Папки-передвижки

Проект по развитию связной речи «Будем говорить правильно»

марина протасова
Проект по развитию связной речи «Будем говорить правильно»
▼ Скачать + Заказать документы

Проект по развитию связной речи

«Будем говорить правильно»

Подготовила: Протасова М. Н.

Актуальность

Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения его со сверстниками и взрослыми, тем активнее он развивается психически. Поэтому так важно заботится о своевременном формировании речи детей, ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения.

Публикация «Проект по развитию связной речи „Будем говорить правильно“» размещена в разделах

Федеральный государственный образовательный стандарт к содержанию образовательной программы дошкольного образования определил новые направления в организации речевого развития детей 3–7 лет. К 7 годам речевое развитие ребенка должно характеризоваться умениями задавать вопросы взрослому, в случаях затруднений обращаться к нему за помощью, адекватно использовать вербальные средства общения, а также владеть диалогической речью.

ФГОС дошкольного образования определяет целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно их центральных мест как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребенок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания.

Таким образом, по требованиям ФГОС речевое развитие детей, посещающих ДОУ образовательного вида, включает в себя:

1. владение речью как средством общения и культуры;

2. обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

3. развитие речевого творчества;

4. развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

5. формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Также речь включается в качестве важного компонента, в качестве средства общения, познания, творчества в следующие целевые ориентиры:

· активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх; способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты;

· может фантазировать вслух, играть звуками и словами;

· проявляет любознательность, задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;

· обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живёт.

По сути, ни один из целевых ориентиров дошкольного образования не может быть достигнут без освоения речевой культуры. В связной речи реализуется основная функция языка и речи - коммуникативная. Общение с окружающими осуществляется именно при помощи связной речи. В связной речи наиболее ярко выступает взаимосвязь умственного и речевого развития: формирование словаря, грамматического строя, фонематической стороны. Поэтому развитие связной речи - одна из главных задач, которую ставит дошкольное образование.

Практика показывает, что в речи детей существуют множество проблем:

1. Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.

2. Бедность речи. Недостаточный словарный запас.

3. Употребление нелитературных слов и выражений.

4. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.

5. Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.

6. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.

7. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.

8. Плохая дикция.

Актуальность проекта обусловлена слабо сформированной связной речью воспитанников, дети затрудняются рассказывать о содержании картины, описывать предмет, пересказывать короткие рассказы. Педагогами недостаточно уделяется времени для развития связной речи, не используются современные педагогические технологии. Родители мало уделяют внимания на эту проблему.

Цель проекта: создание необходимых условий для развития мотивов и потребностей речевой деятельности дошкольников всеми участниками педагогического процесса.

Задачи проекта:

1. Осуществлять решение речевых задач в образовательном процессе дошкольного учреждения посредством использования разных форм организации детей, интеграции содержания и задач образования дошкольника.

2. Обогатить речевую развивающую среду дидактическим и игровым материалом.

3. Повысить профессиональную компетентность педагогов.

4. Сформировать активную родительскую позицию на основе тесного взаимодействия дошкольного учреждения и семьи по вопросам становления связной речи детей.

5. Организовать психолого-педагогическое сопровождение ребёнка в процессе реализации проекта, его продвижение и успешность

Принципы:

Программа проекта построена в соответствии с возрастными и психологическими особенностями развития детей дошкольного возраста, с опорой на следующие принципы:

1) научности (учёт современных достижений науки и практики);

2) целостности (гармоничное взаимодействие всех участников);

3) целенаправленности (цель и результат являются регуляторами направлений проекта, творческого роста педагогов);

4) интегративности и комплексного подхода к решению речевых задач;

5) динамичности (изменения и развитие педагогической деятельности);

6) преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях детского сада и семьи.

Тип проекта: информационно-практико-ориентированный

Участники: педагоги, специалисты ДОУ, дети дошкольного возраста, родители воспитанников.

