2. Рекомендации «Как сделать речь ребенка образной и выразительной с помощью сказок» (приложение 7).
3. Помощь в изготовлении костюмов для инсценировки сказок.
4. Беседа по условиям межрегиональных детских творческих конкурсов «Зимняя сказка», «По сказочным тропинкам».
5. Помощь в пополнении театрального и читательского уголка группы.
III этап – заключительный: обобщение материалов и результатов работы
1. Подведение итогов проектной деятельности.
2. Презентация проекта на итоговом педагогическом совете в ДОУ.
Заключение:
Детям была интересна и близка тематика проекта, поэтому дети с удовольствием принимали участие во всех мероприятиях. Благодаря участию в театральных постановках сказок, перессказыванию содержания, участия в дидактических играх связная, диалогическая и коммуникативная речь стала более развитой. Также дети стали боле раскрепощенными, активными, дружными. Теперь в самостоятельной игровой деятельности дети самостоятельно разыгрывают знакомые сказки с помощью игрушек, различных видов театра; некоторые дети придумывают новые, свои сказки.
Родители приняли активное участие в наполнении развивающей среды группы, в подготовке костюмов для театральных постановках, в подготовке детей к участию в межрегиональных детских творческих конкурсах «Зимняя сказка», «По сказочным тропинкам».
Таким образом, проделанная в ходе проекта работа, дала положительный результат в развитии коммуникативной и эмоционально-личностной сфер детей, а так же способствовала возникновению интереса и желания у родителей принять участие в проекте «По тропинкам сказок»; сблизила детей, родителей и педагогов.
Литература:
1. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ. – М. : ТЦ Сфера, 2006.
2. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольного учреждения. - М. : ТЦ «Сфера», 2001.
3. Михайлова А. Я. Современный ребёнок и сказка : проблемы диалога. -М., 2002.
4. Журнал «Дошкольное воспитание», №2-1991, №4- 2007.
5. Журнал «Ребёнок в детском саду» №4-2007.