Нуржанат Улыкпанова
Проект по теме «Природа Республики Алтай»
▼ Скачать +Заказ
Тип проекта : информационно-творческий.
Участники проекта : дети средней группы, воспитатель, родители.
Срок реализации: краткосрочный (4 недели).
Актуальность проекта :
Тема проекта «Природа моего родного края» выбрана нами не случайно. В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
Публикация «Проект по теме „Природа Республики Алтай“» размещена в разделах
- Алтайский край
- Природа Алтая
- Проекты. Проектная деятельность
- Республика, область, край. Список городов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2024
Цель: Познакомить детей с природой родного края, с разнообразием флоры и фауны. Сформировать у детей осознанно-правильное отношение к представителям живой природы; убеждение, что красота природы бесценна, поэтому её надо охранять.
Задачи:
• Систематизировать знания об окружающем мире.
• Формировать элементарные представления о взаимосвязях в природе.
• Развивать поисково-исследовательскую деятельность детей.
• Расширять и систематизировать знания о растительном и животном мире Республики Алтай.
• Развивать познавательный интерес к объектам окружающего нас мира через чтение стихов о природе, через практическую деятельность.
• Развивать связную речь, обогащать словарь детей, образное и вариативное мышление, фантазию, воображение, творческие способности.
• Развивать художественное творчество, организуя выставку рисунков на тему «Берегите природу!».
• Воспитывать любовь к природе родного края, восприятие её красоты и многообразия.
Ожидаемые результаты проекта :
• Расширение знаний о растительном и животном мире нашего края.
• Сформируется стремление к исследованию объектов природы.
• Научатся вести наблюдения за отдельными объектами природы, проводить простейшие исследования (сравнения) некоторых видов растений.
• Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.
• Будут бережно относиться к природе, овладеют навыками экологически безопасного поведения в природе.
Этапы реализации проекта :
Подготовительный этап:
• Разработка проекта.
• Постановка цели и задачи.
• Подбор информационного материала по теме (стихи, приметы, иллюстрации, художественная литература).
• Разработка конспектов образовательной деятельности.
Основной этап:
Работа с детьми:
Беседы на темы:
• «Что такое природа?»
• «Животные Сайлюгемского парка».
• По содержанию стихотворения А. Яшина «Покормите птиц зимой».
• «О правилах поведения на природе».
• «Лес и наше здоровье».
Рассматривание картин и иллюстраций:
• П. С. Меньшикова «Дикие животные».
• С. Н. Николаева, Н. Н. Меньшова «Картины из жизни животных».
Чтение произведений:
Литературные сказки: Л. Кокышев «Сказка о снежинке»; Ч. Чунижеков
«Пять братьев».
Поэзия: А. Адаров «Катунь», «Конь», «Кедр», Б. Бедюров. «Песня матери», «Колыбельная», «Песенка о пяти пальцах», А. Ередеев «Капельки»,
«Эркин и солнце», «Любопытный ветерок», П. Самык «Воробышку»,
«Спящий ребенок», С. Сартакова «Алтын-Кёль», И. Кочеев «Звени, топшуур мой, звени», «Яблонька», Л. Кокышев «Моему старому аилу»;
Проза: К. Тёлёсов «Эличата», «Приметы весны», «Цветы с серьгами»,
«Цветы мигают», А. Ередеев «В родном селе», И. Кочеев «Резвунья», Г. Горышкин «Телецкое озеро», Т. Шинжин «Куры и моё первое стихотворение».
Загадывание загадок:
• О птицах.
• О диких животных.
• О деревьях.
• О природе.
Словотворчество:
• «Сказки о лесе».
• «Небылицы о природе».
Дидактические игры:
• «Природа – не природа».
• «Кто в домике живет?».
• «Найди перелетных и зимующих птиц».
• «Кто где?».
Пальчиковые игры:
• «Есть у каждого свой дом».
«Кто спит зимой?»;
• «Осенние листья»;
• «Дикие животные»;
• «Осень»;
• «Зима».
• «Зайка».
• «Сорока».
Игры на развитие дыхания:
• «Чей листок раньше улетит?»
