Алехина Татьяна Викторовна
Проект по развитию связной речи дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Проект среднесрочный по развитию связной речи дошкольников старшая группа
Выполнила воспитатель Алехина Татьяна Викторовна
1 слайд
Тема проекта :
«Моделирование и мнемотехника в развитии связной речи дошкольников»
2 слайд
Вид: среднесрочный (Сентябрь, октябрь, ноябрь)
Тип: познавательно-речевой
Публикация «Проект по развитию связной речи дошкольников» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» январь 2020
Участники проекта : дети, родители воспитанников, воспитатель группы.
3слайд
Актуальность:
Современным детям сложно связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Для многих детей проблематично запомнить стихотворение, пересказать текст, они не владеют приёмами и методами запоминания. Главная задача дошкольного образования – развитие речи, которое способствует развитию коммуникативных способностей и является основой для умственного, нравственного и эстетического воспитания.
Проблема:
Нарушение связной речи, неспособность грамматически правильно построить предложение, скудный словарный запас, неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ. Отсутствие навыков культуры речи : неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д. Слабый интерес у родителей к заучиванию стихотворений с детьми.
4 слайд
Цель:
Содействовать развитию речи и произвольной памяти у детей 5- 6 лет посредством использования приемов моделирования и мнемотехники.
Задачи:
- формировать связную речь детей, используя приемы мнемотехники;
- формировать интерес к художественной литературе;
- преобразовывать абстрактные символы в образы (перекодирование информации);
- создавать благоприятную развивающую среду для развития психических процессов: памяти, внимания, образного мышления;
- расширять словарный запас;
- формировать умение слушать и понимать услышанное, пересказывать сказки, учить стихи, скороговорки и понимать выученное.
- заинтересовать родителей приемам моделирования и мнемотехники, как главное условие успешной подготовки к обучению в школе.
5 слайд
Прогнозируемый результат:
- у детей расширяется круг знаний об окружающем мире;
- появляется желание пересказывать тексты; придумывать интересные истории; заучивать скороговорки, чистоговорки, стихи, загадки;
- словарный запас выходит на более высокий уровень;
- дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией;
- родители заинтересуются информацией по приемам моделирования и мнемотехники, как главного условия успешной подготовки к обучению в школе.
6 слайд
Методы работы :
Наглядные – наблюдение, иллюстрация, демонстрация наглядных пособий (использование таблиц по мнемотехнике, муляжей овощей и фруктов, использование ИТК.
Словесные – беседа, рассказ, объяснение, чтение сказок, рассказов про осень, чистоговорок, загадок, стихотворений.
Практические – художественное творчество детей, дидактические, театрализация, сюжетно-ролевая игра.
Приемы работы:
показ способа действий, создание игровой ситуации, загадывание загадок, введение элементов соревнования, поощрение, одобрение, совет.
7 слайд
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап:
- определение проблемы проекта;
- сбор информации, материала для реализации идеи;
- составление плана проекта;
- определение сроков реализации проекта.
Основной этап проекта :
Решение поставленных задач с родителями:
- организована картотека «Сказки, чистоговорки, стишки для заучивания»;
- наглядная информация «Использовании мнемотехники для развитии речи детей», «Заучивание скороговорок, пересказ сказок и составление описательных рассказов о предметах, о животных, о фруктах и овощах, о явлениях природы с использованием приемов мнемотехники»;
- индивидуальные консультации по интересующим вопросам;
- проведение досуга «День Матери»;
- участие родителей в изготовлении пособий для театрализованной деятельности;
Слайд 8
Решение поставленных задач с детьми:
- групповая и индивидуальная работа с детьми по составлению мнемосхем по сказкам, описательных рассказов о животных, о временах года, пересказу сказок и выразительному рассказу стихов, чистоговорок с использованием мнемотаблиц;
- рисование, лепка, создание аппликации по мотивам сказок и былин;
- использование приемов театрализации;
- экскурсия в библиотеку;
-театр теней сказка «Теремок».
Заключительный этап проекта :
- подведение итогов реализации проекта;
- презентация проекта «Моделирование и мнемотехника в развитии связной речи дошкольников»;
- итоговое занятие по развитию речи с использованием мнемотехники «Золотая книга сказок»;
Слад 9
Достигнутые результаты:
- у детей улучшилась связная речь;
- у детей увеличился круг знаний об окружающем мире;
- появился интерес к пересказу сказок и заучиванию стихотворений по мнемотаблицам;
- словарный запас вышел на более высокий уровень;
- дети с удовольствием выступают перед аудиторией;
- родители были заинтересованы темой «Пересказ сказок и заучивание стихов с использованием приемов мнемотехники» .
