Кушнарева
Проект по развитию речи «Мы и космос»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №26» ст. Павловской
Проект
на тему
«Мы и космос»
Подготовила учитель-логопед:
Кушнарева Марина Геннадьевна
Паспорт проекта.
Введение.
В последнее время увеличивается количество детей с различными нарушениями в развитии, трудностями в адаптации и обучении.
Публикация «Проект по развитию речи „Мы и космос“» размещена в разделах
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН, за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз. Среди контингента детей, поступающих в школу, они составляют лишь 10%. Самую многочисленную группу - до 60% от всех детей дошкольного возраста - сегодня составляют дети с отклонениями в речевом развитии.
У таких детей при нормальном слухе и относительно сохранном интеллекте нарушается формирование всех компонентов речевой системы: звуковой стороны речи, фонематических процессов, лексики, грамматического строя речи, мелкой и общей моторики.
Значительно хуже, чем у их сверстников с нормальной речью, у них сформированы связная речь, зрительное восприятие, пространственные представления, внимание, память и мышление.
Дети с ОНР малоактивны, инициативы в общении обычно не проявляют. Речевые трудности влекут за собой определенные негативные проявления во всех сферах жизни детей, предопределяя их низкую познавательную активность, недостаточную ориентировку в окружающей действительности, обедненность и примитивизм содержания коммуникативной и игровой деятельности. Речевая активность с возрастом у таких детей без специального обучения резко падает. Если недостатки речи не были своевременно выявлены и устранены, то они с большим трудом включаются в процесс обучения и составляют значительную часть неуспевающих учеников в начальной школе, поэтому нуждаются в том, чтобы систематическое комплексное коррекционное воздействие было начато как можно раньше.
Таким образом, прежде чем начинать работу по социальному развитию детей с нарушениями речи, необходимо решить проблему развития активного и пассивного словаря и других компонентов речи.
Для создания ребенку комфортного состояния на занятиях необходимо соблюдать следующие условия:
• все обучение проводить в игровой форме;
• создавать на занятиях атмосферу эмоционального комфорта;
• соблюдать позицию не над ребенком, а "рядом";
• использовать на логопедических и других занятиях метод игрового моделирования;
• все занятия должны носить коммуникативную и социально-нравственную направленность;
• занятия проводить по принципу "Делаем вместе".
Все обучение и воспитание в логопедической группе строится на основе комплексно-тематического планирования и интегрирования его в различные виды деятельности ребенка. В течение года изучается ряд лексических тем, таких как "Овощи", "Фрукты", "Перелетные птицы", "Космос" и др.
Цель такого планирования: преодоление лексической недостаточности детей с ОНР, путем развития словаря и других компонентов речи, а также включением личности, развивающейся в условиях недостаточности (психической, физической, интеллектуальной) во всевозможные и необходимые сферы жизни социума. Это можно проследить на примере познавательно-творческо-информационного проекта «Мы и космос».
Продолжительность проекта : краткосрочный (11.04.2022 по15.04.2022)
Участники проекта : дети разновозрастной группы компенсирующей направленности, воспитатели,, учитель-логопед.
Цель данного про Логопедические игры по теме Космос. («Назови ласково, раздели на слоги, придумай космическое слово на заданный звук ит. д.)
екта: формирование у детей представлений о космическом пространстве, Солнечной системе и ее планетах, освоении космоса людьми.
Задачи проекта :
-Создать педагогические условия, стимулирующие познавательную активность детей;
-Развивать творческое воображение, фантазию, умение импровизировать;
-Уточнить, расширить и систематизировать знания детей о космосе и космонвтике
-Обогатить, расширить и активизировать словарный запас по теме проекта.
-Развивать связную речь.
-Воспитывать взаимопомощь, доброжелательного отношения друг к другу, гордость за людей данной профессии, к своей Родине;
Гипотеза: реализация проекта основана на предположении о том, что в результате использования проекта по развитию речи на тему «Мы и космос» расширится и обогатится словарь, повысится уровень сформированной тонкой моторики рук и развития связной речи детей.
Содержание проекта.
Я верю, друзья,
Караваны ракет
Помчат нас вперед
От звезды до звезды.
На пыльных тропинках
Далеких планет
Останутся наши следы.
В. Войнович
1. Обоснование актуальности.