• «Чья снежинка улетит дальше?».
Игры на развитие координации слова с движением:
• «На водопой»;
• «Елка»;
• «Медвежонок»;
• «Зайка».
• «Дикие животные».
Игровые упражнения:
• «Чему человек научился у птиц?».
• «Что мы можем сделать для птиц? Животных? Деревьев?».
• «Хочу быть птичкой».
• «Дикие животные».
• «Птички».
Наблюдения:
• За сезонными наблюдениями.
• За деревьями.
• За птицами.
• «Чьи следы?».
Труд в природе :
• Установка кормушек.
• Подкормка птиц.
• Уборка мусора.
Театральная деятельность:
• «Как готовятся звери к зиме?».
Подвижные игры:
• «Лиса и зайцы».
• «Белка».
• Эстафета «Собери мусор».
Творческая деятельность:
• Конструирование «Кормушки для птиц».
• Рисование «Берегите природу».
• Конструирование «Елка».
Оформление экологического панно:
• «Природа нашей республики».
• «Осень в Кош-Агаче».
Оформление красной книги.
Оформление жалобной книги природы.
Оформление альбома
• «Эти интересные животные Сайлюгемского парка».
• «Перелетные и зимующие птицы».
• «Деревья нашего района».
Музыкальные презентации:
• «По берегам Чуи».
• «Природа Республики Алтай».
• «Правила поведения на природе».
• «Народные приметы».
Экологическое развлечение
• «Лесная прогулка».
Акции:
• «Живая елочка – зеленая иголочка».
• «Покормите птиц зимой».
Взаимодействие с семьей:
• Совместное изготовление родителей и детей из соленого теста макета «Осенняя степь».
• Изготовление природо - сберегающих знаков.
• Оформление книжек – малышек на тему «Природа родной республики».
• Оформление фото выставки «Природа нашей республики».
• Найти и выучить стихи:
- о любимом диком животном Республики Алтай.
- о любимой птице родного района.
• Подборка стихотворений, загадок, пословиц, поговорок., примет, потешек, песенок о природе.
• Составление родителей с детьми описательных рассказов о деревьях, птицах, диких животных.
• Выпуск буклетов «Правила поведения в лесу».
Заключительный этап.
Работая над проектом «Природа моего родной Республики Алтай» мы с детьми и родителями провели:
Конкурсы:
• «Кормушки для птиц»;
• Рисунков «Берегите природу».
«Озеро –зеркало природы»-конкурс рисунков
Зейнелов Абдуррахман
• Конкурс экологических рисунков «Родные пейзажи»-Сатканбаев Салим 1 место
• «Покормите птиц зимой»-подготовительная группа 1 место
• Конкурс экологических рисунков «Мир воды-Бегалинова Раиля» группа
• «Озеро –зеркало природы»-конкурс рисунков Сатканбаев Салим -1 место
• Конкурс экологических рисунков «Мир воды-Бегалинова Раиля» -сертификат участника
Конкурс рисунков «Земля снежного барса»-Ахметова Азалия-сертификат участника
Конкурс рисунков «Земля снежного барса»-Касенов Абдулла-сертификат участника
Конкурс рисунков «Земля снежного барса»-Асанова Жанель- сертификат участника
«Давайте поможем зимующим птицам» воспитанники средней группы
«Давайте поможем зимующим птицам» воспитанники подготовительной группы
• «Птицы Горного Алтая» сертификат участника -Окашева А. Е., Улыкпанова Н. В., Солтонбаева Г. В., Актаева В. М.
• Викторина «Катунский заповедник. Территория природы» -диплом победителя Улыкпанова Н. В., Солтонбаева Г. В.
Оформили
• Карту «Жители Республики Алтай».
• «Красную книгу».
• «Жалобную книгу природы».
• Фотовыставка «Из жизни нашего села Жана-Аул».
• Природо - сберегающие знаки.
• Книжки – малышки о природе.
Акции
• «Живая елочка – зеленая иголочка».
• «Покормите птиц зимой».
Музыкальные презентации:
• Природа Республики Алтай.
• Правила поведения на природе.
