Елена Гунина
Проект «Собираем урожай на огороде и в саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Использование специально созданной предметно-развивающей среды при реализации тематической недели: «Собираем урожай на огороде и в саду».
Актуальность выбранной темы: С самого раннего возраста ребенок активно познает мир, исследуя все происходящее вокруг. На 2-3 году жизни дети учатся выделять, цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между предметами по величине. Играя, ребенок знакомится с окружающим его миром, получает представление о различных предметах и явлениях, учится определять социальные связи, систематизировать, сравнивать, обобщать; развивает слуховое внимание,правильное произношение,память, внимание, расширяет словарный запас. Ненавязчивая позиция взрослого, разнообразие детской активности, свободный выбор предметного материала только стимулирует ребёнка к открытиям. А комплексно-тематическая и предметно-средовая модели построения воспитательно-образовательного процесса целиком способствует этому. Развивающие дидактические игры занимают важнейшее место в жизни ребенка. Они расширяют представление малыша об окружающем мире, обучают ребенка наблюдению и выделению характерных признаков предметов (величину, форму, цвет, различать их, а также устанавливать простейшие взаимосвязи).
Публикация «Проект „Собираем урожай на огороде и в саду“» размещена в разделах
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Овощи. Проекты
- Огород. Проекты, проектная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Урожай
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2013
Цель: Формирование представлений детей раннего возраста об овощах и фруктах, повышение уровня сенсорного развития через специально созданную предметную среду.
Задачи:
1. Создать предметно-развивающую среду для обогащения сенсорного опыта детей.
2. Разработать и использовать в совместной деятельности с детьми игры и упражнения, направленные на обогащение слухового, обонятельного, осязательного, двигательного, чувственного опыта детей.
3. Обогащать чувственный опыт детей посредством интеграции разнообразных видов деятельности и максимально его использовать для оптимизации познавательной активности.
4. Составить и экспериментально проверить эффективность перспективного планирования по теме «Собираем урожай на огороде и в саду», использования игровых упражнений, игр по сенсорному воспитанию.
5. Привлечь родителей к обогащению сенсорного опыта детей через выполнение с ними различных видов заданий.
6. Совершенствовать сенсорный и сенсомоторный опыт детей посредством дидактических игр и упражнений.
Тип проекта: информационно-практико-ориентированный.
Участники: воспитатель, дети первой младшей группы, родители.
Срок реализации проекта: 1 месяц.
Для решения задач проекта выработаны следующие принципы:
• принцип насыщенности предметно-игровой среды по сенсорному воспитанию малышей;
• принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и физического развития;
• принцип интеграции воспитательных, образовательных и развивающих задач;
• принцип обеспечения активной познавательно-сенсорной практики;
• принцип тесного взаимодействия семьи и дошкольного учреждения по гармоничному развитию, воспитанию и обучению детей раннего возраста.
Основные формы реализации проекта: непосредственно образовательная деятельность, беседы, игры, детское творчество, продуктивная деятельность, детское экспериментирование, работа с родителями.
Ожидаемые результаты (для педагога):
- Созданная предметная среда отвечает требованиям ФГТ к структуре ООП ДО и способна обогащать чувственный опыт детей посредством интеграции разнообразных видов деятельности.
- Возможность использования разработанного методического и дидактического материала, как в собственной практической деятельности, так и в деятельности других педагогов.
Ожидаемые результаты (для детей):
- Ознакомление с новыми незнакомыми предметами и
явлениями, применяя на практике перцептивные
(обследовательские) действия.
- Развитие восприятия формы, цвета, величины, пространства.
- Развитие логического мышления, внимания, памяти и воображения.
- Расширение кругозора детей.
- Успешное обучение детей действиям с предметами, с обнаружением основных свойств предметов, их назначением, особенностями.
- Формирование познавательной активности, любознательности.
Ожидаемые результаты (для родителей):
- Умение грамотно и творчески относятся к сенсорному воспитанию своих детей.
- Умение создавать условия для обогащения сенсорных способностей детей через специально подобранные дидактические игры и упражнения.
- Повышение качества взаимодействия ДОУ и семьи.
1 этап - Работа педагога по сбору информации
На первом этапе была собрана копилка различных методических материалов по теме: «Собираем урожай на огороде и в саду»:
- подбор художественной литературы;
- подбор аудио и видеозаписей песен и мультфильмов;
- разработка конспектов НОД по теме недели;
- разработка цикла бесед, развлечений с детьми по данной теме;
- разработка и оформление дидактических игр по данной тематике.
- консультации специалистов для родителей.
Игры по технологии ТРИЗ и РТВ, помогающие в реализации тематической недели.
С помощью «Умного домика» можно обследовать объект, выделяя его признаки (вкус, запах, цвет, размер, рельеф, звук).Поселить фрукт или овощ в нужную комнату, ориентируясь по цвету.
