ОЛЬГА САВАТЕЕВА
Проект по русским народным сказкам «В гостях у сказки» во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта
Проект «В гостях у сказки»
МБДОУ «Детский сад № 183 «Рябинка»
Адрес: ул. Игнатова, 53
Руководители проекта : Воспитатели Саватеева О. В., Башкова Ю. Н
Члены рабочей группы :
Воспитатели, дети младшей группы, родители воспитанников, музыкальный руководитель детского сада Пономаренко Е. Ю/
Социальный партнёр проекта :
Детская библиотека №1 им. В. П. Бардадыма - директор библиотеки Дёгтева Марина Алефтиновна, заведующий читальным залом Анциферова Юлия Олеговна.
Публикация «Проект по русским народным сказкам „В гостях у сказки“ во второй младшей группе» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Сказка. Проекты по сказкам
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» март 2024
Вид проекта : творческий, социально- значимый, долгосрочный, групповой, с привлечением родителей, практико- ориентировочный.
Цель проекта :
развитие интереса к русским народным сказкам, создание условий для активного использования сказок в деятельности детей.
Срок реализации проекта :
Октябрь 2023 г – март 2024г.
Тип проекта : творческо-исследовательский
Задачи проекта :
1. Способствовать формированию интереса к книгам и русским народным сказкам.
2. Развивать диалогическую и монологическую речь детей.
3. Развивать речевую активность детей, активизировать и обогащать словарный запас у детей.
4. Развивать элементы детского творчества в продуктивной деятельности
5. Развивать у детей эмоциональную отзывчивость, любознательность к русскому народному фольклору.
6. Научить детей играть дружно, помогать друг другу в игре.
7. Прививать любовь к играм - драматизациям по русским народным сказкам.
Ожидаемые результаты
Дети:
- Познакомить с детей с содержанием русских народных сказок и вызвать у них интерес к фольклору русского народа.
- Развивать образное мышление, фантазию, творческие способности у детей.
- Развивать артистические способности посредствам участия в театральных постановках русских народных сказок.
- В процессе ознакомления со сказками активизировать словарь, развивать связную речь.
- С помощью сказок способствовать развитию продуктивной деятельности.
Родители:
- Привлечь родителей к изготовлению костюмов и декораций к постановкам русских народных сказок.
- заинтересовать родителей принять участие в выставке рисунков и поделок по теме проекта «В гостях у сказки».
- Выполнение родителями и детьми домашнего задания в изготовлении книжки- малышки «Русская народная сказка».
Проект по русским народным сказкам
«В гостях у сказки»
Чтение книг – тропинка, по которой
умелый, умный, думающий воспитатель
находит путь к сердцу ребенка».
В. А. Сухомлинский
«Дети перестали читать» - очень часто мы слышим эту фразу. Телевизор, видео, компьютерные игры поглощают время ребенка, захватывают заповедные уголки его сознания и души. Но книгу нельзя заменить экраном. Книги со сказками вводят ребенка в мир человеческих чувств, радости и страданий, отношений, поступков, характеров. Велика роль сказок в формировании личности и речевом развитии ребенка.
Актуальность темы
Формирование речи является одной из главных задач речевого воспитания дошкольника, т. к. играет большую роль в формировании личности. Для развития речи ребенка необходимо использовать различные игры, занятия, сказки. Именно сказки являются прекрасным материалом для обучения детей младшего дошкольного возраста развитию речи. Из сказок дети берут много различных знаний: первые представления об окружающем мире, о взаимосвязи человека и природы, сказки позволяют увидеть добро и зло. Персонажи сказок хорошо знакомы детям, их черты характера ярко выражены, мотивы поступков понятны. Язык сказок очень выразителен, богат образными сравнениями, имеет несложные формы прямой речи. Все это позволяет вовлечь ребенка в активную речевую работу.
Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Входя в мир чудес и волшебства, ребёнок погружается в глубины своей души. Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. К. И. Чуковский писал, что цель сказочника, и в первую очередь народного – «воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою».
Язык сказок отличается большой живописностью: в нем много метких сравнений, эпитетов, образных выражений, диалогов, песенок, ритмичных повторов, которые помогают ребенку запомнить сказку.
Актуальность проекта состоит в том, что он сочетает в себе средства и способы развития творческих и речевых способностей ребенка. Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. В игре незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй, диалогическая речь, ее грамматический строй.
В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. Подобные отклонения, так или иначе, сказываются на последующем развитии и обучении ребенка. Одной из причин снижения уровня речевого развития является пассивность и неосведомленность родителей в вопросах речевого развития детей. Участие родителей в речевом развитии ребенка играет колоссальную роль. Именно поэтому в работе проекта активное участие принимают родители.
Необходимость приобщения детей к чтению бесспорна. Книга совершенствует ум ребёнка, помогает овладеть речью, познавать окружающий мир. Для повышения интереса к книге, любви к чтению был разработан проект по русским нвродным сказкам «В гостях у сказки», развивающий устойчивый интерес к сказке как к произведению искусства. Образные, яркие выражения, сравнения, «сказочные» языковые средства способствующие развитию выразительности речи, а также творчеству самих детей, повышают степень включённости дошкольника в книжную культуру.
Проблема: В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. Одной из причин снижения уровня речевого развития является пассивность и неосведомленность родителей в вопросах речевого развития детей. Участие родителей в речевом развитии ребенка играет колосальную роль.
Структура проекта
1 этап. Подготовительный, информационно-исследовательский
2 этап. Основной
3 этап. Заключительный
1 этап - подготовительный, информационно-исследовательский:
ОКТЯБРЬ
• Сбор и обработка методических пособий, видео - материалов для ознакомления детей с русскими народными сказками;
• Чтение русских народных сказок;
• Подбор игр, пальчиковой, артикуляционной, дыхательной гимнастики, пластических этюдов;
• Создание картотеки игр по русским народным сказкам;
• Разработка сценариев постановок русских народных сказок для детей.
2 этап основной:
НОЯБРЬ
1. Беседа «Моя любимая русская народная сказка».
2. Просмотр презентации «Герои русских народных сказок».
3. Изготовление масок для сказки «Репка», «Теремок», «Курочка ряба», «Маша и медведь», «Колобок».
4. Речевая игра «Скажи, герой из какой сказки….».
5. Музыкальная игра «Репка - репонька», хоровод «Мы на луг ходили…» муз. Волиной, сл. Филимоновой.
6. Настольный театр «Волк и семеро козлят», «Колобок».
7. Сюжетно ролевая игра «Путешествие в сказку».
ДЕКАБРЬ
1. Инсценировка сказки «Волк и семеро козлят» - для педагогов и детей детского сада.
2. Рисование по сказкам : «Яичко», «Колобок», «Выросла репка – большая пребольшая»,«Морковки для Зайчика», «Мышка и репка» и т. д.
3. Чтение русских народных сказок : «Колосок», «Гуси-лебеди», «Заюшкина избушка», «Колобок», «Лиса и Волк» и т. д.
4. Конкурс на лучший рисунок «Моя любимая русская народная сказка».
5. Аппликация «Колобок».
6. Развитие речи «Петушок и бобовое зёрнышко».
7. Пальчиковые игры: «Два ежа», «Семья», «Мышки», «Как мы репку посадили», «Колобок» и т. д.
ЯНВАРЬ
1. Решение игровых и проблемных ситуаций по сказкам.
2. Развлечение : «Викторина по русским народным сказкам».
3. Консультация для родителей «Правила общения с книгой».
4. Консультация для родителей "Читайте ребенку правильные сказки ", «Какие сказки читать ребенку на ночь»
5. ФЭМП «Путешествие колобка по дорожкам».
6. Акция: «Подари книгу – сказку».
7. Лепка: "Репка", «Пирожки для Маши», «Мисочка трех медведей», «Мой любимый сказочный герой» и т. д.
ФЕВРАЛЬ
1. Сюжетно ролевая игра «Путешествие в сказку».
2. Создание пазлов с изображениями героев р. н. с
3 Конструирование: «Мы в лесу построим дом», «Теремок», «Кроватка для Мишутки и т. д.