Длительность: краткосрочный (14.09.20-14.05.21)

Ожидаемый (предполагаемый) результат:

• В дошкольном учреждении созданы условия для формирования профессионального грамотного педагога, наблюдается рост методического мастерства воспитателя, умеющего вырабатывать собственную стратегию профессиональной деятельности. Проект способствовал сотрудничеству педагогов, развитию их личностных качеств, самосовершенствованию.

• Использование активных форм работы по речевому развитию детей способствовало активизации и обогащению словарного запаса, совершенствованию звуковой культуры речи. Речь детей стала более внятной и выразительной. Наши наблюдения сегодня за общением детей, их контактами со сверстниками показывают, что дошкольники по собственной инициативе комментируют свои действия, говорят, что они делают, отмечают трудности, огорчаются неудачами, радуются достижениям. Уровень речевого развития повысился значительно. Дети стали относится друг к другу внимательнее и доброжелательнее.

• Участие родителей в проекте помогло им осознать свою роль в речевом развитии ребёнка, изменить отношение к личности ребёнка, характер общения с ним, повысило их педагогические знания. Родители чаще общаются с педагогами и друг другом.

Практическая значимость:

• Использование проектного метода обеспечивает стабильность, устойчивость, целостность образовательного процесса.

• Вариативность, гибкий подход к каждому ребёнку, применение адекватных форм, методов работы.

• Проект направлен в первую очередь на создание условий для развития мотивов и потребностей речевой деятельности. Реализуется через серию комплексно – тематических и интегрированных занятий с детьми, практикумов с педагогами и родителями, обучение на семинарах, представления педагогического опыта на педсоветах, обмен опытом за «круглым столом», творческие медиапрезентации.

• Выполнение проекта позволяет успешно решать основные задачи на учебный год, повысить профессиональную культуру педагогов, их педагогическое мастерство, организовать тесное сотрудничество между всеми участниками образовательного пространства: воспитателями, воспитанниками и их родителями.

• Идёт поиск новых идей, приобретаются знания, развиваются новые формы работы, новый взгляд и своевременная позиция на решение проблемы.

• Данный проект адресован в первую очередь воспитателям дошкольных учреждений, специалистам ДОУ, родителям. Безусловно ориентирован на детей.

Трансляция проекта:

- Презентация проекта для педагогов ДОУ на педагогическом часе.

Этапы реализации проекта:

1. Организационно-подготовительный (сентябрь).

2. Основной (сентябрь-май).

3. Заключительный (май).

Содержание и этапы реализации проекта

Организационно-подготовительный этап

1. Мониторинг речевого развития старших дошкольников, обработка данных

2. Изучение методической литературы по теме «Речевое развитие детей». Работа с периодическими изданиями «Дошкольное воспитание», «Обруч», «Дошкольник».

3. Разработка мероприятий по теме проекта, составление конспектов образовательной деятельности

4. Анкетирование родителей

5. Самооценка профессионализма педагогов по разделу речевое развитие дошкольников

Основной этап.

1. Пополнение развивающей предметно-пространственной среды дидактическими пособиями, играми, схематичным материалом, алгоритмами, демонстрационным материалом

2. Проведение разнообразных форм образовательной деятельности по формированию связной речи дошкольников.

4. Подбор для библиотеки книг, сказок, стихов, загадок, привлечение детей к участию в придумывании сказок, загадок и т. п.

5. Знакомство с основными способами перекодирования информации, использование условно – графических моделей детьми в играх.

6. Повышение компетентности педагогов по развитию речевого поведения детей, формированию умений практического владения выразительной речью в условиях детского сада и семьи.

7. Вовлечение родителей в совместную творческо-речевую деятельность.