С помощью морфологической таблицы формируется умение называть овощ или фрукт, основные цвета. Ребёнок соединяет фишкой определённого цвета место пересечения вертикальной и горизонтальной линии (например, овощ и цвет).
2 этап - Система работы с детьми на основе полученной информации
Специально организованная образовательная деятельность, совместная деятельность взрослых и детей, самостоятельная деятельность по реализации тематической недели реализовалась в нашем проекте через различные виды детской деятельности. Они интегрированы с использованием разнообразных форм и методов работы.
1. Игровая деятельность, являясь основным видом детской деятельности, организуется при проведении режимных моментов, совместной деятельности взрослого и ребенка, самостоятельной деятельности детей. Используются дидактические, словесные, сюжетно-ролевые, подвижные, театрализованные игры.
2. В двигательную деятельность, которая организуется при проведении физической культуры, режимных моментов, совместной деятельности взрослого и ребенка включаются игры по данной тематике.
3. Коммуникативная деятельность осуществляется в течение всего времени пребывания ребенка в детском саду; способствует овладению ребенком конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми – развитию общения со взрослыми и сверстниками, развитию всех компонентов устной речи.
4. Трудовая деятельность организуется с целью формирования у детей положительного отношения к труду, через ознакомление детей с трудом взрослых и непосредственного участия детей в посильной трудовой деятельности в детском саду и дома. Основными задачами при организации труда являются воспитание у детей потребности трудиться, участвовать в совместной трудовой деятельности, стремления быть полезным окружающим людям, радоваться результатам коллективного труда; формирование у детей первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.
5. Познавательно-исследовательская деятельность организуется с целью развития у детей познавательных интересов, их интеллектуального развития. Основная задача данного вида деятельности – формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей. При реализации тематической недели использовались игры-упражнения «Угадай по вкусу», «Определи на ощупь», «Определи по запаху».
6. Продуктивная деятельность направлена на формирование у детей интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение их потребности в самовыражении. Данный вид деятельности реализуется через рисование, лепку, аппликацию.
7. Музыкально-художественная деятельность, театрализованная деятельность также направлена на реализацию тематической недели.
8. Чтение детям художественной литературы направлено на формирование у них интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решение следующих задач: формирование целостной картины мира, развитие литературной речи, приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса. Дети учатся быть слушателями, бережно обращаться с книгами.
3 этап - итоговый продукт деятельности педагога
Для наилучшего усвоения темы «Собираем урожай на огороде и в саду» в первой младшей группе было разработано и изготовлено развивающее пособие «Чудо-дерево», которое предусматривает применение специальных игр и заданий для стимуляции, активизации и развития мелкой моторики рук, внимания, памяти, развития речи.
Описание развивающего пособия «Чудо-дерево».
Игрушка представлена в виде дерева. Дерево изготовлено из фанеры, обшитой тканью, с использованием шнуровок, кармашков для наглядного материала и зажимов для частой смены иллюстраций или признаков объекта (технологии «ТРИЗ» - имя признака). Верхняя часть дерева ассоциируется с садом, а нижняя- с огородом.
Дерево состоит из 4-х секторов, которые соответствуют четырём временам года, и различаются по цветовой гамме. Каждый сектор – самостоятельная дидактическая игра для индивидуальной работы с ребенком.
Общая цель игрушки: развитие сенсорных способностей, мелкой моторики рук, тактильных ощущений.
Первый сектор - «зима». «Кольца Луллия».
]
Задачи:
- Развивать пальчиковую моторику;
- Закреплять знание основных цветов;
- Закреплять умение подбирать по форме овощи и фрукты;
- Закреплять знания о том, что где растёт;
- Развивать умение устанавливать простейшие взаимосвязи;
- Обучать группировке предметов по цвету.
Второй сектор – «весна». «Имя признака».
Задачи:
- Способствовать освоению навыков обследования;
- Закреплять понятия «много», «один», «части», «форма», «размер».
- Закреплять знание основных цветов.
Третий сектор - «лето».
Задачи:
- Развивать мелкую моторику рук (шнуровка) ;
- Закреплять знание основных цветов;
- Обогащать словарный запас;
- Обогащать сенсорный опыт детей (гладкий, шероховатый, мягкий, твердый);
- Развивать тактильные ощущения;
- Способствовать освоению навыков обследования.
Четвертый сектор - «осень».
Задачи:
- Закреплять понятия: цвет, размер, форма (круг);
- Развивать зрительное восприятие, умение сравнивать и различать контрастные по величине (большой - маленький) и цвету (красный, желтый, зеленый, синий) предметы;
- Обогащать словарь детей (использовать в активной речи названия фруктов и овощей);
- Формировать первоначальную культуру мышления;
- Активизировать познавательную, игровую деятельность детей;
- Стимулировать развитие умственных способностей.