Слайд 10
Список литературы
Слайд 11
ПРИЛОЖЕНИЕ
Этапы работы над сказкой по мнемотаблице
1. Педагог выразительно читает сказку.
2. Педагог сообщает, что сказку нужно пересказать. Затем еще раз читает сказку с опорой на мнемотаблицу.
3. Педагог задает вопросы по содержанию ссказки, помогая ребенку уяснить основную мысль.
4. Педагог выясняет, какие слова непонятны ребенку, объясняет их значение в доступной для ребенка форме.
5. Педагог читает сказку по предложениям. Ребенок повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.
6. Ребенок рассказывает сказку с опорой на мнемотаблицу.
Слайд 12
Знакомство с мнемоквадратом
Мнемоквадрат – это отдельная карточка — изображение с закодированной информацией. Рисунок в квадрате (карточке) обозначает, либо одно слово, либо словосочетание, либо простое предложение. Это может быть как предмет, так и действие.
Мы взяли простое предложение, сделала акцент на слове, обозначающем действие, и создали разнообразие вариантов. Поставили вопрос: что светит? Ребята наши справились с заданием и ещё сами придумали свои примеры. Очень понравилось, они оживились, проявили познавательный интерес. От сюда следует, что не составит труда работать и по мнемотаблицам с нашими воспитанниками.
Слайд 13
Составление детьми модели к сказке «Репка»
В основе метода моделирования, лежит принцип замещения: реальный предмет ребёнок замещает другим предметом, его изображением, каким – либо условным знаком.
Сначала – мы проводили анализ уже готовых моделей, а в дальнейшем стало возможным построение моделей по собственному замыслу. Тут мы использовали геометрические фигуры как элемент моделирования.
Слайд 14
Заучивание стихотворений происходило по той же схеме, что и пересказ сказки.
Слайд 15
Чтение стихотворения (Соня Ф.)
Слайд 16
Составление описательного рассказа о животном. Мы описывали сначала домашних животных, а потом диких животных, исходя из предварительной работы.
Слайд 17
Составление рассказа осень. На протяжении многих занятий шла подготовка: наблюдение, экспериментальная деятельность, экскурсии, чтение.
Слайд 18 и 19
В день открытых дверей мы провели занятие по развитию речи «Дары осени», принимали участие, как дети, так и их родители. Необходимо было составить описательный рассказ об овоще или фрукте, используя муляж и опорную схему – мнемотаблицу. Включались психические процессы: память, внимание, образного мышление, творческое воображение, фантазия, задействованы были тактильные ощущения.
Слайд 20
Наблюдение за живой природой. Закрепление признаков осени именно ранней осени в заучивании стихотворения Ивана Бунина «Лес точно терем»
Слайд 21
Заучивание чистоговорок продолжается, что способствует звуковой культуре речи старших дошкольников.
Слайд 22
Использование стихотворений в сюжетно-ролевых играх. На занятиях по развитию речи и познанию мы изучали и строение тела, работу наших внутренних органов, рассмотрели витамины, которые важны для здоровья. Использовали мнемосхемы. На данном слайде – личная гигиена. Ребята успешно применяют в сюжетно ролевых играх.
Слайд 23, 24
Приемы моделирования присутствовали и в лепке и рисовании. Мы разобрали, что образ богатыря ассоциируется с мечом и щитом, применили метод моделирования.
Слайд 25, 26
Вот так постепенно мы перешли к сказкам, а именно рассказам по мнемотаблице.
Центральной, ведущей задачей является развитие связной речи, формирование словаря, грамматического строя, фонетической стороны. В чтении сказок, пересказывании сказок проявляются все достижения ребенка в овладении родным языком. Поэтому, необходимо производить ознакомление с художественной литературой (как искусством и средством развития интеллекта, речи, позитивного отношения к миру, любви и интереса к книге).
С этой целью мы отправились в библиотеку.
Слайд 26, 27
Работа памяти…
Одной из разновидностей моделей является мнемотаблица. Мнемотаблица - это схема, в которую заложена определенная информация.
Таким образом, у ребенка, владеющего внешними формами замещения и наглядного моделирования, возникает возможность применения наглядной модели в уме, выделения в рассказах самого существенного, предвидения результата собственных действий, преобразования имеющейся системы в новую.
Слайд 28, 29
Итоговое занятие «Золотая книга сказок»
Слайд 30. 31
Итоговые занятия – театрализация сказок
Слайд 32
Применение стишков на прогулках
Слайд 33
Досуг «День матери». Форма познавательно-развлекательная.
Спасибо за внимание!