Реализация основного этапа

Работа с воспитанниками

Сентябрь

3неделя

- Пропевание гласных звуков А, О, У, И, Э;

- Произнесение слогов на одном выдохе;

- Произнесение слов на одном выдохе;

- Литературная игра – викторина: «Сказка, я тебя знаю»

- «Сундучок загадок» (сочинение загадок, используя мнемотехнику)

Игра – драматизация: «Ожившая сказка»

4неделя

- Длительное произнесение некоторых согласных звуков С, З, Ш, Ж, Ф, Х;

- Обучение приёму рассказывания сказки по таблице, схеме;

- Произнесение фраз различной длины на одном выдохе;

- «Назови и опиши героя сказки» (коллаж);

- Использование приема изменения сюжета сказки: «Что будет если…»

Октябрь

1неделя

- Рисование по сказке: «Нарисуем сказку»

- Сочинение сказок «Весёлые сочинялки»

- Речевые игры с движением

2 неделя

- Речевые игры с движением

- Создание книжек-малышек

- Акция «Подари книжку малышам»

3неделя

- Занятия по обучению детей рассказыванию

- Беседа – диалог по теме недели

- Слушание аудисказок

4неделя

- Разгадывание кроссвордов, ребусов, головоломок;

- Речевые тренинги с детьми;

Ноябрь

1 неделя

- Динамические этюды;

– Игры – путешествия по «Стране красивой и грамотной речи»

– Составление писем: своему другу; на передачу;

2 неделя

- Письмо сверстникам в другой детский сад;

- Письма – загадки; письмо – приглашение.

- Сочинение сказок на новый лад

3неделя

- Создание книжек-малышек

- Акция «Подари книжку малышам»

4неделя

- Занятия по обучению детей рассказыванию

- Беседа – диалог по теме недели

- слушание аудисказок

Декабрь

1неделя

- Проблемные ситуации по составлению описательного рассказа «Что у меня, а что у тебя?», «Любимая кукла».

- «По дорогам сказок и рассказов» – развивать умение высказывать свои мысли, отгадывать загадки, используя чувство рифмы.

2неделя

- Пересказ сказки «У страха глаза велики» - формировать умение пересказывать текст сказки последовательно, без пропусков и повторений.

- Рассказывание сказок, составленных вместе с родителями, для книги «Новогодние приключения».

3неделя

- Изготовление альбома «Мы любим сказки

-Разучивание стихотворений к Новогоднему празднику, текты песен

4неделя

- Речевая викторина «Путешествие в страну волшебных слов»

- Игры-драмматизации по знакомым сказкам

Январь

3неделя

- «Назови как можно больше слов, которые начинаются на звук А» (Т, О, Р, К и т. д.)

- «Моя любимая сказка» – формировать умение детей обдуманно выбирать любимую сказку; обосновывать, почему именно она для них любимая; активизировать речь детей

4неделя

- «Назови, какой звук первый / последний в слове»

- «Положительные и отрицательные герои сказок» – помочь детям осознать, каких героев сказок можно назвать положительными, а каких – отрицательными и за какие поступки, уметь дать им характеристику.

Февраль

1неделя

- Составление рассказов по сюжетным картинкам.

- «Вот такие истории» - формировать умение составлять рассказы из личного опыта.

2неделя

- «Русские народные сказки» - знать отличительные особенности русских народных сказок.

- Рассказывание русской народной сказки «Царевна лягушка» - формировать умение воспринимать образное содержание произведения, развивать поэтический слух.

3неделя

- Рассказывание русской народной сказки «Снегурочка» - развивать способность к целостному восприятию сказки.

- «Где живут книги» – уточнить и конкретизировать представления детей о библиотеке.

4неделя

- «Беседа о творчестве К. И. Чуковского» – помочь детям вспомнить и назвать сказки К. И. Чуковского.

- «По сказкам К. И. Чуковского» – совершенствовать выразительное декламирование отрывков произведений, используя интонационные средства.

Март

1неделя

-Заучивание стихотворения А. Фета «Мама! Глянь-ка из окошка…» - развивать способность детей воспринимать поэтическую речь.

- «Узнай сказочного героя по его песенке» – развивать музыкальный слух, память.

2неделя

- Формирование правильного звукопроизношения.

- Проговаривание и разучивание чистоговорок, скороговорок «Ящерица», «Юлька – Юленька – юла», «Эльфы и эхо в прятки играли», «На верхушке каланчи»

3неделя

- Беседа по сказке «Хаврошечка» – помочь детям вспомнить знакомую сказку, которую им читали ранее.

- Русская народная сказка «Хаврошечка» – совершенствовать диалогическую форму речи.

