Лена Некрасова
Проект по робототехнике (подготовительная к школе группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №29»
ПРОЕКТ
«Основы конструирования и робототехники у детей старшего дошкольного возраста через базовый конструктор «Кики»»
Разработала:
воспитатель первой квалификационной категории
Елена Владимировна Некрасова
г. Волосово
2017 г.
Темочки:
- Подготовительная группа
- Проекты, проектная деятельность
- Робототехника и программирование
- Робототехника. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» октябрь 2020
Проект «Основы конструирования и робототехники у детей старшего дошкольного возраста через базовый конструктор «Кики»» предназначен для воспитателей дошкольных образовательных учреждений воспитанников, а также их родителей.
Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Технические достижения всё быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес детей к современной технике.
Технические объекты окружают нас повсеместно, в виде бытовых приборов и аппаратов, игрушек, транспортных, строительных и других машин. Детям с раннего возраста интересны двигательные игрушки. В дошкольном возрасте они пытаются понимать, как это устроено. Благодаря робототехнике на современном этапе появилась возможность уже в дошкольном возрасте знакомить детей с основами строения роботов.
Робототехника сегодня - одна из самых динамично развивающихся областей промышленности. Сегодня невозможно представить жизнь в современном мире без механических машин, запрограммированных на создание и обработку продуктов питания, пошив одежды, сборку автомобилей, контроль сложных систем управления и т. д. За этой технологией - большое будущее.
Робототехника прекрасно развивает техническое мышление, и техническую изобретательность у детей. Робототехника показала высокую эффективность в воспитательном процессе, она успешно решает проблему социальной адаптации детей практически всех возрастных групп. В регионах, где внедряется робототехника, не фиксируются правонарушения, совершенные детьми, которые увлекаются роботоконструированием. А соревнования по робототехнике – это яркие воспитательные мероприятия, объединяющие детей и взрослых.
1. Актуальность проекта
В настоящий момент в России развиваются нано технологии, электроника, механика и программирование, т. е. созревает благодатная почва для развития компьютерных технологий и робототехники. Успехи страны в XXI веке будут определять не природные ресурсы, а уровень интеллектуального потенциала, который определяется уровнем самых передовых на сегодняшний день технологий.
Уникальность образовательной робототехники заключается в возможности объединить конструирование и программирование в одном курсе, что способствует интегрированию преподавания информатики, математики, физики, черчения, естественных наук с развитием инженерного мышления, через техническое творчество.
Техническое творчество – мощный инструмент синтеза знаний, закладывающий прочные основы системного мышления. Таким образом, инженерное творчество и лабораторные исследования – многогранная деятельность, которая должна стать составной частью повседневной жизни каждого обучающегося.
Актуальность введения конструирования и робототехники в образовательный процесс ДОУ обусловлена требованиями ФГОС ДО к формированию развивающей предметно-пространственной среде, востребованностью развития широкого кругозора старшего дошкольника и формирования предпосылок универсальных учебных действий.
Внедрение роботехники в ДОУ происходит посредством интеграции во все образовательные области как в совместной организованной образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности воспитанников в течение дня.
Конструктивная деятельность занимает значимое место в дошкольном воспитании и является сложным познавательным процессом, в результате которого происходит интеллектуальное развитие воспитанников: ребенок овладевает практическими знаниями, учится выделять существенные признаки, устанавливать отношения и связи между деталями и предметами.
В процессе конструирования дошкольники развивают математические способности, пересчитывая детали, блоки, крепления, вычисляя необходимое количество деталей, их форму, цвет, длину. Воспитанники знакомятся с такими пространственными показателями, как симметричность и асимметричность, ориентировкой в пространстве.
Конструирование развивает и речевые навыки: дети задают взрослым вопросы о различных явлениях или объектах, что формирует также коммуникативные навыки. На наш взгляд, одна из основных целей в конструировании – научить детей эффективно работать вместе.
Сегодня совместное освоение знаний и развитие умений, интерактивный характер взаимодействия востребованы как никогда раньше. Робототехника и конструирование незаменимое средство в коррекционной работе с детьми, так как она оказывает благотворное влияние на все аспекты развития ребенка.
Кроме того, роботехника – эффективное, воспитательное средство, которое помогает объединить усилия педагогов и семьи в решении вопроса воспитания и развития ребенка. В совместной игре с родителями ребенок становится более усидчивым, работоспособным, целеустремленным, эмоционально отзывчивым.
2. Характеристика проекта
Вид проекта : познавательно - исследовательское.
По срокам проведения: долгосрочный – 9 месяцев.
По составу: групповой
Участники проекта : дети подготовительной группы, родители воспитанников.
Критерии оценивания:
1. Выставка детских работ.
