Алленова Наталья Федоровна
Проект по сенсорному развитию в младшей группе «Ощущая — познаю»
▼ Скачать + Заказать документы
СОДЕРЖАНИЕ
Введение.. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. . 2
Актуальность.. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. 4
Цель и задачи.. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. 4
Ожидаемые результаты …. 5
Аннотация проекта…5
Этапы реализации….6
План мероприятий …7
Ресурсы… .11
Риски и пути их преодоления…. 12
Вывод….12
Литература….13
"Самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и ощущающего человека"
Б. Г. Ананьев.
Введение
Публикация «Проект по сенсорному развитию в младшей группе „Ощущая — познаю“» размещена в разделах
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.
Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов труда. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание.
Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.
Истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития, достигаемом в ранние периоды детства. Значение сенсорного развития ребенка для его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания в детском саду.
Кроме того, в процессе всей жизни детей происходит накопление сенсорного опыта, обогащение их мироощущения, повышение эмоционального тонуса, активизация положительных эмоций, связанных с восприятием явлений окружающего, возбуждение интересов, формирование потребностей.
Сенсорное воспитание в процессе обучения и в повседневной жизни требует разных путей и методов.
Актуальность темы
Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети – эмоциями. Познавательная активность ребенка 1,5-3 лет выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления и осмысленной предметной деятельности.
На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Профессор Н. М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания.
Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
В данном проекте представлена система работы, помогающая развивать познавательную сферу ребенка раннего возраста, так как в раннем возрасте усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях. Проект актуален, т. к. его реализация позволяет расширить кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения, создать условия для развития самостоятельной познавательной активности.
Цели и задачи.
Стратегическая цель: создание условий, обеспечивающих эффективное использование дидактических игр для формирования представлений о сенсорных эталонах.
Тактическая цель:
1. Создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом.
2. Формировать умения ориентироваться в различных свойствах предметов (цвете, величине, форме, количестве).
Задачи:
формировать представления о цвете, форме, величине предметов, положения их в пространстве;
знакомство с дидактическими играми и правилами этих игр;
воспитывать познавательный интерес, любознательность;
упражнять в установлении сходства и различия между предметами;
способствовать развитию у детей обследовательских умений и навыков;
развивать мелкую моторику рук;
повышать уровень педагогической компетентности родителей по формированию представлений о сенсомоторной деятельности детей;
пополнить предметно – развивающую среду группы;
разработать методические рекомендации и провести мастер класс для родителей;
выступить с темой проекта на педсовете;
Ожидаемые результаты:
Дети - любознательные, наблюдательные, уверенные в себе, активные; умеют различать и называть основные цвета спектра и некоторые их оттенки; развивается мелкая моторика рук; сформированы навыки самостоятельной деятельности, активно развиваются творческие способности.
Родители - активные участники (помогают изготавливать игры по сенсорике, приобретать новые дидактические пособия, включаются в воспитательно- образовательный процесс.
Педагоги - накопление практического опыта, обогащение и оптимизация предметно развивающей среды для детей раннего возраста.
Аннотация проекта
Паспорт проекта :
Вид проекта : познавательно-игровой, творческий.
Тип:
• Детско-взрослый.
• Ребенок – субъект проектирования.
• Открытый – в ДОО и за его пределами.
Срок реализации: сентябрь - декабрь
Участники проекта : дети раннего дошкольного возраста (1,5 – 3 лет, воспитатели, родители воспитанников.
В основу данного проекта положены следующие идеи:
Принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития.
Принцип интеграции образовательных областей (познавательной, социально-коммуникативной, физической культуры, здоровье, безопасность, труд, познание, чтение худ. литературы, художественное творчество, музыка).
Единство воспитательных, обучающих и развивающих целей, и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста.
Построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы является игра.
Принцип гуманизации, дифференциации и индивидуализации, непрерывности и системности образования.
Пути решения проекта :
1. Учесть мнения всех участников проекта.
2. Разработать систему реализации идей на основе реальной практики и возможностей группы.
3. Оценить риски реализации проекта.
Этапы и сроки проектной деятельности :
№ п/п Этапы Цель Сроки
1. Подготовительно-проектировочный этап - Изучение современных требований к содержанию и организации работы по сенсорному воспитанию детей дошкольного возраста в соответствие с ФГОСТ.
- Определение актуальности проекта, постановка цели, задач проекта.
- Изучение методической литературы, интернет-ресурса, подбор материала.
- Составление перспективного плана совместных действий с детьми.
- Создание предметно- развивающей среды для работы по реализации проекта.
- Определение уровня сенсорного развития детей.