Подведение итогов.
В заключении хочу сказать, что работая над проектом
• У детей преобладает эмоционально-положительное отношение к родной природе, они хорошо ориентируются в мире животных, птиц и растениях, овладели некоторыми правилами поведения в природе.
• Дети проявляет любознательность и интерес по отношению к родной природе, их интересует, почему природа родного края устроена, именно так, дети стали обращать внимание на эстетическую среду природы.
• С удовольствием включаются в проектную деятельность, связанную с познанием родной природы.
• Отражают свои впечатления о родной природе в предпочитаемой де-ятельности: рассказывают, изображают, воплощают образы в играх, разворачивают сюжет и т. д.
• В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что подобные игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений.
Данная работа над проектом нашла горячий отклик со стороны родителей. Родители активно включились в воспитание у детей любви к природе родного края. Вместе с детьми обобщали и уточняли свои знания. Кроме того, данная работа имела еще один положительный результат, между родителями и детьми установились прочные партнерские отношения.
Проблема нравственно – патриотического воспитания дошкольников в процессе знакомства с природой родного края актуальна. Но, мы точно знаю, что наши дети гораздо больше, нежели раньше, знают о природе родного края, больше видят, над большим задумываются, обращают внимание на те стороны нашей природы, которых раньше просто не замечали, стали более ответственны.
Работу в данном направлении мы будем продолжать и дальше вместе с детьми и родителями.
В перспективе разработка проекта «Красная книга», где более подробно будем говорить о редких животных и растениях нашей республики, организуем природоохранную акцию «Берегите деревья», проведем совместно с родителями экологическое развлечение «Лесная прогулка».
Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном возрасте только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.
Беседа на тему: «ЧТО ТАКОЕ ПРИРОДА?»
Цель:
• Сформировать понятия «природа» и «не природа»; живая и неживая природа.
• Развивать память и мышление детей.
• Воспитывать чувство бережного отношения к природе.
Оборудование:
Комплекты карточек «Природа – не природа», «Живая и неживая природа»; природный материал; игрушки; рисунки с изображением людей, животных и растений.
Содержание беседы:
• Сформировать у детей понятия «Природа и не природа».
Природа – это то, что существует в независимости от человека; не природа – это то, что сделано руками человека.
Классификация окружающих предметов, объектов на природу и не природу.
Дидактическая игра «Природа – не природа».
• Ввести понятия живая и неживая природа
Животные и растения как живые существа могут дышать, питаться, двигаться, расти, размножаться, умирать.
Неживая природа – солнце, вода, небо, облако, земля, ветер и т. п.
Живая и неживая природа - общий дом для всех живых существ.
Дидактическая игра «Кто в домике живёт?».
Конспект НОД
по рисованию на холсте
акриловыми красками в подготовительной группе
Тема. «Природа родного края»
Цель: Показать значение целостности окружающего мира, рассказать об образе природы Республики Алтай. Обратить внимание на разнообразие цвета и цветовых оттенков. Знакомить с художественными техниками работы на холсте с акриловыми красками например:
• Влажная техника. Разведённая краска наносится на смоченный водой холст. Напоминает работу с акварелью.
• «Сухая» техника. Кисть предварительно не смачивают в воде, а сразу набирают ею краску и наносят на основу. Такая техника даёт чёткие переходы между разными цветами, эффект текстуры, естественной неровности поверхности предмета.
• Лессировка. Полупрозрачные разбавленные краски наносятся последовательно и тонко слой за слоем, давая высохнуть предыдущему покрытию. В результате изображение приобретает глубину и объём.
• Импасто. Неразбавленная краска наносится на холст толстыми фактурными мазками. Для этой цели лучше подходит акрил в тюбиках, его удобнее выкладывать мастихином. Благодаря этой технике изображение приобретает объём, создаётся 3D-эффект.
• Глазирование. Техника заключается в нанесении тонких слоёв прозрачной краски поверх сухих слоёв, что придаёт произведению прозрачность и свечение. Глазирование позволяет получить более насыщенные цвета и ровное покрытие и т. д.