Современная школа требует от ребенка высокого уровня умственного и речевого развития. Язык (речь) человека не только средство общения, но и средство выражения мысли. Чем образнее и правильнее речь, тем точнее выражается мысль. Развитие речи влечет за собой развитие мыслительных операций, и, наоборот, развитие мышления способствует развитию речи. Если уровень речевого развития ребенка высок, то он не только хорошо читает и грамотно пишет, но и лучше понимает и воспринимает изучаемое, четко излагает свои мысли.
Таким образом,для развития речи самое главное – предоставить детям возможность «проживания» интересного для них материала. Узнавая новое, размышляя над тем, что уже вошло в их опыт, дети учатся выражать свое отношение к происходящему. Играя, они погружаются в организованную взрослыми ситуацию: превращаются в космонавтов. В таких играх могут решаться самые различные задачи – от психологических до познавательных. Путешествуя, дети помогают своим друзьям, выручают кого-либо из беды, узнают интересные факты. Готовясь к путешествию, дети рисуют, лепят, конструируют, учатся считать. При этом развивается творческое воображение, коммуникативные качества, любознательность, расширяется и активизируется словарь. Главное отличие - нет зрителей, здесь есть только участники, причем все участвуют с большим желанием. Знания, получаемые детьми, являются актуальными, необходимыми для них. А осмысленный, интересный материал усваивается легко и навсегда. Игры-путешествия способствуют не только развитию кругозора, но и формированию навыков общения, то есть развитию речи.
2. Проблема.
Несколько десятков лет назад мало кто из вчерашних мальчишек не хотел стать космонавтом. Эта мечта совсем не актуальна для современных детей. Между тем, космические пираты, звездные войны и другие инопланетные существа – герои их любимых мультфильмов. Вымышленные персонажи дезинформируют дошкольников, рассказывая о несуществующих планетах, и зачастую вызывают у них отрицательные эмоции, способствуют развитию страхов. Поэтому важно грамотно выстроить работу по формированию у детей представлений о космосе. Современные дошкольники задают много вопросов о космосе, звездах, космонавтах, так как данная тема, как все неведомое, непонятное, недоступное глазу, будоражит детскую фантазию. Данный проект поможет детям научиться добывать информацию из различных источников, систематизировать полученные знания, применить их в различных видах детской деятельности, развивать лексический запас.
Этапы реализации проекта
1 этап - подготовительный
Мероприятия Цели Ответственные
Предварительная беседа с детьми Выяснить, какие знания и представления имеются у детей по теме «Космос»; какие книги им читали о космосе; выявить базовый словарный запас по теме.
воспитатели
учитель-логопед
Подбор литературы Подобрать художественную, научно-популярную, энциклопедическую литературу по теме проекта. воспитатели
учитель-логопед
Создание развивающей среды Подобрать фотоальбомы, наборы открыток, плакаты, оформить тематические стенды, папки – передвижки. воспитатели
учитель-логопед
Подготовка мультимедийных пособий (презентаций) по теме проекта Создать демонстрационные пособия с целью уточнения и расширения знаний по теме проекта
Учитель-логопед
Просмотр мультипликационного фильма «Тайна третьей планеты» Посмотреть и обсудить с детьми мультфильм. воспитатели
учитель-логопед
Подготовка атрибутов для сюжетно-ролевой игры «Космическое путешествие» Привлечь детей к поиску и изготовлению атрибутов для игры. воспитатели
2. этап – основной
Мероприятия Цели Ответственные
Логопедические игры по теме Космос. («Назови ласково, раздели на слоги, придумай космическое слово на заданный звук ит. д.)
Вызвать у детей познавательный интерес, уточнить и обогатить знания, расширить и активизировать словарный запас по теме.
учитель-логопед
Чтение загадок, рассказов, сказок, стихотворений о космосе и космонавтике Обогатить и активизировать словарный запас. Развивать связную речь детей. Совершенствовать грамматический строй речи. воспитатели
родители
учитель-логопед
Просмотр мультимедийных пособий по теме проекта Расширить знания детей об окружающем мире; познакомить с космическими объектами, историей развития космонавтики, с основной космической техникой; расширить и активизировать словарный запас.
