Дарья Горбачева
Проект по развитию речи по мотивам сказки «Красная Шапочка»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект по развитию речи во второй младшей группе №2 «Ромашки» по мотивам сказки «Красная Шапочка»
[/b]
Подготовили:
воспитатель Горбачева Д. Н.
воспитатель Михолап А. А.
Вид проекта: групповой, краткосрочный, речевой, социально-коммуникативный, художественно-эстетический.
Участники проекта: дети второй младшей группы, воспитатели.
Продолжительность: 01.11.2022-11.11.2022
Публикация «Проект по развитию речи по мотивам сказки „Красная Шапочка“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Сказка. Проекты по сказкам
- «Красная шапочка»
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2022
Проблема и актуальность:
Искусство – одно из мощных средств воспитания чувств, поэтому надо учить детей понимать и любить произведения литературы, живописи, музыки, научить понимать, что чрезвычайно важную роль играют и художественные средства, с помощью которых писатели создают образы героев. В литературе – это выразительные средства языка, в изобразительном искусстве линии и краски, в музыке – звуки, в танце – движения. Каждый вид искусства уникален, но они тесно связаны между собой. Поэтому, когда мы знакомим ребенка с каким-либо видом творческой деятельности, это обогащает опыт, вызывает более глубокие чувства и эмоции. Сказки – самая древняя из распространенных форм устного творчества. Проблема современных детей заключается в том, что в век технического прогресса чтение художественных литературных произведений, в том числе и сказок, заменили игры на компьютерах, планшетах и телефонах, просмотр мультфильмов, происходит понижение освоения детьми духовного богатства народа, его культурно-исторического опыта. Актуальность состоит в том, что данный проект сочетает в себе средства и способы развития речевых, творческих способностей и коммуникативных навыков детей. Актуальность выбранной темы заключается в том, что при обследовании детей, поступающих в дошкольное учреждение, у большинства из них выявляется неблагополучное речевое развитие, дети говорят отдельными словами и фразами, их речь невнятная и с грамматическими ошибками, и лишь несколько детей, поступающих в детский сад, имеют речь, соответствующую нормам и понятную окружающим. Изобразительная деятельность также значит для ребенка очень много. Развитие художественной культуры – это развитие познавательной активности, художественно-изобразительных способностей, художественно-образного мышления, воображения, эстетического чувства, а также приобретение специальных знаний и умений. Поэтому в данном проекте эта область тоже задействуется достаточно активно.
Цели проекта:
•Формирование интереса у детей к сказкам через творческую и познавательную деятельность.
•Развитие речи детей младшего возраста посредством сказки, умения внимательно слушать и повторять
движения и слова за воспитателем, расширять словарный запас, умение инсценировать эпизоды сказок.
•Прививать детям правила безопасного поведения на примере сказок.
•Продолжать развивать у детей любознательность, умственную активность, творческое воображение,
внимание и память.
•Способствовать обогащению детско-родительских взаимоотношений в процессе совместной деятельно.
Задачи проекта:
•Способствовать формированию интереса к книгам, сказкам.
•Смотреть показ настольного театра, эмоционально воспринимать содержание.
•Познакомить детей с обобщающим понятием «головные уборы». Обогащать словарь детей.
•Учить детей переходить дорогу по пешеходному переходу - «зебре».
•Формировать устойчивые представления о величине (длинный-короткий, широкий-узкий, большой-маленький, количестве, цвете, геометрических фигурах.
•Упражнять в лепке, наклеивании, рисовании пальчиками и карандашами.
•Развивать моторику, зрительное и слуховое сосредоточение, координацию движений. Воспитывать интерес к сказкам.
•Учить узнавать персонажей сказки по загадкам, иллюстрациям, стихотворениям; пересказывать содержание, высказывать свое
отношение к героям сказки.
•Формировать у детей интерес к игре-драматизации, умение использовать средства выразительности (мимику, интонации, движения)
и разные виды театров (пальчиковый, настольный, театр масок) при передаче содержания сказки.
•Воспитывать отзывчивость, общительность, дружелюбие, уважение к сверстникам, умение проявлять взаимопомощь в совместной
коллективной деятельности.
•Развивать у детей уверенность в своих силах, учить самостоятельно искать пути решения творческих задач, умение действовать по
собственной инициативе.
•Воспитывать добро, справедливость.
Этапы реализации проекта:
I. Подготовительный этап:
[/b]
•Постановка цели, определение актуальности и значимости проекта.
•Изучение методической литературы по теме, интернет – ресурсов по данной проблеме,
сбор информации, дополнительного материала.