- Выявление компетентности родителей и вовлечение их в процесс реализации проекта. 1-2 нед сенября
2. Практический этап - Реализация содержания проекта.
- Отслеживание процессов, анализ состояния.
- Совместная образовательная деятельность педагога с детьми.
- Ознакомление детей с дидактическими играми и упражнениями по сенсорному развитию. 3-4 нед. сентября,
октябрь, ноябрь,
1-2 нед.
декабря
3. Обобщающе - результативный этап - Подготовка аналитического отчета.
- Обобщение и распространение опыта 3 нед.
декабря
4. Презентация проекта - Презентация проекта. 4 нед.
декабря
План мероприятий по реализации проекта
Месяц Сроки
проведения Тема Задачи Наглядный
материал
сентябрь 12.09 «Пересыпание ложкой». Формировать умения у ребенка пересыпать зерна ложкой, запоминать последовательность действий, развивать самостоятельность. Горох, ложки, глубокие емкости.
15.09 «Прыг – скок по дорожке» Закреплять знания цветов: красный, желтый, синий, зеленый. Картонная дорожка 40 см длиной и 10 см шириной, а также полоски зелёного, красного, синего и жёлтого цветов шириной 4 см, игрушки.
22.09 «Сортировка» Развивать у детей стереогностическое восприятие в связи с визуальными представлениями. Мячи из разного материала.
октябрь 5.07 «Вкладыши»
Закреплять умения детей сопоставлять предметы по форме, осуществляя выбор из 3 заданных форм. Дидактическая игра «Вкладыши»
4.10 «Цветные палочки» Обратить внимание детей на цвет предмета, устанавливать тождества и различия цвета однородных предметов, учить понимать слова «цвет», «такой», «не такой», «разные Дидактическая игра «Цветные палочки»
6.10 «Шумящие коробочки» Развивать слуховое восприятие, учить составлять пары одинаковых шумов. Парные шумящие коробочки
11.10 «Огоньки ночью». Формировать у детей отношения к цвету как к важному свойству предметов, подводить их к самостоятельному выбору заданного цвета. Обучать технике нанесения мазка способом промакивания Бумага черного цвета, гуашь желтого цвета, кисти, баночки с водой.
14.10 «Волшебный поднос».
(рисование по манке) Развивать мелкую моторику. Поднос с однотонным цветным дном, крупа.
18.10 «Шарики» Упражнять детей подбирать предметы одинаковой окраски; называть цвета.
Шарики основных цветов.
21.10 «Подбери по форме». Способствовать развитию у детей узнавать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник Дидактическая игра «Геометрическое лото».
26. 10 Игры с прищепками: выкладывание предметов по образцу (солнышко, елка, ежик) Развивать у детей мелкую моторику рук, знание цветов, умения подбирать нужный. Бельевые прищепки.
Силуэты: солнышко, елка, ежик, тучка, ягодка.
ноябрь 2.11 «Кто скорее соберет игрушки» Учить детей группировать объекты, отличающиеся по форме, но имеющие одинаковый цвет.
Дидактическая игра «Игрушки».
8.11 «Счетные палочки». Учить детей с помощью счетных палочек выкладывать различные фигурки. Счетные палочки.
Картинки с изображением предметов.
14.11 «Золушка».
Учить детей сортировать предметы (фасоль) по цвету, развивать мелкую моторику рук.
Фасоль, тарелочки.
17.11 «Воздушные шары». Закреплять знания цветов: красный, желтый, синий, зеленый.
Дидактическая игра «Воздушные шары». Большие треугольники основных цветов.
22. 11 Пальчиковые игры с грецкими орехами: вращение между ладонями, катание по столу в разные стороны Развивать у детей мелкую моторику рук.
Грецкие орехи.
25.11 «Башня из кубов». Упражнять детей сравнивать несколько объектов по величине (меньше, еще меньше) и располагать их по убывающей величине.
Деревянные кубики.
1.12 Окрашивание воды. Формировать у детей представления об оттенках цветов. Вода в прозрачных емкостях, краски
светлых и темных оттенков.
6.12 «Поможем зайке разложить игрушки». Закрепить знания о геометрических фигурах: круг, квадрат, треугольник.
Игрушки: зайцы, сенсорный куб с
геометрическими фигурами: круг, квадрат, треугольник.
Декабрь 9.12 «Ткани» Развивать у детей осязание, учить составлять пары одинаковых на ощупь тканей. Пары одинаковых на ощупь тканей.
12.12 «Что лежит в мешочке?». Закрепить знания детей о форме, упражнять в правильном соотнесении нескольких предметов с одним и тем же геометрическими образцами. Дидактическая игра «Волшебный мешочек».
