Ирина Фомина
Проект по развитию речи «Путешествие по стране красивой речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность:
Сегодня вопрос развития речи дошкольников стоит особо остро. Вероятно, это связано с тем, что дети, да и взрослые тоже, стали больше общаться с компьютером и другими средствами технического прогресса, чем друг с другом. Формирование речи ребенка происходит в постоянном общении со взрослыми. Современное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте-одно из основных условий нормального развития малыша и в дальнейшем его успешное обучение в школе.
Публикация «Проект по развитию речи „Путешествие по стране красивой речи“» размещена в разделах
Ребенок средней группы должен говорить выразительно, связно, используя богатый словарь, разнообразные синтаксические конструкции, практически без речевых ошибок, произнося все звуки чисто.
Для достижения хороших результатов в работе по развитию речи мы решили использовать дидактические игры. Дидактические игры развивают речь детей, пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли.
Ребенок средней группы должен говорить выразительно, связно, используя богатый словарь, разнообразные синтактические конструкции, практически без речевых ошибок, произнося все звуки четко.
Цель:
Изучить и внедрить в образовательный процесс игры и упражнения с речевым содержанием, направленные на развитие речевой активности детей.
Задачи:
1. Создать условия для развития речевой активности детей среднего дошкольного возраста через игры, упражнения речевого содержания.
2. Создать дидактический материал, направленный на развитие речевой активности детей.
3. Способствовать развитию связной и монологической речи детей, развитию звуковой культуры речи.
4. Обогатить словарный запас детей.
5. Привлечь родителей к работе по проекту.
6. Воспитывать умение использовать интересные факты и события через
познавательный интерес.
Сроки реализации: февраль-апрель
Участники проекта : Воспитатели, родители, дети средней группы.
Предполагаемые результаты:
- Повышение речевой активности детей среднего дошкольного возраста;
- Успешное овладение грамотной и связной речью;
- Совершенствование звуковой стороны речи;
- Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выразить свои мысли, чувства, эмоции в процессе сочинения сказки;
- Развитие логического и образного мышления, совершенствование связной речи;
- Позитивное взаимодействие детей в коллективе, правильная модель поведения в современном мире, повышение общей культуры ребенка;
- Повышение компетентности родителей по работе с детьми в домашних условиях.
Формы работы:
- Беседы, обсуждения;
- Дидактические, словесные игры с речевым содержанием;
- Сюжетно-ролевые игры;
- Театрализованные игры;
- Чтение сказок, их инсценировка;
- Знакомство с лепбуком и его реализация;
- Художественное слово;
- Игровые ситуации.
Ресурсное обеспечение:
- Лепбуки;
- Ширма многофункциональная;
- Дидактические игры;
- Речевой кубик;
- Картотека картинок;
- Компьютерное оборудование;
- Атрибуты к сюжетно-ролевым играм;
- Художественная литература.
Этапы проекта :
1 этап-Организационный (изучение литературы по данной теме, определение целей и задач, создание благоприятных условий для реализации проекта).
2 этап- Практический (реализация плановых мероприятий).
3 этап-Заключительный (презентация проекта, оформление речевого уголка,
итоговое мероприятие с детьми).
План реализации проекта
Февраль:
1. Обновление и обогащение развивающей предметно-развивающей среды по теме проекта.
2. Беседа «Путешествие в страну красивой речи»
Цель: Развивать внимание, речевую активность, умение правильно излагать их в речи.
3. Дидактическое упражнение: «Сочини сказку»
Цель: Развивать творческое воображение, логическое мышление, речь.
4. Игра-драматизация «Теремок»
Цель: Учить запоминать последовательность действий при помощи метода моделирования.
5. Дидактическое упражнение «Где мы были, не скажем, а что делали покажем»
Цель: Развивать творческое воображение детей, сообразительность, умение называть действие словом, правильно употреблять глаголы.
6. Сюжетно-ролевая игра «Магазин»
Цель: Развивать связную речь детей при описании предмета, который надо купить.
7. Составление рассказа «Мой любимый герой из сказки»
Цель: Развивать воображение, связную, монологическую речь.
8. Речевая игра «Зеркало»
Цель: Развивать речевую и двигательную активность детей.
9. Дидактическое упражнение «Сочини сказку»
Цель: Развивать творческое воображение, логическое мышление, речь.
10. Дидактическая игра «Чей домик?»
Цель: Обогащать словарь детей названиями жилищ животных, закреплять знания среды обитания диких животных.
11. Дидактическая игра «Что игрушка рассказывает о себе»
Цель: Развивать умение детей описывать предмет, выделяя его характерные признаки.
12. Речевая игра «Карусель»
Цель: Развивать умение детей говорить в быстром и медленном темпе согласовывать движения со словами стихотворения.
Март:
1. Дидактическая игра: «Какой? Какая? Какое?»
Цель: Упражнять детей в согласовании прилагательных с существительными при составлении предложений.
2. Сюжетно-ролевая игра «Магазин игрушек»
Цель: Формировать умение описывать игрушки по характерным признакам, совершенствовать навыки культурного общения.