Совершенствовать технические навыки в рисовании на холсте. Научить проявлять фантазию в рисовании. Развивать наблюдательность, заботливое отношение к окружающему миру. Воспитывать интерес к окружающему миру, аккуратность, самостоятельность.
Материалы: Холсты размером 20 на 30 см, акриловые краски в тюбиках, кисти разной толщины, палитры, непроливайки, салфетки, слайды картин природы, музыкальная запись звуки природы.
Предварительная работа: Чтение книг, рассматривание иллюстраций, рисование в свободное время. Чтение и заучивание пословиц о Родине.
Ход занятия:
Воспитатель читает стихотворение:
Ромашки весь луг засыпали,
А клевер – пушистый шмель,
И пахнет сосной и липою,
И машет крылами ель.
Вот здесь, где всё дышит сказкою,
Родились мы и живём,
Поэтому край наш ласковый
Родиной мы зовём.
Воспитатель: О чем, ребята, говорится в стихотворении? (о Родине). Сегодня мы с вами поговорим о Родине.
У каждого человека на земле есть Родина.
Как вы думаете, что такое Родина?
Ответы детей:
Родина – это страна, в которой мы родились и живем.
А что такое Малая Родина?
Малая Родина - это земля, на которой жили, трудились наши предки.
Малая Родина – это место, где живут близкие и дорогие нам люди: мама, папа, бабушка, дедушка.
Это место, где стоит наш детский сад.
Это место, по которому люди скучают, находясь в далеком краю, на чужой стороне.
Физкультминутка.
На поляне дуб зеленый
Потянулся к небу кроной.
(потягивания – руки в стороны)
Он на ветках среди леса
Щедро жёлуди развесил.
(потягивания –руки в стороны)
А внизу грибы растут,
Их так много нынче тут!
Не ленись и не стесняйся,
За грибами наклоняйся!
(наклоны вперёд)
Вот лягушка поскакала
Здесь воды ей, видно мало,
И квакушка бодро скачет
Прямо к пруду не иначе.
(прыжки на месте)
Ну, а мы пройдём немного,
Поднимаем выше ногу!
(ходьба на месте)
Походили, порезвились
И на травку опустились!
(дети садятся на стульчики)
Воспитатель: Как называется наша республика в котором мы живём (ответы детей)Правильно Республика Алтай. Это и есть наша Малая Родина. Показывает слайды природа Республики Алтай. После просмотра дети читают пословицы о Родине. А какие вы знаете? Ответы детей:
Кто за Родину горой – тот истинный герой.
На чужой стороне Родина милей вдвойне.
Человек без Родины, что соловей без песни.
Если дружба велика, будет Родина крепка.
Родина любимая - что мать родимая.
Воспитатель: Молодцы. Много пословиц запомнили. О Родине, о родном крае написано много стихов. Кто может прочитать стихотворение о Родине? (чтение стихов)
Воспитатель: как красив окружающий нас мир, это красивые закаты, пестрые яркие цветы, тихие лиственные и хвойные леса, поля, высокие горы, бурные и спокойные реки, моря и озёра.
Воспитатель: Дети, но помните, наша природа тоже великая художница, ее палитра красок очень разнообразна и яркая. А теперь посмотрим: осеннюю гамму, какая она? Багряная, золотая, с красивыми, яркими листьями. А, какая зимняя гамма? А летняя гамма? (ответы детей). Молодцы ребята, но природа может многому научить тех, кто с ней внимателен и чуток.
Ребята, я предлагаю вам стать художниками и нарисовать красивую природу нашего родного края. А для работы мы используем холсты и акриловые краски.
Акриловые краски — прекрасный инструмент для творчества. Они позволяют создавать яркие и выразительные работы, а также экспериментировать с различными техниками и стилями.
Её можно изменять от очень густой до почти жидкой, путём добавления воды.
Акриловые краски можно использовать на различных поверхностях: бумаге, картоне, холсте, ДВП, дереве и т. п.
Ребята, а наши пальчики еще не готовы, давайте с ними поиграем.
Пальчиковая гимнастика.
С ветки ягодки снимаю
И в лукошко собираю.
Будет полное лукошко.
Я попробую немножко.
Я поем еще чуть-чуть.
Легким будет к дому путь.
Молодцы, мы подготовили свои пальчики к рисованию, а теперь приступаем к рисованию. Подумайте над сюжетом рисунка. Как он будет располагаться на листе.
Воспитатель напоминает детям, где находится дальний и ближний план.
Дети рисуют под музыку «звуки природы».
Вовремя работы проводить индивидуальную работу, помогать тем детям у которых что то не получается, советом, показом направить их на положительные эмоции.
Итог занятия:
В конце занятия рассмотреть с детьми их рисунки, проанализировать и сделать вернисаж детских рисунков.
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром
на тему «Путешествие по страницам Красной книги Республики Алтай»
Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о Красной книге Республики Алтай, о представителях животного мира.
Программные задачи:
Образовательные:
• Познакомить детей с Красной книгой, её значением, историей её создания;
• Продолжать знакомить детей с правилами поведения на природе;
• Расширять представления об особенностях приспособления редких животных к окружающей среде;
• Уточнить представлений детей о единстве и взаимосвязи человека и природы, о том, что в природе всё взаимосвязано.
Развивающие:
• Развивать связную речь, учить отвечать на вопросы полным предложением;
• Вызвать интерес к жизни животных, формировать навыки экологически безопасного поведения;
• Развивать познавательные способности, память, внимание и воображение детей.
Воспитательные:
• Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку играть, трудиться, заниматься сообща;
• Воспитывать бережное, заботливое отношение к окружающему нас миру: растениям, птицам, животным.
Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, речевая, игровая, коммуникативная, двигательная.
Материалы: письмо от жителей леса. Красная книга Республики Алтай. Карточки с картинками для дидактической игры «Разрешается-запрешается». Карточки с дикими животными с отдельно их хвостики. Картинки с животными из Красной книги манул, архар, горный гусь, белая сова. Цветная бумага для изготовления с детьми собственной Красной книги.
Ход занятия:
Организационный момент: Доброе утро, ребята! Давайте с Вами поприветствуем, друг друга и подарим хорошее настроение! (Минутка приветствия).
Мы в кружок все соберемся.
Дружно вместе улыбнемся!
И пожелаем друг другу, друзья,
Хорошего и светлого дня!
Ребята, сегодня утром по дороге в детский сад, я встретила почтальона, который передал необычное письмо от жителей леса. Давайте послушаем, что же в нём написано. (Чтение письма от друзей леса).
Письмо: Здравствуйте, дорогие ребята! Внимание! Внимание! У нас случилась большая беда! Раньше наш лес был веселым и напоминал богатую кладовую с грибами и ягодами. Но вот недавно в нашем лесу стали появляться свалки с мусором, деревья со сломанными ветками. Животным стало страшно гулять в нашем лесу, так как сюда стали часто наведываться браконьеры. Многих животных и растений мы можем не увидеть никогда! Что же нам делать тогда? Прилетала к нам сорока, и на хвосте принесла весть, что есть какая-то Красная книга, что только она нам поможет. Помогите, нам узнать, что это за книга такая!
Ребята как вы думаете, о какой беде нам пишут лесные друзья? (Могут исчезнуть животные и растения).
О какой книге говорится в письме от друзей леса? (О Красной книге).
Как выдумаете, почему книгу назвали Красной? (Красный означает цвет опасности).
Ребята, мы же поможем нашим лесным друзьям? Готовы? Тогда отправляемся в путь. (Ходьба по «лесной тропинке», проходят по мостику через речку. Проходят по массажным коврикам).
Основная часть:
Рассказ воспитателя о Красной книге: В Красную книгу внесены редкие и исчезающие растения и животные. В ней указана численность, места обитания и меры, которые приняты для охраны видов, находящихся на грани вымирания.
Эта важная книга нужна для того, чтобы люди знали, кого в природе осталось совсем мало. На основании документа проводятся работы по их защите, охране, и воспроизводству. Из-за деятельности человека многие существа оказались в опасности. Люди строят дороги, дома, заводы на месте лесов, охотятся на животных. Полностью вымерло более ста видов птиц и млекопитающих. Редкие виды не могут выжить без помощи человека. Для их спасения требуется создавать специальные заповедники и питомники.