4неделя

- Малые фольклорные формы – продолжать знакомиться с малыми фольклорными формами.

- Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка» - формировать умение пересказывать литературный текст.

Апрель

1неделя

- «Четыре желания» К. Ушинский.

- «Беседа о творчестве А. С. Пушкина» – рассказать о великом русском поэте и его произведениях для детей, прочитать «Сказку о рыбаке и рыбке», беседа по сказке.

2неделя

- «Как Саша первый раз увидел самолет» Е. Пермяк.

- Дидактические игры и Игры на неповторимую окраску голоса: «Настроим наши голоса», «Ложкари-чистоговорщики», «Свистулькины сказки».

3неделя

- «Для чего руки нужны» Е. Пермяк.

- Умение тихо или громко говорить «Много крику, мало толку»

4неделя

- «Как Маша стала большой» Е. Пермяк.

- Упражнения на интонацию: сомневаемся, восхищаемся, удивляемся.

Май

1неделя

- Беседа «Красную речь любо слушать»

- Конкурс на лучшего чистоговорщика

2неделя

- Игровые упражнения на темп речи: «За твоим языком не поспеешь босиком».

- Рассказ из истории этикетных речевых форм «Здравствуйте», «Прощайте, извините»

Работа с педагогами

· Выступление на педагогическом совете.

· Выступление на семинаре-практикуме.

· Выступление на педсовете.

Взаимодействие с родителями

Консультации:

• «Первые книги ребёнка»;

• «Роль художественной литературы в развитии связной речи ребёнка»;

• «Рецепты составления домашней библиотеки»;

• Памятка по приобщению дошкольников к чтению.

Составление книги сказок «Новогодние приключения» (вместе с детьми).

Заключительный этап

1. Повторный мониторинг речевого развития дошкольников,

2. Анализ и оценка результатов проекта.

3. Определение новых перспектив.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Веракса Н. Е. и др. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Издательство: Мозаика-Синтез, 2015г.

2. Светлова И. Е. Развитие речи. Издательство "Эксмо" ООО, 2006г.

3. Ушакова О. С. Развитие речи для детей 6 - 7 лет. Москва издательский центр «Вентана – Граф», 2009г.

4. Алябьева Е. А. Итоговые дни по лексическим темам. Творческий Центр СФЕРА, Москва, 2009г.

5. Ушакова О. С. Занятия по развитию речи для детей 5 - 7 лет. Творческий Центр СФЕРА, Москва, 2009г.

6. Ушакова О. С. «Придумай слово», речевые игры для дошкольников. Творческий Центр СФЕРА, Москва, 2014г.

7. Владимирская Л. А. «От осени до лета». Детям о природе и временах года в стихах, загадках, пословицах. Издательство «Учитель»2002 – 2003г, Волгоград.

8. Елкина Н. В. «1000 загадок». Академия развития, Ярославль, 2003г.

9. Сахипова З. Г. «Читаем детям». Ленинград «Просвещение», 1991г.

10. Нищева Н. В. «Стстема коррекционной работы» Санкт – Петербург «ДЕТСТВО –ПРЕСС», 2003г.

11. Смирнов М. В. «2500 скороговорок для детей 4- 6лет». Издательский Дом «Нева» Санкт – Петербург, 2005г.

12. Тарабарина Т. и. «Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки». Ярославль «Академия Развития», 1997г.

13. Аникина В. П. «Живая вода». Сборник русских народных песенок, сказок, пословиц, загадок. Москва «Детская Литература», 1987г.

14. Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В. «Литературное чтение» Министерство образования науки Росисской Федерации Москва БАЛАСС, 2011г.

15. Программа «Детство» Н. Н. Гладышева, Ю. Б. Сержантова, Л. С. Баннова, Л. В. Грибанова.

16. Анищенкова Е. С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. – АСТ, 2011. – 64с.

17. Анищенкова Е. С. Речевая гимнастика для развития речи дошкольников. – Профиздат, 2007. – 62с.

