Людмила Баженова
Проект по развитию речи в первой младшей группе «Ловкий язычок»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проблемы
Ранний возраст ребенка является ответственным периодом в речевом развитии. В этот период у детей происходит развитие внимание; проявляется интерес к окружающему миру, к игрушкам и действиями с ними. Все это ребенок может познать через дидактическую игру с помощью педагога и родителей. В процессе игры ребенок подражает речи взрослого, что способствует развитию его собственной активной речи; также во время игры обогащается пассивный словарь ребенка; приучать его самостоятельно пользоваться словами, стимулировать речевую активность и познавательные интересы.
Публикация «Проект по развитию речи в первой младшей группе „Ловкий язычок“» размещена в разделах
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Проекты. Проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Именно это подвело нас к мысли, о необходимости уделять больше внимания к развитию речи через дидактическую игру и режимные моменты. Ведь ранний возраст наиболее благоприятный для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи. Поэтому это задача должна решаться ежеминутно, ежесекундно, постоянно.
Цель - развивать речь детей как средство общения;
Задачи:
-целенаправленно обогащать словарь детей;
- развитие активной речи;
Формировать:
- потребности детей в общении со взрослыми и со сверстниками посредством речи;
- понимать речь окружающих без наглядного сопровождения;
- способность понимать произведения русского поэтического фольклора и произведения художественной литературы;
- поддерживать у детей познавательное отношение к окружающей действительности (поддерживать ребенка к тому, что он рассматривает и наблюдает);
- побуждать детей к разнообразным действиям с предметами, направленными на ознакомление с ними;
- формирование умение называть предметы ближайшего окружения в естественной среде и на картинках; узнавать и называть людей различного пола и возраста;
- приучать понимать речь окружающих без наглядного сопровождения.
Участники: воспитатели, дети 1 младшей группы, родители.
Продолжительность проекта : среднесрочный (февраль-апрель).
Вид проекта : творческо-практический
1. Подготовительный этап:
1) Определение тематики и задач проекта;
2) Подборка дидактических игр, стихов, потешек и сказок по теме проекта
для обучения детей развитию речи во время игры;
3) Составление плана для реализации проекта;
2. Основной этап
Работа с детьми по плану реализации проекта.
Виды деятельности:
1. Дидактические игры:
1) «Собери картинку». Цель - совершенствовать умение детей понимать речь воспитателя; поощрять попытки детей самостоятельно осуществлять действия с предметами; закреплять понятие о том, что изображено на картинке.
2) «На игрушку посмотри и картинку подбери». Цель - дать детям почувствовать взаимосвязь между игрушкой и картинкой к ней. Учить правильно описывать игрушку, подбирая картинку к данной игрушке. Развивать мышление, связную речь.
3) «Большой – маленький». Цель - Учить понимать контрастные размеры; сравнивать предметы и использовать в речи соответствующие слова. Развивать наблюдательность.
4) «Сложи фрукты в корзину». Цель - упражнять детей в различении и назывании фруктов, их формы, цвета; выполнении задания воспитателя («положи в корзину», рассчитанных на понимание речи и их активизацию.
5) «Кто что ест?». Цель - привлечь внимание детей к игрушкам, изображающим животных; уточнить представление детей о том, какое животное что ест (зайка грызёт морковку, собачка лакает молоко и т. д.); активизировать в речи эти глаголы. Развивать умение рассказывать о том, как они будут играть с этой игрушкой.
6) Игра «Колокольчик – барабан». Цель – развитие слухового внимания. Послушай, как звенит колокольчик — «Динь – Динь», а барабан — «Бам – бам». После подробного изучение барабана и колокольчика малышу нужно взять барабан и постучать. Ребенок стучит и произносит: «Бам – бам». Аналогично делаем с колокольчиком. Помните, в том случае, если малыш затрудняется с ответом, ему можно и нужно помочь!
7) Игра «Водичка капает «Кап – кап». Цель - развитие слухового внимания. Включите так, чтобы вода начала капать. При этом произнесите: «Вода капает «Кап-Кап»». Затем закройте кран и вновь откройте, произнося «Кап-Кап». Проделайте серию данных действий с ребенком и попросите сделать его это самостоятельно.
8) Игра «Машина и гараж». Цель - звукоподражания «Би-Би», понятие «большой и маленький». Соберите из кубиков 2 гаража — большой и маленький. Возьмите 2 машинки – большую и маленькую. Большую машинку завезите в большой гараж, а маленькую в маленький. Во время движения машины произносите «Машина едет «Би-Би»». Покажите, как машина едет медленно и как быстро.
2. Развитие мелкой моторики :
- простые пальчиковые гимнастики «Сидели два медведя», «Твоя ладошка», «Мишка-Мишка», «Разноцветные горошки» и т. д.
- пальчиковые гимнастики с использованием шарика и колечка «Су-джок»;
- рисование восковыми мелками;
- игры с пластилином.
3. Развитие дыхания :
- надуваем мыльные пузыри;
- развитие дыхания с помощью воздушных тренажеров (диск-вертушка, колокольчик, «Аэробол» и т. д.)
4. Чтение художественной литературы:
1) Чтение и заучивание потешек:
«Наша Маша маленькая», «Огуречик, огуречик», «Тили-тили-бом»
В. Берестова «Ты, собачка не лай»
2) Рассказывание стихотворения А. Барто:
«Лошадка», «Мишка», «Зайка», «Бычок», «Наша Таня громко плачет».
3) Чтение русских народных сказок:
«Теремок», «Репка», «Колобок», «Волк и семеро козлят».
5. Работа с родителями:
Консультации для родителей:
1. «Воспитание сказкой»
2. «Речевые трудности»
3. «Стимулирование речи у детей раннего возраста».
3. Заключительный этап
Анализ результатов реализации проекта.
Выводы
В результате целенаправленной и систематической работы по развитию речи добились положительных результатов в работе по данной теме:
-Большое внимание уделяем организации предметно-развивающей среды.
- Создаем условия для проведения дидактических игр.
- В группе оформили пространственную среду таким образом, чтобы обеспечить простор для всех видов сенсорного развития, мелкой моторики, воображения, активной речи.
-Игровой и дидактический материал расположен в поле зрения ребенка.
- Закрепились знания о величине, форме, цвете предметов, развились память, внимание, тактильные ощущения, мелкая моторика рук благодаря играм с дидактическим материалом. Познавательная речевая активность детей развивается на непосредственной образовательной деятельности;
инсценировки с помощью игрушек; рассматривание картинок; знакомство с произведениями художественной литературы.
- В результате систематической работы по развитию речи добились положительных результатов по данной теме, дети хорошо понимают речь, отвечают на вопросы взрослых, вступают в речевые контакты с воспитателями и близкими людьми. Дети, играют коллективно, развертывают сюжеты, активно включаются в игру и начинают договаривать текст игры, потешки, сказки. Многие рассказывают их самостоятельно, пытаются инсценировать сказки, любят читать и рассматривать иллюстрации книг.
- В разговоре с детьми вспоминаем знакомые эпизоды, ситуации, побуждаем высказываться. Поддерживаем у детей желание говорить, общаться друг с другом, побуждая словами выразить просьбу, обращенную к сверстникам.