учитель-логопед
Продуктивная деятельность (рисование, аппликация, лепка)
Игры: Подвижные (речь с движением имитационные игры, игры-путешествия, речевые, логопедические, математические Стимулировать развитие творческих способностей детей, мелкой моторики пальцев рук. Развивать мышление, связную речь детей воспитатели
учитель-логопед
Проведение подгрупповых коррекционных и познавательных занятий по теме проекта Уточнить, расширить и активизировать словарный запас. Совершенствовать грамматический строй речи.
Развивать связную речь.
учитель-логопед
Настольная игра «Кто летит на ракете» индивуальные занятия автоматизация звуков в слогах,словах. Учитель-логопед
Раскрашивание космических раскрасок Стимулировать развитие творческих способностей детей, мелкой моторики пальцев рук.
воспитатели
Самостоятельное придумывание загадок, сказок, математических задачек Развивать мышление, связную речь детей воспитатели
учитель-логопед
Космическая мастерская «Ракета» постройка ракеты из счётных палочек. .Развивать мелкую моторику пальцев, творческие способности воспитатели
учитель-логопед
Сюжетно – ролевая игра «Космическое путешествие» Совершенствовать навыки сюжетно-ролевой игры. Учить применять полученные знания в игре.
воспитатели
3 этап – заключительный
Мероприятия Цели Ответственные
Выставка детских работ о космосе Аппликация пластилином- «Космический корабль.» Повышать мотивацию к творческим занятиям. Вызвать чувство гордости за собственный и коллективный успех.
воспитатели
Подведение итогов проекта. «Что мы узнали интересного? Что интересного мы сделали?» Закрепление полученных знаний у детей по теме
«Космос» Выявление пробелов в усвоении полученного материала Воспитатели
учитель-логопед
Домашнее задание на лексическую тему «Космос» Подвести итоги проектной деятельности, закрепить знания по теме проекта. Дети
родители
Проведенный проект ко Дню Космонавтики, для наших детей стало настоящим праздником. Чтобы путешествие прошло удачно, дети усердно готовились. Провели несложные опыты, из которых узнали, что звезды на небе есть не только ночью, а луну никто не погрыз, просто у нее такое освещение, а с родителями наблюдали созвездия и с восхищением делились, как с мамой и папой они смотрели красоту ночного неба. С большим вниманием они рассматривали иллюстрации о Вселенной, фотографии космонавтов, разгадывали загадки о небесных телах. Особенно зрелищным был для детей «полет в космос». При помощи презентации и видеоролика постепенно исследовали солнечную систему и приближались то к одной планете, то к другой под космическую музыку. Встреча с инопланетянином тоже доставила большое удовольствие.
Во время прохождения проекта дети поняли, что быть космонавтом не только увлекательно, но и трудно. Дети получили от проекта большой заряд бодрости, много положительных эмоций и впечатлений,расширили и обогатили словарь по данной теме. А впечатления детства часто остаются в памяти на всю жизнь. Их яркость и богатство могут согреть и украсить душу человека на долгие годы.
Предполагаемые итоги реализации проекта.
1. Знания детей о космосе, космонавтах, обогащение словаря, комронентов речи
2. Умение играть в сюжетную игру – путешествие.
3. Выставка работ (рисунки, аппликация из пластилина)
4. Интерес родителей к занятиям детей.
Конечный результат.
1. Повышение уровня мотивации к занятиям, компетентности детей по теме «Космос».
2. Позитивные изменения в поведении детей.
3. Обобщение и распространение опыта, развитие речи.
Использованная литература
1. Борисенко М. Г., Лукина Н. А. Космос. Грамматика в картинках. - СПб., 2005.
2. Николаева О. В., Дьяковская М. А. Создание детско-родительских проектов в начальной школе. Логопед. 2011. № 3.
3. Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду. - М., 2005.
4. О комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса в дошкольном образовании. Скоролупова О., Федина Н. //Дошкольное воспитание, 2010. №5. - С40-45.
5. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. /под ред. Вераксы Н. Е., Комаровой Т. С., Васильевой М. А. - М., 2010.
6. Скоролупова О. А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме "Покорение космоса". М., 2003.
7. Скоролупова О. А. Большое космическое путешествие : Игровая неделя в ДОУ. - М., 2003.
8. Энциклопедия для детей. Космонавтика. Т. 25 М., 2005.
9. Энциклопедия для детей. Астрономия. Т. 8 М., 2004
10. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Астрономия. М., 2005.
11. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Космос. М., 1999.