Наталья Григорьева
Проект по развитию речи в старшей группе «Значение русской народной сказки»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №21 «Теремок» города Дубны Московской области.
в старшей группе на тему :
«Значение русской народной сказки»
Участники проекта :
Воспитатель Григорьева Н. В.
Дети старшей группы
Актуальность проекта :
Темочки:
- Проекты, проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Русские народные сказки
- Русские народные сказки. ВСЕ сказки
- Сказки. Проекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» январь 2020
Русское народное творчество всегда восхищает своим глубоким поучительным содержанием. Оно постоянно используется в повседневной жизни, к нему обращены взоры историков, искусствоведов, педагогов. Ребенок с ранних лет сталкивается с русской речью, звучащей в сказках, с выразительной интонацией русской песни, народной игрушкой. Все это является незаменимым средством воспитания любви, уважения и заботливого отношения к Родине. Ребенок познает окружающий мир в первую очередь при помощи героев русских народных сказок, настольного театра и театра би-бо-бо.
Трудно найти более ценный материал для развития художественного восприятия, чем увлекательные русские сказки, выразительные песни, красочные предметы декоративно-прикладного творчества. Впечатления, полученные от их восприятия, отражаются в самостоятельном словесном, песенном, изобразительном творчестве ребёнка.
Устное народное творчество с ранних лет пробуждает в детях доброе начало. Дети учатся различать добро и зло. Различать черты характера на примере сказочных героев (лиса-хитрая, заяц- трусливый, волк-злой и т. д.) Использование в работе с детьми устного народного творчества создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях.
Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа. Получает первое впечатление о ней и желание познать её глубже.
Многие исследователи отмечают интерес детей к произведениям устного народного творчества. Определённо влияние произведений словесного творчества народа на образность и выразительность речи детей дошкольного возраста. Ребенок, еще не умеющий как следует разговаривать с удовольствием распевает русские-народные песенки, рассказывает сказки, стишки. И это способствует развитию правильной и грамотной речи.
Цель проекта :
- Развивать речь детей с применением устного народного творчества.
- Вызвать интерес к русскому народному творчеству и помочь детям понять мир сказок, прибауток, с использованием различных методов и приёмов.
- Развивать любовь к русскому языку, чувствовать и осознавать средства речевой выразительности.
Задачи проекта :
- Обосновать значение устного народного творчества в развитии речи детей.
- Знакомить детей с окружающим миром (растения, животные, птицы); с укладом жизни и быта русского народа.
- Приобщать родителей к процессу развития ребёнка средствами устного народного творчества;
- развитие творческого мышления, детской фантазии.
Ожидаемые результаты:
- активизировать познавательную деятельность детей.
- пополнить знания о влиянии устного народного творчества на развитие речи;
Участники проекта : дети старшей группы, родители, педагог-логопед, воспитатель.
Тип проекта : творчески - театрализованный.
Продолжительность: 3 месяца.
Приоритетная познавательная область: речевое развитие, художественно - эстетическое развитие.
Необходимое оборудование: наглядный, иллюстрационный материал, подбор художественной литературы, материал для художественного творчества, дидактические игры, словесные игры, костюмы, аудио и видео записи.
Этапы реализации проекта :
1 этап - подготовительный
Составление плана работы:
- Подборка и изучение литературы;
-Подготовка наглядного материала для развития речи детей, средствами устного народного творчества;
- Мультимедийные презентации;
-Постоянное взаимодействие с логопедом, в решении поставленных задач.
2 этап – практический
Совместная работа логопед- воспитатель- дети:
- Работа с детьми по развитию речи дошкольников средствами устного народного творчества :
-Разработан цикл занятий, мероприятий, развлечений, дидактических игр по теме проекта;
- разработана система педагогических воздействий по развитию речи детей средствами фольклора (чтение стихов, потешек, сказок).
3 этап - заключительный
- Консультации для родителей, о пользе русского народного творчества в жизни детей;
- Консультации и рекомендации педагога-логопеда:
«Влияние русского народного творчества на речь дошкольников»,
«Звуковая культура речи»
- индивидуальные беседы по теме проекта;
- создание родителями масок различных героев русских народных сказок для сюжетно-ролевых игр.