Не случайно у книги красная обложка. Этот цвет является сигналом тревоги и опасности. Страницы в справочнике разного цвета: на черных изображены исчезнувшие виды, на красных – все, кто находится под угрозой вымирания. Оранжевый и желтый цвет страниц говорит о том, что ситуация здесь немного лучше, но все же требуются срочные меры по спасению. На зеленых листах изображены животные и растения, которые пребывают в порядке, но все-таки вызывают некоторые опасения. Серый цвет означает, что данные виды мало изучены, так как обитают в труднодоступных местах.
Ребята, а как вы думаете, охранять нужно только тех животных, птиц и растения, которые занесены в Красную книгу? (Нет, нужно оберегать всю природу).
Правильно ребята, охранять нужно всю нашу планету. Законы об охране природы должны соблюдать не только взрослые, но и дети. Давайте вспомним правила, как нужно вести себя в лесу.
Дидактическая игра «Разрешается – запрещается».
• Наблюдать за муравьями – Разрушать муравейники;
• Любоваться цветами, нюхать их – Рвать цветы для букетов;
• Наблюдать за лягушками, жабами, ёжиком – Брать их домой;
• Издали наблюдать за птичьими гнездами – Трогать или близко подходить к ним;
• Слушать пение птиц – Шуметь в лесу, включать громко музыку.
• Собирать в лесу грибы – Вырывать грибы с корнем, сбивать ядовитые грибы ногой.
Молодцы ребята, на всё ответили верно! Запомните, что можно делать в лесу, а что нельзя.
Ребята, а давайте мы с вами сейчас, отправимся в путешествие к диким животным.
Физкультминутка «Дикие животные».
Жарким днем лесной тропой
Звери шли на водопой. (Дети идут по кругу друг за другом)
За мамой – лосихой топал лосенок, (Идут, громко топая)
За мамой – лисицей крался лисенок, (Идут крадучись)
За мамой – ежихой катился ежонок, (Передвигаются в глубоком приседе)
За мамой – медведицей шел медвежонок, (Передвигаются в глубоком приседе)
За мамою – белкой скакали бельчата, (Скачут на носочках, согнув руки перед грудью)
За мамой – зайчихой – косые зайчата, (Скачут, сделав «ушки» из ладоней)
Волчица вела за собою волчат. (Идут на четвереньках)
Все мамы и дети напиться хотят. (Идут на четвереньках)
Загадывание загадок о животных из Красной книги:
1. По хребтам высоких гор,
Чувствуя долин простор,
Не пугаясь высоты,
Скал, ущелий, темноты;
Скачут, прыгают с обрывов,
В дали мчатся коллективом
Осторожные отары…
Как зовём мы их? … (Архар)
2. В снежных горах Азии
Прячется тот кис:
Грозный и пушистый. (Снежный барс)
3. Пушистый кот,
В степи живёт.
Сердитый взгляд,
Он нам не рад.
На него ты лишь взглянул –
Злобно заворчал … (Манул)
Изготовление с детьми Красной книги:
Ребята! Есть международная Красная книга, куда записаны редкие животные всех стран мира. У каждой страны есть своя Красная книга. Я предлагаю сегодня создать свою Красную книгу Республики Алтай.
Страницы нашей книги будут разноцветные, на них мы будем наклеивать вырезанные картинки с изображением животных. Каких животных мы поместим на страницы красного цвета? А на желтые страницы? А на зеленых страницах? (Совместная деятельность с детьми).
Вот такие странички получились в нашей Красной книге.
Заключительная часть:
Вот наше занятие и подошло к концу. Мы сегодня много всего с вами узнали, вы большие молодцы. О ком и о чём мы сегодня говорили? А что мы делали? О чём Вы не слышали раньше, а сегодня узнали? Что Вам больше всего понравилось на занятии? Никогда не обижайте животных, а наоборот – берегите их и охраняйте природу! Спасибо ребята. До свидания!