Дарья Шевлягина
Проект по риторике в старшей и подготовительной группах
▼ Скачать + Заказать документы
Проект по риторике в старшей и подготовительной группе.
Проект разработан на основе методических разработок О. М. Ельцовой «Риторика для дошкольников». Издательство «НИПКиПРО». Новосибирск, 2004.
Актуальность проекта
Публикация «Проект по риторике в старшей и подготовительной группах» размещена в разделах
Проект является актуальным, так как дошкольники испытывают трудности в организации различных видов речевой деятельности, культуры речевого поведения. В процессе реализации проекта, мы хотим познакомить детей с нормами русского литературного языка, развить качество голоса, дикцию, темп речи, дыхание, сформировывать умение излагать свои мысли последовательно, уметь убеждать, отстаивать свою точку зрения. Это окажет благотворное влияние на развитие ребенка, который будет уметь устанавливать положительный контакт со сверстниками и взрослыми, вести бесконфликтное общение и обеспечит себе успех в будущем.
Цель Проекта - формирование у детей навыка и опыта, необходимого для адекватного поведения в различных речевых ситуациях.
Задачи:
Образовательные: 1. Дать начальные представления об основных понятиях повседневного и делового общения, формулах речевого общения.
2. Научить владеть основными элементами правильной речи в различных речевых ситуациях.
3. Познакомить детей с нормами русского литературного языка.
4. Дать знания об искусстве человеческих взаимоотношений.
Развивающие: 1. Развивать основные свойства устной речи: окраска голоса, громкость, темп; дикцию, дыхание, чувство языка.
2. Развитие коммуникативных качеств ребенка, свободного общения со взрослыми и детьми.
3. Сформировать умение излагать свои мысли последовательно, убеждать, отстаивать свою точку зрения;
4. Развить актерские способности детей, работая над выразительностью речи, пластики, мимики.
Воспитательные: 1. Пробудить интерес к родному языку.
2. Воспитать чувство гордости и уважения к родному языку.
3. Воспитать в детях потребности соблюдения речевого этикета и позитивного мировосприятия.
4. Воспитать чувство гордости и уважения к родному языку. 5. Создать условия для духовно-нравственного роста детей.
Принципы и подходы.
1. принцип деятельности - участие детей в игровых обучающих ситуациях, через познание, переживания, сопричастности.
2. принцип вариативности - предоставление право выбора.
3. принцип креативности - активное проигрывание детей в каждой отдельной речевой ситуации.
4. принцип доступности - восхождение ребенка к знанием от простого к сложному, с учетом личного жизненного опыта.
5. принцип непрерывности процесс речевого развития охватывает полностью всю жизнедеятельность ребенка в саду и дома.
Планируемые результаты.
№ Формируемые навыки Формируемые качества личности
1 Владеет навыками и умениями эффективного общения: по телефону, приветствие, обращение с вопросами к взрослому и т. д.
Ребенок способен дать адекватную оценку в повседневном общении и уместности выбранных средств общения
2 Хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли, чувства и желания используя речь Ребенок обладает положительным отношением к другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства
3 Владеет своим голосом, понимает, когда нужно говорить громко, когда тихо, когда быстро, а когда медленно, с какой интонацией Ребенок способен договариваться, учитывая интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других; адекватно проявлять свои чувства, стараться разрешить конфликты
4 В диалоге инициативно высказывается, умеет привлечь к себе внимание собеседника, интересуется высказыванием партнера, отвечает на них словом, действием, несловесными способами. Ребенок в общении самостоятелен, активен, инициативен, любознателен
5 Проявляет интерес к рассказыванию знакомых сказок, рассказов, передачи содержания мультфильмов, к сочинению; понимает на слух тексты различных жанров художественной литературы
Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности
6 В высказывании употребляет разные части речи, эпитеты, сравнения, синонимы; проявляет активный интерес к процессу словотворчества Умеет внимательно слушать собеседника, адекватно реагирует на речь говорящего
Темы состоят из четырех смысловых блоков:
1. Азбука общения;
2. Речевой этикет
3 Техника.
4. Речевые жанры.
«Риторика для дошкольников» (старшая группа)
Азбука общения
Темы. Речь как важнейшее средство общения. Наш голос – это «музыкальный инструмент». Речь как средство воздействия на мысли, чувства, поведение людей. Неязыковые средства общения (мимика и жесты)
Речевой этикет
Темы. Различные формы приветствия и прощания в зависимости от ситуации. Приветствие в конкретной речевой ситуации. Потребление различных форм выражения извинения. Словесные формы обращения с просьбой. Понятие «вежливый человек». Правила вежливости у разных народов. Примеры употребления различных форм вежливости в художественной литературе (речевой этикет и художественное слово). Правила поведения во время разговора. Правила речевого поведения во время телефонного разговора. Как вести себя в гостях и дома, когда пришли гости.