15.12 «Сделаем куклам бусы» Закреплять умение группировать предметы по цвету, учить нанизывать бусы на нитку. Шнурки или веревочки, разноцветные бусины по количеству детей.
3-4 нед Диагностика Выявить знания детей в области сенсорных эталонов : цвета, формы, величины, посредством дидактического материала на конец года. Игрушки и игры из уголка сенсорики.
Взаимодействие с семьей
• Оформление информации в родительском уголке «Сенсорное развитие ребенка», «Игры на развитие восприятия», «Ребенок познает мир»;
• Консультации: «Как научить ребенка различать цвета», «Раннее сенсорное воспитание детей».
• Родительское собрание : «Развиваемся, играя».
• Совместный с родителями творческий мастер - класс:
«Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста посредством дидактических игр».
• Творческая выставка: «Природа и фантазия», «Новогодние игрушки».
• Анкетирование родителей.
• Дни общения (ответы воспитателя на интересующие вопросы родителей).
Ресурсное обеспечение.
1. Обеспечение материально-технических условий (оформление группы, создание центра по сенсорному развитию);
2. Подбор литературы по теме «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста»; наглядного материала (иллюстрации, фотографии);
3. Подготовка материала для продуктивной деятельности;
4. Подборка дидактических игр и упражнений;
5. Использование мультимедийного оборудования и презентаций к занятиям.
6. Занятия с детьми раннего возраста [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://detsad-kitty.ru
7. Ранний возраст [Электронный ресурс] : - Режим доступа:
8. https://ia- vospitatel.taba.ru
9. Сенсорное развитие детей [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.kindereducation.com
10. Фестиваль педагогический идей «Открытый урок» [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://festival.1september.ru
11. Требования ФГОС ДО к предметно-развивающей среде [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://dmdou83.edumsko.ru
Критерии оценивания проекта :
1. Удовлетворённость родителей результатом работы ДОУ (созданными условиями, интересом ребёнка к образовательному процессу).
2. Соответствие условий обучения дошкольников нормам СанПиНа.
3. Информированность родителей об организации воспитательного и образовательного процесса дошкольника.
Риски и пути их преодоления
Риски при реализации проекта Способы преодоления
Увеличение временных затрат на разработку дидактических заданий и игр, согласование учебных планов и рабочих программ. Продумать способы морального поощрения.
Отсутствие диагностического инструментария для замеров личностных результатов у воспитанников. Консультации с другими педагогами, изучение опыта работы коллег.
Слабое владение современными методиками, способствующими личностному развитию и духовно-нравственному становлению воспитанников. Повышение квалификации, совместное коллективное обсуждение своего практического опыта и опыта коллег.
Недостаточная мотивация воспитанников в личностном самосовершенствовании. Индивидуальная работа с каждым воспитанником, создание ситуации успеха.
Низкая активность родителей в реализации задач проекта. Индивидуальное собеседование с родителями, привлечение к проведению мероприятий.
Выводы:
Проект должен стать мощным импульсом к развитию творческой инициативы дошкольных педагогических работников, занимающимся проблемами сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста.
В ходе проекта были созданы условия, обеспечивающие эффективное использование дидактических игр и упражнений для формирования представлений о сенсорных эталонах, преобразована предметно – развивающая среда. Во многом благодаря этому, у детей вырос уровень сенсорного развития и восприятия.
Родители получили методические рекомендации по созданию условий проведения дидактических игр, консультации по приобретению и изготовлению дидактических игр.
Все вышеперечисленное еще раз доказывает практическую значимость данного проекта. В перспективе развития проекта планируется дальнейшая непрерывная систематическая работа на формирование сенсорных эталонов, дополнение системы дидактическими играми и материалами, а также продолжение работы по использованию инновационных и проектных технологий по сенсорному развитию.
В целом проект с детьми и родителями, с моей точки зрения, имеет прогрессивный характер и позволит не только способствовать развитию всесторонне развитой личности ребенка, но и даст толчок для развития познавательной деятельности, развития речи и сенсорных эталонов, взаимопонимания и сближения родителя с ребенком и воспитателем.
Литература:
ООП «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Э. М. Дорофеевой, Т. С. Комаровой.
1. Л. А. Венгер; Э. Г. Пилюгина; Н. Б. Венгер- «Воспитание сенсорной культуры ребёнка» М. «Просвещение», 1988г ;
2. Э. Г. Пилюгина- «Занятие по сенсорному воспитанию» М. «Просвещение», 1983;
3. Предметная среда сенсорика. Экология. – Программа «Развития», Москва 2007 г. ;
4. А. И. Максаков, Г. А. Тумакова «Учите, играя» М. «Просвещение», 1983 г.
5. Интернет-ресурсы