2. Показательные выступления роботов.
Ожидаемые результаты от реализации проекта :
Для дошкольников : Плавный переход на уровень осмысленного создания, программирования и управления моделями.
Для воспитателей: Повышения уровня в области образовательной робототехники.
Для родителей: Повышение интереса родителей к робототехнике.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что за счет обновлений содержания дошкольного образования и технологий, используемых в ходе образовательной деятельности нам удастся выстроить четко организованную систему, обеспечивающую преемственность со школой и работающую на важную для современного общества задачу - воспитание будущих инженерных кадров России.
Новизна проекта : проект является актуальным и социально значимым, так как ориентирован на решение важных задач по воспитанию гуманной, духовно богатой, технически грамотной личности ребенка.
Субъект исследования: участники образовательных отношений.
Объект исследования: робототехника – конструкторы нового поколения.
Предмет исследования: способы и приемы развития научно-технического и творческого потенциала дошкольника.
Цель проекта : создание условий для формирования у дошкольников основных навыков робототехники в области начального и технического конструирования.
Задачи проекта :
Образовательные:
- дать первоначальные знания о конструкции робототехнических устройств.
- научить приемам сборки робототехнических устройств.
- сформировать общенаучные и технологические навыки конструирования и проектирования.
- ознакомить с правилами безопасной работы с инструментами.
Развивающие:
- развивать творческую инициативу самостоятельность.
- развивать психофизиологические качества дошкольников : память, внимание, способность логически мыслить, анализировать, концентрировать внимание на главном.
- развивать умения излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.
Воспитательные:
- формировать творческое отношение к выполняемой работе.
- воспитывать умение работать в коллективе, эффективно распределять обязанности.
В работе с родителями:
- активное взаимодействие с родителями.
- повышение интереса родителей к робототехнике и активное участие в выставках.
Проект «Основы конструирования и робототехники у детей старшего дошкольного возраста через базовый конструктор «Кики»» осуществляется, как увлекательная игровая, творческая деятельность. Интеграционный подход позволяет развивать в единстве речевую, познавательную активность, творческие способности, навыки общения, эмоциональную отзывчивость ребёнка.
3. Этапы реализации проекта
Организационно - подготовительный этап
- изучение возможностей введения образовательной робототехники в образовательный процесс ДОУ.
- изучение методической литературы.
- повышение квалификации воспитателей.
- оборудование помещения для занятий.
Основной этап. Теоретический и практический
- знакомство с конструктором и инструкциями по сборке деталей, изучение технологий.
- создание простые конструкции по образцу.
- знакомство с правилами программирования в компьютерной среде.
- усовершенствование предложенных моделей, создание более сложных. В результате развития навыков, логического мышления и хороших качественных результатов робототехники дети могут участвовать в выставках, конкурсах, проектах, презентациях.
Заключительный этап.
- анализ результатов проекта, выводы и дополнения к проекту.
- перспектива проекта по использованию приёмов иллюстраций на лентах к другим художественным произведениям в работе с детьми в старшей группе.
4. Тематическое планирование
№ п/п Тема Кол-во часов
1 Знакомство с понятием «Робототехника». Вводный инструктаж по технике безопасности. 1
2 Знакомство с историей роботов. Мультфильм «Роботы». 1
3 Знакомство с деталями конструктора серии MRT2. 1
4 Творческая работа по теме «Жмурки». Собираем жирафа. 1
5 Творческая работа по теме «Жмурки». Собираем страуса. 1
6 Творческая работа по теме «Жмурки». Собираем краба. 1
7 Творческая работа по теме «Жмурки». Обыгрывание темы. 1
8 Творческая работа по теме «Лев». Собираем шотландского льва. 1
9 Творческая работа по теме «Лев». Собираем лису. 1
10 Творческая работа по теме «Лев». Обыгрывание темы. 1
11 Творческая работа по теме «Заяц и лягушка». Собираем робота «Кролик с использованием материнской платы и играем с ним. 1
12 Творческая работа по теме «Заяц и лягушка». Собираем робота «Храбрая лягушка». 1
13 Творческая работа по теме «Заяц и лягушка», обыгрывание. 1
14 Творческая работа по теме «Транспорт»». Собираем робота «Самолет». 1
15 Творческая работа по теме «Транспорт». Собираем робота «Автомобиль». 1
16 Творческая работа по теме «Транспорт». Собираем робота «Трехколесный велосипед». 1
17 Творческая работа по теме «Транспорт». Собираем робота «Вертолет». 1
18 Творческая работа по теме «Транспорт». Обыгрывание темы. 1
19 Творческая работа по теме «Находка». Собираем робота «Корову». 1
20 Творческая работа по теме «Находка». Собираем робота «Черепаху». 1
21 Творческая работа по теме «Находка». Собираем робота «Лягушку». 1