Техника речи
Темы. Громкость как важное свойство устной речи. Изменение громкости в зависимости от ситуации или от содержания высказывания. Темп (скорость) речи. Тембр (окраска) голоса. Роль скороговорок в совершенствовании речи детей. Тон
высказывания. Различные оттенки основного тона высказывания. Секреты волшебницы Речи (итоговое).
Речевые жанры
Темы. Использование различных средств выразительности устной речи при пересказе. Словесное творчество: сочинение сказки с заданным началом. Сочинения-миниатюры по теме. Беседа – диалог по тексту рассказа. Составление плана рассказа и пересказ по нему. Пересказ текста от третьего лица. Бином фантазии. Творческое рассказывание.
«Риторика для дошкольников» (подготовительная группа)
Азбука общения
Темы. Понятие «риторика». Представление о риторике как науке. Пауза во время разговора. Русское живое слово. Понятие «слово-сорняк». Помощники устной речи. Непонятные слова. Употребление слов в точном соответствии с их значением. Объяснение значения слова. Словообразование. Понятие «словарь». Виды словарей.
Речевой этикет
Темы. Извинение и ответ на него. Выражение благодарности и ответ на него. Употребление этикетных формул в конкретных речевых ситуациях. Прощание, пожелание при прощании. Этикетный диалог. Комплимент и ответ на него. Оценка правдивости комплимента. Разговор по телефону. Звонок раздаётся в доме. Звонки на работу. Правила междугороднего телефонного разговора. Этикетные выражения в ситуации знакомства.
Техника речи
Темы. Логическое ударение. Средства выразительности устной речи. Темп речи как важное свойство устной речи.
Речевые жанры
Темы. Придумывание сказок путём изменения сюжета известных сказок. Бином фантазии. Сказка в заданном ключе.
Формы и методы работы по риторике
Методы обучения:
• словесные игры
• игровые ситуации - игровая деятельность;
Основные формы обучения детей:
1. Игры (игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры, риторические игры)
2. Упражнения (подражательно-исполнительского и творческого характера).
3. Этюды.
4. Импровизации.
5. Чтение художественных произведений.
6. Рассказ педагога и рассказы детей.
7. Сочинение историй, рифмовок, загадок.
8. Беседы.
9. Лингвистические и коммуникативные игры.
10. Мини-конкурсы, игры – соревнования.
Модель совместной деятельности по риторике.
РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА. Цель: развитие речевого дыхания; формирования умения управлять своим голосом, развитие дикции.
1. Упражнения на развитие фонационного (речевого) дыхания.
2. Дикционные упражнения (скороговорки, чистоговорки, считалочки, стихов и т. д.)
3. Дидактические игры
НОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ. Цель: знакомство с правилами поведения в обществе, с этикетом общения, умение вести диалог с собеседником, по телефону.
1. использование театрализованных фрагментов;
2. беседы – диалоги;
3. сказочный зачин;
4. приглашение к путешествию…
МОДЕЛИРОВАНИЕ РЕЧЕВЫХ СИТУАЦИЙ. Цель: моделирование речевых ситуаций (решение, разыгрывание проблемных ситуаций с элементами театрализованных игр).
1. коммуникативно – лингвистические игры
2. игры на развитие мимики
3. игры на развитие пантомимики
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ И АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ
Цель: анализ совместной деятельности и ответы детей.
Контроль деятельности и оценка результатов.
Основным методом контроля является систематическое включенное наблюдение за речевой деятельностью обучающихся как в процессе деятельности, так и «контрольных точках» - творческих событиях и др. Кроме того, можно провести тестирование (на предмет развития творческих речевых способностей, знание формул речевого этикета и др.). Результаты словесной творческой деятельности детей представляются родителям, выставляются на стенде «Словесное творчество» и создаётся книга творческих работ кружковцев.
Развивающая предметно-пространственная среда.
- Методическое пособие «Риторика для дошкольников» автор О. М. Ельцова - Новосибирск: Изд-во НИПКиРО, 2004.
- Конспекты занятий; сценарии сценок, этюды, развлечений
- Комплекты раздаточного дидактического материала (сюжетных картинок)
- Библиотека детских стихотворений, сказок и рассказов. Учебные пособия (библиотека научно-методической литературы по риторике, а также книги по развитию речи).
-Медиатека: цифровой демонстрационный материал, разработки заданий и упражнений на интерактивной доске и т. д.
- Фонотека; диски с музыкальными произведениями – детские песни, потешки; русские народные сказки и т. д.
- Детали костюмов и атрибуты для этюдов и драматизаций.
Расписание совместной деятельности на неделю
для групп общеразвивающей направленности.
группа Кол-во итого время Время проведения
Старшая группа 1 раз в неделю 32 Вторая половина дня 15.30 -15-50
Подготовительная группа 1 раз в неделю 32 Вторая половина дня 15.30 -15-50
Тематический план.
I год обучения
ТЕМАТИЧЕСКИЕ БЛОКИ
Азбука общения Речевой этикет Техника речи Речевые жанры
1. Красно поле пшеном, а беседа умом (1ч.)
2. Красную речь любо слушать (1ч.)
3. Доброе слово лечит, а худое калечит (1ч.)
4. В добрый час молвить, а в дурной промолчать (1ч.)
5. Клади крест по- писаному, поклон веди по-ученому (1ч.) 1. Придумано кем-то просто и мудро при встрече здороваться… (1ч)
2.«Здравствуйте» - что особого тем мы друг другу сказали? (1ч.)
3. Если виновен - проси извиненья, словом ищи выраженья. (1ч.)
4. Сколько просьб начинается с «Будьте добры»! (1ч.)
5. Спеси бояться, а вежливости чтут (1ч.) 6. На всякие приветы надобно иметь ответы(1ч.) 7. Не дорого ничто - дорого вежество (1ч.)
8. Где больше двух, там говорят вслух (1ч.)
9. Хлеб-соль кушай, а хозяина слушай (1ч.) 1. Ну и шепоток - во весь роток! (1ч.)
2. Петь хорошо вместе, а говорить порознь (1ч.)
3. За твоим языком не поспеешь босиком (1ч.)
4. Приятная для слуха речь - своего рода музыка (1ч. 0
5. Секреты Волшебницы Речи (итоговое) (1ч. 0
6. Тоже слово, да не так бы молвить (2ч.)
7. Невозможно без вниманья получить образование (1ч.) 1. Если не умеешь говорить научись слушать (1ч.)
2. Для чего у нас два уха, а язык один (1ч.) 3. Хорошее слово- половина дела (1ч.) 4. Что за прелесть - это яркое, звонкое слово! (1ч.)
5. Речь любит течь; фраза - идти потихонечку, а слово бежать да играть (1ч.)
6. Верный тон и речь красит, и успех делу сулит
7. Бином фантазии (1ч.) 8. Сто тысяч «почему» живут на белом свете.
9. Вечно верует в животворящий, полный разума русский язык (1ч.)
Итого часов 5 9 8 10
Всего часов 32
Тематический план
II год обучения
ТЕМАТИЧЕСКИЕ БЛОКИ
Азбука общения Речевой этикет Техника речи Речевые жанры
1. Риторика есть наука… красно говорить и писать
2. Пауза - кратковременное молчание (1ч.) 3. Звонок по телефону(5ч.)
4. Не мед, а ко всему льнет (итоговое) 1ч.
5. Говорить не думая, что стрелять не целясь. (1ч.)
6. «Знакомые незнакомцы» (3ч.)
7. Умные речи приятно и слушать (1ч.)
1. По части учтивости лучше пересолить, чем не досолить (1ч)
2. Благодарность и ответ на нее (1ч.)
3. Приветствие и ответ на него(1ч.)
4. Прощание, пожелание при прощании (1ч.)
5. Согласие несогласие - частичное согласие с мнением собеседника(2ч.)
6. Комплимент и ответ на него(3ч.)
7. Реакция на привлечение внимания (1ч.)
8. Те же слова, да не так бы молвить («Знакомство») (2ч.)
1. Использование логического ударения (1ч.)
2. Эту сказку ты прочтешь тихо, тихо» (громкость речи) (1ч.)
3. Как изменять темп речи (1ч.)
1. Путешествие в сказочную страну Сочиняйку (1ч.)
2. БИНОМ ФАНТАЗИИ. «Если бы я был волшебником» (1ч.)
3.»Моя Вообразилия» (1ч.) 4.»О сказках в шутку и всерьез» (итоговое) (1ч.)
Итого часов 13 12 3 4
Всего часов 32