светлана луковкина
Проект «По ступенькам финансовой грамотности»
▼ Скачать + Заказать документы
Информационная карта проекта
МБДОУ «Детский сад №54»
1. Название проекта «По ступенькам финансовой грамотности.»
2. Автор проекта : Луковкина С. В
3. Вид проекта : Познавательный, групповой.
4. Тип проекта : информационно – практический.
5. Цель проекта :
Публикация «Проект „По ступенькам финансовой грамотности“» размещена в разделах
- Проекты, проектная деятельность
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Проекты, планы, тематические недели
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» март 2022
формирование основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста через игровую деятельность в контексте ФГОС.
6. Ресурсы проекта :
Информационно – технические: мультимедийный проектор, ноутбук, фотоаппарат.
Информационное обеспечение: интернет, тематические книги, хрестоматии, альбомы для раскрашивания, дидактические игры по финансовой грамотности, энциклопедические и справочные издания, аудио и видео носители информации, настольные игры, мультипликационные фильмы
7. Место проведения : г. Муром, МБДОУ «Детский сад №54»
8. Срок реализации проекта : 1 год
9. Участники проекта : Дети старшей группы, педагоги, родители.
10. Форма проведения: в повседневной жизни и различных видах деятельности.
Задачи:
Образовательные:
Формировать у дошкольников умения: - понимать и ценить окружающий мир (мир вещей как результат труда людей); - уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги; - осознавать на доступном уровне взаимосвязь понятий «труд – продукт – деньги» и «стоимость продукта в зависимости от его качества», видеть красоту человеческого творения; - правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, развивать разумные потребности
Развивающие:
Развивать у родителей умение воспринимать и анализировать финансовую информацию, грамотно отстаивать свои права как потребителя финансовых продуктов и услуг.
Воспитательные:
Повысить профессиональное мастерство педагогов дошкольного учреждения по финансовой грамотности
Ожидаемый результат:
1. Дети приобретают первичный финансовый опыт, учатся устанавливать разумные финансовые отношения в различных сферах жизнедеятельности.
2. Родители приобретают дополнительные знания по воспитанию финансовой грамотности детей.
3. Педагоги разрабатывают и реализуют систему работы по формированию основ финансовой грамотности дошкольников.
13. Продукты проекта :
Лэпбук «Дети и финансы», интерактивный журнал «Финансенок», игротека «Финансовая грамотность дошкольников», кейс – технологии по финансовой грамотности.
План работы по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста; альбом «Деньги разных стран»
Методические разработки мероприятий для детей и родителей по теме проекта;
Подборка литературы и наглядных материалов, презентаций.
Актуальность.
«Человек, который прививает своим детям
навыки трудолюбия, обеспечивает их лучше, чем,
если бы он оставил им наследство»
Современное поколение живет в иных экономических условиях.
Наши дети должны быть в курсе, как правильно пользоваться средствами, которые они будут зарабатывать во взрослой жизни. Дети рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, ходят с родителями в магазины, участвуют в финансово экономических отношениях, овладевая, таким образом, экономической информацией на житейском уровне.
В возрасте до 7лет основы финансовой грамотности могут прививаться через базовые нравственные представления: о добре и зле, красивом и некрасивом, хорошем и плохом. Основная задача – дать понятия о бережливом отношении к вещам, природным ресурсам, а затем и деньгам.
Нравственные представления дошкольников в основном формируются на основе наглядных примеров. Дети не знают, почему тот или иной поступок хорош или плох, но знают, как именно они должны поступить (поделиться, подарить, положить в копилку и т. п.). Дошкольнику можно сколько угодно говорить о нормах и правилах, но если слова не будут связаны с определенной последовательностью действий, они окажутся бесполезными. Отсюда правило: представления о нормах финансового поведения формируется на основе определенной последовательности поступков, умело демонстрирующих взрослыми.
Проблема:
У детей старшего дошкольного возраста не сформирован понятийный аппарат финансовой грамотности, нет верных представлений об экономике, финансовых отношениях.
Этапы проекта :
1этап – Организационный:
-изучение справочной, методической, энциклопедической литературы, сбор материала необходимого для реализации цели проекта.
-информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Бизнес план дошкольника».
-подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике.
-подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.
-Создание развивающей среды по теме.
2 этап – Практический:
реализация проектных мероприятий в форме совместной деятельности воспитателя с детьми (использование раздаточного материала в соответствии с темой проекта, изготовление пособий для занятий и атрибутов для игр; чтение художественной литературы, презентаций, беседы, экскурсии в банк, магазин, в библиотеку, дидактические игры, художественное творчество, решение проблемных ситуаций с помощью «кейс – технологий», сюжетно-ролевые игры, игровые ситуации, продуктивная деятельность.
Активное частие родителей в работе по экономическому воспитанию детей.
3 этап – Заключительный: Подведение итогов реализации проекта в форме игровой деятельности:
театрализованная деятельность «Два жадных медвежонка»
Предполагаемые результаты
- Дети приобретают первичный финансовый опыт, учатся устанавливать разумные финансовые отношения в различных сферах жизнедеятельности.