Методы и приёмы, используемые в проекте :
Наглядный метод: демонстрация и иллюстрация картин, сказок, изобразительное творчество.
Словесный метод: коллективное чтение, заучивание наизусть стихотворений, пересказ сказок, пение русских народных песен.
Игровой метод: игры - драматизации, игры - инсценировки, дидактические игры, настольно-печатные игры.
План реализации проекта :
1-й этап - подготовительный: изучение литературы,
работа с родителями
Цель: осведомить родителей о важности использования малых форм фольклора в развитии речи детей.
2-й этап - практический
Работа с родителями
Консультации на тему «Народное творчество в воспитании детей»
Изготовление родителями масок героев русских народных сказок.
Содержание практической деятельности с детьми
- Оформление книжного уголка.
- Показ детьми кукольного театра по сказке «Заюшкина избушка».
- Обыгрывание потешек «Андрей-воробей», «Расти Маша,выше»
«Травка-муравка со сна поднялась».
- Занятие по развитию речи "Потешки, загадки, сказки".
- Игра-имитация отдельных действий человека, животных, птиц: дети проснулись потянулись, воробышки машут крыльями; имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко дети обрадовались, улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали).
- Чтение пословиц, сказок, прибауток, загадок, песен, чистоговорок, скороговорок.
- Беседа на тему "Русские ремесла".
- Рисование иллюстрации к любимой сказке.
- Показ кукольного театра по сказке «Теремок».
-Обыгрывание потешек «Птичий двор», «Заинька походи, серенький походи».
- Разучивание русских народных присказок, пословиц, песен.
- Рассматривание иллюстраций художников к сказкам, пословицам, скороговоркам.
- Пересказ прочитанных сказок, их инсценировка.
- Игра - имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоций героя: веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать; зайчик увидел лису, испугался и спрятался за дерево.
- Показ сказки «Теремок».
-Обыгрывание потешек «Как у нашего кота», «Солнышко - колоколнышко».
-Инсценирование фрагментов сказок о животных «Колобок», «Теремок», «Вершки-корешки».
- Подвижная игра «Зайка серенький сидит»
Описание: Дети сидят в кругу:
Зайка серенький сидит и ушами шевелит
Вот так, вот так и ушами шевелит (движения по тексту)
Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть
Вот так, вот так надо лапочки погреть (Дети встают, хлопают в ладоши)
Зайке холодно стоять, нужно зайке поскакать
Вот так, вот так нужно зайке поскакать (Дети прыгают на двух ногах)
- Совместное сочинение сказок, придумывание детьми другого конца известной сказки, пересказ, рассказывание сказок по памяти.
- Игра на ложках.
В свободной игровой деятельности, используя настольный театр, кукольный театр, пальчиковый театр дети показывали сказки друг другу.
Потешки:
Расти, Маша, выше,
До хором, до крыши.
Расти, не балуй,
Маму с папой жалуй
Дождик, дождик,
Полно лить,
Малых детушек
Мочить!
Дедушка Ежок!
Не ходи на бережок,
Там растаял снежок,
Заливает лужок!
Ты промочишь ножки,
Красные сапожки.
Расти коса до пояса,
Не вырони ни волоса
Расти, косонька до пят-
Все волосоньки в ряд.
Расти, коса, не путайся
Маму, дочка, слушайся.
Пословицы и поговорки:
«А где щи, тут и нас ищи»
«В игре не без хитрости»
«Глаза боятся, а руки делают»
«Дом дело найдет»
«Поживем-увидим»
«Не поминай лихом, а добром как хочешь»
«Андрей, воробей, не летай на реку, не клюй песку, не тупи носку: пригодится носок на овсяный колосок».
«Берегись бед, пока их нет».
«Береженого и бог бережет».
«Здравствуй! Здорово, коли не шутишь».
«И по заячьему следу доходят до медвежьей берлоги»
Чистоговорки:
1. Дедушка у Феденьки
Старенький и седенький.