22 Творческая работа по теме «Находка». Собираем робота «Крокодила». 1
23 Творческая работа по теме «Находка». Обыгрывание темы. 1
24 Творческая работа по теме «Жадная собачка». Собираем робота «Рыбу». 1
25 Творческая работа по теме «Жадная собачка». Собираем робота «Собаку». 1
26 Творческая работа по теме «Жадная собачка». Обыгрывание темы. 1
27 Собираем роботов на свободную тему 5
28 Собираем роботов на свободную тему 1
29 Собираем роботов на свободную тему 1
30 Собираем роботов на свободную тему 1
31 Собираем роботов на свободную тему 1
32 Заключительное занятие 2
5. Планируемые результаты
1. Ребенок овладевает робото-конструированием, проявляет инициативу самостоятельность в среде программирования, общении, познавательно– исследовательской и технической деятельности;
2. Ребенок способен выбирать технические решения, участников команды, малой группы (в пары);
3. Ребенок обладает установкой положительного отношения к робото– конструированию, к разным видам технического труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства;
4. Ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместном конструировании, техническом творчестве имеет навыки работы с различными источниками информации;
5. Ребенок способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
6. Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах исследовательской и творческо–технической деятельности, в строительной игре и конструировании; по разработанной схеме с помощью педагога, запускает программы на компьютере для различных роботов;
7. Ребенок владеет разными формами и видами творческо–технической игры, знаком с основными компонентами конструктора; видами подвижных и неподвижных соединений в конструкторе, основными понятиями, применяемыми в робототехнике, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
8. Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, способен объяснить техническое решение, может использовать речь для выражения основных мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации творческо–технической и исследовательской деятельности;
9. Ребенка развита крупная и мелкая моторика, он может контролировать свои движения и управлять ими при работе с конструктором;
10. Ребенок способен к волевым усилиям при решении технических задач, может следовать социальным нормам поведения и правилам в техническом соревновании, в отношениях со взрослыми и сверстниками;
11. Ребенок может соблюдать правила безопасного поведения при работе с электротехникой, инструментами, необходимыми при конструировании робототехнических моделей;
12. Ребенок проявляет интерес к исследовательской и творческо-технической деятельности, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно–следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения, технические задачи; склонен наблюдать, экспериментировать;
13. Ребенок обладает начальными знаниями и элементарными представлениями о робототехнике, знает компьютерную среду, включающую в себя графический язык программирования, создает действующие модели;
14. Ребенок способен к принятию собственных творческо-технических решений, опираясь на свои знания и умения, самостоятельно создает авторские модели роботов на основе конструктора.
6. Система оценки результатов освоения образовательной программы.
Чтобы убедиться в прочности полученных знаний и умений, эффективности обучения в процессе реализации проекта проводятся три вида контроля:
- вводный контроль – в начале года (педагогическое наблюдение практических умений, беседа, тренинг);
- промежуточный контроль – в середине года (педагогическое наблюдение практических умений);
- итоговый контроль – апрель-май текущего учебного года (педагогическое наблюдение практических умений);
Перечень учебно– методических материалов:
1. С. А. Филиппов Робототехника для детей и родителей под редакцией
д-ра техн. наук, проф. А. Л. Фрадкова, С. -П., «НАУКА»,2011.
2. Кружок робототехники, [электронный ресурс]//https://lego.rkc-74.ru/index.php/-lego-
3. В. А. Козлова, Робототехника в образовании [электронный ресурс]//https://lego.rkc-74.ru/index.php/2009-04-03-08-35-17, Пермь,2011 г.
4. Наука. Энциклопедия. - М., «РОСМЭН», 2001.- 125 с.
5. Энциклопедический словарь юного техника. – М., «Педагогика»,1988.-463с.
6. «Робототехника для детей и родителей» С. А. Филиппов, Санкт-Петербург «Наука» 2010. – 195 с.
7. программа курса «Образовательная робототехника». Томск: Дельтаплан, 2012. – 16с.
8. Книга для учителя компании LEGO System A/S, Aastvej l, DK-7190 Billund, Дания; авторизованный перевод –Институт новых технологий г. Москва.
9. Сборник материалов международной конференции «Педагогический процесс, как непрерывное развитие творческого потенциала личности» Москва. : МГИУ, 1998г.
Журнал «Самоделки». г. Москва. Издательская компания «Эгмонт Россия Лтд.» LEGO. г. Москва. Издательство ООО «Лего»
11. Индустрия развлечений. ПервоРобот. Книга для учителя и сборник проектов. LEGO Group,перевод ИНТ,-87 с. ,илл.