- Родители получают дополнительные знания по воспитанию финансовой -грамотности детей.
- Педагоги получат систему работы по формированию финансового опыта детей.
Реализация проекта :
Работа с детьми:
Ноябрь
1. Беседа: «Всё о деньгах», «Все профессии нужны, все профессии важны»
2. Маленькая энциклопедия : «Как появились деньги».
3. Игровая деятельность. Сюжетно-ролевая игра «Банк».
4. Чтение и заучивание пословиц и поговорок о деньгах.
5. Презентация «Профессия моей (мамы/папы)»
6. Детский клуб «Бизнесмен с пелёнок» : «Учимся распределять бюджет»
7. Аппликация «Магазин цветов»
Декабрь
1. Беседа с детьми «Помощники счёта» (счеты, калькулятор).
2. Чтение сказки «Муха - цокотуха»
3. Просмотр мультфильма «Реклама и Барбоскины».
4. Мастер – класс «Изготовление монет» с помощью 3D – принтера
5. Презентация «Учат в школе»
6. Д/игра «Аукцион»
Январь
1. Дидактическая игра «Мир профессий».
2. Мультвсаду просмотр цикла мультфильмов: «Смешарики. Азбука финансовой грамотности» (https://www.youtube.com/watch?v=sCDrF1wQZ6s&fe ature=emb_title)
3. Чтение ««Фатима – прядильщица и шатёр» И. Шарм
4. Кейс «Что сколько стоит»
5. Просмотр презентации «Салон красоты»
6. «Мастерилка» : совместное создание лэпбука
Февраль
1. Демонстрация презентации «Маленькая энциклопедия: : Обзор коллекции «Деньги СССР».»
2. Просмотр мультфильма «Как старик корову продавал»
3. ОД «Мы пришли в банк»
Задачи: дать первоначальные знания о банке (банк принимает деньги на хранение, выдает деньги вкладчикам, предоставляет деньги в долг).
4. Экскурсия в пожарную часть.
5. Настольная игра «Монополия»
6. Чтение Э. Успенский «Бизнес Крокодила Гены»
7. Детский клуб «Бизнесмен с пелёнок» : «Капризуля в магазине»
Март
1. Игра «Выбираем подарок»
Цель: научить подбирать монеты разного достоинства, в сумме составляющих цену подарка.
2. Чтение произведений А. Романова «Чудеса в кошельке»
3. ОД «Откуда берутся деньги в семье»
Задачи: познакомить детей с отдельными составляющими семейного дохода: зарплата, пенсия, стипендия; уточнить представление воспитанников о динамике доходов, расходов; развивать память, мышление, логику, внимание; воспитывать уважение к людям, которые зарабатывают деньги.
Продуктивная деятельность: изготовление чеков, банковских карточек для с/р игры «Супермаркет».
4. Д / и «Бесплатно - платно»
5. Экскурсия в библиотеку
6. Квест – игра «Жизнь в детском саду».
Апрель
1. Сюжетно-ролевая игра «Салон красоты»;
2. ОД «Деньги других стран»
2. Детский клуб. Решение проблемной ситуации «Хочу и надо»
3. Д / И «Труд взрослых»
Цель: закрепить представления детей о разнообразии трудовой деятельности
4. Чтение «Лесная биржа» Э. Матвеева
5. Презентация «Ателье»
Май
1. Просмотр мультфильма «Домовёнок Кузя».
2 Мастер – класс «Изготовление копилки»
3. ОД «В гостях у Экономки»»
4 Чтение «Сказка о пропавших профессиях» С. Писарева
5. Просмотр презентации «Кто работает на кухне»
6. Экскурсия в банк.
7. Детский клуб «Бизнесмен с пелёнок» : «Выбираем профессию мечты»
Взаимодействие с родителями:
1. Консультация для родителей «Финансовое воспитание детей в семье». Экскурсия родителя с ребенком в магазин, в банк.
2. Совместная деятельность детей и родителей – рисование фантазии на тему: «Супермаркет мечты».
3. Беседа «Учимся копить деньги».
4. Интерактивный журнал «Финансёнок».
5. Геокешинг «Остров задач»
Ожидаемые результаты
- Дети понимают и ценят окружающий предметный мир. Уважают людей, умеющих хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги;
Осознают на доступном им уровне взаимосвязь понятий «труд – продукт – деньги» и то, что стоимость продукта зависит от его качества;
Признают авторитетными качества человека – хозяина: бережливость, расчётливость, экономность, трудолюбие, но одновременно и щедрость, благородство, честность, умение сопереживать, милосердие. Ведут себя правильно в реальных жизненных ситуациях.
Контролируют свои потребности в соответствии с возрастом.
- Родители получают дополнительные знания по воспитанию финансовой культуре детей и начинают взаимодействовать с детьми в сфере личных финансов.
- Педагоги получат педагогический опыт по формированию основ финансовой грамотности дошкольников.