У Анфисы в сетке
Вкусные конфетки!
Ра-ра-ра, весь мусор уберем с утра.
Ро-ро-ро, весь мусор соберем в ведро.
Ре-ре-ре, метем усердно во дворе.
Ри-ри-ри, двор убрали: раз, два, три.
Маленькая болтунья
Молоко болтала
Да не выболтала.
На возу коза, под возом лоза.
Глядят подсолнушки
На солнышко,
А солнышко-
На подсолнушки.
У ежа и ёлки иголки колки.
Загадки по сказкам :
Он от дедушки ушел
И от бабушки ушел.
Только, на беду, в лесу
Встретил хитрую Лису.
(Колобок)
Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом…
Кем же были эти
Маленькие дети? (Козлята)
Она купила самовар
Ну а спас её комар. (Муха-цокотуха)
Уплетая калачи,
Ехал парень на печи.
Прокатился по деревне
И женился на царевне. (Емеля)
Всех важней она в загадке,
Хоть и в погребе жила:
Репку вытащить из грядки
Деду с бабкой помогла. (Мышка)
3 этап - заключительный.
В результате осуществления проекта дети раскрыли для себя русское народное творчество, поняли, приняли и полюбили его, что положительно повлияло на различные виды их деятельности (игровую, познавательную, речевую, музыкально–игровую).
Нам удалось заинтересовать родителей этой темой, они приняли активное участие в ходе проекта. Родители изготовили для детей маски героев русских народных сказок и теперь дети с удовольствием участвуют в театральной деятельности. У детей стала более раскрепощенная, красочная речь. Даже те дети, которые раньше стеснялись, выступать в роли героев, теперь с удовольствием участвуют в главной роли. Дети «приносят» из дома пословицы, поговорки, песни, которые вспоминают их прадедушки и прабабушки и старшее поколение благодарно нам за то, что мы заинтересовали этим детей.
Теперь дети проявляют интерес не только к русскому народному творчеству, но и к истории нашей страны, им стало интересно как жили наши предки много лет назад. Им стало интересно декоративно-прикладное искусство и в целом быт наших прародителей.
Интерес детей дает нам почву для развития дальнейших проектов в этой области. Ведь всем нам хорошо известно, что без прошлого нет будущего!
«Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, он пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова. Слово объясняет ему природу, как не мог бы объяснить ее ни один естествоиспытатель; оно знакомит его с характером окружающих его людей, с обществом, среди которого он живет. С его историей и стремлениями, как ни мог, познакомить, ни один историк; оно вводит его в народные верования, в народную поэзию, как не мог бы ввести ни один эстетик; оно, наконец, дает такие логические понятия и философские воззрения, которых, конечно, не мог бы сообщить ребенку ни один философ».
К. Д. Ушинский
Статья для родителей:
Влияние русского народного творчества
на речь детей
Огромное влияние оказывает устное народное творчества на развитие речи детей. Оно помогает ребёнку погрузиться в истоки культуры родной страны. В старшем дошкольном возрасте дети способны выражать свое отношение к героям, к происходящему, делать соответствующие выводы. Поэтому важно помочь детям правильно воспринимать услышанное, чтобы это стало базой для формирования нравственных качеств. Художественное слово является хорошим помощником в понимании красоты родной речи, в обучении эстетическому восприятию всего, что окружает ребенка, а также в формировании нравственных качеств. Произведения фольклора, как ничто лучше, отвечают задачам воспитания и развития ребенка. Они позволяют ввести его в мир народного слова, раскрыть богатство и красоту родного языка.
К сожалению, в современном мире широко внедряются в родной язык иностранные слова, происходит потеря образности и эмоциональности родной речи.
Современным родителям всё сложнее найти время для живого общения с ребёнком, для приобщения его к народным праздникам, к произведениям устного народного творчества, всё чаще ребёнок предоставлен компьютеру, мобильному телефону или планшету. Отсутствие времени на общение с детьми зачастую приводит к проблемам развития речи.
Фотоотчет «Путешествие по сказкам»