18. Бойко Е. А. Учимся строить предложения и рассказывать. Простые упражнения для развития речи дошкольников. – Рипол Классик, 2011. – 256 с.

19. Бородич А. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М. : Просвещение, 2004. - 255 с.

20. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду // Библиотека «Программы воспитания и обучения в детском саду». – Мозаика-Синтез, 2010. – 56 с.

21. Гербова В. В. Составление описательных рассказов // Дошкольное воспитание. - 2006. - N 9. - с. 28-34.

22. Ершова Е. Б. Говорим правильно. Игры и задания для развития речи у дошкольников // Уроки логопеда. – Астрель, 2011. – 64 с.

23. Косинова Е. М. Гимнастика для развития речи. – М. : ООО «Эксмо», 2003.

24. Ушакова О. С. Работа по развитию связной речи в детском саду (старшая и подготовительная к школе группы) // Дошкольное воспитание, 2004. - N 11. - с. 8-12.

25. Шукейло В. А. 90 упражнений для развития речи дошкольников // Готовимся к школе. – Литера, 2009. – 96 с.

Публикации по теме:

Буклет «Как научить ребенка говорить правильно?» Рекомендации родителям по развитию речи детей старшего дошкольного возрастаБуклет «Как научить ребенка говорить правильно?» Рекомендации родителям по развитию речи детей старшего дошкольного возраста Учитель-логопед Литвинова Яна Одним из важнейших направлений коррекционной работы с дошкольниками является исправление нарушений речи,.

Картотека дидактических игр по развитию связной речи в средней группе Эти игры позволят расширить словарный запас ребёнка, научат правильно сочетать слова в устной речи, активизируют коммуникативные навыки.

Консультация для педагогов и родителей «Как правильно говорить чистоговорки»Консультация для педагогов и родителей «Как правильно говорить чистоговорки» Дети 5-6 лет, как правило, имеют обширный запас, умеют пересказывать короткие произведения, хорошо запоминают стихи, чисто произносят.

Лэпбук «Мы — грамотеи. Учимся говорить правильно»Лэпбук «Мы — грамотеи. Учимся говорить правильно» Я работаю в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи. В своей работе часто использую различные дидактические игры, которые делаю сама.

Лэпбук «Учимся говорить правильно»Лэпбук «Учимся говорить правильно» Лэпбук «Учимся говорить правильно" – папка, в которой собраны игры по развитию речи для детей средней группы. Страница 1 Дидактическая.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию связной речи «Зимующие птицы» с детьми 3–4 летКонспект непосредственно образовательной деятельности по развитию связной речи «Зимующие птицы» с детьми 3–4 лет Уважаемые коллеги! Доброго времени суток! Предлагаю вашему вниманию конспект НОД "Зимующие птицы" для детей 3-4 лет. ЦЕЛЬ: обобщение знаний.

Конспект занятия по развитию связной речи для детей 5–7 лет «Петушок с семьёй» Тема: Обучение детей самостоятельному рассказыванию с элементами творчества Цели: 1. Учить составлять продолжение рассказа по предложенному.

Словесная игра по развитию речи «Как сказать правильно?» для детей старшего дошкольного возраста Игра проводится на занятиях по развитию речи,в индивидуальной работе,в подгруппах на прогулке и во вторую половину дня. Цель:Учить подбирать.

Творческий подход к развитию связной речи у детей с ОНРТворческий подход к развитию связной речи у детей с ОНР Представляю Вашему вниманию творчество детей с ОНР, 3 уровень речевого развития, посещающих занятия логопеда ДОУ поповой Н. А. Детьми была.

Выступление на педсовете из опыта работы «Повышение эффективности занятий по развитию связной речи»Выступление на педсовете из опыта работы «Повышение эффективности занятий по развитию связной речи» Слайд 1 Выступление на педсовете из опыта работы "Основные методы, приемы и средства повышения эффективности специально организованной деятельности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект по развитию связной речи «Будем говорить правильно»
Опубликовано: 15 июня 2020 в 11:20
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект по развитию связной речи «Будем говорить правильно»» (включая файлы) размещена пользователем марина протасова (УИ 528042) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД