Светлана Щепелева
Парциальная программа по региональному компоненту «Земля донская, Шолоховский край»
▼ Скачать + Заказать документы
Приложение 1.
Парциальная программа по региональному компоненту «Земля донская, Шолоховский край».
Цель: Пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины, любви к родному краю.
Задачи:
1. Приобщать к словесному творчеству, к истории и казачьим традициям Донского края.
2. Объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по приобщению к казачьей национальной культуре.
Публикация «Парциальная программа по региональному компоненту „Земля донская, Шолоховский край“» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Республика, область, край. Список городов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
3. Воспитывать патриотическую гордость, чувство уважения к людям, русскому народу, его традициям, обрядам, чувство уважения к другим народам.
4. Познакомить детей с творчеством писателя-земляка М. А. Шолохова и памятными местами Шолоховского края.
Перспективный план работы по программе «Земля Донская. Шолоховский край»/
тема Образовательная деятельность. Формы работы с детьми. Взаимодействие с социумом. Формы работы с родителями.
Наши корни.
Тема: «Дон, земля донская, донские казаки».
Задачи: Развивать интерес к историческому прошлому нашей Родины, вызывать желание у детей знакомиться с жизнью донских казаков. Раскрыть значение понятия «казачий круг» (что это такое, какие вопросы решались). Познакомить с символами казачьей доблести: бунчук, булава, насека. Рассказать детям о печати Войска Донского. Воспитывать патриотизм, уважение к традициям и гордость за свою Родину, уважение к старшему поколению. 1. Беседа: «Моя большая семья». Закрепить знания детей о родственных отношениях в семье. Обратить внимание на многонациональность родственных отношений.
2. Игровые упражнения «Скажи быстро». Закрепить имя, отчество родителей.
«Кто больше назовёт» Закрепить родственные связи в семье.
3. Рассматривание символики донского казачества (флаг, герб).
4. Сюжетно-ролевая игра «Казаки».
1. Экскурсия в школу.
Задачи: принять участие в школьной линейке. Поздравить школьников с началом учебного года.
1. Газеты «Мы родом из казачьей семьи».
2. Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевой игры «Казаки» (предметы быта, оружие, одежда).
Мой любимый край.
1. Тема: «Казачий быт».
Задачи: через изучение истории жизни быта казачьих станиц, помочь детям познать наш мир сегодня, сравнить с прошлым. Углубить знания о быте казаков, познакомить с казачьей избой – куренем. Продолжать знакомить с мебелью в казачьем курене, посудой и другими предметами быта и обихода. Изучить разнообразие одежды, дать понять значение символики в жизни казачества. Воспитывать интерес к истории своего края 1Виртуальные экскурсии в Шолоховский музей.
3. Игровое упражнение «Угадай слово». Развивать умение толковать названия улиц.
5. Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по городу Ростову».
6. Интервью «Почему я люблю свой край».
7 Литературный уголок «Поэты нашего района»,
«Сказки Тихого Дона»
1. Экскурсия в МБОУ ДОД Дом детского творчества - «В казачьей горнице». 1. Изготовление макетов
- Казачий курень.
2. Фотоальбома:
- История и быт донских казаков.
3. Одежда казака и казачки.
4. Создание макетов домов для сюжетно-ролевой игры «Путешествие по городу».
Богатство нашего края родного.
1. Тема: «Хлеб – всему голова».
Задачи: воспитывать чувство уважения к труженикам Дона, прививать чувство гордости за людей, которые сеют, выращивают и убирают хлеб, благодарность за труд хлеборобов.
1. Беседа «Как жили наши предки» (Традиции, пища, одежда).
2.. Краткосрочный проект «Как у нас на Дону» :
- растения,
- обитатели (животные, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся,
- профессии,
- легенды, сказания,
- стихотворения,
- песни.
3. Разучивание песен, потешек, пословиц из казачьего фольклора.
4. Чтение П. Лебеденко «Сказки Тихого Дона». Развлечение «Казачьи посиделки».
МБУК Дударевский СДК 1. Собрать фонотеку казачьих песен.
2. Создание мини-музея «Казачья горница».
3. Книга рецептов казачьих блюд.
Я- казак Тихого Дона.
Тема: «Казаки – люди вольные»
Задачи: дать детям понятие о казачьей вольнице. Где эти люди селились и почему. Кого принимали в казаки. Какие были у казаков заповеди. Как жили на просторах степи, занимаясь охотой и рыболовством. Воспитывать интерес к жизни и труду взрослых.
1. Беседа о многообразии животного мира нашего края.
2. Знакомство с красной книгой.
3. Создание альбома о животном мире нашего края.
4. Викторина «Знатоки животных».
5. Словотворчество – придумывание рассказов о жизни животных.
6. Показ презентации:
- «Животный мир Ростовской области» 1. Экскурсия выходного дня – Городской зоопарк.
1. Мини-музей «Донской жемчуг».
2. Поиск иллюстраций для фотоальбома «Животный мир нашего края».
Декоративно-прикладное искусство. Тема: «Различные виды исторических промыслов и ремесел Дону»
Задачи: Познакомить детей с трудом наших предков, расширять знания детей о народных ремеслах, воспитывать уважение к труду и людям труда. 1. Беседа «Казачьи ремёсла»
(гончарное, вышивка, золото плетение, резьба по дереву).
2 Словотворчество «Как трудились на Дону».
4. Рассматривание иллюстрации «Народы Донской земли». Рассказать о многонациональной культуре Донского края. О самобытности ремёсел разных культур.
. 1 Тематическая выставка «Донские мастера».
Семейные традиции. Тема: «Как воспитывали казака и казачку».
Задачи: Познакомить детей с традициями воспитания в казачьей семье, о том, как воспитывали девочек и мальчиков, почему давалось разное воспитание, какая цель преследовалась. Учить почитать женщину, как хранительницу домашнего очага, а мужчину, как воина и защитника. Воспитывать уважительное отношение к старшим. 1. Разучивание казачьих игр: «Утица», «Три бабки», «Обыкновенный жгут» и игры белокаливенской станицы: «Клека», «Чурлик».
2. Выпуск газеты «Казачий этикет».
3. Мини-среда: схемы «Труд казака и казачки», «Труд мальчики и девочки».
4. Модель юного казака и казачки.
4. Выставки рисунков «Как жили на Дону».
6. Чтение рассказов о маленьких казачатах из книги «Как у нас-то было на Тихом Дону» Л. Новак, Н. Фрадкина. 1. Посвящение в казаки и казачки. 1. Изготовление именных грамот «Посвящение в казаки».
2. Информация для родителей «Воспитание в казачьей семье».
Казаки - герои. Тема: «Возвращение к истокам».
Задачи: рассказать детям о возрождение казачества на Дону, что история донского казачества – неиссякаемый источник силы, мужества, верности, поэтому люди вновь обратились к нему; что любовь к родному краю, к Дону дает силу человеку, живущему на донской земле. 1. Беседа: «Наша Родина – Россия».
2. Презентации о жизни и деятельности казаков-героев.
3. Чтение рассказов о героях-казаках (Ермак Тимофеевич, Матвей Платов, Семён Дежнёв, Кондратий Булавин).
. 1. Портреты и иллюстрации казаков – героев.
Человек среди людей. Тема: «Национальная одежда донского казака и казачки»
Задачи: Продолжать углублять знания детей о казачьей одежде, её назначении, названии, разных её частях. Развивать интерес у детей к национальным костюмам, донскому орнаменту. Воспитывать желание следовать старинным народным традициям. 1. Беседа «Кто нас окружает». Разобрать простейшие примеры сообществ: семья, друзья, соседи, группа, детский сад. В сообществе действуют свои правила.
2. Изготовление книжек-малышек: «Мои друзья», «Моё любимое занятие в детском саду».
3. Дополнить книгу правил группы новыми правилами. 1. Экскурсия в МБОУ ДОД Дом детского творчества - «Национальная одежда казаков».
2. Фестиваль «Необычное в обычном».
Задачи: учить изготавливать дизайнерскую одежду из бросового материала. Воспитывать желание принимать участие в посильном труде, умение преодолевать небольшие трудности.
1. Конкурс газет «Моя любимая семья».
2. Изготовление моделей одежды для фестиваля.
Кто живёт рядом с нами. Тема: «Наши земляки»
Задачи: Рассказать о М. А. Шолохове, познакомить с его произведениями («Нахаленок», «Судьба человека»). Воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книги, отождествлять себя с полюбившимся персонажем.
1. Беседа о писателях и поэтах Дона.
2. Мини-среда: Выставка произведений писателей и поэтов нашего региона.
3. Конкурс словотворчества «Я люблю сочинять».
4. Рассматривание национальных предметов.. 1 Консультация родителям «Как привить ребёнку любовь к книге».
Художники и композиторы. Тема: Наш край в произведениях художников, поэтов и музыкантов».
Задачи: Закрепить знания детей о художниках, поэтах, писателей и музыкантах, воспевавших в своих произведениях красоту Донского края.
1. Беседа: «Живет в народе песня» - знакомить детей с казачьими песнями, учить видеть красоту донских напевов
2. Рассматривание репродукций картин художников Дона.
4. Рассказать о композиторах И. Бородине, М. Мусоргском, П. Чайковском. Которые в своих произведениях отражали впечатления о Донском крае, его природе и обрядовых праздниках.
1. Галерея картин донских художников.
Как отдыхали на Дону. Тема: «Обряды и праздники на Дону» Задачи: познакомить со своеобразием казачьих обрядов, религией донских казаков.
Воспитывать интерес к художественному слову, к своеобразию донского фольклора :
пословицам, поговоркам, приметам. Помочь понять
сколько мудрости, чувства и красоты в них.
1. Беседа: «Игры и забавы донских казаков».
2. Разучивание народных игр: «Нагайка», «Папаха», «Игра в шапку», «Казаки», «Каши».
3. Развлечение «Посиделки на завалинке».
1 Изготовление игрушек своими руками.
Воспитание в семье. Казачка. Тема: «Сердце матери лучше солнца греет»
Задачи: Познакомить с отношением казаков к женщине-матери с включением народных легенд, пословиц, поговорок. Воспитывать внимательное отношение и любовь к родителям, близким людям, к матери.
1. Беседа «Что должна уметь делать казачка, казак». Воспитывать полоролевое поведение.
2. Дидактическая игра «Что надо казаку и казачке для труда».
3. Игровое упражнение:
«Давайте говорить друг другу комплименты».
4. Изготовление подарков для женщин.
5. Чтение сказок Дона.
6. Пословицы и поговорки о матери.
7. Стенгазета «Нет лучше дружка, чем родная матушка» с рассказами детей о маме.
1. Книга рецептов народной кухни.
2. Консультация родителям «Воспитываем девочку».
Казачья кухня. Тема: «Казачья кухня».
Задачи: знакомить детей с традициями казачьей кухни, с правильным и рациональным питанием.
1. Беседа: «Полезные продукты». Воспитывать потребность в соблюдении режима питания, употреблении в пищу овощей и фруктов, других полезных продуктов.
2. Дидактические игры «Пирамида здоровья»,
«Витамины на грядке». Закрепить знания детей о необходимости наличия витаминов в организме человека, о пользе продуктов, в которых содержатся витамины.
3. Игровое упражнение «Угадай на вкус»».
4. Изготовление «Книга рецептов казачьей кухни» для игры «Семья».
5. Конкурс поделок из картофеля «Сказки от картошки».
6. Составление сказок по изготовленным поделкам из картофеля.
7. Изготовление картин из крупы».
8. Выставка картин из крупы.
1. Газеты «Рецепты казачьей кухни от моей семьи».
Праздники Донских казаков. - Благовещение. 1. Знакомство с приметами этого дня, с обычаем отпускать птиц на волю.
2. Изготовление птиц из бумаги – оригами.
3. Схемы изготовления птиц оригами.
4. Загадки о птицах.
5. Стихи о птицах.
6. Казачья игра «Утица».
7. Книги о птицах.
1. Прогулка. Развешивание птиц на деревьях. 1. Изготовление атрибутов для игр.
Праздник Пасха. Тема: «Пасха, Красная горка» Задачи: познакомить детей с главным праздником православных христиан, с его традициями, обрядами. 1. Беседа: «Вербное воскресенье». Познакомить с обычаями, обрядами и приметами этого дня.
2. Рассматривание веточек вербы с использованием в игре «Ручеёк».
3. Знакомство с обычаем устраивать базар.
4. Роспись яиц к празднику.
1. Ветки вербы.
2. Поделки своими руками.
Наши земляки в годы войны. Тема: «На героя и слава бежит».
Задачи: Рассказать о героях-казаках и о войне в нашем городе. Воспитывать уважение к защитникам нашей Родины. 1. Чтение газет и журналов с воспоминаниями белокалитвенских ветеранов.
2. Встречи с ветеранами, изготовление для них поделок.
3. Проекты «Никто не забыт, ничто не забыто».
1. Экскурсия к памятнику воинам
с возложением цветов и минутой молчания.
2. Участие в праздничном концерте.