4. Аппликация по сказке «Репка», «Колобок» (обрывным способом, Лепка по сказке «Колобок», «Репка на грядке», «Мисочка трех медведей», «Мой любимый сказочный герой» и т. д.
5. Хороводные игры «Колпачок», «Каравай», «Карусели» и т. д.
6. Изготовление пальчикового театра «Курочка ряба».
7. Встреча с представителями детской библиотеки №1 им. В. П. Бардадыма - директором библиотеки Дёгтевой Мариной Алефтиновной, заведующим читальным залом Анциферовой Юлией Олеговной.
МАРТ
1. Развлечение «Полянка сказок».
2. Сюжетно – ролевые игры: «Сварим куклам кашу из репы», «Приходите в гости к нам», «В театре» и т. д
3. Развлечение: Народное гулянье «Масленица».
4. Подвижные игры: «У медведя во бору…», «Зайка серенький сидит», «Карусель», «Зайцы и волк», «Гуси», «Воробушки и кот», «Лиска-лиса»,
5. Хоровод «Гори, гори ясно», «Колобок», «Заинька попляши…»
6. Дидактические игры «Кубики по сказкам», «Кто в домике живёт?», «Разрезные картинки».
7. Дидактические игры: «Когда это бывает?», «Очистим репку от ботвы», «Что можно приготовить из репы», «Что в лукошке лежит?», «Составь из половинок», «Разложи героев по сказкам», «Узнай сказку по предмету», «Угадай героя сказки», «Узнай сказку по иллюстрации», «Мои любимые сказки», «Кто-кто в теремочке живет?», «Волшебные сказки», Превращение», «Волшебная палочка и т. д.
8. Настольные игра «Сказочное лото», лото «Сказки».
3 этап. Заключительный:
1. Изготовление родителями с детьми книжки – малышки «Русская народная сказка».
2. Конкурс поделок «Моя любимая сказка» - изготовленных родителями и детьми (участниками проекта)
3. Театральная постановка по сказке «Гуси- Лебеди»- для родителей.
4. Участие детей с родителями в конкурсе рисунков героев русских народных сказок «Любимый герой».
5. Выполнение родителями и детьми домашних заданий творческого характера (придумывание загадок и сказок).
Так же не остаё тся без внимания работа с родителями:
Ведущая идея – активное вовлечение родителей в творческий процесс и развитие деятельности детей по данной теме.
Задача – заинтересовать родителей перспективами обучения детей, вовлечь их в жизнь детского сада, сделать их союзниками в своей работе.
Формы взаимодействия работы с родителями:
- устный опрос «Читаете ли вы детям сказки?»;
- индивидуальные беседы;
- наглядная информация: папка «Русский фольклор»
- консультация «Читающий родитель- пример для детей».
- выставка – презентация разных видов книг русских народных сказок;
- совместная деятельность- изготовление атрибутов к играм по русским народным сказкам;
- день открытых дверей, приглашение на спектакль «Гуси- Лебеди»;
- помощь в изготовлении костюмов и декораций для постановок сказок «Волк и семеро козлят» и «Гуси- Лебеди».
Заключение.
Проведённый проект подтвердил правомерность подхода к развитию творческого потенциала у детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с русскими народными сказками и использование продуктивных видов деятельности.
Анализ проведённой работы показал, что используя сказочные сюжеты в различных видах деятельности можно успешно развивать творческий потенциал детей дошкольного возраста. У ребёнка формируется активная жизненная позиция, творческий подход в решении различных жизненных ситуаций, уважение к традиционным ценностям, что соответствует целям и задачам по формированию личности дошкольника Федеральной Образовательной Программы.
Список литературы:
Н. А. Карпухина «Конспекты занятий во 2 младшей группе детского сада» Воронеж: Ч П Лакоценин С. С. 2009
Г. Я. Затулина «Конспекты комплексных занятий по развитию речи (2 младшая группа) Центр педагогического образования Москва 2009
В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду» Вторая младшая группа. Издательство Мозаика – Синтез Москва 2015
Александр Афанасьев: «Русские народные сказки» полное издание в одном томе
Издательство: Альфа- книга, 2020 г.