3. Речевая игра «Закончи предложение»
Цель: Закреплять умение детей подбирать нужные по смыслу слова, развивать воображение.
4. Придумывание загадок-описаний
Цель: Учить описывать предмет, не называя его; развивать диалогическую речь, умение задавать вопросы и отвечать на них.
5. Ознакомление с малыми фольклорными формами
Цель: Совершенствовать умение отгадывать загадки, построенные на описании и сравнении.
6. Речевая игра «Так бывает или нет?»
Цель: Развивать слуховое внимание детей, умение замечать непоследовательность
в суждениях, последовательно объяснять их, развивать связную речь.
7. Дидактическая игра «Назови профессии»
Цель: Закреплять знания детей о профессиях людей, место их работы, развивать умение отвечать полным ответом.
8. Составление рассказов по серии картинок «Зима»
Цель: Учить составлять небольшой рассказ, отражающий содержание картины, по плану, предложенному воспитателем, подбирать определения к словам
снег, зима, снежинки.
9. Обсуждение с детьми «Что за прелесть эти сказки»
Цель: Формировать умение узнавать сказки по иллюстрациям, развивать связную речь.
10. Описание внешнего вида животных
Цель: Закреплять умение составлять описание предметов, определять первый звук в слове и подбирать слова на заданный звук.
11. Пересказ сказки «Пузырь, соломинка и лапоть»
Цель: Обучать детей пересказывать короткую сказку, выразительно передавать диалог персонажей.
12. Дидактическая игра «Четвертый лишний»
Цель: Закреплять умение выделять общий признак в словах. Развивать способность к общению.
Апрель:
1. Дидактическая игра «Подбери слово»
Цель: Расширять и активизировать словарный запас детей, развивать умение уточнять смысл предложения с помощью прилагательных, подбирать наиболее точные слова.
2. Дидактическое упражнение «Расскажи, какой предмет»
Цель: Развивать умение детей составлять описательные рассказы о различных предметах.
3. Дидактическое упражнение «Найди ошибку»
Цель: Развивать умение детей объяснять свой ответ, используя в речи доказательство.
4. Дидактическая игра «Придумай историю»
Цель: Учить детей составлять предложения по картинкам, объединяя их в рассказ по одной теме.
5. Составление сказок с использованием мнемотаблиц
Цель: Развивать логическое мышление, память, умение составлять
целое из частей.
6. Дидактические игры с лепбука (К. И. Чуковский)
Цель: Закреплять произведения К. И. Чуковского, развивать память, мышление.
7. Игра-драматизация «Кто сказал мяу?»
Цель: Развивать умение имитировать движения, характерные для различных животных, интонационно, выразительно подражать
голосам животных.
8. Дидактические игры «Кто мы?», «Назови ласково» (В. Бианки)
Цель: Расширять кругозор о произведениях В. Бианки, прививать любовь к животным, воспитывать любознательность.
9. Викторина «Узнай произведение» (С. В. Михалков)
Цель: Формировать умение детей отвечать на вопросы викторины, развивать мышление, воображение.
10. Дидактическое упражнение «Отгадай загадку» (С. Я. Маршак)
Цель: Развивать умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные
признаки.
11. Дидактические игры «Найди отличия», «Составь по порядку»
(А. Л. Барто)
Цель: Развивать логическое мышление, внимание, умение находить отличительные признаки и их сходство.
12. Сюжетно-ролевая игра «Айболит»
Цель: Закреплять знания детей о профессии врача, умение играть со сверстниками.
13. Открытое занятие «По дорогам сказок»
Цель: Закрепить и систематизировать знания детей о сказках и их героях, воспитывать бережное отношение к книге.
Рекомендации для родителей:
1. Размещение наглядной информации в родительском уголке по теме.
2. Консультация «Развитие речи дошкольника-залог успешного обучения в школе».
3. Консультация «Значение сказок в жизни ребенка».
4. Подбор раскрасок на тему «Герои русских народных сказок».
5. Рекомендации по проведению дома игр для развития речи детей.
6. Консультация «Читаем и сочиняем вместе с ребенком».
7. Создание альбома «Красивые слова».
8. Привлечь родителей к пополнению литературной копилки группы играми с речевым содержанием.
Используемая литература:
1. Павлова Л. Ю «Сборник дидактических игр по ознакомлению
с окружающим миром» : Для занятий с детьми 4-7 лет. -М. :
МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. -80
2. Ушакова О. С «Развитие речи детей 3-5 лет». – М. : ТЦ Сфера, 2019. –
3. Ушакова О. С «Ознакомление дошкольников с литературой
и развитие речи. – М. : ТЦ Сфера, 2019. –
4. Бондаренко А. К «Дидактические игры в детском саду»
Москва. – М. : Просвещение, 1991. -
5. Швайко Г. С «Игры и игровые упражнения для развития речи». – М. :
Просвещение, 1983. –
6. Интернет ресурс сайт centrrechi. com (центр речи).
7. Интернет ресурс сайт www. loqoakademia. ru (детская академия речи).