•Планирование творческих занятий, связанных с проектом.
•Подбор программно-методического обеспечения по данной теме;
наглядно-демонстрационного, раздаточного материала.
•Создание презентации, подбор мультфильма по произведению.
•Подбор атрибутов для игр-драматизаций, спектакля: маски, куклы.
•Подбор дидактических игр по данной теме: «Подбери окошко для домика?», «Помоги Красной Шапочке перейти дорогу», «Дорожки к бабушкиному дому»; карточки «Головные уборы».
II. Основной этап:
[/b]
•Чтение сказки Шарля Перро «Красная шапочка». Проведение бесед и НОД по теме проекта.
•Упражнение «Как зовут девочку?», беседа «Головные уборы»
Воспитатель обсуждает с детьми, как звали девочку из сказки и почему у нее было такое имя.
Затем прикладывает листы разных цветов, как шляпу, к голове (желтый, красный, зеленый, синий,
белый, оранжевый, черный, фиолетовый). Детей просят называть, как зовут девочку
(Желтая Шапочка, Красная Шапочка, Зеленая Шапочка и т. д.).
Красная Шапочка носила на голове шапочку. А что еще можно надеть на голову? Кепку, шляпу,
шапку, панамку, платок. Все, что мы надеваем на голову, называется «головные уборы».
•Дидактическая игра «Помоги Красной Шапочке перейти дорогу»
- Чтобы попасть в лес, нужно перейти дорогу. Но дорогу нельзя
переходить где попало, дорогу нужно переходить только по
специальной дорожке из белых полосок - «зебре». Выложите белые
полоски, чтобы Красная Шапочка могла перейти дорогу.
•Рисование карандашами «Дорожки к бабушкиному дому»
Детей просят провести карандашом по дорожке, по которой идет Волк
и Красная Шапочка и сравнить, какая дорожка была длиннее, какая короче.
•Динамическая пауза
Перед нами луг широкий (развели руки в стороны)
А над нами лес высоки (руки вверх)
Слева сосны (руки влево)
Справа ели (руки влево)
Головою зашумели (махи руками над головой)
Вдруг ударил сильный гром (хлопки перед собой)
Побежали быстро в дом (сделать «крышу» руками над головой и сесть на место)
•Дидактическая игра «Подбери окошко для домика?»
Цель: Развитие у детей логического мышления
Задачи: Продолжать учить пропущенную фигуру; закреплять знания о геометрических фигурах; развивать математические способности, мелкую моторику; воспитывать умение самостоятельно выполнять задание.
•Показ настольного театра «Красная шапочка»
Воспитатель показывает кукольный театр, дети помогают, общаются с героями и отвечают на вопросы, который возникают во время действия сказки. («Что это за девочка?», «Что она несла в корзине?», «Что собирала в лесу?», «Почему у бабушки огромные уши и глаза?»)
•Хороводная игра «Красная шапочка, отзовись»
Дети стоят в кругу со сцепленными руками. В центре - водящий с закрытыми глазами, на голове надета красная шапочка. Дети идут вокруг «Красной Шапочки» и говорят: «Маленькая девочка Красненькая Шапочка к бабушке с корзинкой шла и ребяток здесь нашла. Шапочку ты не снимай, Кто позвал тебя, узнай?». Ребенок, на которого указывает воспитатель, зовет: «Красная Шапочка». Водящий должен угадать, кто позвал, назвать имя зовущего. Этот ребенок становится новым водящим- «Красной Шапочкой».
•Комплекс артикуляционной, пальчиковой и дыхательной гимнастики “Красная шапочка”.
АГ - артикуляционная гимнастика
ПГ - пальчиковая гимнастика
ДГ - дыхательная гимнастика
Сюжет Упражнения
Красная шапочка отправилась к бабушке. Она была веселой девочкой и всегда улыбалась.
-АГ «Улыбка»
В своей корзинке она несла пирожок и горшочек масла для бабушки.
-АГ «Пирожок» - рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх. «Чашечка»
В лесу Красная шапочка встретила волка. Она улыбнулась ему, а он завыл: «УУУУ»
-АГ «Улыбка», «Трубочка»
Волк узнал, что Красная шапочка идет к бабушке, и тоже отправился к ней. Он побежал очень быстро. А Красная шапочка пошла медленно.
-ПГ “Топ-топ” - пальчиками стучать по столу: быстро - волк, медленно - девочка.
Девочка собирала цветы и слушала, как цокает на ветке белочка.
-АГ «Пощелкать языком»
Волк прибежал к домику бабушки первым и постучал в дверь. Затем заскочил и проглотил бабушку.
-ПГ «Стук-стук», стучим кулачками.
-АГ «Надуваем щеки» (волк наелся)
Когда Красная шапочка подошла к домику и постучала, волк лежал в постели.
-ПГ «Стук-стук», стучим кулачками.
Красная шапочка спросила:
Бабушка, почему у тебя такие большие глаза?
-ПГ «Глаза» - указательмыми и большими пальцами изображаем кружки.
Чтобы лучше видеть тебя.
Почему у тебя такие большие уши?
-ПГ «Уши» - растопыренные пальцы над головой,
Чтобы лучше слышать тебя.
Почему у тебя такие большие зубы?
Чтобы скорее съесть тебя!
-ПГ «Зубы» - пальцы сгибаем немного, основания ладоней соединяем вместе вроде волчьей пасти.
И волк проглотил Красную шапочку.
В лесу неподалеку работали дровосеки.
-ДГ “Ух!” - руки в замок, вдох через нос - руки поднимаем над головой, выдох через рот - руки резко опускаем вниз. Вроде колем дрова. На выдохе произносим “Ух!”.
Дровосеки услышали шум, прибежали, убили волка и освободили Красную шапочку и ее бабушку. Все радостно улыбнулись.
-АГ «Улыбка»
•Игра-драматизация по сказке «Красная Шапочка»
Цель: Формировать у детей интерес к играм – драматизациям; способствовать формированию умения детей отражать некоторые игровые действия и имитировать действия персонажей, передавать несложные эмоциональные состояния персонажей, используя хотя бы одно средство выразительности – мимику, жест, движение (улыбается, делает испуганное лицо, качает головой, машет руками и т. д.)
Задачи: Учить детей выполнять движения, действия в соответствии с текстом, следить за развитием сюжета; учить вслушиваться в речь взрослого, реагировать на обращение по имени; побуждать к повторению услышанного; самостоятельную речь; воспитывать интерес к совместным играм- драматизациям.
• Продуктивная деятельность
[/b]
Аппликация «Девочка в красной шапочке»
Цель: изготовление аппликации для оформления выставки по проекту.
Задачи: Формировать умение делать аппликацию из готовых материалов, соединять их в общую работу; развивать у детей творческие способности; воспитывать усидчивость, аккуратность в работе.
Материалы на всех детей: Картон ф. А5 белого цвета, клей ПВА, кисти для клея, готовый круг с нарисованным лицом девочки, готовые вырезки для изображения рук, полукруг коричневого цвета для обозначения корзины, плащи с капюшоном из красной бумаги.
Лепка «Бабушке любимой лепим пирожки мы»
Цель: изготовление работ для оформления выставки по проекту; продолжать знакомить детей с пластилином; развивать умение раскатывать пластилин прямыми движениями, лепить аккуратно; развивать образное восприятие; вызвать чувство радости от создания изображений.
Задачи: Закреплять название цветов, формировать умение работать с пластилином; Развивать мелкую моторику рук, формировать умение работать с пластилином; Воспитывать интерес к изобразительной деятельности, творческое начало, воображение, фантазию, желание лепить из пластилина.
Материалы на всех детей: пластилин желтого цвета, доски для лепки, соль, образец, наглядные картинки по теме.
Рисование «Хитрый волк»
Цель: изготовление работ для оформления выставки по проекту; научиться
аккуратно раскрашивать крупные раскраски с помощью красок.
Задачи: Закрепить навыки рисования в нетрадиционной технике «рисование ватной палочкой»; развивать у детей сюжетно-игровой замысел, внимание, память, воображение, слуховое восприятие, наглядно-образное мышление; вызвать у детей эмоциональный отклик, воспитывать доброе отношение к персонажам; развивать усидчивость, умение доводить начатое до конца, умение аккуратно раскрашивать и не выходить за границы рисунка.
Материалы на всех детей: крупные раскраски с изображением волка в лесу, краска серого цвета 2х оттенков на выбор, ватные палочки, салфетки, скатерти, образец, картинки с изображением волка, игрушка красной шапочки.
III. Заключительный этап:
[/b]
•Выставка творческих работ детей (рисунки, аппликация, лепка): «Сказка ложь, да в ней намек…».
•Обновление предметно – развивающей среды- изготовление масок для детей по сказке «Красная шапочка».
•Фотоотчет для родителей на сайте группы, презентация проектной деятельности.
•Обобщение результатов работы, подведение итогов проектной деятельности.
•Проведение литературной викторины по сказке «Красная шапочка» и физической активности по оздоровительной дорожке и тоннелю «Дорога к домику»
Викторина по сказке «Красная шапочка»
Цели и задачи: Воспитать у детей осторожность и правила поведения в обществе; расширить кругозор; развить сообразительность и логическое мышление; проверить знания детей о сказке "Красная шапочка"; повысить физическую активность и интерес к выполнению физических упражнений.
1. Какого цвета шапочку подарила девочке бабушка:
А) Розового.
Б) Синего
В) Красного.
Г) Черного
(Красного)
2. Какое правило поведения нарушила Красная шапочка:
А) Заговорила с незнакомцем.
Б) Ушла из дома без разрешения.
В) Перешла дорогу в неположенном месте.
Г) Оставила включенным электрический свет.
(Заговорила с незнакомцем)
3. С кем повстречалась девочка в лесу:
А) с Колобком.
Б) с волком.
В) с медведем.
Г) с дровосеком.
(с Волком)
5. Где проживала бабушка Красной шапочки:
А) В другой стране.
Б) В большом городе.
В) В деревне, за мельницей.
Г) В избушке на курьих ножках.
(В деревне, за мельницей)
6. Где стал поджидать волк Красную шапочку:
А) На бабушкиной кухне.
Б) За углом дома.
В) В огороде.
Г) В бабушкиной постели.
(В бабушкиной постели)
7. Как можно было открыть дверь в бабушкин дом:
А) Толкнуть ногой.
Б) Сказать волшебные слова.
В) Дернуть за веревочку.
Г) Позвонить в колокольчик.
(Дернуть за веревочку)
8. Как ответил волк на вопрос Красной Шапочки: «Бабушка, а почему у тебя такие большие уши!»
А) Пчела укусила за ухо.
Б) Распухли от болезни.
В) Чтобы лучше тебя слышать, дитя мое.
Г) Медведь на ухо наступил.
(Чтобы лучше тебя слышать, дитя мое)
9. Кто помог бабушке и ее внучке спастись от волка:
А) Полиция.
Б) Дровосеки.
В) Супергерои.
Г) Дедушка.
(Дровосеки).
Выводы: Как известно именно из сказочных незамысловатых, веселых и порой волшебных историй малыш начинает свой путь познания мира. Образы и сюжеты, созданные в сказках малыш легко способен перенести на свою жизнь и применить, когда появится такая возможность. Именно из сказок в игровой подаче ребенок получает точные знания того, что такое добро и зло, радость и горе, трусость и геройство. Слушая сказки, мы глубоко сочувствуем персонажам и переживаем описываемые события, примеряем на себя лучшие черты людей, проявляем сочувствие и сострадание, заряжаемся положительной энергией, получаем знания
о мире и учимся жить. Детские сказки – необходимый элемент
воспитания, они доступным языком рассказывают нам о жизни, учат, показывают выход из сложных ситуаций.
В результате данного проекта у детей сформировался интерес к сказкам, книгам. Дети научились делать выводы из прочитанного, отвечать
на вопросы по содержанию сказки, могут мимикой передавать
характер и настроение героев. Расширился и обогатился
словарный запас детей. Речь воспитанников стала более
выразительной. Дети с удовольствием начали принимать участие
в центре пальчикового и настольного театра, стали больше взаимодействовать друг с другом и общаться. Также, благодаря продуктивной деятельности, у детей появился больший интерес к творчеству, к нетрадиционным техникам рисования, это в свою очередь
положительно повлияло на развитие мелкой моторики и
развило их фантазию.
Программно – методическое обеспечение:
1) Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Дорофеева Э. М. "От рождения до школы. Основная
общеобразовательная программа дошкольного образования" - М. : Мозаика-синтез, 2010.
2) Власенко О. П. «Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» вторая младшая группа»
3) Кочкина Н. А. Метод проектов в дошкольном образовании:
Методическое пособие М. : Мозаика-Синтез.
4) И. А. Лыкова. Изобразительная деятельность в детском саду. – М., Сфера.
5) Ушакова О. С. «Развитие речи детей 3-5 лет» - ООО «ТЦ Сфера».
6) «Метод проектов в дошкольном образовании». Методическое пособие. Кочкина Н. А.
7) «Методика работы со сказкой» Рыжова Л. В.
8) сайт http://vospitatel.com.ua/
В мире много сказок грустных и смешных, нам нельзя без света нам нельзя без них. Пусть герои сказок дарят нам тепло, пусть добро навеки побеждает зло!
Фотоотчет о проделанной работе: